Перевозка животных по железной дороге
Транспортировка животных к месту убоя железнодорожным транспортом.
Перевозка животных по железной дороге
Перевозка животных по железной дороге производится преимущественно на дальние расстояния. Подготовленный к погрузке скот доставляют на станцию погрузки. После двухчасового отдыха проводят клинический осмотр и термометрию скота. Если среди отправляемых животных будут обнаружены больные инфекционными болезнями, то скот и птицу к погрузке не допускают, а выводят за пределы станции и карантинируют.
Для перевозки животных имеются специальные вагоны, оборудованные кольцами для привязи скота, кормушками, бочками для замешивания кормов свиньям и прочим инвентарем. В теплое время года, с 1 мая по 1 сентября, транспортировать животных на расстояние не свыше 300 км можно в открытых решетчатых вагонах. Перед погрузкой вагоны должны быть осмотрены ветеринарными специалистами. Животных грузят в вагоны на отдельных, специально оборудованных платформах, а на станциях, где отсутствуют такие платформы, скот загоняют по переносным трапам. Животных размещают вдоль вагона или поперек. Преимущество продольного размещения крупного рогатого скота заключается в том, что животные оказываются более устойчивыми во время хода поезда, их удобнее кормить и поить. Однако при таком размещении в вагон входит меньшее количество животных. При поперечном размещении можно поместить большее количество крупного рогатого скота, но в этом случае ухудшаются условия для кормления и поения.
Скот размещают в вагонах по возрасту, полу, а свиней - и по упитанности. Крупный рогатый скот перевозят привязанным. Между животными оставляют такой промежуток, чтобы часть из них могла лежать. В зависимости от возраста в двухосный вагон грузят крупного рогатого скота 8-12 голов, овец и коз 40-50, телят 12-20, свиней 20-40. Крупных откормленных свиней грузят не более 18. В четырехосный вагон крупного рогатого скота грузят в 2,5, а свиней и овец - в 2 раза больше, чем в двухосный. В летнее время свиней загружают на 10-15 % меньше указанного количества, а при температуре выше 25 "С вообще не допускается транспортировка свиней железнодорожным транспортом. Птицу и кроликов перевозят в специальных клетках. В товарный вагон погружают: кур 1032, гусей и уток 700-800. Клетки в вагоне устанавливают в несколько ярусов, одна на другую, и скрепляют рейками. Между клетками оставляют место для проводника, инвентаря и кормов.
Животных в пути обеспечивают кормами из расчета на 1 ц живой массы в среднем для крупного рогатого скота 4,5 кг сена, для овец и коз 5,5 кг сена, для свиней 2,5 кг концентратов. Животных обеспечивают подстилкой из расчета 1,5 кг на голову в сутки.
Для ухода за скотом и птицей в пути на каждые 2-3 вагона назначают одного проводника. Кормят скот 3 раза в сутки; поят зимой 2 раза, летом 3 раза. Свиньям дают корма в виде жидкой болтушки. Гусей кормят в пути замоченным зерном; кур, цыплят, уток и индеек - влажными мешанками из расчета зерномучного корма 80 г на 1 кг живой массы птицы в сутки. Поят животных из ведер и корыт на станциях, указанных Министерством путей сообщения СССР.
Чистят вагоны на станциях, специально выделенных для этой цели; обычно такие станции совпадают с пунктами водопоя животных. В случае отказа животного от корма и воды, при заболевании или его гибели проводник должен вызвать транспортного ветеринарного специалиста на ближайшей станции.
15. Правила перегона с.х животных к месту убоя. Формирования гурта. Оформление документации.
Животных доставляют на мясоперерабатывающие предприятия железнодорожным, водным и автогужевым транспортом, а также гоном. В отдельных случаях племенной скот и ценные продукты животноводства перевозят авиатранспортом. Независимо от вида транспорта при перевозке животных перед ветеринарными специалистами стоят следующие основные задачи: предупредить заболевания транспортируемых животных; предупредить распространение транспортируемыми животными инфекционных и инвазионных болезней.
