Инженерное обустройство дорог
Инженерное обустройство дорог представляет собой комплекс средств, обеспечивающих организацию и безопасность движения подвижного состава. Этот комплекс включает в себя дорожные знаки, дорожную разметку, ограждения, направляющие столбики, места стоянки транспорта и отдыха пассажиров, посадочные площадки, средства связи. С точки зрения безопасности движения наиболее важными средствами обустройства дорог являются дорожные знаки и дорожная разметка.
Дорожные знаки — наиболее эффективное средство регулирования дорожного движения. Они дают водителю, не знакомому с дорогой, информацию о дорожных условиях, расположении различных объектов, скорости движения, населенных пунктах, расположенных на этой дороге (рис. 50).
Где сноска на рисунки – что это?
Дорожные знаки устанавливают по согласованию с Госавтоинспекцией (ГАИ) в соответствии с ГОСТ 10807—78 так, чтобы была обеспечена их видимость с проезжей части дороги на расстоянии 100—250 м вне населенных пунктов и 50—100 м в населенных пунктах. Фары автомобиля должны освещать дорожные знаки в ночное время, расстояние видимости знаков в темное время суток должно составлять не менее 100 м, а в светлое время суток — не менее 150 м.
Знаки устанавливают на колоннах, столбах, кронштейнах, опорах, мачтах освещения, стенах зданий. Их размещают слева направо по горизонтали и сверху вниз по вертикали в следующем порядке: знаки приоритета, предупреждающие, предписывающие, запрещающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Для управления дорожным движением применяют знаки со сменной информацией, символы знаков в этом случае заменяют механическим или светотехническим способом, вручную или с помощью автоматизированных систем.
На дорогах наносят горизонтальную и вертикальную разметку (линии и надписи), а также другие обозначения, предназначенные для регулирования дорожного движения. Разметка четко выделяет полосы движения, границы проезжей части, элементы поперечного профиля дороги. Эффективность разметки определяется ее видимостью в любое время суток и при любых погодных условиях.
Ограждения являются эффективным средством обеспечения безопасности движения транспортных средств на дорогах. Они позволяют исключать выезд автомобиля за пределы проезжей части, плавно замедляют и исправляют траекторию движения автомобиля после наезда, обладая достаточной прочностью, подчеркивают контуры опасных зон, предотвращают столкновение автомобилей с выступающими частями опор, перил мостов и других сооружений.
Существуют ограждения для пешеходов в виде барьеров или металлических труб, сетки на разделительной полосе, полосы кустарника рядом с дорогой, тросовых ограждений.
Жесткие ограждения из железобетона в виде балочных конструкций, высоких бордюрных и тормозящих выступов, ограждения из стоек, металлических прокатных полос специального профиля устанавливают на участках дорог с повышенной аварийностью.
Мосты и путепроводы защищают высокими бордюрными выступами и балочными конструкциями.
Остановки автобусов и стоянки других транспортных средств устраивают на прямых горизонтальных участках улиц и дорог, спусках с уклоном не более 20 %, вершинах подъемов с обязательным устройством уширения.
На кривых в плане остановки устраивают при радиусе кривых не менее 1000 м.
Стоянки для отдыха водителей и обслуживания автомобилей устраивают через 30—50 км у леса, водоема. Их оборудуют подъездами, питьевой водой, освещением, туалетом. На некоторых стоянках строят пункты общественного питания, медицинские пункты, эстакады и полуэстакады, площадки для регулировки фар, устанавливают телефонную связь.