Задача 2. закрытая транспортная
Постановка задачи. Строительно-монтажное управление имеет возможность получать кирпич для своих 10 строительных площадок из трёх кирпичных заводов. Для расчёта затрат на грузоперевозки, объём выпуска кирпича приведён в тоннах. От заводов-поставщиков до базы управления производственно-технологической комплектации (УПТК), кирпич перевозится железнодорожным транспортом. Сметные цены на железнодорожные перевозки составлены на основании прейскуранта и предусматривают затраты на транспортирование строительных материалов, машин и оборудования грузовой скоростью по железнодорожным путям общего пользования. Исходные данные расстояний от заводов к объектам и объемов поставок и потребления представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Расстояния от заводов до базы УПТК, км. | Расстояния от базы УПТК до объектов, км. | |||||||||||
Заводы | Объекты | |||||||||||
Таблица 2
Выпуск кирпича, тыс. тонн | Потребности объектов, тыс. тонн. | |||||||||||
Заводы | Объекты | |||||||||||
Провозная плата за перевозку грузов вагонными отправлениями определяется в зависимости от расстояния:
от 251 км. и выше – 45 руб./т.
от 141 км. до 250 км – 38 руб./т.
до 140 км – 31 руб./т.
С базы УПТК на стройплощадки перевозки осуществляются автомобильным транспортом. Стоимость подсчитывается следующим образом: до 1 км - 11 руб./т-км, на каждый последующий тонно-километр добавляется 2 руб., затем на каждый последующий тонно-километр (свыше 10 км.) - 1 руб.
Стоимость перевозки одной тонны кирпича от завода к объекту определяется как сумма затрат на железнодорожный и автомобильный транспорт.
Затраты на перевозку 1 тонны кирпича в денежном выражении представлены матрицей С:
Объемы поставок кирпича заводами составляют 26 тыс. тонн, а объекты могут принять 27 тыс. тонн. Материальный баланс не соблюдается. Т.к. объем поставок меньше объема потребления, добавляем фиктивного поставщика.
Математическая модель будет иметь следующий вид:
1. Целевая функция:
2. Система ограничений:
- Объемы поставок заводами:
X11 + X12 + X13 + X14 + X15 + X16 + X17 + X18 + X19 + X110 = 10
X21 + X22 + X23 + X24 + X25 + X26 + X27 + X28 + X29 + X210 = 9
X31 + X32 + X33 + X34 + X35 + X36 + X37 + X38 + X39 + X310 = 7
X41 + X42 + X43 + X44 + X45 + X46 + X47 + X48 + X49 + X410 = 1
- Объемы потребления объектами:
X11 + X21 + X31 = 3
X12 + X22 + X32 = 2
X13 + X23 + X33 = 3
X14 + X24 + X34 = 3
X15 + X25 + X35 = 1
X16 + X26 + X36 = 1
X17 + X27 + X37 = 5
X18 + X28+ X38 = 2
X19 + X29 + X39 = 4
X110 + X210 + X310 =3
3. Условие неотрицательности переменных:
Реализация модели в MS Excel:
Рисунок 1 – Окно ввода аргумента функции ЕСЛИ()
Рисунок 2 – Рабочий лист расчета матрицы тарифов
Рисунок 3 – Окно «Поиск решения»
Рисунок 4 – Итоговый лист решения модели
Таким образом, найден оптимальный план перевозки кирпича от заводов к объектам по критерию минимальных суммарных затрат на железнодорожный и автомобильный транспорт в объеме 1502 тыс. руб. В таблице 3 приведены количества перевозимого кирпича от заводов к объектам и составляющие себестоимости перевозки.
Таблица 3
Завод | Объект | Количество перевозимого кирпича, тыс. тонн | Себестоимость перевозки, тыс. руб |
Завод 1 | Объект 6 | ||
Объект 7 | |||
Объект 8 | |||
Объект 9 | |||
Завод 2 | Объект 2 | ||
Объект 3 | |||
Объект 4 | |||
Объект 5 | |||
Завод 3 | Объект 1 | ||
Объект 9 | |||
Объект 10 | |||
Завод 4 | Объект 7 | ||
Итого |
На рисунке 5 приведена диаграмма перевозок кирпича от заводов к объектам.
Рисунок 5 – Диаграмма перевозки кирпича от заводов к объектам
Таким образом, получен оптимальный план перевозок кирпича от заводов к объектам, при котором достигается минимальное значение себестоимости перевозок.