Ветеринарно-санитарный контроль на железнодорожных станциях, водных пристанях и на крупных скотоперегонных трактах осуществляют транспортные ветеринарные участки. Ветеринарные специалисты этих участков контролируют подготовку к транспортировке животных, пищевых и технических продуктов животноводства, проверяют качество транспортных средств. В случае появления при транзите заболеваний животных они устанавливают диагноз, проводят мероприятия, предупреждающие распространение заболеваний, следят за своевременной очисткой вагонов в пути.
Подготовку животных, предназначенных к транспортировке, нужно проводить заблаговременно, иначе при резком переводе от стационарного режима кормления к транспортному может произойти уменьшение веса скота и даже заболевание животных. Поэтому необходимо за 8—10 дней до отправки перевести животных на режим, сходный с тем, который будет соблюдаться при их перевозке или перегоне. Непосредственно перед отправкой ветеринарный специалист обязан тщательно осмотреть животных и измерить у них температуру. Заболевших животных необходимо оставить на месте.
На каждую партию отправляемых животных выписывают ветеринарное удостоверение по форме № 1; на пищевые продукты — по форме № 2; на технические — по форме № 3. В этих документах указывают количество и вид отправляемых животных или вид, вес и количество мест животных продуктов или сырья, маршрут их следования. Сообщаются сведения о ветеринарно-санитарной обработке животных и об эпизоотическом благополучии мест заготовок животного сырья. На ветеринарном удостоверении должна быть поставлена печать того учреждения, которым оно выдается. Личные печати ветеринарных врачей на удостоверениях не действительны. При передвижении животных внутри района считается действительной справка, выданная ветеринарным специалистом, обслуживающим данное хозяйство.
Животных, положительно реагирующих на туберкулез и бруцеллез, отправляют отдельными партиями непосредственно на санитарную бойню, минуя заготовительные организации, с соблюдением мер, устраняющих возможность распространения возбудителей указанных инфекций. О результатах исследования животных на бруцеллез и туберкулез указывается в ветеринарном удостоверении.
Перегон возможен только крупного рогатого скота и овец. Животных перегоняют по трассам, пролегающим по местностям, благополучным по заразным заболеваниям животных и находящимся в стороне от пастбищ для местного скота. Если животных перегоняют в пределах области, маршрут согласовывают с ветеринарным отделом этой области (края). В случае перегона животных через несколько областей маршрут утверждает управление ветеринарии министерства производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов республики.
За несколько недель до перегона скот прививают против сибирской язвы и других остро протекающих инфекций.
Перед отправкой скот формируют в гурты. В зависимости от вида и возраста, а также условий местности (степная, горная, лесная) количество животных в одном гурте
может быть различным: взрослого крупного рогатого скота — 100—200 голов, молодняка — 200—250, овец — 600—1000 голов. Гурт должен состоять из животных одного вида и пола, а также однородных по величине и упитанности. В гурты с коровами, если есть возможность, желательно вводить несколько быков-производителей.
Не разрешается в гурты включать животных во втором периоде беременности, а также с травматическими повреждениями конечностей, так как они усложняют перегон.
На отправляемый скот составляют в трех экземплярах гуртовую ведомость. В ней указывают: пол, возраст, масть, тавро, вес с разбивкой по упитанности, количество голов и прижизненные пороки шкур. Гуртовая ведомость вместе с ветеринарным удостоверением и путевым журналом передается старшему проводнику или старшему гуртоправу. В путевом журнале указывают необходимые сведения о скоте, выданном фураже и инвентаре. Во время пути в этом журнале отмечают результаты ветеринарного осмотра, пункты отдыха и поения скота, вынужденный . убой и т. д.
Формируют гурты из расчета 35—40 голов крупного рогатого скота или 100—150 овец на одного человека. Бригаду гонщиков возглавляет старший гуртоправ. Суточный прогон гуртов по местности, богатой травостоем и обеспеченной водой, установлен: для крупного рогатого скота — 15 км; для овец и коз — 12 км. На участках пути, не имеющих воды и травостоя, животных нужно прогонять с большей скоростью (20—30 км в сутки). Перегон животных должен начинаться с рассветом и заканчиваться с наступлением темноты. Во время бури, дождя, жаркой погоды и в мороз ниже 20° перегонять животных не разрешается. Через 6—8 дней перегона животным предоставляют 1—2-дневный отдых. В случае возникновения заболеваний среди животных или падежа старший гуртоправ обязан остановить гурт, отвести его в сторону от трассы и немедленно вызвать ветеринарного специалиста. Вынужденный убой животного можно производить только с разрешения ветеринарного специалиста и лишь в особо исключительных случаях — с разрешения старшего гуртоправа. Животное убивают на участке, отстоящем от трассы не менее чем на 100 м. Перед убоем животного на землю настилают слой соломы, листьев, веток или сена. После окончания обработки туши подстилку Сжигают, а верхний слой земли счищают и зарывают вместе с отходами убоя на глубину 1,5 м. Тушу, внутренние органы и шкуру убитого животного предъявляют для осмотра ветеринарному врачу ближайшего ветеринарного участка.
