Назначение и составные части тележки
БИЛЕТ № 1
- НАЗНАЧЕНИЕ КАРДАННОГО ВАЛА И ЕГО СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ
Карданный вал предназначен для передачи крутящегося момента от тягового электродвигателя к редуктору под изменяющимся при движении углом.
Карданный вал состоит из тонкостенной трубы, к одному концу которой приварена вилка карданного шарнира, а к другому шлицевой наконечник. На шлицевой наконечник надевается скользящая вилка второго карданного шарнира. Шлицевое соединение обеспечивает изменение длины карданного вала, при изменении нагрузки, каждый карданный шарнир состоит из двух вилок, крестовины и четырех игольчатых подшипников, которые прикрываются крышками.
- КАКИМИ ПРИБОРАМИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗАЩИТА СИЛОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ОТ ПЕРЕГРУЗКИ И ТОКОВ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ
Защита силовой цепи осуществляется автоматическими выключателями АВ-1. Ток уставки – 950 А. Защита каждой группы эл.двигателей (1-3) и (2-4) осуществляется реле перегрузки. Ток уставки – 400А. Защита параллельной цепи тяговых эл.двигателей и вспомогательных цепей осуществляется автоматическими выключателями АВ-2. Ток уставки – 100 А. Защита отдельных групп цепей, питающихся от контактной сети, осуществляется плавкими предохранителями.
- С КАКИМИ НЕИСПРАВНОСТЯМИ ТОРМОЗОВ, ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВАГОНА НА ЛИНИИ
ü не действует один из видов тормозов, в т.ч. отсутствует эл.динамическое торможение или не действует механический колодочный тормоз хотя бы на одной колесной паре;
ü неисправна тяга или пружина подвешивания рельсового тормоза;
ü зазор между полюсом рельсового тормоза и головкой рельса менее 8 мм и более 12 мм;
ü рычаг (педаль) стояночного тормоза не удерживается запирающим устройством, если такое устройство предусмотрено конструкцией;
ü не действует хотя бы один соленоид или тормозной цилиндр привода механических тормозов.
- ДЕЙСТВИЯ ВОДИТЕЛЯ ПРИ ОБРЫВЕ КОНТАКТНОГО ПРОВОДА
При обрыве контактного провода водитель обязан сообщить об этом старшему (центральному) диспетчеру, обеспечить вывоз бригады скорой технической помощи, находиться до ее прибытия около провода (не ближе 5 метров), не касаться его, не допускать к нему людей и предупреждать об опасности водителей проходящего транспорта.
- ПЕРЕРЫВ ДЛЯ ОТДЫХА И ПИТАНИЯ
В течении рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2-х часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации или по согласованию между работником и работодателем.
БИЛЕТ № 2
- НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ БАРАБАННО-КОЛОДОЧНОГО ТОРМОЗА
Является дополнительным тормозом дотормаживающим вагон до полной остановки после прекращения действия эл.динамического тормоза.
Находится на хвостовике ведущей шестерни редуктора и имеет эл. магнитный (соленоидный) привод. Составные части: тормозной барабан, тормозные колодки с накладками, два регулирующих эксцентриковых болта, два пальца подвешивания, пружины, система тормозных рычагов с роликами и валиками.
- КАКИМИ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ ПРИМЕНЯЮТСЯ НА ТРАМВАЕ
Следующие Контрольно-измерительные приборы:
ü Амперметр со шкалой 500-0-500А. Два амперметра находятся с силовой цепи по одному в каждой параллельной цепи тяговых двигателей.
ü Киловольтметр со шкалой 1000-0-1000В служит для контроля напряжения в контактной сети;
ü Амперметр со шкалой 300-0-300А служит для контроля заряда – разряда аккумуляторной батареи;
ü Вольтметр со шкалой 0-50 служит для контроля напряжения аккумуляторной батареи.
- С КАКИМИ НЕИСПРАВНОСТЯМИ РЕДУКТОРА ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВАГОНА НА ЛИНИИ
ü не затянуты и не зафиксированы гайки и болты крепления элементов реактивного устройства;
ü просачивание смазки с каплепадением;
ü наличие посторонних шумов в редукторе;
- ДЕЙСТВИЯ ВОДИТЕЛЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ РАЗБИТЫХ СТЕКОЛ НА ТРАМВАЕ
Если во время работы в трамвае окажется разбитое стекло, водитель должен надеть хлопчатобумажные рукавицы и удалить осколки из рамы. Выезжать из депо на линию с разбитыми стеклами запрещается.
- ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ТРУДОВОЙ ДОГОВОР. СТОРОНЫ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
Трудовой договор – соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязан предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым кодексом, законами и иными нормативными актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормами трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику зарплату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
БИЛЕТ № 3
- НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ
Основной элемент ходовой части трамвая. Воспринимает нагрузку от вагона и служит для направления движения его по рельсам. Является одним из наиболее ответственных узлов, влияющих на безопасность движения.
