Отыскание и устранение неисправностей в СКВ
21.00.00
ОБЩАЯ ЧАСТЬ - ОПИСАНИЕ И РАБОТА
I. Общая часть
Система кондиционирования воздуха (СКВ) предназначена для:
- обеспечения нормальных условий жизнедеятельности экипажа и пассажиров в полете и на земле;
- подачи сжатого воздуха от наземных и бортовых источников для запуска двигателей;
_ подачи сжатого воздуха для работы турбонасосных установок (ТНУ) гидросистемы;
- обогрева и охлаждения агрегатов и оборудования.
СКВ обеспечивает отбор воздуха от двигателей или от вспомогательной силовой установки (ВСУ), снижение его температуры и давления, распределение и подачу воздуха в герлетическую кабину ко всем потребителям.
В состав СКВ входят: система подачи воздуха (подсистемы отбора и охлаждения), система распределения воздуха, система регулирования температуры воздуха, система увлажнения воздуха (СУВ) в кабине экипажа, а также система автоматического регулирования давления (САРД) воздуха в гермокабине.
САРД поддерживает необходимое давление воздуха в гермокабине посредством сброса его в атмосферу через выпускные и предохранительные клапаны.
Состав, описание и основные характеристики САРД - см. 21.30.00.
Системы кондиционирования и автоматического регулирования давления имеют бортовые и наземные средства контроля ( см. 21.80.00).
1.1. Основные технические данные
Объем гермокабины 1000 м 3
Суммарная подача воздуха в кабину:
в полете от четырех подсистем 14000+840 кг/ч
на земле от ВСУ с тремя включенными
подсистемами охлаждения 10500+630 кг/ч
Количество отбираемого воздуха от двигателя
(настройка регулятора и сигнализатора расхода) . .3500+210 кг/ч (6,4 - 7,6 условных
единиц по указателю расхода)
Количество воздуха, ограничиваемое сигнали-
затором расхода в режиме "горячего" резерва . . . 4400+350 кг/ч__
Допустимая скорость изменения давления воздуха
в кабине при автоматическом включении отбора
воздуха от двигателей (настройка регулятора
скорости и изменения давления) 0,18 мм рт.ст./с
Давление, при котором происходит автоматическое
срабатывание электропневматического перекрыв-
ного клапана:
закрытие при избыточном давлении на входе 8,2-9,5 кгс/см^
открытие при избыточном давлении на входе На 0,2 кгс/см2 нияв величины
давления закрытия
закрытие от сигнализатора давления при
избыточном давлении на входе в ПУ 5Ѓ}0,63 кгс/слг
Настроечная температура воздуха в линии за ВВТ
предварительного охладцения,.поддерживаемая:
регулятором температуры . . . . . . . . . . . . . . . . 200+Ю°С
сигнализатором температуры 270+10°С
Настроечная температура воздуха:
в теплой линии 80+2°С
в холодной линии 10+2°С
Условия, при которых загораются табло:
"ОТКЛЮЧИ СИСТЕМУ" - если:
давление (избыточное) 10+0,63 кгс/см"
температура 290+Ю°С
утечка воздуха 750+150 кг/ч
"ПЕРЕГРЕВ" - если температура в холодной
линии 40Ѓ}4°С
"ОТКЛЮЧИ ГОР ЛИН" - если температуры
в теплой линии 120+5°С
Настроечная температура сигнализаторов
перепуска воздуха по уровням 30+4°С
Расход воздуха при выдаче речевого сигнала
"НЕИСПРАВНОСТЬ В СИСТЕМЕ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ
ВОЗДУХА!" (настройка сигнализатора неисправ-
ности по превышению расходного воздуха) ЗбОО^д кг/ч (7,8-8,0 ус-
ловных единиц по указателю
расхода)__
Расход воздуха, при снижении до которого появ-
ляется электрический сигнал "ВКЛЮЧИ БОЛЬШЕ"
(настройка сигнализатора неисправности) 35ОСГ|^о кг/ч
Перепад между давлением в коллекторе теплого
воздуха и в кабине, ограничиваемый регулятором
перепада давления .' ^≪^-оо! к143/01*
Перепад между давлением в коллекторах и кабине,
ограничиваемый предохранительными клапанами 0,20 '^ кгс/сиг
Номинальное напряжение питания:
постоянный ток 27 В
переменный ток 115 и 36 В частотой 400 Гц
Номинальное распределение воздуха по потреби-
телям при четырех включенных подсистемах:
обдув стекол ........... 300 кг/ч
обогрев и вентиляция кабины экипажа 600 кг/ч
сиетеш увлажнения воздуха в кабине экипажа . ...... 80 кг/ч
обогрев и вентиляция трех пассажирских салонов.... . 3900 кг/ч в каждый салон
обогрев и вентиляция буфета 120 кг/ч
обогрев и вентиляция туалетов 320 кг/ч
охлаждение аппаратуры . . .......... 390 кг/ч
обогрев панелей заправки и слива ....... ........... 150 кг/ч
обогрев ВСУ НО кг/ч
резерв 230 кг/ч
ПРИМЕЧАНИЯ: I- На первом опытном самолете ВСУ не установлена.