Перевозка животных по железной дороге целесообразна на дальние расстояния. Подготовленный к погрузке скот доставляют на станцию погрузки и размещают в загоны. Крупный рогатый скот желательно привязывать. После двухчасового отдыха ветеринарный специалист транспортного ветучастка проводит клинический вет-осмотр и термометрию. Если среди отправляемых животных будут обнаружены больные инфекционными болезнями, то скот и птицу к погрузке не допускают, а выводят за пределы станции и карантинируют.
Грузить разрешается только здоровых животных. Для их перевозки имеются специальные товарные вагоны, оборудованные кольцами для привязи скота, кормушками, корытами, бочками для замешивания кормов свиньям и прочим инвентарем. В теплое время года, с 1 мая по 1 сентября, транспортировка животных на расстояние не свыше 300 км разрешается в открытых решетчатых вагонах. Перед погрузкой вагоны должны быть осмотрены ветеринарными специалистами. Животных грузят в вагоны на отдельных, специально оборудованных платформах, а на станциях, где отсутствуют такие платформы, скот загоняют по переносным трапам. Животных размещают вдоль вагона или поперек. При расположении вдоль крупный рогатый скот устанавливают в два ряда головами к центру вагона. Пространство между дверями отгораживают с обеих сторон от скота. Преимущество продольного размещения крупного рогатого скота заключается в том, что животные оказываются более устойчивыми во время хода поезда; их удобнее кормить и поить. Однако при таком размещении в вагон входит меньшее количество животных. При поперечном размещении можно поместить большее количество крупного рогатого скота, но в этом случае отсутствуют условия для кормления и поения. Скот размещают в вагонах по возрасту, полу, а свиней и по упитанности. Крупный рогатый скот перевозят привязанным. Между животными оставляют такой промежуток, чтобы часть из них могла лежать. Животных обеспечивают в пути подстилкой. В зависимости от возраста и веса в двухосный вагон грузят крупного рогатого скота 8—12 голов, овец и коз 40—50, телят 18—20, свиней 20—40 голов. Крупных, откормленных свиней грузят не более 18. В четырехосный вагон крупного рогатого скота грузят в 2,5, а свиней и овец в 2 раза больше, чем в двухосный. В летнее время свиней загружают на 10—15% меньше указанного количества, а при температуре выше 25° вообще не допускается транспортировка свиней железнодорожным транспортом. Птицу и кроликов перевозят в специальных клетках. В товарный вагон погружают: кур 1032, гусей и уток 700—800. Клетки в вагоне устанавливают в несколько ярусов — одна на другую и скрепляют рейками. Между клетками оставляют место для проводника и инвентаря.
На время транспортировки обеспечивают животных кормом. Для ухода за скотом и птицей в пути на каждые 2—3 вагона назначают одного проводника. Кормят скот 3 раза в сутки; поят зимой 2 раза перед кормлением, летом — 3 раза после кормления. Поят животных из ведер и корыт на станциях, указанных ветеринарным надзором. При регулярном поении животные меньше утомляются.
Чистят вагоны один раз в сутки на станциях, специально выделенных для этой цели; обычно такие станции совпадают с пунктами водопоя животных. В случае отказа животных от корма и воды и при заболевании или падеже проводник должен вызвать транспортного ветеринарного специалиста на ближайшей станции. При выявлении животных, больных инфекционными болезнями, вагон или весь состав задерживают для принятия срочных мер (изоляция, карантинирование, дезинфекция и пр.), предусмотренных ветеринарным законодательством, в зависимости от характера заболевания. Обнаруженные в вагонах трупы павших животных отвозят на скотомогильник или утиль установку, вскрывают и исследуют. При подозрении на сибирскую язву трупы не вскрывают. Взятый материал (мазки крови, экссудат, ушная раковина или подчелюстные, заглоточные лимфоузлы от свиньи) подвергают бактериоскопии или бактериологическому исследованию. Мероприятия, проведенные по ликвидации болезни, оформляют актами.