Состоит из оси, заключенной в коротком и длинном кожухах и двух подрезиненных колес.
- ТРЕБОВАНИЯ К ТОКОПРИЕМНИКАМ
Пантограф должен обеспечивать требуемое нажатие контактной вставки на к/п надежный безискровый токосъем при различной высоте, подвески к/п при любой скорости трамвая, при колебаниях к/п, при прохождении спецчастей и кривых, а также иметь достаточную прочность конструкции, небольшую массу подвижных частей и износоустойчивость, обеспечивающие бесперебойную и безопасную эксплуатацию трамвая.
Давление на контактный провод в рабочем диапазоне:
ü при подъеме 4,9 – 6 кгс;
ü при опускании 6,1 – 7,2 кгс
Разница между наибольшим и наименьшим давлением на полозе в рабочем диапазоне при движении в одну сторону (подъем или опускание) не более 1,1 кгс.
Недостаточное нажатие контактной вставки на провода приводит к нарушению контакта и образованию эл.дуги при токосъеме, вызывая повышение температуры, опаление и разрушение к/п. Увеличение нажатия вызывает повышенный износ к/п и к/вставки токоприемника, а также может привести к поломке деталей токоприемника и спецчастей к/сети.
- С КАКИМИ НЕИСПРАВНОСТЯМИ ВНЕШНИХ СВЕТОВЫХ ПРИБОРОВ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВАГОНА НА ЛИНИИ
ü не горят или не отрегулированы фары ближнего или дальнего света;
ü не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
- ДЕЙСТВИЯ ВОДИТЕЛЯ ПРИ ОСТАНОВКЕ ТРАМВАЯ НА ОБЕСТОЧЕННОМ УЧАСТКЕ КОНТАКТНОЙ СЕТИ
При остановке трамвайного вагона на обесточенном участке к/с (изолятор, крестовина) вагон подается вперед буксировкой с соблюдением соответствующих правил сцепки буксировки.
- ВОЗМОЖЕН ЛИ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ
При заключении трудового договора соглашением сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе. Условие об испытании должно быть указано в трудовом договоре. Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят без испытания.
БИЛЕТ № 4
- НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ МЕХАНИЗМА ОТКРЫВАНИЯ ДВЕРЕЙ
Двери вагона оборудованы индивидуальными электроприводами, управляемыми из кабины водителя. Дверной привод установлен в салоне у каждой двери. Привод состоит из эл.двигателя и двухступенчатого редуктора. Выходной конец вала редуктора со звездочкой приводной цепью соединены со створкой двери. Цепь и звездочка закрыты кожухами. В открытом и закрытом положениях двери электропривод автоматически отключается концевыми выключателями. Каждая дверь имеет запирающее устройство, которое не позволяет самопроизвольно им открываться при ускорении или торможении вагона.
- НАЗНАЧЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ. КОЛИЧЕСТВО БАНОК, ЕМКОСТЬ, НАПРЯЖЕНИЕ
Аккумуляторным называется химический источник электроэнергии, который способен накапливать (аккумулировать) в себе электрическую энергию от источника постоянного тока и по мере необходимости отдавать ее во внешнюю цепь.
Аккумуляторная батарея предназначена для питания низковольтных цепей управления, аварийного освещения, фар, ламп, габаритных и тормозных фонарей, ламп указателей поворота, эл.двигателей привода дверей, электромагнитов рельсовых и колодочных тормозов, вентиляторов, спидометра, сигнальных ламп, звукового сигнального электрического звонка.
Аккумуляторная батарея состоит из восьми батарей типа 5КН-125, соединенных по четыре батареи последовательно в две параллельные группы. Емкость всей аккумуляторной батареи 250 А-ч. Напряжение 24В.
Расшифровка обозначения 5КН-125:
5 – количество аккумуляторов в ящике;
КН – кадмиево-никелевый;
125 – емкость в А-ч
- ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ ТРАМВАЙНЫХ ВАГОНОВ, ВЫПУСКАЕМЫХ НА ЛИНИЮ
Техническое состояние трамвайных вагонов, выпускаемых на линию должно соответствовать требованиям утвержденной эксплуатационно-ремонтной документации и ПТЭ трамвая.
- ДЕЙСТВИЯ ВОДИТЕЛЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ НЕИСПРАВНОСТИ КОНТАКТНОЙ СЕТИ
При обнаружении неисправности к/с водитель обязан остановить трамвайный вагон и предупредить водителя сзади идущего трамвая о наличии неисправности, только после этого он может следовать дальше. Водитель следующего трамвая должен поступить аналогичным образом.