Описание и работа (см. рис. I)
Горячий воздух от компрессора каждого двигателя поступает в одну из четырех параллельно работающих систем подачи, состоящих из подсистем отбора и охлаждения воздуха.
От каждой подсистемы охлаждения воздух подается в воздухосборник, состоящий из коллекторов холодного и теплого воздуха. Из коллекторов воздух поступает в кабину экипажа, пассажирские салоны и в буфет—кухню для наддува, охлаждения (обогрева) и вентиляции.
Необходимый тепловой режим в кабине поддерживается системой регулирования температуры путем изменения подачи теплого и холодного воздуха смесительными заслонками при сохранении постоянного общего количества воздуха.
Все четыре системы подачи воздуха соединены между собой линией кольцевания. С помощью заслонок, установленных в этой линии, при необходимости обеспечивается подключение к ВС7 подсистем охлаждения, а также подачи воздуха для запуска двигателей и в ТНУ либо от ВСУ, либо от любого работавшего двигателя, либо от наземной установки воздушного запуска (УВЗ). Для подсоединения УВЗ и наземного кондиционера в СКВ предусмотрены штуцера. Работа системы кондиционирования воздуха полностью автоматизирована.
2.1. Отбор воздуха от двигателя (см. рис. 2 и 3)
Воздух отбираетея:
- от УП ступени компрессора на всех режимах работы двигателя, кроме малых;
- от IX ступени компрессора при работе двигателя на малых режимах (менее 0,35 - 0,4номинального режима);
- от наружного контура двигателя для продува воздухо-воздупшого теплообменника (ВВТ) предварительного охлаждения.
Каждая подсистема отбора обеспечивает включение и выключение подачи воздуха и предварительную его подготовку, ограничивая расход, давление и температуру.
А. Включение и выключение отбора воздуха.
Включение и выключение отбора воздуха от компрессора двигателя в каждой подсистеме производится перекрытой заслонкой отбора воздуха от IX ступени и исполнительным устройством регулятора расхода с помощью переключателя отбора, имеющего положения автоматического и ручного управления.
При установке переключателя отбора в режим автоматического управления открывается исполнительное устройство регулятора расхода у- воздух от компрессора двигателя поступает в систему. При этом скорость повышения давления в кабине будет ограничиваться регулятором скорости изменения давления путем прерывания питания исполнительных устройств регуляторов расхода на открытие всех четырех подсистем отбора.
При автоматическом и ручном управлении отбором воздуха на режиме работы двигателя ниже 0,35 - 0,4 номинального автоматически отключается отбор воздуха от IX ступени компрессора при помощи перекрывной заслонки по сигналу от концевого выключателя рычага управления двигателем (РУД). Отключение отбора воздуха от IX ступени производится этой же заслонкой по сигналу выключателя РУД на режиме, большем 0,35 - 0,4 номинального, а также по сигналу превышения температуры в системе, если она больше допустимого значения.
При ручном управлении отбором воздуха исполнительное устройство регулятора расхода отключается от командных приборов регулятора расхода и регулятора скорости изменения давления в кабине и приводится в действие непосредственно от переключателя отбора. При выключении отбора исполнительное устройство регулятора расхода и перекрывная заслонка отбора воздуха от И ступени компрессора закрыты.
