VIII. Тренировочные упражнения

I. Орг. момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

II. Работа над темой. Повторение опорных знаний.

- Ребята! Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие, которое позволит сделать нам новые открытия.

- Перед вами шифровка. Она поможет сформулировать тему сегодняшнего урока. Вашим помощником станет алфавит. У каждого на парте лежит карточка с алфавитом. Используя её, определите, что должно стоять на месте вопросительного знака.

а д м ?

- Что обозначают цифры? (порядок букв в алфавите)

- Значит, что должно быть на месте вопроса? (буква ь)

- Прочитайте слова с доски.

день

пень

уголь

огонь

- Найдите ь в этих словах. Что можете рассказать об этой букве? (не обозначает звука, показывает мягкость согласных)

- Где может стоять ь в словах? ( в середине и в конце)

- Измените эти слова так, чтобы ь спрятался в середине слова. Читаем хором:

деньки

пеньки

угольки

огоньки

- Что показывает ь в этих словах? (мягкость согласных)

- Сегодня мы узнаем что-то новое об этой букве. И поможет нам в этом – наш помощник Букварь.

III. Работа с учебником. (с. 102)

- Прочитайте слова столбики слогов про себя. Чтение хором.

- Прочитайте слова в столбиках про себя. Чтение хором.

- Прочитайте ещё раз хором слова по группам, чётко разделяя слова при произношении.

- Как произносятся слова с ь? ( слово как будто разрывается)

- Между какими буквами стоит ь?

- Значит, он разделяет гласный и согласный, не даёт им сливаться. В этом случае принято называть ь разделительным.

IV. Сообщение темы урока.

- Итак, тема сегодняшнего урока «Разделительный ь».

V. Изучение нового материала. Вводные упражнения.

- Запомните гласные, перед которыми пишется ь.

- Это за гласные? (е, ё, ю, я, и – гласные второго ряда)

- Какой вывод мы можем сделать: когда пишется разделительный ь?

Вывод: Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.

VI. Физ. минутка.

- Сейчас мы немного отдохнём. Впереди у нас путешествие и я хочу проверить, насколько вы внимательны, ведь это качество нам сегодня очень пригодится.

Игра «Делай так».

VII. Применение приобретённых знаний.

- Итак, какое открытие мы сегодня сделали? Когда пишется разделительный ь?

- Отгадайте, на каком виде транспорта мы отправимся в путешествие?

Плывёт белый гусь –

Брюхо деревянное,

Крыло полотняное.

корабль

(на доске рисунок корабля и карточка с этим словом)

- Почему о корабле сказано, как о белом гусе?

- А что это за крыло у корабля?

- Объясните значение «полотняное крыло».

- А почему именно на корабле мы будем путешествовать? Посмотрите на карточку, как это слово связано с нашим уроком? ( есть ь )

- Дайте характеристику, какой в этом слове ь? (показатель мягкости)

( на доске карта путешествия)

- Ну что ж, можно отправляться в наше путешествие. Мы направляемся к острову Мягкого знака. На нашем пути встретятся другие острова, на которых мы сделаем остановки.

- А вот и первый остров. Кто же нас здесь встретит? Об этом мы узнаем, отгадав загадку.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы.

- Кто нас встречает? (Заяц)

Работа в парах.

- Давайте прочтем разговор зайца с сорокой по ролям

- Как вы понимаете выражение «заячья душа»?

- Прочитайте выразительно текст, голосом показывая, что зайка - трусишка.

Работа в тетрадях.

Февраля

Ь ь - простым карандашом через клетку

- Прочтите слова с ь. Напечатайте их в тетрадях.

- Обведите ь в зелёный кружок, если он является разделительным.

- Назовите слова с разделительным ь. (лисьи рысьи заячья)

- Докажите, что в этих словах разделительный ь. Правило хором.

Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.

- Какое слово с ь не назвали? (радость)

- Почему? (ь – показатель мягкости)

Работа с ребусом

Отгадать ребус. Выполнить звуко -буквенный анализ слов отгадок + схемы

Работа с предложениями

Напечатать предложения, подобрав ответ на вопрос: Что делают воробьи.

VIII. Тренировочные упражнения.

- Продолжаем наше путешествие. Впереди новый остров. Кто живёт на нём?

- Посмотрите, здесь нас ждёт записка:

Друзя! Помогите! Беда! Несчасте! Обезяны

- Ребята! А какая же беда случилась? Чего хотят обезьяны? (научиться правильно писать)

- В каких словах ошибки? Произнесите так, как написано, а потом так, как надо.

- На какое правило эти слова? Хором…Разделительный мягкий знак

- Молодцы! Я думаю, после нашего урока обезьяны всегда теперь будут писать грамотно. А мы отправляемся дальше в путь.

Наши рекомендации