О неисправности к/с водитель обязан сообщить ближайшему работнику службы движения, а при отсутствии – диспетчеру конечной станции.
- КАКИЕ ЦЕЛИ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав, интересов работников и работодателей.
БИЛЕТ № 5
- КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ОТОПЛЕНИЕ САЛОНА
Отопление салона осуществляется нагревательными элементами типа ТЭН-60 мощностью до 400Вт и напряжением 110 В. Нагревательные элементы по 2 штуки расположены в тумбах сидений. В салоне вагона расположено 56 нагревательных элементов общей мощностью 9 кВт.
Включение отопления осуществляется двумя выключателями, расположенными в кабине водителя.
- НАЗНАЧЕНИЕ ТЯГОВОГО ДВИГАТЕЛЯ. ЕГО СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ
Преобразовать электрическую энергию постоянного тока в механическую, необходимую для приведения в движение трамвай.
Составные части: корпус цилиндрический, подшипниковые щиты, якорь, коллектор, главные и добавочные полюса с катушками, щеткодержатели со щетками, вентилятор, подшипники.
- С КАКИМИ НЕИСПРАВНОСТЯМИТ ЭЛЕКТРООБОРУДОВА-НИЯ ЗАПРЕЗЩАЕТСЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВАГОНА НА ЛИНИИ
ü при работе сильное искрение под щетками тяговых эл.двигателей или вспомогательных электрических машин;
ü останавливается (застревает) вал реостатного (ускорителя) на промежуточных позициях;
ü многократное (более трех раз) срабатывание защитной аппаратуры;
ü отказа выполнения команд, поступающих от контроллера водителя;
ü показания вольтметра напряжения на аккумуляторной батареи менее 18 В без потребителей (холостой ход);
ü отсутствуют или оборваны проводники, на площади более 25 % сечения шунта заземление кожухов электрических печей отопления;
ü не работает световая сигнализация на пульте водителя;
ü установлены некалиброванные предохранители;
ü пружинящие зажимы не обеспечивают эл.контакт и удержание предохранителя;
ü не работают измерительные приборы;
ü не работают устройства обогрева и обдува стекол;
ü не работает звуковая сигнализация.
- ТРЕБОВАНИЯ ТБ ПРИ ПОДАЧЕ ТРАМВАЯ ЗАДНИМ ХОДОМ
При подаче трамвая назад водитель должен лично убедиться в безопасности движения и что он не создает помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.
- КАК ОФОРМЛЯЕТСЯ ПРИЕМ НА РАБОТУ
Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в 3-х дневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).
При приеме на работу до подписания трудового договора работодатель обязан ознакомить работника под роспись с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.
БИЛЕТ № 6
- ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ РЕЛЬСОВОГО ТОРМОЗА
Рельсовый тормоз питается от аккумуляторной батареи и генератора с номинальным напряжением 24В. Подвешен на регулируемых пружинах (с обеих сторон тележки) в 8-12 мм от головки рельса. Усилие притяжения тормозного башмака к головке рельса составляет 4800-5000кгс. Для приведения рельсового тормоза в действие, необходимо сбросить педаль безопасности или перевести рукоятку контроллера управления на позицию Т5. При этом на катушку рельсового тормоза подается напряжение, вокруг катушек создается электромагнитное поле, притягивающее рельсовый тормоз к головке рельса и за счет трения создается эффект торможения. При снятии напряжения с катушки (или уменьшении его по различным причинам) под действием пружин, башмак рельсового тормоза, возвращается в исходное положение.
- КАКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ АППАРАТАМИ ПРИМЕНЯЕТСЯ НА ТРАМВАЕ
Система управления, при которой все необходимые переключения в цепях тяговых эл.двигателей осуществляется индивидуальными или групповыми контакторами, управляемыми на расстоянии с помощью контроллера управления называется системой косвенного управления.
- КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ У ВОДИТЕЛЯ ПРИ РАБОТЕ НА ЛИНИИ
Удостоверение или временное разрешение на право управления трамвайным вагоном, выданное ГИБДД.
ü удостоверение на право работы на эл.установках с напряжением до 1000В;
ü книжка водителя;
ü путевой лист (наряд на работу);
ü расписание движения;
ü книга поезда с талоном технического осмотра.
- ДЕЙСТВИЯ ВОДИТЕЛЯ В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ ВЫЙТИ ИЗ ТРАМВАЯ (НА КОНЕЧНОЙ СТАНЦИИ ИЛИ В ПУТИ)
Водитель обязан затормозить вагон стояночным тормозом, убедиться, что трамвай удерживается на месте, выключить все высоковольтное оборудование, цепь управления, поставить реверсор в положение «О» и взять с собой ручку контроллера (где предусмотрено конструкцией), надеть сигнальный жилет, закрыть кабину водителя и осторожно выйти из трамвая.
Покидать трамвай на уклонах водителю запрещается.