Б. Снижение давления
Снижение давления воздуха от заданных пределов обеспечивается:
- использованием УП ступени компрессора для отбора воздуха на больших режимах работы двигателей и И ступени - на малых режимах;
- регулятором расхода воздуха, который одновременно с поддержанием заданного расхода снижает давление за исполнительным устройством в зависимости от загрузки потребителей.
Трубопроводы и агрегаты защищены от разрушения элеатропневматическим перекрнвнны клапаном, который автоматически закрывается при недопустимом повышении давления за исполнительным устройством регулятора расхода или по электрическому сигналу сигнализатора давления перед турбохолодильной установкой. Этот же клапан служит для аварийного отключения отбора воздуха выключателем аварийного отключения (или выключателем "СИСТЕМЫ ДВИГ" на щитке противопожарной защиты на рабочих местах пилотов), при этом закрывается исполнительное устройство регулятора расхода и заслонка отбора воздуха от IX ступени компрессора двигателя.
В. Регулирование температуры воздуха
Снижение температуры воздуха, поступающего от компрессора двигателя, осуществляется в ВВТ предварительного охлаждения за счет продува его воздухом, отбираемым от наружного контура двигателя. Интенсивность продува ВВТ регулируется автоматически регулятором температуры, настроенным на температуру 200°С, приемник которого установлен в трубопроводе за ВВТ, а исполнительное устройство - в линии продувочного воздуха.
Для защиты системы от перегрева при отказах в трубопроводе за ВВТ установлена два сигнализатора температуры. При повышении температуры до 270°С сигнализатор температуры 270°С выдает сигнал на открытие исполнительного устройства регулятора температуры и на закрытие заслонки отбора воздуха от IX ступени. Срабатывание сигнализатора, настроенного на температуру 290°С, вызывает отключение отбора воздуха исполнительным устройством регулятора расхода воздуха и блокировку его в этом положении.
Г. Регулирование расхода воздуха
Поддержание постоянного расхода воздуха при автоматической работе системы обеспечивается регулятором расхода,командный прибор которого выдает сигналы на исполнитрльное устройство регулятора расхода в зависимости от рассогласования текущей величины расхода с заданной.
При отказе регулятора расхода (повышенный расход) его функции выполняет сигнализатор расхода. В этом случае исполнительное уотрокстзо сигнализатора расхода подключается к командному прибору сигнализатора расхода и блокируется в этом положении.
Функцию дублера регулятора расхода выполняет сигнализатор расхода также при отборе воздуха от ВСУ на кондиционирование и отключенном отборе воздуха от двигателя.
При появлении утечки воздуха в подсистеме отбора более установленной величины сигнализатор неисправности выдает сигнал, по которому исполнительное устройстве регулятора расхода закрывается и блокируется в этом положении.
Контроль за расходом воздуха в подсистеме отбора ведется по указателю расхода, подключенному к датчику сигнализатора расхода воздуха.
2.2 Охлаждение воздуха (см.рис. 4 и 2)
Воздух, поступающий из подсистемы отбора, охлаждается в турбохолодильной установке (ТХУ), состоящей из ВЗТ и турбохолодильника, а затем направляется по холодной линии в коллектор холодного воздуха. Включение и отключение подачи воздуха в ТХУ производится исполнительным устройством сигнализатора расхода с помощью выключателя.
Регулятор температуры холодной линии автоматически поддерживает температуру, устанавливаемую задатчиком температуры этой линии. Возможна регулировка температуры вручную. Контроль за температурой в холодной линии осуществляется по указателю температуры. Часть холодного воздуха смешивается с горячим,образующийся теплый воздух поступает в коллектор теплого воздуха. Температура теплой линии автоматически стабилизируется регулятором эюй линяя.
В холодной и теплой линиях установлены сигнализаторы температуры, исключающие возможность перегрева линий.
Сигнал от срабатывания сигнализатора температуры холодной линии воздействует на исполнительное устройство регулятора температуры этой линии (трехканальный блок заслонок), переводя его в положение "ХОЛОД".
