Объекты логистического менеджмента
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
1. Методологические основы логистики | |
2. Логистические системы | |
3. Закупочная логистика | |
4. Логистика запасов | |
5. Производственная логистика | |
6. Распределительная логистика | |
7. Логистика складирования | |
8. Транспортная логистика | |
9. Эффективность логистических систем | |
10. Информационная логистика | |
Практические задания | |
Хозяйственные ситуации и деловые игры | |
Список использованных источников |
Введение
В современных условиях хозяйствования эффективность функционирования во многом определяется тем, насколько широко в практику управления внедряются новые методы и модели.
Логистический подход к управлению материальными, финансовыми и информационными потоками требует достаточно глубокого изучения, поскольку позволяет оптимизировать процессы производства и обращения, формировать рациональные хозяйственные связи с партнерами, совершенствовать систему товародвижения, определять наиболее приоритетные направления распределения средств.
Использование логистики в сфере производственно-хозяйственной деятельности предприятия способствует улучшению качества разработки и повышению эффективности реализации стратегии управления предприятием, что особенно актуально в работе экономических служб.
Настоящие методические указания рассматривают хозяйственные ситуации в сфере управления закупками, запасами, складированием, транспортировкой и распределением товаров, а также содержат методические указания к проведению деловых игр. Их использование в процессе изучения курса «Логистика» позволит студентам научиться принимать решения в условиях, максимально приближенных к реальным, и оценивать эффективность их реализации.
Представленные в методических указаниях рекомендации по решению задач и проведению деловых игр будут способствовать лучшему усвоению изучаемого материала, что обеспечит высокий уровень подготовки специалистов, умение применять логистические методы на практике.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Объекты логистического менеджмента
ЛОГИСТИКА – это комплексное управление материальными, а также связанными с ними информационными и финансовыми потоками в процессе доведения товаров от их производителя до конечного потребителя с использованием наиболее рациональных способов и приемов.
Основными объектами логистического менеджмента являются материальный (товарный) поток; информационный поток; финансовый поток.
Материальный поток – это товары, рассматриваемые в процессе приложения к ним определенных логистических операций или осуществления логистических функций (перемещения, погрузки, разгрузки, продажи, хранения). Они характеризуются ассортиментом и количеством товаров, габаритными и весовыми характеристиками товаров, характеристиками тары, условиями транспортировки, условиями договора купли-продажи.
Информационный логистический поток– это совокупность циркулирующих в логистической системе, а также между системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Существует в речевой, бумажной и электронной формах. Измеряется количеством информации, обрабатываемой или передаваемой в единицу времени.
Финансовый логистический поток –это направленное движение финансовых средств, обуславливающих движение товаров или информации в макро- или микроэкономической среде, а также между ними.
Логистическая система – это сложная, организационно-завершенная экономическая система, состоящая из элементов – звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными или сопутствующими им потоками.
Виды логистических систем:
1. Макрологистическая система – это крупная система управления материальным потоком, охватывающая предприятия различных отраслей и видов деятельности, расположенные в разных регионах или разных странах.
Создаются на уровне территориального или административно-территориального образования.
В качестве элементов системы выступают предприятия промышленности, торговли, транспорта, посреднические организации, финансовые учреждения, информационно-аналитические центры и т.д.
Рисунок 1.1 – Схема макрологистической системы.
Задачами создания макрологистических систем являются: развитие межотраслевых связей; составление прогнозов развития товаропроводящей сети; выработка общей концепции распределения; координация товародвижения в регионе; развитие посреднических функций; совершенствование транспортного обслуживания в регионе; размещение складов на территории; развитие сервиса в регионе.
Микрологистическая система – класс систем, относимый к определенной организации бизнеса и предназначенный для управления и оптимизации материальных, информационных и финансовых потоков на уровне отдельного субъекта хозяйствования в процессе организации снабжения, производства и сбыта.
В качестве элементов микрологистической системы выступают подразделения, службы и отделы конкретного предприятия.
Рисунок 1.2 – Схема микрологистической системы.
К задачам создания микрологистических систем относятся следующие: эффективное использование ресурсов; сокращение запасов; ускорение оборачиваемости оборотных средств; сокращение длительности производственного цикла; оптимизация работы складского хозяйства и транспорта; рационализация движения материальных потоков; сокращение времени выполнения заказов.