Об установлении инфекционного заболевания (сибирской язвы, ящура, оспы овец, чумы и рожи свиней, чумы рогатого скота, повального воспаления легких, чумы и пастереллеза птиц) транспортный ветеринарный специалист обязан сообщить по телеграфу областному или краевому ветеринарному управлению тех мест, откуда вывезены животные, и того места, где они задержаны. Кроме того, необходимо известить транспортный санитарный надзор других станций для того, чтобы он принял участие в проведении профилактических мероприятий.
Перевозка животных по водным путям наиболее экономична, так как скот практически находится в условиях стойлового содержания и не теряет веса. Перевозят животных на специальных баржах, на палубах товаро-пассажирских речных судов или в трюмах морских пароходов. Ориентировочно площадь размещения животных следующая (в расчете на одно животное): крупный рогатый скот — 2,5—3 м2; лошади — 3—3,5 м2; овцы и козы — 0,75—1 м2; откормленные крупные свиньи — 2,25— 3 м2; подсвинки — 0,5—0,75 м2. Порядок ветеринарной обработки животных, погрузка и уход за животными в пути такие же, как и при перевозке по железной дороге.
Проводники назначаются из расчета 20 крупных или 60 мелких животных на одного человека. При транспортировке животных по рекам и озерам выбрасывать навоз и трупы животных в воду запрещается. Выгружают навоз на специальных пристанях, оборудованных площадками для биотермического обезвреживания навоза. Если скот перевозят по морю или океану, то трупы разрешается спускать в воду, но только в том случае, если судно находится на расстоянии свыше 2 час хода до берега.
Перевозка животных автотранспортом производится преимущественно на короткое расстояние. В настоящее время для транспортировки животных широко применяют специальные автомашины. Если их нет, то используют обычные грузовые, у которых для этой цели кузов оборудуют со всех сторон высокими бортами. При перевозке крупных животных внутри кузова устанавливают разграничительные брусья. Крупный рогатый скот и лошадей перевозят привязанными, овец и свиней — без привязи, птиц и кроликов — в клетках. Чтобы крупные животные не замяли мелких, их подбирают одинаковыми по величине, упитанности и полу. Для погрузки и выгрузки скота применяют специальные площадки, настилы или прицепные мостики. Запрещается грузить животных в машины, которые использовались для перевозки удобрений, сыпучих строительных материалов (известь, цемент и др.), а также сырья технического назначения.
Мероприятия при выявлении больных животных. По прибытии на место назначения транспорт с животными подают к выгрузочной платформе. Представитель ветеринарно-санитарного надзора проверяет ветеринарные документы, осматривает животных и, если число их соответствует указанному в документах и нет заразнобольных, разрешает выгрузку. Выгружают животных по трапам спокойно, без окриков и побоев.
При наличии заболевшего или павшего животного выгрузку начинают с благополучных животных, и только после их выгрузки приступают к осмотру вагона или автомашины, в которых обнаружен труп или больные животные. Животных, среди которых выявлены больные или труп, карантинируют до выяснения характера заболевания.
При транспортировке в душных, переполненных вагонах, особенно в жаркое время, у животных наблюдаются тепловые удары, удушения и специфические заболевания: транспортная болезнь крупного рогатого скота и плевродения лошадей. Транспортная болезнь чаще встречается у стельных коров. Заболевание характеризуется слабостью и шаткой походкой. Температура нормальная или понижена, пульс и дыхание учащены, слизистые оболочки гиперемированы. Животные лежат, закинув голову набок, как при родильном парезе. Болезнь продолжается от нескольких часов до нескольких дней и может закончиться гибелью животных, если им не предоставить нормальных условий содержания и кормления. Заболевание лошадей плевроденией характеризуется сильной чувствительностью грудных стенок, брюшным типом дыхания, задержкой дефекации и мочеиспускания; температура тела не изменяется. Прогноз благоприятен, если животным предоставить нормальные условия содержания.
