Фирменные системы то и ремонта

Фирменные системы ТО и ремонта разрабатываются производителями автомобилей, ориентированны главным образом на владельцев индивидуаль­ных автомобилей, фирменные сервисные предприятия и стимулируют проведе­ние ТО и ремонта на этих предприятиях.

Автомобильные заводы добиваются выполнения всеми дилерами единых требований по компоновке и оборудованию дилерских торгово-сервисных центров, выполнению производственных функций в целях обеспечения высокого качества технического обслуживания и высокой репутации автомобильной компании, ее дилерской сети.

Фирменные СТО оснащаются высококачественным технологическим оборудованием, укомплектовываются квалифицированными кадрами, предоставляют широкий набор автосервисных услуг, имеют высокую репутацию.

Суть фирменного обслуживания заключается в том, что фирма производитель автомобилей берет на себя ответственность за поддержание работоспособности продукции в течение всего срока ее эксплуатации. В условиях конкуренции автосервисное обслуживание становится для производителей автомобилей важным средством борьбы за потенциальных клиентов.

Установлено, что автосервис является самым лучшим средством создания доверительных отношений между предприятием и его клиентами, он способствует закреплению клиентуры, формированию приверженности покупателя определенной товарной марке, а значит, обеспечивает стабильность продаж и рост доходов заводов изготовителей автомобилей.

Необходимость автосервисного обслуживания связана, прежде всего, со стремлением производителя сформировать стабильный рынок для своего товара. Высококачественный автосервис увеличивает повышение спроса на предлагаемые изделия, способствует коммерческому успеху предприятия. Создание сильной автосервисной службы и ее эффективное функционирование - предмет заботы всех фирм, успешно выступающих на
мировом рынке. Вот как выглядит сервисная практика американской компании «Форд»:

- бесплатное устранение всех дефектов, кроме дефектов шин, в течение 12 месяцев, или 12 000 миль, (19 000 км), по принципу «что раньше»;

- гарантия по двигателю, коробке передач, передней подвеске и заднему мосту на 6 лет, или 60 000 миль, причем владельцу выплачивается 100 дол при первом ремонте этих агрегатов;

- устранение в течение 3 лет независимо от пробега дефектов ремней безопасности;

- гарантия при выхлопной системе - на 5 лет, или 50 000 миль, и обязательство ликвидировать коррозию корпуса в течение 6 лет, или 100 000 миль;

- за умеренную плату - три разных варианта «плана длительного обслуживания» с различными вариантами срока действия и пробега автомобиля, т.е. предлагается 3 разных варианта послегарантийного обслуживания.

Опыт зарубежных стран и России свидетельствует о том, что фирменное обслуживание является самым лучшим способом организации автосервиса.

Один из главных принципов организации обслуживания автомобилей за рубежом состоит в том, что «кто производит, тот и обслуживает автомобили», хотя при этом могут привлекаться и другие предприятия и фирмы. Однако ответственность за организацию обслуживания в течение
всего гарантийного периода эксплуатации автомобилей несет, как правило, фирма-изготовитель автомобилей.

Фирменные станции технического обслуживания финансово и административно подчинены фирмам-изготовителям автомобилей. Крупнейшая автомобильная фирма «Рено» (Франция), например, имеет широкую фирменную сеть по обслуживанию автомобилей, насчитывающую во всем мире 12 000 станций, в том числе 5 000 во Франции.

Фирменные системы ТО и ремонта основаны на планово­-предупредительной стратегии и информационно поддерживаются рядом доку­ментов, таких как:

Руководством по эксплуатации, которыми располагают владельцы ав­томобилей. В них приводятся:

· рекомендации проводить ТО на предприятиях завода-изготовителя ;

· указания по выполнению минимального перечня операций между оче­редными обслуживаниями, которые включают проверку масла и жидкостей, уход за шинами, замену ламп и плавких предохранителей, косметический уход за кузовом;

· перечень рекомендуемых топливно-смазочных материалов, эксплутационных жидкостей и автопрепаратов;

· список ламп, применяемых на автомобилях.

Структура системы ТО и ремонта фиксируется в сервисных книжках, в которых указывается последовательность проведения ТО с определенной, как правило, постоянной периодичностью. Например, для автомобилей семейства ВАЗ с периодичностью 15 тыс. км проводится ТО. При этом каждое ТО имеет свой перечень операций, который на 47...76 % совпадает с предыдущим ТО (Таблица 2).

