Реализация решения задачи в ЭТ Excel

Порядок выполнения работы.

Решить транспортную задачу, представленную в табличной форме:

  B1 B2 B3
A1
A2
A3

Реализация решения задачи (выполняется письменно).

Анализ транспортной задачи:

поставщики: общий запас: 40 + 80 + 20 = 140

потребители: общий спрос: 30 + 50 + 60 = 140

Поскольку общий запас равен общему спросу, то рассматриваемая модель транспортной задачи является закрытой моделью.

Замечание:

Модель транспортной задачи называют закрытой, если суммарный объем груза, имеющегося у поставщиков, равен суммарному спросу потребителей, т.е. выполняется равенство Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru . Модель транспортной задачи называют открытой, если выполняется одно из условий: Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru или Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru .  
Для разрешимости транспортной задачи с открытой моделью необходимо преобразовывать ее в закрытую, путем ввода в первом случае фиктивного поставщика Am+1, где Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru ; во втором случае фиктивного потребителя Bn+1, где Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru .

Построение начального плана[2]:

o по правилу северо-западного угла

  B1 B2 B3
A1      
       
A2      
       
A3      
         
Порядок построения: Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru Затраты: Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru

o по правилу минимального элемента

  B1 B2 B3
A1      
       
A2      
       
A3      
         
Порядок построения: Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru Затраты: Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru

Реализация метода потенциалов для определения оптимального плана[3]:

Проверим начальный план на оптимальность:

  B1 B2 B3 u
A1     -2
  +  
A2     -6
    +
A3 -1   -4
         
v  
Найдем потенциалы: Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru

Определим оценки для свободных клеток:

Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru

Поскольку существуют свободные клетки с отрицательными оценками, то построенный план перевозок – не оптимальный.

Перейдем к нехудшему плану перевозок. Перспективными являются клетки (1; 3) и (3; 2). Наиболее потенциальной является клетка (1; 3). Строим для этой клетки цикл (по таблице):

Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru

Наибольшее количество груза в вершинах с отрицательным знаком: Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru . В результате смещения l по циклу получаем новый план перевозок:

  B1 B2 B3 u
A1   2  
     
A2 8     -4
  +
A3 1 -1   -2
  +
v  
Затраты: Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru Найдем потенциалы: Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru

Определим оценки для свободных клеток:

Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru

Поскольку существуют свободные клетки с отрицательными оценками, то построенный план перевозок – не оптимальный.

Перейдем к нехудшему плану перевозок. Перспективной является клетка (3; 2). Строим для этой клетки цикл (по таблице):

Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru

Наибольшее количество груза в вершинах с отрицательным знаком: Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru . В результате смещения l по циклу получаем новый план перевозок:

  B1 B2 B3 u
A1    
     
A2     -4
     
A3   -3
     
v  
Затраты: Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru Найдем потенциалы: Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru

Определим оценки для свободных клеток:

Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru

Поскольку отсутствуют свободные клетки с отрицательными оценками, то построенный план перевозок – оптимальный.

Ответ: Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru .

Реализация решения задачи в ЭТ Excel.

1. Загрузить ЭТ Excel (через пункт меню Пуск или панель быстрого запуска).

2. Открыть файл (рабочую книгу) с именем ZLP.xls.

3. Переименовать лист в рабочей книге в ТЗ.

4. Выполнить решение задачи, используя инструмент Поиск решения, с формированием отчета по результатам.

1 шаг: сформировать таблицу, ввести значения и формулы

Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru

2 шаг: задать данные в полях надстройки «Поиск решения»

Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru


3 шаг: сформировать ответ и отчет по результатам

Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru

Реализация решения задачи в ЭТ Excel - student2.ru

Варианты:

№ вар Параметры транспортной задачи
a1 a2 a3 b1 b2 b3 c11 c12 c13 c21 c22 c23 c31 c32 c33
1.                              
2.                              
3.                              
4.                              
5.                              
6.                              
7.                              
8.                              
9.                              
10.                              
11.                              
12.                              
13.                              
14.                              
15.                              
16.                              
17.                              
18.                              
19.                              
20.                              
21.                              
22.                              
23.                              
24.                              
25.                              
26.                              
27.                              
28.                              
29.                              
30.                              

[1] Правило построения начального базисного плана перевозок определяет преподаватель

[2] Построение приведено на лекции.

[3] В качестве начального плана выбран план, построенный по правилу северно-западного угла. Решение с начальным планом, построенным по правилу минимального элемента, рассмотрено на лекции.

Наши рекомендации