Объезд неподвижного транспортного средства
Когда отсутствует встречный транспорт, объезд совершается с ходу. Если встречный транспорт мешает совершить такой маневр, объезжающему автомобилю А приходится снижать скорость, иногда до полной остановки, и выполнять объезд с ускорением.
При остановке расстояние между автомобилями А и В должно быть таким, чтобы маневр не требовал слишком резкого изменения траектории автомобиля А, это расстояние следует выбрать ориентировочно исходя из собственных наблюдений и рассуждений. Если автомобиль А перед объездом не останавливается и объезжает препятствие с ходу, началом маневра можно считать момент, когда он находиться от препятствия на расстоянии DАВ, равном сумме остановочного пути SО и некоторого запаса расстояния S3 . Остановочный путь должен соответствовать режиму торможения с максимально возможной интенсивностью в рассматриваемых условиях.
При завершении объезда автомобиль А должен опередить неподвижное ТС на некоторое расстояние DBА, которое можно принять соответствующим временному интервалу движения автомобиля А, равному 1…2с, а затем перестроиться в правый ряд. Это расстояние необходимо, например, на случай, когда объезжаемое ТС большой длины начинает движение, в то время как водитель объезжающего ТС не может заметить это движение.
Графики объезда с ходу и после выжидания можно совместить с графиками обгона (рис.5 и 6).
В Приложении 1 приведено значение установившегося замедления (j, м/с2) автотранспортных средств, производство которых начато после 01.01.81г. в зависимости от их нагрузки и коэффициента сцепления шин с дорогой.
В Приложении 2 приведено значение времени Т2(с) запаздывания срабатывания тормозной системы и времени Т3(с) нарастания замедления ТС, производство которых начато до и после 01.01.81г. зависимости от их нагрузки и коэффициента сцепления.
В Приложении 3 даны варианты заданий в соответствии с шифром зачётной книжки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Jуст – установившееся замедление
Тип АТС | Кате- го-рия | Коэффициент сцепления | ||||
0.7 | 0.6 | 0.5 | 0.4 | 0.3 | 0.2 | 0.1 |
СНАРЯЖЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТС
Одиноч-ные ТС | М1М2М3N1 N2 N3 | 6.86.85.75.75.96.2 | 5.9 5.9 5.75.75.95.9 | 4.9 4.9 4.9 4.94.94.9 | 3.93.93.93.93.93.9 | 2.92.92.92.92.92.9 | 2.02.02.02.02.02.0 | 1.01.01.01.01.01.0 |
Авто-поезда с тягачами категор.М - N | М1 М2 М3 N1 N2 N3 | 6.15.75.54.75.55.5 | 5.95.75.54.75.55.5 | 4.94.94.94.74.94.9 | 3.93.93.93.93.93.9 | 2.92.92.92.92.92.9 | 2.02.02.02.02.02.0 | 1.01.01.01.01.01.0 |
С 50% НАГРУЗКОЙ
Одиноч-ные ТС | М1 М2 М3 N1 N2 N3 | 6.66.15.65.15.25.4 | 5.95.95.65.15.25.4 | 4.94.94.94.94.94.9 | 3.93.93.93.93.93.9 | 2.92.92.92.92.92.9 | 2.02.02.02.02.02.0 | 1.01.01.01.01.01.0 |
Авто-поезда с тягачами категор.М - N | М1 М2 М3 N1 N2 N3 | 5.75.15.34.45.05.0 | 5.75.15.34.45.05.0 | 4.94.94.94.94.94.9 | 3.93.93.93.93.93.9 | 2.92.92.92.92.92.9 | 2.02.02.02.02.02.0 | 1.01.01.01.01.01.0 |
C ПОЛНОЙ НАГРУЗКОЙ
Одиноч-ные ТС | М1M2M3N1 N2 N3 | 6.35.45.44.54.54.5 | 5.95.45.44.54.54.5 | 4.94.94.94.54.54.5 | 3.93.93.93.93.93.9 | 2.92.92.92.92.92.9 | 2.02.02.02.02.02.0 | 1.01.01.01.01.01.0 |
Авто-поезда с тягачами категор.М – N | М1 М2 М3 N1 N2 N3 | 5.24.55.04.04.54.5 | 5.24.55.04.04.54.5 | 4.94.54.94.04.54.5 | 3.93.93.93.93.93.9 | 2.92.92.92.92.92.9 | 2.02.02.02.02.02.0 | 1.01.01.01.01.01.0 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тип АТС | Кате- го-рия | T3,c Коэффициент сцепления | ||||||||||
0.7 | 0.6 | 0.5 | 0.4 | 0.3 | 0.2 | 0.1 | T2 | |||||
СНАРЯЖЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТС
Одиноч-ные ТС | М1 М2 М3 N1 N2 N3 | 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 | 0,3 0,5 0,6 0,35 0,6 0,6 | 0,25 0,45 0,5 0,3 0,5 0,5 | 0,2 0,35 0,4 0,25 0,4 0,4 | 0,15 0,25 0,3 0,2 0,3 0,3 | 0,1 0,2 0,2 0,1 0,2 0,2 | 0.05 0,1 0,1 0,05 0,1 0,1 | 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 |
Авто-поезда с тягачами категор. М – N | М1 М2 М3 N1 N2 N3 | 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 | 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 | 0,3 0,5 0,55 0,35 0,55 0,55 | 0,2 0,4 0,45 0,3 0,45 0,45 | 0,15 0,3 0,3 0,2 0,3 0,3 | 0,1 0,2 0,2 0,15 0,2 0,2 | 0,05 0,1 0,1 0,05 0,1 0,1 | 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 |
С 50% НАГРУЗКОЙ
Одиноч-ные ТС | М1 М2 М3 N1 N2 N3 | 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 | 0,3 0,55 0,6 0,35 0,6 0,6 | 0,25 0,5 0,5 0,35 0,55 0,55 | 0,2 0,4 0,4 0,25 0,45 0,45 | 0,15 0,3 0,3 0,2 0,35 0,35 | 0,1 0,2 0,2 0,15 0,25 0,25 | 0,05 0,1 0,1 0,05 0,15 0,15 | 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 |
Авто-поезда с тягачами категор. М – N | М1 М2 М3 N1 N2 N3 | 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 | 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 | 0,3 0,55 0,55 0,35 0,6 0,6 | 0,25 0,45 0,45 0,3 0,5 0,5 | 0,2 0,35 0,35 0,25 0,35 0,35 | 0,15 0,253 0,25 0,15 0,25 0,25 | 0,05 0,15 0,1 0,1 0,1 0,15 | 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 |
C ПОЛНОЙ НАГРУЗКОЙ
Одиноч-ные ТС | М1 M2 M3 N1 N2 N3 | 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 | 0,3 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 | 0,25 0,55 0,55 0,35 0,6 0,6 | 0,2 0,45 0,45 0,3 0,5 0,5 | 0,15 0,3 0,3 0,25 0,4 0,4 | 0,1 0,2 0,2 0,15 0,25 0,25 | 0,05 0,1 0,1 0,1 0,15 0,15 | 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 |
Авто-поезда с тягачами категор. М – N | М1 М2 М3 N1 N2 N3 | 0,35 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 | 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 | 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 | 0,25 0,5 0,45 0,35 0,5 0,5 | 0,2 0,4 0,35 0,25 0,4 0,4 | 0,15 0,25 0,25 0,2 0,25 0,25 | 0,1 0,15 0,15 0,15 0,15 0,15 | 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ЗАДАНИЯ
к курсовой работе «Расчёт параметров обгона»
Обознач. | ||
*) | Предпоследняя цифра шифра зачётной книжки | |
**) | Последняя цифра шифра | |
***) | Две последние цифры шифра | |
СУПД | Изобразить схемы, описать устройство и принцип действия | |
ОП | Отразить основные положения | |
СХЗ | Изобразить схемы, графики, описать характерные зависимости | |
СПЗ | Составить развёрнутый план занятий по теме | |
РЕФ | Реферативно изложить | |
*) | Обгоняющее ТС А | % загрузки | VА, км/ч | коэффициент сцепления φ |
1. 0. | Урал-4320 | 0.6 | ||
2. 1. | КамАЗ-5320 + Одаз-9370 | 0.4 | ||
2. | Зил-130-76 + ГКБ-817 | 0.2 | ||
3. | ГАЗ-53 | 0.5 | ||
4. | МАЗ-5335 | 0.3 | ||
5. | ПАЗ-3201 | 0.7 | ||
6. | ЛАЗ-4202 | 0.6 | ||
7. | УАЗ-469 | 0.5 | ||
8. | ВАЗ-2110 | 0.4 | ||
9. | ГАЗ-3102 | 0.3 |
**) | Обгоняемое ТС В | % загрузки | VВ, км/ч | уклон |
0. | МАЗ-504 + ЦПКТБ-А409 | - 2 % | ||
| МАЗ-504А + ТЦ-6 | + 5 % | ||
| АТЗ-2,4-52 (ТС-топливозаправщик.) | |||
| Икарус-280 | +200/00 | ||
| АЦПТ-1,7 (автомобиль-цистерна) | - 0.04 | ||
| Г6-ОпА-15,5 (автопоезд-молоковоз) | +0.05 0.04 | ||
| ДС-10 (полуприцеп-битумовоз) | - 3 % | ||
| ГАЗ-66 + АЦПТ-0,9 | +400/00 | ||
| КАЗ-608 + ЦКТБ-А475 | + 2 % | ||
| ЗИЛ-130В1 + ОдАЗ-794 | - 0.05 |
***) | Тема | Обоз-наче-ние | ||||
1. | Влияние технического состояния ТС на БД | ОП | ||||
2. | Нормативные документы по безопасности ТС | СПЗ | ||||
3. | Влияние скоростных свойств на безопасность движения | РЕФ | ||||
4. | ГОСТ Р 51709-2001 | РЕФ | ||||
5. | ГОСТ Р 51709-2001 Требования к тормозному управлению | ОП | ||||