Срабатывание сигнализатора температуры теплой линии вызывает:
- прекращение подачи горячего воздуха в теплую линию;
- закрытие исполнительного устройства сигнализатора расхода при отказе исполнительного устройства регулятора температуры теплой линии и при срабатывании сигнализатора температуры в коллекторе теплого воздуха.
2.3. Распределение и регулирование температуры воздухе в кабине (см. рис. 5, 6 и 7)
Воздух от всех четырех подсистем охлаждения поступает в коллекторы для дальнейшего распределения.
Коллектор теплого воздуха защищен от перенаддува регулятором перепада давления.
Кроме того, в каждом коллекторе имеется предохранительный клапан, защищающий коллектор от перенаддувя.
На коллекторах установлены обратные клепаны для предотвращения возникновения обратного перепада между давлением воздуха в коллекторах и кабине.
Тепловой режим в кабине экипажа, буфете-кухне и в каждом пассажирском салоне регулируется автоматически независимо друг от друга регуляторами температуры, которые с помощью исполнительных устройств (двухканальных заслонок) меняют соотношение теплого и холодного воздуха, поступающего к каждому потребителю. Для контроля за температурой в кабине экипажа, салонах, буфете-кухне и их системах (трубопроводах) подачи воздуха установлены приемники температуры, сигналы которых поступают на соответствующие указатели. Управление режимом работы системы регулирования температуры осуществляется переключателями, имеющими положения автоматического и ручного включения. Воздух в кабину экипажа и пассажирские салоны поступает на двух уровнях: теплый воздух подается через отопительные короба в нижней зоне, холодный воздух - в пассажирских салонах через вентиляционные короба в верхней зоне, в кабине экипажа 60% воздуха через вентиляционный короб в верхней зоне, 40% воздуха через отопительные короба в нижней зоне. Перепуск воздуха по уровням производится двухканальннми заслонками, управление которыми осуществляется автоматически сигнализаторами температуры в зависимости от температуры поступающего в кабину воздуха.
При отключенном перепуске подача воздуха осуществляется только в нижнюю зону.
Подача регулируемого по температуре воздуха в буфет-кухню производится только в нижней зоне через коробки, установленные у пола. В верхнюю зону подается воздух от холодной линии. Подача этого воздуха осуществляется через две панели вентиляции, расположенные на потолке буфета-кухни. Вращением ручек на панелях вентиляции можно при необходимости установить требуемую подачу холодного воздуха в буфет-кухню.
Для индивидуальной вентиляции в пассажирских салонах и кабине экипажа установлены электровентиляторы.
Охлаждение спецаппаратуры в полете осуществляется от холодной линии системы СКВ.
При наземных предполетных длительных проверках охлаждать спецаппаратуру можно от системы кондиционирования при работающей ВСУ.
Воздух для обдува стекол кабины экипажа поступает по теплой линии. Управление обдувом производится с помощью ручной заслонки на пульте правого пилота.
От трубопроводов теплых линий, идущих от коллектора, производится также отбор воздуха на обогрев штуцеров сливных баков передних и задних туалетов, передней и задней сливных панелей системы водоснабжения, заправочной панели системы водоснабжения и вспомогательной силовой установки.
2.4. Управление и контроль (см. рис. 8 и 9)
Питание электроцепей СКВ осуществляется через автоматы защита сети (АЗС), которые размещены на панелях распределительных устройств •Т) или центральных распределительных устройств (ЦРУ) (см. табл, I). При исправной СКВ все АЗС должны всегда оставаться включенными.
Для включения СКВ необходимо переключатель управления отбором воздуха каждой из четырех систем подачи установить в положение "АВТ", в дальнейшем система будет работать автоматически. Переключатели имеют положения "БОЛ", "МЕН", нейтральное (для ручного управления) и "ОТКЛ".
Аварийные и предупреждающие сигналы от датчиков поступают на соответствующие табло и одновременно на центральные сигнальные огни (ЦСО). Наиболее важные параметры и сигналы введены в систему речевой информации (РИ) и регистрируются аварийным самописцем.