Задание 1.1
Определить характер операций, направления, виды и очередность возникновения потоков при взаимодействии нескольких участников коммерческого процесса: производителя товаров, потребителя, торгового посредника, перевозчика, банковского учреждения. Выделить логистические цепи, ориентированные по различным информационным и финансовым потокам.
Задание 1.2
Проанализировать систему информационных потоков производственной фирмы в процессе организации коммерческой деятельности в сфере закупок и продаж при взаимодействии различных служб и отделов аппарата управления. Выявить основные направления оптимизации информационных потоков с целью повышения эффективности управленческого процесса.
Задание 1.3
Указать направления и очередность возникновения товарных, информационных и финансовых потоков при различных вариантах расчетов продавца и покупателя.
Задание 1.4
Построить логистическую цепь, характеризующую взаимосвязь различных участников системы движения материального потока в сложившейся ситуации. Проанализировать связи между элементами логистических систем.
Поставщиками сырья производственной фирмы являются:
- ОАО «Полесье», г. Пинск – полушерстяная пряжа;
- ОАО «Химволокно», г. Солигорск - синтетические нити и материалы;
- ОАО «Химволокно», г. Могилев - синтетические нити и материалы;
- ОАО «Барановичский хлопчатобумажный комбинат» - хлопчатобумажная пряжа.
При этом доставка из Пинска, Барановичей и Солигорска осуществляется транспортом сторонней организации, из Могилева - собственным транспортом фирмы.
Закупка синтетических тканей осуществляется в больших объемах, поэтому они складируются на территориальной базе, принадлежащей группе предприятий отрасли. Полушерстяная и хлопчатобумажная пряжа доставляется непосредственно на склад сырья фирмы - потребителя.
Продукция предприятия хранится на двух складах готовой продукции.
Производимые на предприятиях трикотажные изделия реализуются в фирменных магазинах; поступают оптовой фирме для последующей реализации в розничной торговой сети региона; отгружаются партнерам в порядке товарообменных операций; поступают посреднической фирме, занимающейся реализацией продукции фирмы за пределами Республики Беларусь.
Наличие собственного транспорта позволяет осуществлять доставку готовой продукции в фирменные магазины и на оптовую базу. Перевозка товаров при приобретении их партнерами осуществляется транспортом этих предприятий; транспортировка готовой продукции для реализации их за пределами Республики Беларусь производится транспортом сторонних организаций.
Закупочная логистика
Сущностьзакупочной логистикисостоит в организации обеспечения предприятия сырьем, материалами, комплектующими и другими товарно-материальными ценностями с максимальной эффективностью.
Задачами логистики закупок являются:
1) в сфере управления товарными (материальными) потоками формирование рациональных хозяйственных связей; рационализация процесса организации закупок; управление запасами;
2) в сфере управления информационными потоками: формирование и пополнение базы данных по поставщикам, по потребности в закупаемых товарах, по состоянию запасов; совершенствование текущего учета с целью информационной поддержки закупочной деятельности;
3) в сфере управления финансовыми потоками: формирование рациональной структуры распределения финансовых средств; организация текущих расчетов и платежей; оптимизация затрат на закупки; минимизация финансового риска.
Для формирования рациональных хозяйственных связей целесообразно осуществлять оценку поставщиков на основе расчета их рейтинга с использованием следующих способов.
1.Способ балльной оценки характеристик поставщиков:
→ max ,
где ai – коэффициент значимости i–того критерия выбора поставщиков;
Бiј - балльная оценка ј-того поставщика по i –тому критерию.
2. Количественная оценка результатов работы с поставщиками:
→ min ,
где ац, ак, ан – коэффициенты значимости критериев цены товара, качества и надежности поставщика;
Тц – темп изменения цены закупаемых товаров, %,
,
где Тi – темп изменения цены i–того вида закупаемых товаров, %,
Уi - удельный вес i–того вида товара в общей стоимости закупки последнего периода, %.
Тк- темп изменения поставок некачественных товаров, %
,
где Унк0, Унк1 – удельный вес товаров ненадлежащего качества в общем объеме закупок по периодам, %.
