Фонд заработной платы водителей
ПЛАН ПО ТРУДУ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ
Разработка плана по труду и заработной плате состоит из следующих этапов:
- планирование численности работников;
- планирование фонда заработной платы;
- планирование производительности труда.
Планирование численности работников
Определение численности производится дифференцированно по основным категориям персонала: водители, рабочие по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава, вспомогательные рабочие, руководители, специалисты, служащие, младший обслуживающий персонал.
Исходными данными для определения численности разных категорий работающих являются запланированный объем работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, типовые структуры и нормативы численности специалистов и служащих, темпы роста производительности труда, а также фонд рабочего времени одного работника.
Основой для определения потребности в персонале является плановый годовой фонд рабочего времени в часах, который рассчитывается по следующей формуле:
Фв = (Дк - (Дв + Дп +До - Дв.о + Дго + Дбол)) · tсм – (Дпп – Д/пп) · t’
где Дк - количество календарных дней в году (Дк = 366, [3]);
Дв - количество выходных дней в году (Дв = 103, [3]);
Дп - количество праздничных в году дней, не совпадающих с выходными (Дп = 7, [3]);
До - количество дней трудового отпуска в году
В курсовом проекте принимаем дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы Ддоп= дня. Т.о. трудовой отпуск составляет До= Досн + Ддоп;
Дв.о - количество дней отпуска, совпадающих с выходными;
Дго - количество дней, использованных на выполнение государственных обязанностей в году;
Дбол - количество дней невыходов по болезни в году;
tсм - время смены, ч.;
Дпп - количество предпраздничных рабочих дней;
Д/пп - количество предпраздничных рабочих дней, совпадающих с отпуском;
t/ - время, на которое сокращен рабочий день перед праздничными и выходными днями, ч.
Численность водителей определяется по формуле:
,
где Тл- продолжительность работы на линии, ч;
Тп-з, мо –продолжительность подготовительно-заключительного времени и медицинского осмотра, ч;
Фг –годовой фонд рабочего времени водителя.
Продолжительность работы на линии равна автомобиле-часам работы подвижного состава на линии:
Тл= АЧН
Участие водителей в ТО на данном АТП не предусматривается.
Продолжительность подготовительно-заключительного времени определяется по формуле:
,
Численность ремонтных рабочих, работающих в нормальных условиях, определим методом прямого счёта по следующей формуле:
,
где - суммарная годовая трудоёмкость работ ТО и ТР в нормальных условиях, чел-ч;
Фрр - годовой фонд рабочего времени ремонтного рабочего, работающего в нормальных условиях, ч (Фрр= Фв).
Численность ремонтных рабочих, работающих во вредных условиях, определим методом прямого счёта по формуле:
,
где - годовая трудоёмкость работ ТО и ТР во вредных условиях, чел-ч;
Ф'рр - годовой фонд рабочего времени ремонтного рабочего, работающего в вредных условиях, ч.
При определении годового фонда рабочего времени ремонтных рабочих, работающих во вредных условиях, учитываем дополнительный отпуск (Ддоп=4 дня) за работу во вредных условиях [12].
Кроме указанных групп рабочих необходимо предусмотреть рабочих для выполнения вспомогательных работ. В состав вспомогательных работ входят: обслуживание и ремонт оборудования и инструмента; транспортные и погрузочно-разгрузочные работы, связанные с обслуживанием и ремонтом подвижного состава; перегон автомобилей внутри автотранспортных предприятий; хранение, прием и выдача материальных ценностей; уборка производственных и служебно-бытовых помещений. Численность вспомогательных рабочих определяется на основе нормативной трудоемкости вспомогательных ремонтных работ.
Численность вспомогательных рабочих:
,
Численность руководителей, специалистов и служащих определяется штатным расписанием, утвержденным руководителем предприятия в соответствии с типовыми структурами управления и нормативами численности (методика расчета приведена в нормативах численности руководителей, специалистов и служащих на автомобильном транспорте).
Нормативы численности разрабатывают на основе метода укрупненного нормирования; расчленения технологического процесса управления на типовые процедуры и закрепления их выполнения за исполнителями; использования теории массового обслуживания для работников, осуществляющих ситуационное управление технологическими процессами.
Суть метода укрупненного нормирования состоит в том, что общую численность аппарата управления и отдельных его подразделений (служб) определяют в зависимости от объективных факторов или признаков, характеризующих данное предприятие (или группу однородных производств), по формуле вида:
,
где: Н – нормативная численность специалистов и служащих определенной функции управления,
х1 - среднесписочное количество автомобилей;
х2 - коэффициент выпуска автомобилей на линию;
хз - среднесписочная численность работающих, чел;
х4 - режим работы автомобилей, ч; -
х5 - численность рабочих по ремонту автомобилей, чел;
а - e - показатели степени перечисленных значений факторов;
К – постоянный коэффициент, выражающий связь норматива с численными значениями факторов [11].
Перечень функций управления, на которые разработаны нормативы численности, а также наименования должностей специалистов и служащих по этим функциям приведены в таблице 4.1.