Для проверки исправности СКВ на земле используется система встроенного контроля, позволяющая за минимальное время проверить систему без подачи в нее воздуха. Сигнализация этой системы выдает общий итог проверки, фиксируя исправность проверяемой системы или наличие отказа.
Выявление неисправного агрегата или регулятора осуществляется по сигнальным лампам на приборах системы контроля, находящихся в электроотсеке. Использование переносного проверочного пульта позволяет определить любой неисправный элемент, в том числе неисправность электропроводки системы. Проверка с помощью переносного пульта производится при наземном техническом обслуживании.
Отыскание и устранение неисправностей в СКВ
См. со с. 141
…………………………………………………..
………………………………………………….
ТРУБОПРОВОДЫ - ОПИСАНИЕ И РАБОТА
I . Общая часть
Отбор воздуха от двигателей и ВСУ, подача его для кондиционирования и наддува гер-
мокабины и к различным потребителям СКВ, связь агрегатов между собой в системах
кондиционирования и регулирования давления осуществляется с помощью трубопроводов.
В зависимости от назначения трубопроводы делятся на трубопроводы горячих линий,
холодных линий, трубопроводы малых диаметров СКВ и САРД.
Трубопроводы горячих линий служат для отбора воздуха от двигателей, ВСУ, УВЗ, для
кольцевания подсистем отбора, для подачи воздуха к подсистемам охлаждения, воздуш-
ным стартерам и ТЯУ, а также для отбора воздуха от второго контура двигателей и
подачи его в ВВТ предварительного охлаждения. Трубопроводы горячих линий являются
наиболее нагруженными, так как по ним подается воздух с высокими температурами и
большим избыточным давлением. Трубопроводы горячих линий изготовлены из титановых
сплавов или нержавеющих сталей. Расположены они, в основном, в негерметических от-
секах самолета (на двигателях, в пилонах, в носках крыла, в отсеке СКВ). Трубопро-
воды отбора воздуха от ВСУ размещены между шпангоутами * 90 - 57 в герметической
части фюзеляжа.
По трубопроводам горячих линий подается большое количество воздуха. Диаметр этих
трубопроводов составляет, в основном, 120 мм, а трубопроводов отбора воздуха от
ВСУ - 160 мм.
К трубопроводам холодных линий относятся трубопроводы подачи холодного, теплого и
смешанного воздуха. По этим трубопроводам воздух подается к коллекторам холодного
и теплого воздуха и потребителям.
Трубопроводы, подающие воздух к коллекторам, и трубопроводы продува ВВТ размещены
в негерметической части фюзеляжа (в отсеке СКВ). Трубопроводы, подающие воздух к
потребителям, расположены в герметических частях фюзеляжа, за исключением трубопро-
вода подачи воздуха в салон Я 3: между шпангоутами № 40 - 57 он проходит в негерме-
тической части (в отсеках СКВ и шасси по левому борту).
В отличие от трубопроводов горячих линий трубопроводы холодных линий работают при
малом избыточном давлении и относительно невысоких температурах подаваемого возду-
ха (до 80°С и кратковременно до 120°С). Трубопроводы холодных линий имеют большие
проходные сечения. На участках подачи воздуха от коллекторов к пассажирским сало-
нам применяются трубы с наружным диаметром 250 мм (в отдельных местах 280 мм), а
трубы продува ВВТ имеют диаметр 315 мм. Трубопроводы холодных линий изготовлены из
алюминиевых сплавов.
Некоторые трубопроводы подачи воздуха к отопительным и вентиляционным коробам выпол-
нены в виде коробов прямоугольного сечения, представляющих собой металлический кар-
кас, оклеенный воздухонепроницаемой тканью.
Трубопровода малых диаметров СКВ используются для подключения к системе датчиков
давления, используемых для автоматического управления и сигнализации, а также для
подвода давления для наддува блоков радиоаппаратуры.
Все эти трубопроводы работают при высоких и низких давлениях и температурах и сос-
тоят из гибких рукавов и труб из нержавеющей стали.
Трубопроводы САРД используются для пневматической связи агрегатов этой системы и
размещены в герметической: части фюзеляжа. Они состоят из труб, выполненных из не-
ржавеющей стали и алюминиевого сплава, и гибких рукавов.