Опоры железобетонных эстакад и путепроводов.
Нагрузки и воздействия на городские мосты и транспортные сооружения.
Мосты и другие транспортные сооружения рассчитывают на нагрузки и воздействия, их сочетания в соответствии со СНиМ 2.05.03-84. *Мосты и трубы.
Нагрузки делятся на:
а) постоянные - возникают и действуют от момента приложения и до окончания эксплуатации сооружения. Они имеют среднее нормативное значение, но не исчезают;
б) временные - нагрузки возникают эпизодически, в процессе строительства и эксплуатации, и изменяются от 0 до любого значения (до своего максимального значения).
Временная нагрузка делится по функциональному признаку на нагрузки от подвижного состава и пешеходов и прочие.
Нормативную временную вертикальную нагрузку принимают в виде:
а) полос АК, класс нагрузки для городских мостов, К=11, т.е. А-11;
б) колесной НК-80;
в) поезда расчетной длины, состоящего из четырехосных вагонов.
Подводные, городские, пешеходные тоннели.
Подводные тоннели.
Различают тоннель, проходящий в толще естественного грунта под руслом реки, тоннель, уложенный по выровненному дну или подводной дамбе, и тоннель – мост, опирающийся на отдельные подводные опоры.
Подводные тоннели, проходящие в толще грунта, чаще всего делают кругового очертания из чугунных или железобетонных тюбингов – блоков, из которых образуется обделка тоннеля.
Тюбинги соединяют между собой болтами, обеспечивая герметичность сопряжения. Подводные тоннели в большинстве случаев делают железобетонными, часто прямоугольного сечения.
Городские тоннели.
Такие тоннели имеют мелкое заложение, что позволяет уменьшить их длину и уклоны на въездах. Въезды в тоннели, т.е. рампы, обычно устраивают открытыми в выемках с ограждением подпорными стенками.
Пешеходные тоннели.
Такие тоннели всегда делают мелкого заложения, чтобы уменьшить высоту лестниц, преодолеваемых пешеходами. Транспортные и пешеходные тоннели имеют прямоугольное поперечное сечение.
Опоры железобетонных эстакад и путепроводов.
Опоры эстакад и путепроводов весьма разнообразны по форме:
– стоечные
Основными несущими элементами стоечных опор являются стойки – преимущественно железобетонные, прямоугольного или квадратного сечения (реже круглые и обтекаемой формы). Нижние концы стоек заделываются в фундаментах (или плитах ростверков), верхние концы - в насадках. Конструкции насадок и стыков стоек с ними аналогичны свайным опорам.
– столбчатые,в которых основными несущими элементами являются железобетонные стойки, погружаемые в заранее разбуренные скважины (главным образом, в вечномерзлых грунтах)
Рис. Столбчатые опоры:
– стенки
Опоры-стенки тоже широко используются при строительстве эстакад, путепроводов и развязок. Опоры-стенки могут иметь одну или несколько стенок как симметричной, так и несимметричной формы в зависимости от расположения пролетных строений в плане.
– разветвляющиеся конструкции.
Опоры разветвляющихся эстакад и многоуровневых транспортных развязок и пересечений воспринимают на себя несколько пролетных строений, которые могут располагаться в одном или нескольких уровнях. Такие опоры оказываются в сложных условиях нагружения и для их проектирования необходимо проведение специальных исследований.