Таблица 4.1 - Наименования должностей руководителей, специалистов и служащих, норматив численности по функциям управления
Функция управления | Наименование факторов | Численные значения факторов | Норматив численности [11] | Норматив численности с учетом коэф. для грузовых АТП (к=0,85) | Принятое кол-во |
Общее руководство | Количество автомобилей | ||||
Среднесписочная численность работников | |||||
Технико-экономическое планирование | Количество автомобилей | ||||
Среднесписочная численность работников | |||||
Организация труда и заработной платы | Среднесписочная численность работников | ||||
Комплектование и подготовка кадров | Среднесписочная численность работников | ||||
Материально-техническое снабжение | Количество автомобилей | ||||
Режим работы автомобилей | |||||
Бухгалтерский учет и финансовая деятельность | Среднесписочная численность работников | ||||
Техническая служба | Количество автомобилей | ||||
Численность ремонтных рабочих | |||||
Делопроизводство и хозяйственное обслуживание | Количество автомобилей | ||||
Отдел перевозок и маркетинга (эксплуатационная служба) | Количество автомобилей | ||||
Коэффициент выпуска автомобилей на линию | |||||
Режим работы автомобилей | |||||
Итого |
Планирование фонда заработной платы
Тарифная система оплаты труда состоит из:
- тарифных ставок, которые устанавливают размер оплаты труда в единицу времени;
- тарифной сетки, которая обеспечивает уровень оплаты труда и дифференциацию зарплаты в зависимости от категорий. Она состоит из тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов;
-тарифно-квалификационного справочника, содержащего перечень квалификационных характеристик в зависимости от профессии и полученного разряда.
Тарифные ставки работников могут устанавливаться нанимателем:
- на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь;
- на основе тарифной сетки, определенной тарифным (местным) соглашением либо разработанной и утвержденной в организации;
- без применения ЕТС [13].
При планировании фонда заработной платы рассчитывается годовой фонд заработной платы, который состоит из основного и дополнительного фондов. Фонд основной заработной платы содержит все виды выплат за отработанное время или выполненную работу, выплаты стимулирующего или компенсирующего характера. К фонду дополнительной заработной платы относятся все виды выплат за неотработанное время, предусмотренные законодательством.
Фонд дополнительный заработной платы определяется по следующей формуле:
ФЗПдоп = ФЗПосн · Пдоп / 100, руб.
где ФЗПосн - основной фонд заработной платы, руб.;
Пдоп - процент дополнительного фонда заработной платы.
Процент фонда дополнительной заработной платыопределяется:
, %,
где Драб - количество отработанных дней;
Дотп – количество дней отпуска;
Дг.о – количество дней на выполнение гособязанностей.
Фонд заработной платы водителей
Для целей планирования заработная плата водителей определяется исходя из тарифной ставки первого разряда, действующей на предприятии, тарифного коэффициента водителей в зависимости от грузоподъемности автомобиля, габаритной длины автобуса, рабочего объема двигателя легкового автомобиля, с учетом премии за производственные результаты работы и специальных видов премий (за экономию материальных ресурсов и автомобильного топлива, увеличение пробега автомобильных шин и других), доплат и надбавок к заработной плате водителя (за интенсивность труда, за работу в вечернее и ночное время, с особыми условиями труда, на полностью амортизированном подвижном составе, за руководство бригадой (звеном), за классность, за стаж работы, за выполнение особо важной работы и других), на оплату очередных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск и другое.
Месячная тарифная ставка водителя определяется путем последовательного умножения тарифной ставки первого разряда, действующей на предприятии, на кратный размер тарифной ставки первого разряда, установленный водителю в зависимости от грузоподъемности и назначения автомобиля.
Смес = Смес 1р · Кт,
где Смес 1р – месячная тарифная ставка первого разряда;
Кт – кратный размер тарифной ставки первого разряда, установленный работнику по его профессии (должности).
При сдельной форме оплаты труда заработная плата водителей за выполненную работу определяется по следующей формуле:
ЗПв = ЗПт + ЗПткм,,
где ЗПт - заработная плата за перевезенные тонны;
ЗПткм - заработная плата за выполненные тонно-километры.
В свою очередь зарплата за перевезенные тонны определяется так:
ЗПт = Qгод · Ст, руб.,
где Ст – сдельная расценка за тонну перевезенного груза.
Сдельная расценка за тонну перевезенного груза определяется следующим образом:
Ст = Счас · Нвр пр / g, руб.,
где Счас – часовая тарифная ставка водителя, руб.;
Нвр.пр – норма времени на простой под погрузкой-разгрузкой 1 т груза, ч ;
g - коэффициент использования грузоподъемности автомобиля.
Счас = Смес 1р / Ф мес · Кт, руб.,
где Фмес – месячный фонд рабочего времени.
Зарплата водителей за выполненные тонно-километры:
ЗПткм = Сткм · Р, руб.,
где Сткм – сдельная расценка за 1 выполненный тонно-километр, руб.