Если обнаружены трупы животных, павших от сибирской язвы, или выявлены больные этим заболеванием, то трупы сжигают или закапывают в землю на глубину не менее 2 м, а больных животных изолируют и лечат. Выздоровевших животных выдерживают в течение 14 суток со дня установления у них нормальной температуры. Остальных животных этой партии осматривают и термометрируют. Свиней с нормальной температурой, не имеющих клинических признаков заболевания, убивают на санитарной бойне под контролем ветеринарного специалиста. После убоя производят тщательное исследование лимфатических узлов и внутренних органов. Рогатый скот и лошадей карантинируют, пассивно иммунизируют и подвергают ежедневному ветеринарному осмотру и термометрии. По истечении 3 суток после иммунизации животных с нормальной температурой направляют на убой.
Животных, больных эмфизематозным карбункулом и злокачественным отеком, изолируют и подвергают лечению; соприкасавшихся с больными, но с нормальной температурой и без клинических признаков заболевания направляют для срочного убоя.
При обнаружении заболеваний ящуром всех животных, имеющих клинические признаки этого заболевания или повышенную температуру, немедленно направляют для убоя на санитарную бойню, без загона их на скотобазу. Животных без клинических признаков и с нормальной температурой также направляют на убой отдельной группой. После убоя производят тщательную дезинфекцию помещений, оборудования, инвентаря, инструментария, а также спецодежды и обуви.
О случаях выявления среди доставленного поголовья заболеваний сибирской язвой, Ку-лихорадкой, орнитозом, миэлоидозом, туляремией, листереллезом, лептоспирозом ветеринарный специалист обязан сообщить ветеринарным органам по месту отправки животных, а также своему непосредственному ветеринарному руководству и местным органам здравоохранения.
ТРАНСПОРТИРОВКА МЯСА И МЯСОПРОДУКТОВ
Транспортировка продуктов и сырья животного происхождения производится на таких же видах транспорта, как и для животных.
Предназначенные к транспортировке продукты или сырье должны быть осмотрены ветеринарным специалистом транспортного ветеринарного участка. Прежде всего устанавливается наличие ветеринарного удостоверения. При отсутствии ветеринарного удостоверения установленной формы, а также если известно, что продукты или сырье происходят от скота или птицы, больных инфекционными болезнями, то груз к транспортировке не допускается и подлежит немедленному вывозу со станции в места, указанные ветеринарно-санитарным надзором.
Не разрешается перевозить продукты совместно с техническим сырьем.
Для перевозки указанных грузов железнодорожным транспортом должны подаваться исправные вагоны, соответственно подготовленные и удовлетворяющие санитарным требованиям. Перевозка мяса и мясопродуктов автомобильным и гужевым транспортом допускается только в авторефрижераторах или в специально приспособленных автомашинах или повозках с кузовом, обитым внутри железом. Транспорт должен иметь надпись «Для транспортировки мяса».
Температура воздуха в вагонах и авторефрижераторах перед погрузкой должна быть для замороженных грузов не выше —8°, а для охлажденных — 1°. Транспортируемое охлажденное и остывшее мясо подвешивают на крючья. Подвеска полутуш проводится таким образом, чтобы внутренние стороны были обращены к торцовым стенам вагона (автомашины). Замороженное мясо в четвертинах , полутушах и тушах укладывают плотными штабелями.
Температура мяса, подлежащего перевозке, не должна превышать для замороженного —8°, для охлажденного +4° и для остывшего 4-12°. В день погрузки заполняют удостоверение, где указывают качественное состояние и транспортабельность груза (в сутках). На каждую партию особо скоропортящихся продуктов предприятие выдает накладную с указанием часа выпуска продукции из предприятия и сроков реализации.
Лица, занятые погрузкой, перевозкой и разгрузкой мяса и мясопродуктов, должны тщательно соблюдать правила личной гигиены и проходить медицинское освидетельствование и обследование на носительство возбудителей кишечных инфекций. В дальнейшем медицинское освидетельствование производят ежемесячно, а обследование на бактерионосительство — по требованию санитарного надзора.