Тн – показатель надежности поставщика, %
,
Дз0, Дз1 – среднее число дней запаздывания в расчете на одну поставку по периодам, дн.
Задание 1.5
Определить минимально необходимый объем закупок комплектных товаров с целью полного использования имеющихся на складе запасов.
Таблица 1.1 – Остатки товаров на складе, штук.
Вид товаров | Остаток на складе | Среднедневной расход |
А | ||
Б | ||
В | ||
Г | ||
Д |
Задание 1.6
При приобретении товаров возможны следующие варианты оплаты:
- на условиях предоплаты с 3%-ной скидкой к цене товара с использованием кредитных ресурсов; годовая процентная ставка – 24%;
- с оплатой по факту поставки, то есть через 45 дней, без скидки с использованием собственных денежных средств.
Стоимость закупки товаров составляет 250 млн. руб.
Определить наиболее целесообразный вариант оплаты партии закупаемых товаров.
Задание 1.7
Разработать график закупок материалов по итогам проверки остатков на складе 20 декабря с учетом информации таблицы.
Таблица 1.2 – Условия закупок по видам материалов.
Вид материала | Остаток на складе, кг | Средне-суточный расход, кг | Транзитная норма отгрузки, кг | Заготови-тельный период, дни | Цена закупки, д.ед. |
А | |||||
Б | |||||
В | |||||
Г |
Задание 1.8
Определить рейтинг поставщиков на основе балльной оценки их характеристик.
Таблица 1.3 – Оценка поставщиков, баллы
Критерии выбора поставщика | Коэффициент значимости | Оценка поставщиков | ||
А | Б | В | ||
Ассортимент | 0,15 | |||
Ритмичность поставок | 0,10 | |||
Качество товаров | 0,35 | |||
Надежность | 0,15 | |||
Цена | 0,05 | |||
Условия оплаты | 0,25 |
Задание 1.9
Предприятие работает с тремя основными поставщиками товаров. На планируемый период решается вопрос о возможности продления договорных отношений с тем, кто наилучшим образом соответствует условиям хозяйствования по следующим основным критериям оценки: цена, качество товара, надежность поставки.
Определите наиболее приемлемого поставщика на основе количественной оценки результатов работы с поставщиками в предыдущем периоде (см. таблицу 2.4)
Таблица 1.4 - Результаты закупки товаров.
Поставщик | Период | Вид товара | Объем закупок, штук | Цена, руб. | Количество некачественных товаров, штук |
I | 1 полугодие | А | |||
Б | |||||
В | |||||
2 полугодие | А | ||||
Б | |||||
В | |||||
II | 1 полугодие | А | |||
Б | |||||
В | |||||
2 полугодие | А | ||||
Б | |||||
В | |||||
III | 1 полугодие | А | |||
Б | |||||
В | |||||
2 полугодие | А | ||||
Б | |||||
В |
Таблица 1.5 - Изменение условий поставки
Поставщик | Период | Количество поставок | Запаздывание поставки, дни |
I | 1 полугодие | ||
2 полугодие | |||
II | 1 полугодие | ||
2 полугодие |
Задание 1.10
Потребность в закупаемых товарах составляет 10000 штук в месяц и является постоянной в течение года. Цена закупки товара имеет сезонный характер; изменение цен в отчетном периоде представлено в таблице 2.6.
Расходы на содержание запасов в среднем за год составляют 10 ден. ед. в расчете на одну штуку.
При организации закупок возможны следующие варианты: равномерные закупки в течение года; форвардные закупки на 2 месяца; форвардные закупки на 3 месяца; форвардные закупки на полугодие.
Определить наилучший вариант закупок.
Таблица 1.6 - Изменение цен в отчетном периоде, ден. ед.
Месяц | Цена | Месяц | Цена | Месяц | Цена |
Январь | 3,0 | Май | 1,4 | Сентябрь | 1,8 |
Февраль | 2,6 | Июнь | 1,0 | Октябрь | 2,2 |
Март | 2,2 | Июль | 1,0 | Ноябрь | 2,6 |
Апрель | 1,8 | Август | 1,4 | Декабрь | 3,0 |
Логистика запасов
Сущностьлогистики запасов состоит в оптимизации процессов образования, содержания и использования при производстве и распределении запасов сырья, материалов, готовой продукции и т. д.