6. | ГОСТ Р 51709-2001 Требования к рулевому управл., методы проверки | РЕФ | ||||
7. | ГОСТ Р 51709-2001 Требования к световым приборам, методы проверки | РЕФ | ||||
8. | ГОСТ Р 51709-2001 Требования к шинам и двигателю | СПЗ | ||||
9. | ГОСТ Р 51709-2001 Метод проверки тормозного управления на стенде | РЕФ | ||||
10. | ГОСТ Р 51709-2001 Метод проверки тормозного управления на дороге | ОП | ||||
11. | Стенды для проверки тормозов; основные принципы работы | ОП | ||||
12. | Приборы для проверки тормозов на стендах и на дороге | СУПД | ||||
13. | Оборудование для проверки фар | СУПД | ||||
14. | Ремни безопасности, характеристики, крепление | СУПД | ||||
15. | Обзорность; ГОСТ Р 51266-99. Технические. треб. | СПЗ | ||||
16. | Противоугонные устройства; разновидности, принципы работы | ОП | ||||
17. | Регуляторы тормозных сил; принципы работы, характеристики | СХЗ | ||||
18. | Травмобезопасные рулевые управления | СУПД | ||||
19. | Безопасные сиденья | СУПД | ||||
20. | Шум от ТС; влияние, нормативы, проверка | ОП | ||||
21. | Оценка ударно-прочностных свойств кузова при ударах | ОП | ||||
22. | Автоматическая регулировка зазоров в тормозных механизмах | СУПД | ||||
23. | Безопасный автомобиль | РЕФ | ||||
24. | Пожарная безопасность | ОП | ||||
25. | Регулятор тормозных сил ВАЗ | СЗЗ | ||||
26. | Регулятор тормозных сил КамАЗ | СХЗ | ||||
27. | Повышение активной безопасности в АТП | СПЗ | ||||
28. | Повышение устойчивости и управляемости ТС | СПЗ | ||||
29. | Определение динамического коридора ТС при круговом движении | СХЗ | ||||
30. | Показатели эффективности и устойчивости ТС при торможении | РЕФ | ||||
31. | Развитие заноса и его гашение | СХЗ | ||||
32. | Оценка и контроль состояния рабочего места водителя | РЕФ | ||||
33. | Обосновать целесообразность применения регуляторов тормозных сил | ОП | ||||
34. | Влияние технич. состояния ТС на эффективность торможения | СПЗ | ||||
35. | Движение ТС с различной шинной поворачиваемостью | СХЗ | ||||
36. | Влияние плавности хода ТС на безопасность движения | РЕФ | ||||
37. | Внешняя и внутренняя информативность ТС | РЕФ | ||||
38. | Принципы европейского и американского светораспределения | СУПД | ||||
39. | Европейское светораспределение, контрольный экран | СХЗ | ||||
40. | Американское светораспределение контрольный экран | СХЗ | ||||
41. | Противотуманный свет, контрольный экран | СХЗ | ||||
42. | Экологическая безопасность | РЕФ | ||||
43. | Методика проверки тормозных свойств на стендах | РЕФ | ||||
44. | Методика проверки тормозных свойств при дорожных испытаниях | РЕФ | ||||
45. | Методика проверки света фар ТС | СПЗ | ||||
46. | Способы определения коэффициента сцепления | ОП | ||||
47. | Оценка тормозных свойств ТС по действующим нормативам | ОП | ||||
48. | Влияние геометрических параметров ТС на безопасность движения | РЕФ | ||||
49. | Влияние категории ТС на безопасность движения | РЕФ | ||||
50. | Влияние тормозных свойств ТС на БД | ОП | ||||
51. | Причины нарушения устойчивости и управляемости ТС | СПЗ | ||||
52. | Занос осей ТС; выход из заноса | СПЗ | ||||
53. | Тормозы-замедлители их влияние на безопасность движения | СХЗ | ||||
54. | Тормозы-замедлители | СУПД | ||||
55. | Объезд неожиданных препятствий | СХЗ | ||||
56. | Влияние шин на безопасность движения | СПЗ | ||||
57. | Аквапланирование | ОП | ||||
58. | Световозвращатели | СУПД | ||||
59. | Внутренняя визуальная информативность | РЕФ | ||||
60. | Способы определения коэффициента сцепления | СУПД | ||||
61. | Рабочее место водителя; влияние на безопасность движения | РЕФ | ||||
62. | Органы управления: расположение, усилия | СПЗ | ||||
63. | Физико-химические условия на рабочем месте | ОП | ||||