По прибытии продуктов или сырья на станцию погрузки (выгрузки) ветеринарный специалист должен осмотреть каждую партию груза— соответствует ли его качество, вес, количество мест, наименование, маркировка и прочее данным, указанным в ветеринарном удостоверении, накладной и фактуре спецификации. В случае поступления животных грузов с удостоверением, не позволяющим судить о их благополучии, а также мяса или кожевенно-мехового сырья без клейм ветеринарный специалист обязан составить акт, в котором указывается характер нарушения установленных правил.
ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ ОБРАБОТКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Транспортные средства после выгрузки животных или животного сырья необходимо очистить и продезинфицировать.
По степени санитарного благополучия их обычно разделяют на три категории.
К первой категории относят транспортные средства, на которых перевозили здоровых животных или сырье и продукты их переработки.
Ко второй — транспортные средства, использованные для перевозки скота, пищевых продуктов и технического сырья, зараженных нестойкими возбудителями инфекций (бруцеллез, пастереллез, ящур, чума и рожа свиней), а также больной птицы и кроликов.
К третьей — транспортные средства, на которых были доставлены животные или грузы, зараженные возбудителями стойких инфекционных болезней (сибирская язва, эмфизематозный карбункул, злокачественный отек, брадзот овец и др.).
В местах массовой выгрузки должны быть дезинфекционно-промывочные станции и пункты с тремя изолированными площадками, оборудованными приспособлениями для дезинфекции транспортных средств, определенной категории. Дезинфекционно-промывочную станцию сооружают на расстоянии не менее 300—500 м от населенных пунктов и пастбищ на территории с равномерно возвышенным рельефом и с достаточным уклоном для отвода атмосферных и сточных вод.
После выгрузки животных и груза ветеринарный работник, осуществляющий санитарный надзор, распределяет транспортные средства по категориям и направляет их на соответствующие площадки.
Навоз с транспорта первой категории может быть использован сразу же для удобрения полей. Собранный навоз с транспортных средств второй категории необходимо обезвредить биотермическим способом. Навоз с транспортных средств третьей категории сжигают.
Очищенные транспортные средства дезинфицируют. Выбор дезинфицирующего вещества зависит от вида возбудителя, которым были заражены животные или грузы.
После дезинфекции ветеринарный специалист транспортной ветеринарно-санитарной службы выдает удостоверение, что вагоны, автомашины или судно обезврежены и могут быть допущены для перевозки животных и грузов животного происхождения.
16. Подготавление животных к убою. Предубойная выдержка.
Убойные животные, подвергнутые ветеринарному осмотру и оказавшиеся здоровыми, поступают в цех предубойной подготовки, где они находятся до подачи их на убой.
В цехе предубойной подготовки животных выдерживают на голодном режиме: крупный рогатый скот и овец — 24 часа, а свиней — 12 часов. При этом поение должно быть обильное; прекращают поить животных за 3 часа до подачи их на убой.
Если нет возможности предоставить находящимся на голодном режиме животным свободное поение, его заменяют трехкратным поением.
Выдержка животных перед убоем на голодном режиме с обильным поением не сопровождается потерей живой массы животного; неодинаковая продолжительность предубойной выдержки для отдельных видов убойных животных основывается на физиологических особенностях их организмов.
Известно, что с момента поступления корма в желудок до полной переработки его в организме, например, у крупного рогатого скота требуется двое суток. Следовательно, задавать корм животным во время предубойной их подготовки экономически нецелесообразно, так как он останется неиспользованным.
Содержание животных во время их предубойной подготовки на голодном режиме с обильным поением преследует ряд целей.
Во-первых, прекращение кормления животного за 24 или 12 часов до убоя при обильном поении способствует очищению желудочно-кишечного тракта от содержимого, что очень важно в технологическом и санитарно-гигиеническом отношениях.
При отсутствии в желудочно-кишечном тракте содержимого облегчается разделка туши животного и уменьшается возможность загрязнения продуктов убоя этим содержимым, особенно при случайных порезах стенок желудка и кишечника.
Во-вторых, предоставление животным перед убоем воды вволю способствует разжижению крови, а это обеспечивает лучшее обескровливание туши.
Чем лучше будет обескровлено животное, тем устойчивее будет мясо при хранении. Предоставление воды животным во время их подготовки к убою рационально также потому, что это облегчает операции съемки шкуры.