Система управления запасами – это совокупность действий в сфере создания и использования запасов, направленных на оптимизацию затрат и обеспечение непрерывности производственного процесса или процесса товарного обращения.
Наиболее распространены следующие системы управления запасами.
· Система с фиксированным размером заказа.
· Система с фиксированным интервалом между заказами.
· Система с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня.
· Система «минимум-максимум».
При системе с фиксированным размером заказа величина заказа в течение некоторого времени остается неизменной, интервал между заказами изменяется. Основным параметром системы является размер заказа (Зопт). Он обосновывается в такой величине, при которой совокупные расходы на организацию закупок и содержание запасов являются минимальными.
,
где П –общая потребность в закупаемых товарах;
Рз – расходы на организацию закупки (рассчитывается на партию товаров);
Рс- расходы на хранение товаров на складе (рассчитывается на единицу товара).
При системе с фиксированным интервалом между заказами неизменным является интервал между заказами, а размер партии изменяется.
Основным параметром системы является интервал между поставками, который рассчитывается следующим образом:
,
где Др –число рабочих дней в рассматриваемом периоде;
П – общая потребность в закупаемых товарах;
Зопт – оптимальный размер заказа.
При использовании системы с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня заказ осуществляется через определенный интервал после очередной проверки, но возможен дополнительный заказ в случае, если величина текущего запаса снизилась до порогового уровня.
Величина заказа определяется
· в пределах системы ,
· при дополнительном заказе .
В системе «минимум-максимум»(Ss-система) очередной заказосуществляется только в том случае, если уровень запасов снижается до минимального установленного уровня в размере до максимальной величины.
Система используется при значительных издержках содержания запасов на складе, соизмеримых с потерями от дефицита товаров. Поэтому в системе сознательно допускается дефицит товаров.
Длясовершенствования механизма управления запасами необходим более точный расчет величины оптимального заказа и размера страхового запаса. Величина оптимального заказа определяется:
· с учетом потерь от дефицита товаров
,
где Пд – величина потерь от дефицита товаров;
· с учетом возможности производства части закупаемых товаров в условиях собственного предприятия
,
где В – возможный объем собственного производства товаров;
При нерегулярных закупках и изменяющемся спросе величину страхового запаса целесообразно рассчитывать следующим способом:
,
где р – среднесуточное потребления (расходования) товаров;
tсв – средневзвешенный интервал поставки в отчетном периоде;
ti – интервал опозданий, т.е. интервал между очередными поставками, превышающий средневзвешенный;
vi – объем поставки с интервалом выше средневзвешенного.
При оптимизации закупок многономенклатурных запасов расчет оптимальной величины заказа i-того вида товаров целесообразно осуществлять следующим образом.
,
где Пi – общая потребность в товаре i-того вида;
Н –постоянная величина, рассчитываемая по формуле,
,
где ni – число поставок в отчетном периоде.
Оптимизация закупок и управление запасами требует классификации закупаемых товаров по степени их значимости для предприятия. Это осуществляется с использованием метода АВС- анализа, при котором все виды закупаемых товаров разбиваются на три группы в зависимости от их удельного веса в общей стоимости закупок: к группе А относятся товары, составляющие ≈ 70-80% в общей стоимости закупок, группа В – товары с удельным весом ≈ 15-20%; группа С – товары с удельным весом ≈ 5-10%.
Товары группы А требуют тщательного контроля и разработки специальных вариантов управления запасами, товары группы В– периодического контроля; для товаров группы С не требуется использование специальных методов контроля и разработки систем управления запасами. Тем самым в результате такого анализа оптимизируется управленческая деятельность в сфере закупок.
Задание 1.11
Определить оптимальный размер заказа и время между закупками, если затраты на поиск поставщика и оформление заказа составляют 990 ден. ед., расходы на хранение товара на складе- 275 ден. ед., потребность в товарах за год составляет 2000 штук.
Задание 1.12
Годовая потребность торгового центра в пылесосах составляет 600 штук. Расходы на содержание одного пылесоса - 3 ден. ед. в год. Затраты на подготовительно-заключительные операции, не зависящие от величины закупаемой партии, - 36 ден. ед.