- ЧТО ТАКОЕ СМЕННАЯ РАБОТА
Сменная работа – работа в две, три или четыре смены:
ü вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.
При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.
При составлении графиков сменности учитывается мнение представительного органа работников. Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие.
Работа в течение двух смен подряд запрещается.
БИЛЕТ № 7
- КАКИМИ ВИДАМИ ТОРМОЗОВ ОБОРУДОВАН ТРАМВАЙНЫЙ ВАГОН
1. Барабанно-колодочный тормоз с электромагнитным (соленоидным) приводом, воздействующим на тормозной барабан, установленный на хвостовике редуктора;
2. Электродинамический тормоз, действующий при переводе тяговых эл.двигателей в генераторный режим;
3. Рельсовый тормоз, действующий на основе взаимодействия эл.магнитного поля катушки с головкой рельса.
- НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЭЛЕКТРОДВИ-ГАТЕЛЯ ПРИВОДА ДВЕРЕЙ
Применяется в качестве двигателя привода дверей. Работает от напряжения 24 В с самовентиляцией. Двигатель последовательного возбуждения. Реверсирование двигателя достигается изменением направления тока в обмотке возбуждения.
Составные части: корпус (остов), якорь, коллектор, обмотка якоря, щеткодержатели со щетками, крышки с подшипниками, сердечники полюсов с катушками.
- КОГДА СКОРОСТЬ ВАГОНА НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ 15 КМ/ЧАС
Для четырехосных вагонов и 2-х вагонных поездов скорость движения не должна превышать 15 км/час при прохождении кривых участком пути радиусом до 50м, спусках от 7,0 до 9,0 (от 70 до 90%), при прохождении пошерстных стрелок и путевых спецчастей, при буксировке неисправных вагонов исправным, расположенном спереди.
- ДЕЙСТВИЯ ВОДИТЕЛЯ ПЕРЕД ВЪЕЗДОМ НА ТЕРРИТОРИЮ ДЕПО
Перед въездом на территорию депо водитель обязан остановить трамвай и убедиться, что в трамвае нет посторонних лиц.
- КОГДА ВОЗМОЖЕН ВРЕМЕННЫЙ ПЕРЕВОД НА ДРУГУЮ РАБОТУ В СЛУЧАЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ
Перевод работника в случае производственной необходимости без его согласия в срок до одного месяца допускается в следующих случаях:
1. В случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части для предотвращения указанных случаев или устранения их последствий.
2. В случаях простоя (временные приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего.
Перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника, оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
БИЛЕТ № 8
НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ТЕЛЕЖКИ
Тележка трамвайного вагона предназначена для размещения на ней электротягового и тормозного оборудования с приводом и осуществление вписывания вагона в кривые.
Состоит из 2-х продольных балок, шкворневой балки с пятником, кронштейна – крепления рукава песочницы и брызговиков.
- КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ОСВЕЩЕНИЕ САЛОНА ВАГОНА
Освещение салона осуществляется 36 лампами накаливания типа ЖГ мощностью 60 Вт и напряжением 120 В. Лампы располагаются в светильниках по три штуки и закрыты матовым стеклом.
Между собой лампы соединены последовательно по шесть штук и составляют шесть групп, включенных параллельно между собой.
Освещение включается выключателем типа ВУ-222, расположенным слева в кабине водителя.
- КАКАЯ ВЕЛИЧИНА ТОРМОЗНОГО ПУТИ ТРАМВАЯ ПРИ СЛУЖЕБНОМ ТОРМОЖЕНИИ
При служебном торможении тормозной путь вагона (поезда) без нагрузки на горизонтальном участке на сухих и чистых рельсах, при однократном воздействии на орган управления тормозной системой со скорости начала торможения 40 км/час должен быть не более 45м.
- ДЕЙСТВИЯ ВОДИТЕЛЯ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОЖАРА В ТРАМВАЕ
При возникновении пожара водитель должен высадить пассажиров, не допуская паники. Производить тушение пожара только углекислотным, порошковым огнетушителем или сухим песком. Если пожар потушить своими средствами не удается, необходимо срочно вызвать пожарную команду.
- ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
Основаниями прекращения трудового договора являются:
ü соглашение сторон;
ü истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;
ü расторжение трудового договора по инициативе работника;
ü расторжение трудового договора по инициативе работодателя;
ü перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);
ü отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, изменением подведомственности организации либо ее реорганизацией;
ü отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора;
ü отказ работника от перевода на другую работу, вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;
ü отказ работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность;
ü обстоятельства, не зависящие от воли сторон;
ü нарушение установленных трудовым кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора. Если это нарушение исключает возможность продолжения работы.
Во всех случаях днем увольнения работника является последний день его работы, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с Трудовым Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).
БИЛЕТ № 9