Таблица 2 – Характеристики ступеней ТО автомобилей семейства ВАЗ-2110.

Номер сервисного талона Наработка, тыс. км Число укрупнённых операций Нормативы трудоёмкости, чел.-ч.
Всего Между ТО Всего Совпадает с предыдущим обслуживанием, %
- 2,62-3,06
5,36-6,33
4,47-4,91
6,36-7,43
3,75-3,90
7,20-8,27
Соответствует талону №2 2,62-3,06

В перечнях содержатся традиционные для ТО виды работ: контрольно­диагностические, смазочные, крепежные, регулировочные и др. В среднем око­ло 60 % операций практически одинаковы для всех обслуживаний, до 30 % - чередуются, как правило, через одно ТО.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОРМАТИВОВ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ТО И РЕМОНТА

1. Расчет производственной программы (суточной, месячной, годовой и т.п.) работ ТО и ТР. Под производственной программой понимаются количество и трудоемкость воздействий по видам ТО (ЕО, ТО-1, ТО-2, СО), ТР, КР автомобилей и агрегатов, исчисляемых за год, месяц, смену. Производственная программа может определяться в целом по автотранспортному предприятию или группам автомобилей (по типам, моделям), а также зонам, участкам.

В основу расчета производственной программы положены нормативы трудоемкости, периодичности, ресурса автомобилей и агрегатов до капитального ремонта, простоя автомобилей в ТО и ремонте. Нормативы корректируются с учетом условий эксплуатации.

2. Планирование постановки автомобилей на обслуживание.

3. Определение потребности в рабочей силе и ее распределении по цехам, участкам, постам 8 соответствии с программой и трудоемкостью работ.

4. Определение числа постов и размера площадей производственных участков. Число универсальных постов (рабочих мест) для выполнения ТО и ТР. Пу определяется соотношением годовой трудоемкости работ, выполняемых на данном посту.

5. Расчет затрат на ТО и ремонт по предприятию, цехам, участкам, видам ТО и ремонта, aгрегатам и системам автомобиля.

6. Разработка технологической документации (технологические, постовые, пооперационные карты и др.), основой которой являются перечни операций по группам или видам ТО и их трудоемкостей.

7. Оценка расчетных уровней работоспособности парков и влияния на них деятельности конкретных цехов и участков. Эта задача заключается определением коэффициента технической готовности и затрат на ТО и ремонт.

8. Сравнение автомобилей различных производителей путем сопоставления показателей пп. 3,5,7.

9. Управление качеством ТО и ремонта. Выполняется с использованием показателей пп. 1,3,5,6,7.

10. Контроль регулярности, полноты и качества проведения ТО и ремонта, в том числе и при их выполнении по контракту на других предприятиях.

11. Получение сертификата на право проведения ТО и ремонта на основе

имеющейся документации на то и ремонт.

Учет условий эксплуатации

Учет условий эксплуатации осуществляется на основе закономерностей ТЭА девятого вида и достигается классификацией этих условий, идентификацией фактических условий эксплуатации конкретных групп автомобилей и корректированием нормативов ТО и ремонта.

Практически эти задачи решаются следующим образом:

1. Выявляются факторы, которые могут быть отнесены к объективным и местным, или субъективным.

2. Объективные факторы систематизируются и группируются по степени и механизму влияния на надежность автомобилей и, как следствие, ­ на затраты по обеспечению их работоспособности.

3. Каждый учитываемый фактор имеет идентификационные признаки которые позволяют выделять специфические группы автомобилей, работающих в данных условиях.

4. Вносятся коррективы в нормативы технической эксплуатации.

Условия эксплуатации, при которых используется автомобиль, влияют на режим работы агрегатов и деталей, ускоряя или замедляя изменение параметров их технического состояния по схеме: режимы работы автомобиля и его элементов – интенсивность изменения параметров технического состояния – реализуемые показатели надежности и работоспособности – ресурсы деталей, агрегатов, автомобилей – периодичность и перечень операций ТО, трудоемкость ТО и ремонта, расход запасных частей и материалов и др. В различных условиях эксплуатации реализуемые показатели надежности автомобилей за одинаковую наработку будут различаться, что скажется на показателях эффективности технической эксплуатации. Учет условий эксплуатации необходим при определении нормативов ТЭА, потребности в ресурсах (персонал, производственно-техническая база, запасные части и материалы.