Рассчитать оптимальную величину партии поставки и сумму затрат, связанных с функционированием системы.
Задание 1.13
Годовое потребление товара составляет 250 единиц; издержки оформления заказа – 4,6 ден. ед., расходы на хранение товара – 2,5 ден. ед. в расчете на одну штуку. Товар может поставляться партиями по 10; 20; 30; 40; 50; 60; 70; 80 штук. Определить оптимальный размер закупаемой партии на основе графического анализа совокупных затрат на организацию поставки и содержание запасов на складе.
Задание 1.14
Прогнозируемый годовой спрос на телевизоры в магазине составляет 2000 штук. Затраты на хранение одного телевизора – 40 ден. ед.; издержки оформления заказа – 500 ден. ед. Согласно договору магазин закупает телевизоры с интенсивностью 150 штук в месяц. Издержки дефицита, связанные с неудовлетворенным спросом, составляют 80 ден. ед. в расчете на одну единицу товара.
Определить общие издержки организации закупок
1) при реальных условиях;
2) при закупке товаров партиями по 200 штук;
3) при использовании оптимальных параметров поставки.
Задание 1.15
Годовой спрос на товары составляет 1200 штук. Суммарные затраты на выполнение заказа- 60,8 ден. ед. Цена единицы товара 29,3 ден. ед. Расходы на содержание запасов составляют 22% от цены. У фирмы есть возможность осуществлять доставку товаров на склад железной дорогой или автомобильным транспортом при следующих исходных данных:
· время доставки по железной дороге – 10 дней; автомобильным транспортом – 4 дня;
· тариф на перевозку по железной дороге равен 0,6 ден. ед.; автомобильным транспортом – 0,9 ден. ед.;
· затраты на содержание запасов в пути составляют 10% от цены товара.
Определить наиболее выгодный вариант транспортировки товаров; произвести графическую интерпретацию модели, учитывающей запасы в пути.
Задание 1.16
Рассчитать параметры системы управления запасами с фиксированным размером заказа и общие среднегодовые издержки ее функционирования, если годовая потребность в материалах 11800 тонн; издержки выполнения заказа – 200 ден. ед.; расходы на хранение материалов – 4,8 ден. ед. на одну тонну; время между закупками 5 дней; время запаздывания поставки 2 дня; число рабочих дней – 262.
Задание 1.17
Рассчитать размер заказа изделий смежного производства в системе с установленной периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня при следующих условиях: максимальный желательный запас изделий 170 штук; ожидаемое потребление за время поставки 24 штуки; пороговый уровень запаса 50 изделий; поставки ожидаются 1 раз в 2 недели; предыдущий заказ был сделан 3 февраля; 11 февраля текущий запас изделий составил 50 штук.
Задание 1.18
Проанализировать значимость закупаемых товаров на основе метода АВС– анализа.
Таблица 1.7 – Исходная информация по закупаемым товарам
Вид товара | Фактическая потребность, шт. | Цена за штуку, ден.ед. |
2,19 | ||
89,0 | ||
10,9 | ||
260,0 | ||
985,1 | ||
1217,5 | ||
2,4 | ||
4,8 | ||
95,3 | ||
49,2 | ||
5,8 | ||
20,0 | ||
23,2 | ||
7,4 | ||
1700,9 |
Задание 1.19
Рассчитать изменение величины параметров закупок при оптимизации многономенклатурных запасов.
Общая потребность в товарах составляет: товар А – 290 шт., товар Б – 45 шт., товар В – 360 шт. Интенсивность закупок: товар А – 1 раз в 2,5 месяца, товар Б – 1 раз в 4 месяца, товар В – ежемесячно.
Задание 1.20
Рассчитать оптимальный размер страхового запаса при нерегулярных закупках материалов в течение квартала (см. таблицу).
Среднесуточный расход материалов – 8 тонн.
Таблица 1.8 – Объемы закупок материалов
Дата закупки | 5.01 | 10.01 | 25.01 | 15.02 | 28.02 | 2.03 | 20.03 | 27.03 |
Объем закупки, т |