Земли защитных лесных насаждений
5.3.15 Вокруг городских округов и поселений, расположенных в безлесных и малолесных районах, следует предусматривать ветрозащитные и берегоукрепитель-ные лесные полосы, на склонах холмов, оврагов и балок – озеленительные.
Ширина защитных лесных полос составляет, м, не менее:
- для крупнейших и крупных городских округов и городских поселений – 500;
- для больших и средних городских округов и городских поселений – 100;
- для малых городских поселений и сельских поселений – 50.
5.3.16 Вдоль автомобильных дорог, железнодорожных путей, на землях сельскохозяйственного назначения, в прибрежных зонах водных объектов могут создаваться полосы лесных насаждений, выполняющие защитные функции, в том числе снегозадерживающие, ветроослабляющие, пескозащитные, полезащитные, почвоукрепительные, берегоукрепительные, водоохранные, озеленительные и другие.
5.3.17 Снегозащитные лесные полосы следует предусматривать с каждой стороны дороги:
- на заносимых участках автомобильных дорог шириной, м:
- 4 – при расчетном годовом снегоприносе от 10 до 25 м3/м;
- 9 – при расчетном годовом снегоприносе свыше 25 до 50 м3/м;
- 12 – при расчетном годовом снегоприносе свыше 50 до 75 м3/м;
- 14 – при расчетном годовом снегоприносе свыше 75 до 100 м3/м;
- на заносимых участках железнодорожного пути и вокруг станций - при объеме снегопереноса за зиму более 100 м3 на 1 м пути согласно СНиП 32-01-95, в остальных случаях предусматриваются снегозадерживающие устройства.
Полосу отвода для расположения снегозадерживающих лесных насаждений при ограждении железнодорожных станций и узлов следует проектировать на границе станционных площадок и продолжать за пределы стрелочных горловин не менее, чем на 50 м. Для размещения внутристанционной защиты между станционными парками необходимо предусматривать полосу отвода шириной не менее 15 м.
5.3.18 Ветроослабляющие лесные полосы следует предусматривать для участков железных дорог, подверженных ежегодному воздействию сильных ветров (со скоростью 15 м/с и выше), в местах гололедообразования и заноса пути мелкоземом на землях несельскохозяйственного назначения или непригодных для выращивания сельскохозяйственных культур. В случаях когда порывы сильного ветра могут угрожать безопасности движения поездов допускается устройство лесонасаждений на землях сельскохозяйственного назначения.
5.3.19 Пескозащитные лесные полосы и/или фитомелиоративная пескозащита предусматриваются вдоль железнодорожных путей, пересекающих песчаные территории. Ширина полосы принимается с каждой стороны: в пустынных и полупустынных районах не менее 200 м, а в остальных - не менее 100 м.
За зоной лесонасаждений следует выделять охранную зону шириной не менее 500 м в пустынных и полупустынных районах и 100 м - в остальных районах, где запрещаются действия, способствующие увеличению подвижности песков (уничтожение растительности, выпас скота, нарушение почвенного покрова и т. п.).
5.3.20 Почвоукрепительные лесонасаждения следует предусматривать для защиты автомобильных дорог, железнодорожных путей и сооружений на них от воздействий развивающихся оврагов, оползней, осыпей, водных потоков и других опасных природных процессов.
Почвоукрепительные насаждения проектируются не только на территории, подверженной деформации грунтов, но и на потенциально опасных местах, а также на участках зарождения и формирования стока, при необходимости они применяются в комплексе с инженерными сооружениями и мероприятиями, предусматриваемыми разделом «Инженерная подготовка и защита территории» настоящих нормативов.
5.3.21 Полезащитные лесные полосы предусматриваются на мелиоративных системах.
Площадь, предусматриваемая под создание полезащитных лесополос, должна составлять не более 4 % площади орошения. Площадь лесополос вдоль магистральных и распределительных каналов следует устанавливать в зависимости от длины каналов и ширины лесополосы с учетом создания свободного доступа к каналам для очистки и ремонта. Длину лесополосы необходимо принимать не менее 60 % длины канала.
Полезащитные лесные полосы следует располагать в двух взаимно перпендикулярных направлениях:
- продольном (основные) – поперек преобладающих в данной местности ветров;
- поперечном (вспомогательные) – перпендикулярно продольным.
5.3.22 На подверженных водной эрозии склонах крутизной более 1,5° продольные почвозащитные и водоохранные лесные полосы необходимо располагать поперек склонов, по горизонталям в увязке с общей организацией территории, агротехническими и гидротехническими противоэрозионными мероприятиями.
5.3.23 Расстояние между продольными лесными полосами не должно превышать 800 м, поперечными – 2000 м, а на песчаных почвах – 1000 м.
5.3.24 Продольные полезащитные лесополосы надлежит предусматривать трех-, а поперечные двухрядными.
Водоохранные лесные насаждения для защиты магистральных каналов и их ветвей необходимо проектировать трехрядными с одной стороны канала и двухрядными с каждой стороны. Вдоль одной стороны открытых коллекторов следует предусматривать лесные полосы из трех рядов. Вдоль крупных магистральных каналов и коллекторов лесные полосы надлежит принимать из 4-5 рядов с одной или обеих сторон.
Защитные лесные полосы по границам орошаемых земель с участками интенсивной эрозии почвы следует предусматривать многорядными (4-5 рядов).
5.3.25 Защитные насаждения вокруг прудов и водоемов следует проектировать из одного, двух или трех поясов:
- берегоукрепительный (первый пояс) – в зоне расчетного подпорного уровня;
- ветроломные и дренирующие посадки (второй пояс) – между отметками расчетного и форсированного подпорных уровней;
- противоэрозионный (третий пояс) – выше форсированного уровня.
5.3.26 Расстояния от границ жилой застройки, водоемов, сельскохозяйственных угодий, автомобильных дорог, железнодорожных путей и сооружений на них до защитных насаждений принимаются в соответствии с действующими правилами и нормами.