После установления нормативных значений периодичности ТО-1 (L1), ТО-2 (L2) и ресурса автомобиля до капитального ремонта (LК) определяют число ТО на один автомобиль за цикл (NЦ) по формулам:

NК = LК / LК ;

N2 = LК / L2 - NК;

N2 = LК / L1 – N2 – NК.

Далее рассчитывают число ТО и КР на один автомобиль (NГ) за год по формуле:

NГ = NЦ · ηГ,

где ηГ = LГ / LЦ – коэффициент перехода от циклового (NЦ) к среднегодовому пробегу LГ.

Затем число ТО и КР рассчитывают на парк в целом.

При определении годового пробега используют данные по коэффициенту выпуска (αВ) и технической готовности (αТ), а также среднесуточному пробегу:

LГ = 365 αВ lСС = 365 αТ (1- αВ) lСС.

Годовая программа по видам воздействий на парк определяется перемножением годовой программы на один автомобиль NГ на инвентарный размер парка автомобилей данной марки АИ:

ΣNГ = АИ NГ.

Программа работ, выражаемая в трудоемкости ΣТ, определяется:

- для ТО перемножением скорректированной разовой трудоемкости видов обслуживания tТО (т.е. tЕО, t1, t2) на годовую программу числа воздействий (ΣNГ), т.е.:

ΣТТО = ΣNГ tТО;

- для текущего ремонта перемножением скорректированного норматива удельной трудоемкости ТР (tТР) на годовой пробег парка автомобилей

ΣТТР = АИ LГ tТР / 1000;

- трудоемкость работ ТО и ремонта по видам ΣТi, цехам, производственным зонам ΣТj, определяется перемножением годовой трудоемкости соответствующих работ ТО или ТР ΣТ на коэффициент удельного веса работ (kP.i) или цеха, участка (kЦ.j);

- трудоемкость по виду работ (моечных, контрольных, регулировочных, разборочно-сборочных, сварочных и др.):

ΣТi = ΣТ kPi;

- трудоемкость работ по цехам и участкам:

ΣТj = ΣТ kPj.

Значения kPi и kPj приведены в нормативных (вторых) частях Положения, а также в нормах технологического проектирования автотранспортных предприятий.

Планирование постановки автомобилей на обслуживание:

При календарном планировании делением периодичности ТО на среднесуточный пробег (lСС) рассчитывается календарный день проведения очередного ТО автомобиля:

ТТО = (LТО : lСС) + 1.

При планировании по пробегу суммируются фактические суточные пробеги автомобиля (lС) с момента проведения предыдущего ТО. При приближении суммы ΣlС к периодичности ТО (ΣlС → LТО) принимается решение о конкретной дате постановки автомобиля на обслуживание.

Первый метод более простой и применяется при достаточно стабильном режиме работы автомобиля (lСС).

При большой неравномерности использования автомобилей (вариация lС) первый метод дает значительные отклонения нормативной и фактической периодичности ТО, а второй метод, особенно при использовании автоматизированных систем управления, позволяет более точно следовать нормативной периодичности ТО и оперативно корректировать загрузку зоны ТО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На техническое состояние автомобиля влияют условия его эксплуатации. В различных условиях эксплуатации реализуемые показатели надежности автомобилей за одинаковую наработку будут различаться. Учет условий эксплуатации необходим при определении нормативов ТЭА, потребности в ресурсах.

Учет условий эксплуатации осуществляется на основе квалификации фактических условий эксплуатации конкретных групп автомобилей и корректированием нормативов ТО и ремонта. Практически эти задачи решаются следующим образом: выявляются факторы, влияющие на техническое состояние автомобиля; объективные факторы систематизируются и группируются по степени влияния на техническое состояния автомобиля; вносятся коррективы в нормативы ТЭА.

Для корректировки нормативов ТЭА применяется ресурсное и оперативное корректирование нормативов ТЭА.

Главными задачами ресурсного корректирования это: влияние объективно действующих идентифицированных факторов на нормативы ТЭА и оценка реальной потребности в ресурсах с учетом условий эксплуатации.

При этом оперативное корректирование выполняется непосредственно на АТП. Основным методом оперативного корректирования является анализ фактически выполненных на данном АТП операций ТО и возникающей при этом потребности в работах ТР, которые непосредственно связаны с ТО. Оно позволяет уточнить условия эксплуатации, а также обосновать целесообразность и периодичность выполнения ТО.

Наши рекомендации