Сдельная расценка за выполненные тонно-километры определяется по следующей формуле:
Сткм = Счас · Нвр.ткм / g, руб.,
где Нвр.ткм - норма времени на выполнение 1 ткм, ч.
Расчётным способом норма времени на выполнение 1 ткм определяется по следующей формуле:
Надбавка за продолжительность непрерывной работы (вознаграждения за выслугу лет, стаж работы) в следующих размерах:
- от 1 до 5 лет - 5 %;
- от 5 до 10 лет – 10%;
- от 10 до 15 лет – 15%;
свыше 15 лет – 20% должностного оклада руководителя, исчисленного с учетом предусмотренных увеличений.
Размер надбавок определяется по следующей формуле:
Нст = Смес · Nмес · (N1 · 0,05+N2·0,1+N3 · 0,15+ N4· 0,20),
где N1 , N2, N3, N4 - количество работников со стажем от 1 до 5 лет, от 5 до 10, от 10 до 15, свыше 15 лет соответственно.
Надбавки за классность, доплаты за бригадирство, премии за производственные результаты, доплаты за профессиональное мастерство рассчитываются в соответствии с Постановлением Министерства труда РБ №6 от 21.01.2000 г «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета» с изменениями и дополнениями Постановления Министерства труда и соц. защиты РБ от 15.10.2010 г №146.
Надбавки за классность
Водителям грузовых и легковых автомобилей, автобусов выплачиваются следующие ежемесячные надбавки за классность: водителям 2-го класса в размере 10 процентов и водителям 1-го класса - 25 процентов установленной тарифной ставки за отработанное время в качестве водителя. Размер надбавок определяются по следующей формуле:
Нкл = Сч · Фмес · Nмес · (N1 · 0,25 + N2 · 0,1), руб.
где Фмес – среднемесячная норма времени;
Nмес - количество месяцев работы (Nмес=11 мес);
N1 - количество водителей первого класса, чел;
N2 - количество водителей второго класса, чел.
Доплаты за бригадирство устанавливаются бригадирам из числа рабочих, не освобожденных от основной работы, в размере до 26% тарифной ставки первого разряда в зависимости от численности бригады. Бригады создаются при численности рабочих не менее 5 человек. Доплаты за бригадирство определяются по следующей формуле:
Дбр = Смес 1р · Nб · Nмес· Пб / 100, руб.,
где Nб - количество бригад;
Пб - процент надбавки за бригадирство.
Премия за производственные результаты установлена на основании коллективного договора предприятия в размере 30%.
Исходные и нормативно – справочные данные для проведения расчетов по определению фонда заработной платы водителей приведены в таблицах 4.2 – 4.3.
Таблица 4.2 - Исходные данные для расчета численности и фонда заработной платы водителей
Показатель | Значение | |
Среднесписочное количество автомобилей, ед. | ||
Среднее время нахождения автомобиля в наряде, ч | ||
Дни календарные | ||
Коэффициент выпуска автомобилей на линию | ||
Грузоподъёмность, т | ||
Класс груза | ||
Способ погрузо-разгрузочных работ | ||
Годовой объём перевозок, т | ||
Годовой грузооборот, ткм | ||
Распределение водителей по классам, чел | ||
I класс ( %) | ||
II класс ( %) | ||
Среднее количество водителей в бригаде |
Таблица 4.3 - Нормативно-справочные данные для расчета численности и фонда заработной платы водителей
Показатель | Значение |
Норма простоя под погрузкой-разгрузкой на 1 тонну, ч (табл.4, [6] ) | |
Норма времени на выполнение транспортной работы на 1 ткм, ч | |
Среднемесячная норма времени, ч [2] | |
Месячная тарифная ставка первого разряда, руб | |
Тарифный коэффициент водителей, кратный тарифной ставке первого разряда [13] | |
Надбавка за классность для водителей I класса | |
Надбавка за классность для водителей II класса | |
Доплата за бригадирство | |
Надбавка за стаж: | |
от 1 до 5 лет | |
от 5 до 10 лет | |
от 10 до 15 лет | |
более 15 лет | |
Премия за призводственные результаты работы |
Таблица 4.4- План численности и фонда заработной платы водителей
Показатель | Значение |
Продолжительность работы на линии, ч | |
Продолжительность подготовительно-заключительного времени, ч | |
Среднесписочная численность водителей, чел, в т.ч. 1 класса II класса | |
Численность водителей в зависимости от стажа работы: от 1 до 5 лет от 5 до 10 лет от 10 до 15 лет более 15 лет | |
Численность бригад | |
Месячная тарифная ставка водителя | |
Часовая тарифная ставка водителя | |
Сдельная расценка за 1 т | |
Сдельная расценка за 1 т км | |
ЗП за перевезенные тонны | |
ЗП за тонно-километры | |
Надбавка за классность | |
Доплата за бригадирство | |
Надбавка за стаж работы | |
Премия за призводственные результаты работы | |
Основной фонд ЗП | |
Дополнительная ЗП | |
Годовой фонд ЗП | |
Среднемесячная ЗП водителей |