Урок №1 Историяразвитиятормознойтехники
Первые тормоза, применявшиеся на подвижномсоставе, былиручными. Значительный шаг в развитиитормознойтехникибылсделан в 1847 г., когдабылипредложеныавтоматическиенепрерывные тормоза (автоматическимисчитаются тормоза, срабатывающие при обрывевоздухопроводапоезда, непрерывными — тормоза, связанные в единую систему и управляемые с одного пульта). Первыетакие тормоза былимеханическими. Они управлялись с помощьюнатянутоговдольпоезда троса, отличалисьгромоздкостью и не былиприспособлены для работы в длинныхпоездах.
В 1869 г. появилсяпервыйнеавтоматическийтормоз, действующий при помощисжатоговоздуха: вдольпоездапроходилвоздухопровод, к которому на каждомвагонеподключалсятормознойцилиндр. Впуском сжатоговоздуха в воздухопроводизглавного резервуара через трехходовой кран производилосьторможение, а выпуском — отпуск. Этоттормозбылнепрерывным, нонеавтоматическим, так как при разъединениирукавоввоздухопроводаутрачиваласьвозможностьторможения.
Активноеучастие в разработке и созданиитормозныхустройств для железнодорожноготранспортапринимали десятки талантливыхизобретателей, наиболееизвестнымиизкоторыхявляются Ф. П. Казанцев и И. К. Матросов.
Автотормознаятехникаявляется одним изважнейшихэлементовжелезнодорожноготранспорта, от уровняразвития и состоянияэтойтехники в значительной мере зависитпровознаяспособностьдорог и безопасностьдвиженияпоездов.
Тормозноеоборудованиеподвижного состава должно нормально работать в условияхсложныхпроцессов, происходящих в движущемсяпоезде (сухоетрениетормозных колодок с преобразованиеммеханическойэнергии в тепловую, газодинамическиепроцессы в тормозноймагистрали, качениеколес по рельсам в условияхпредельногоиспользования сил сцепления, взаимодействиявагоновмеждусобой с появлениемзначительныхпродольных сил и др.).
Успешномурешениюэтих задач способствуетприменениекомпозиционныхтормозных колодок, имеющихзначительнобольшийсрокслужбы, чемчугунные колодки, и автоматическихрегуляторовтормознойрычажнойпередачи, которыепрактическиисключаютнеобходимость в трудоемкихручныхоперацияхрегулировки. В воздухораспределителяхвместометаллическихпритираемых деталей используютсярезиновыеуплотнители, обладающиевысокимитехническимисвойствами при минимальных затратах на ремонт, которыйпредельноупрощен и заключаетсяпрактически в заменерезиновых деталей и смазки
Свойствакомпозиционныхтормозных колодок будутсовершенствоваться в направленииувеличенияизносостойкости, стабильностифрикционных характеристик в различныхклиматическихусловиях и уменьшениявоздействия колодки на колесо. Повышениеизносостойкости колодок в сочетании с автоматическимрегулированиемтормознойрычажнойпередачипозволитпроизводитьихзаменутолько по предельномуизносу при плановомремонтевагонов, благодарячемурезкосократитсяобъемработ на пунктах техническогообслуживания.
Предусматриваетсявнедрение систем, автоматизирующихпроцессразрядкитормозов на сортировочныхстанциях, переключениережимовторможения в зависимости от загрузки, закрепление от самопроизвольногоперемещениястоящих без локомотива вагонов и др. Для высокоскоростныхпассажирскихпоездовбудут широко применятьсямагнитно-рельсовые и дисковые тормоза в сочетании с колодочными, электронныепротивоюзныеустройства, надежнозащищающие колеса от повреждений на участках с низкимсцеплениеммеждурельсами и колесами. Значительноеразвитиеполучатсистемыавтоматизациипроцессауправлениятормозами (автомашинист), а такжеустройстваэлектрического (рекуперативного и реостатного) торможения на локомотивах и мотор-вагонномподвижномсоставе.
Все мероприятия по дальнейшемусовершенствованию тормозного оборудованиянаправлены на повышениеегонадежности и долговечности, на оптимизациюусловийобслуживания и ремонта, обеспечениебезопасностидвиженияподвижного состава при высоких скоростях.
Законспектировать и ответить на вопросы:
1. Какие тормоза называются автоматическими непрерывными?
2. Отличие автоматического и неавтоматического тормоза?