Лишение животных питья в течение суток уменьшает содержание воды в мышцах на 5-6%, что снижает выход продуктов убоя.
После предубойной выдержки животных подвергают ветеринарному осмотру и подают на убой. Результаты предубойного осмотра регистрируют в специальном журнале. Из отделения предубойной подготовки животные поступают в предубойные загоны, а из них в цех первичной переработки скота (убойно-разделочный цех).
17.Техника убоя крс, свиней, ее роль и значение.
Крупный рогатый скот
К этой категории животных относят коров, быков и телят, которых выращивают на сельскохозяйственных предприятиях для получения мясомолочной продукции. В нашем случае будет рассмотрена технология убоя крупного рогатого скота для получения мяса вне зависимости от возраста и габаритных размеров животного.
Современная технология убоя КРС – это целый комплекс мер, который включает в себя несколько основных этапов:
· доубойное содержание;
· оглушение и умерщвление;
· подрезка конечностей и снятие шкуры;
· свежевание и распил туши на основные части;
· ветеринарный осмотр и хранение.
На первом этапе животных подготавливают к убою и перестают кормить за несколько часов. Затем наступает непосредственно оглушение и убой крупного рогатого скота. Сегодня используют три основные технологии:
· при помощи электрического тока;
· применение углекислого газа. Животных помещают в специальную камеру, куда запускают газ. Через несколько минут скот оглушен и обездвижен. Этот метод отличается большими затратами и его применяют на крупных предприятиях, где производительность достигает 100 и более голов в час. Существует миф, что при газовом оглушении животное не испытывает стресс и его мясо получается более нежным. На самом деле это ошибочное суждение, так как скотина все равно находится в стрессовом состоянии в момент попадания в специальную камеру. Кроме того, большинство крупных зарубежных хозяйств Италии и Франции не используют этот способ;
· механическое воздействие. Животное обездвиживают при помощи специальных пистолетов для оглушения, которые оказывают непосредственное воздействие на головной мозг, не разрушая костей черепа. На сегодняшний день этот метод является наиболее распространенным, но требует от персонала соответствующего уровня подготовки.
После оглушения обездвиженное животное подвешивают на цепи вниз головой и перемещают по конвейеру в бокс для обескровливания. На следующем этапе у туши подрезают рога и передние конечности с использованием специальных силовых приспособлений (пневматические или гидравлические ножницы). Дальше растягиваются задние ноги (предварительно подрезанные) и делается надрез вниз по брюшной полости для эффективного снятия шкуры. В процессе может использоваться дополнительное оборудование, которое позволяет аккуратно снять шкуру с туши, не порвав ее. После снятия шкуры из туши вынимается желудок и большинство внутренних органов и отсекается голова. Следующий этап является последним в технологии предварительной обработки – тушу разрезают на половины или на четверти. Параллельно ветеринар осматривает состояние частей туши на предмет различных заболеваний, которые не были выявлены при осмотре живого скота. После прохода санитарного контроля части туш клеймятся и отправляются на хранение в холодильник.
Все оборудование, связанное с технологией убоя скота, должно отвечать целому ряду критериев:
· способность выдерживать большие механические нагрузки (в связи с внушительным весом туш животных);
· безотказность работы при больших нагрузках (если брать производительность от 100 голов в час, то оборудование должно иметь большой ресурс);
· безопасность (большинство операций выполняется вручную).
Свиньи
Технология убоя свиней обладает целым рядом особенностей, которые отличают ее от подобных процедур с рогатым скотом. Кроме стандартных этапов транспортировки оглушения и разделки, добавляются специфические процедуры:
· закалывание. Производится не более чем после 20 секунд после оглушения точным ударом специального ножа в сердце животного;
· ошпаривание и мойка. Процесс необходим для последующего отделения щетины от шкуры животного;
· удаление щетины. Процесс может производиться в несколько этапов с применением различного оборудования (вертикальные или горизонтальные скребмашины);
· опаливание туш в специальных камерах с газовыми горелками;
· доочистка туш (бичевая мойка).
Только после этого происходит нутрование свиней и их перемещение в холодильник. Технология убоя свиней мясокомбинате – это сложный процесс, который требует определенной степени автоматизации и хорошего уровня подготовки специалистов на всех этапах.