История развития автомобилей КАМАЗ
Введение
Грузовые автомобили марки КАМАЗ являются символом отечественных дорог и их полноправными хозяевами. Это несвойственный случай для отечественного автомобилестроения, когда марка наравне могла конкурировать с зарубежными аналогами в части технической надежности, функциональности и дизайна. Кроме того, она смогла сохранить свою индивидуальность и на протяжении всей своей истории использовала в производстве преимущественно собственные разработки.
Автомобили КАМАЗ это мощные, экономичные, комфортабельные, конкурентоспособные грузовики, которые могут работать в регионах практически с любым климатом. Именно такую задачу пытались решить конструкторы в 60-х годах прошлого века, создавая этот автомобиль. С поставленной целью они успешно справились и увидеть КАМАЗы можно не только в России, но и во многих других странах.
КАМАЗ производит не только грузовые автомобили, но и тягачи, прицепы, автобусы, силовые узлы, двигатели, комплектующие, которые пользуются постоянным покупательским спросом.
Автомобили, выпускаемые Камским объединением, по своим техническим данным находятся на уровне лучших мировых образцов. Поэтому не случайно они вызвали большой интерес на международных выставках. В настоящее время автомобили КАМАЗ экспортируются во многие страны мира.
Новые отечественные автомобили КАМАЗ обладают большой грузоподъемностью, имеют высокие экономические показатели по среднетехнической скорости движения, расходу топлива и масла. Все это делает КАМАЗ востребованным на внешнем и внутреннем рынках России.
История развития автомобилей КАМАЗ
К середине 60-х годов 20-го века экономике СССР стало не хватать парка грузовых автомобилей. Выпуск имеющихся на то время моделей, даже при резком повышении их количества, не обеспечил бы необходимый рост грузооборота. Необходимо было выпустить новый грузовик, который был бы способен резко повысить производительность труда на транспорте. Ни один из действующих автомобильных заводов страны выполнить такую задачу не мог. Требовались совершенно новые современные грузовики — комфортабельные, мощные, универсальные, способные эффективно эксплуатироваться в любых климатических и дорожных условиях и заполнить нишу автомобилей грузоподъемностью от 8 до 20 тонн.
В середине 1969 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей в Набережных Челнах. По своему географическому положению Набережные Челны находились в самом центре бывшего Союза, судоходные реки Кама и Волга и близость железной дороги решали все проблемы с обеспечением строительными материалами, сырьем, оборудованием, комплектующими, а в будущем - транспортировкой
Расчетная мощность предприятия составляла 220 тыс. грузовых автомобилей и 250 тыс. двигателей.
Строительство предприятия началось в 1969 году. Его возведение велось ударными темпами. В этом процессе принимали участие специалисты и рабочие со всего Советского Союза и уже в 1974 году стартовали пробные запуски оборудования.
Помимо производственных мощностей при предприятии было организовано конструкторское бюро, где в 1974 году собрали первый собственный двигатель. Уже через 2 года началось серийное производство, и первый автомобиль сошел с конвейера. Это была модификация КАМАЗ 5320.
Вначале конструкторы Камского завода использовали разработки ЗИЛ, но довольно быстро освоили собственный стиль проектирования. Огромным подспорьем в реализации конструкторских идей стало техническое оснащение завода. Это было современное оборудование от европейских поставщиков. Также в процессе оснащения предприятия приняли участие компании из США, Канады, Японии.
Уже в 1979 году КАМАЗ становится мировым лидером по объемам производства грузовиков, выпустив 100 тыс. машин. С этого времени автомобили КАМАЗ становится лидером в сфере осуществления перевозок и строительных работ. Модельный ряд их включал бортовые машины, седельные тягачи, самосвалы. Эти грузовики пользовались популярностью благодаря надежности, хорошему уровню комфорта и простоте в обслуживании.
После распада СССР КАМАЗ, как и множество других предприятий, испытывал трудности, но довольно быстро их преодолел. В 1993 году на подразделении, выпускающем двигатели, произошел пожар, который практически полностью его уничтожил, включая оборудование. Произошедшее позволило наладить новое производство на оборудовании последнего поколения уже через год. Мощную финансовую поддержку заводу оказало правительство РФ.
В последующие годы предприятие динамично развивалось, и осваивало новые технологии, виды продукции. С небольшими потерями Камский завод пережил мировой экономический кризис 2009 года.
Из значимых достижений нужно отметить победу в престижном раллийном соревновании «Дакар», которая была одержана на спортивной модификации грузовика КАМАЗ. Это событие произошло в 2006 году и стало доказательством того, что отечественная техника не только не уступает зарубежным аналогам, а превосходит их.
Сегодня КАМАЗ – это производственное объединение, которое включает 9 крупных структурных подразделений. Они осуществляют выпуск грузовиков, сельхозмашин, техники для дорожного строительства, производство которой было налажено в 2010 году. Помимо этого шасси КАМАЗ широко применяются в армии. Одновременно с этим происходит сотрудничество с зарубежными автомобильными компаниями такими, как Mercedes. При этом марка сохраняет свой фирменный стиль.
На десятом году производства (в 1987 году) была создана линия по производству малолитражных автомобилей «Ока». Первый автомобиль (ВАЗ-1111 «Ока») был выпущен уже 21 декабря (в 1994 году будет запущен целый Завод по производству малолитражных автомобилей «Ока»).
25% произведенных КАМАЗов уходит на экспорт. Запчасти для российских грузовых автомобилей поставляют в 140 стран мира. В 2007 году завод в Набережных Челнах в 9-й раз получил звание «Лучший экспортер Российской Федерации в области автомобилестроения».
КАМАЗы хорошо известны не только в России, но и в других странах. Предприятия «КАМАЗа» открыты во Вьетнаме, Иране, Индии и Пакистане.
Отечественные грузовики постоянно участвуют в международных выставках, конкурсах.
В России и странах бывшего СССР работает около 300 сертифицированных центров сервисного обслуживания КАМАЗ.
В группу компаний КАМАЗ входит 56 различных предприятий, на которых работает более 60 тысяч человек. Коллектив «КАМАЗа» чуть уступает населению Гренландии. Завод входит в число стратегических объектов РФ.
На основе «КАМАЗа» создана бронированная машина «Тайфун». Эта машина может разгоняться до 80 километров в час, её вес составляет почти 18 тонн. Машина может выдержать подрыв на восьми килограммах тротила.
Камское производственное объединение по производству большегрузных автомобилей в настоящее время выпускает четыре семейства автомобилей КАМАЗ с компоновкой - откидная трехместная металлическая кабина над двигателем. Все марки автомобилей КАМАЗ приспособлены для эксплуатации в различных климатических условиях с температурой воздуха в диапазоне от -40 до +50 °С.