64. | Пассивная безопасность: способы уменьшения инерционных нагрузок | СУПД | ||||
65. | Пассивная безопасность: ограничение перемещения людей | СУПД | ||||
66. | Пассивная безопасность: устранение травмобезопасных деталей | СУПД | ||||
67. | Внешняя пассивная безопасность | ОП | ||||
68. | Способы определения коэффициента сцепления | ОП | ||||
69. | Послеаварийная безопасность; нормативы | ОП | ||||
70. | Противоугонная безопасность | СУПД | ||||
71. | Экологическая безопасность; нормативы | ОП | ||||
72. | ГОСТ Р 51709-2001: система сигнализации; требования, проверка | РЕФ | ||||
73. | Тормозные системы ТС: анализ с позиции БД | СПЗ | ||||
74. | Оборудование для диагностики рулевого управления при техосмотре | СУПД | ||||
75. | ГОСТ Р 51709-2001: особенности проверки автопоездов | РЕФ | ||||
76. | Стенды для проверки тормозов; основные принципы работы | СУПД | ||||
77. | Приборы для проверки тормозов на стендах и на дороге | СУПД | ||||
78. ! | Современные типы автономного освещения | РЕФ | ||||
79. | Ремни безопасности, характеристики, крепление | СУПД | ||||
80. | Обзорность; ГОСТ Р 51266-99. Методы испытаний | ОП | ||||
81. | Противоугонные устройства; принципы работы | СХЗ | ||||
82. | Регуляторы тормозных сил: назначение; работа, характеристики | СПЗ | ||||
83. | Травмобезопасные рулевые управления | СПЗ | ||||
84. | Безопасные сиденья | СПЗ | ||||
85. | Шум от ТС; влияние, нормативы, проверка | СПЗ | ||||
86. | Оценка ударно-прочностных свойств кузова при ударах | РЕФ | ||||
87. | Автоматическая регулировка зазоров в тормозных механизмах и БД | РЕФ | ||||
88. | Безопасный автомобиль | СПЗ | ||||
89. | Определение динамического коридора ТС при круговом движении | ОП | ||||
90. | Показатели эффективности и устойчивости ТС при торможении | СПЗ | ||||
91. | Развитие заноса и его гашение | СХЗ | ||||
92. | Оценка и контроль состояния рабочего места водителя | СПЗ | ||||
93. | Обосновать целесообразность применения регуляторов тормозных сил | СПЗ | ||||
94. | Влияние технич. состояния ТС на эффективность торможения | РЕФ | ||||
95. | Движение ТС с различной шинной поворачиваемостью | РЕФ | ||||
96. | Влияние плавности хода ТС на БД | СПЗ | ||||
97. | Внешняя и внутренняя информативность ТС | СПЗ | ||||
98. | Принципы европейского и американского светораспределения | СПЗ | ||||
99. | Методика проверки света фар ТС по экранам | ОП | ||||
100. | Устойчивость ТС по скольжению и опрокидыванию | СПЗ | ||||
Литература
1. Афанасьев Л. Л. и др. Конструктивная безопасность автомобиля. – М.: Машиностроение, 1983. -212с.
2. Афанасьев М.Б. Водителю о дорожном движении. –М.:ДОСААФ,1980. -160с.
3. Безопасность конструкции автомобиля./М.А. Андронов, Ф.Е. Межевич, Ю.М. Немцов, Е.С. Савушкин/. – М.: Машиностроение, 1985. -160с.
4. Боровский Б.Е. Безопасность движения автомобильного транспорта. –Л.: Лениздат, 1964. -304с.
5. Великанов Д.П. Эксплуатационные качества автомобилей. –М.: Автотрансиздат, 1962.-399с.
6. ГОСТ Р 51709 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию. Методы проверки.
7. Гуревич Л.В., Меламуд Р.А. Тормозное управление автомобиля. – М.: Транспорт, 1978. -152с.
8. Дорожные условия и режимы движения автомобилей /Под ред. В.Ф. Бабкова. –М.: Транспорт, 1967. -224с.
9. Дьяков А.Б. Безопасность движения автомобилей ночью. – М.: Транспорт,1984. -200с.
10. Закин Я.Х. Маневренность автомобиля и автопоезда. – М.: Транспорт, 1986. -136с.
11. Иванов В.Н., Лялин В.А. Пассивная безопасность автомобиля. – М.: Транспорт, 1979. – 304с.
12. Иванов В.Н., Трунов С.Н. Безопасность движения на автомобильном транспорте //Экспресс информация. Автомобильный транспорт. Серия 2 /ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР. –М.: 1979. Вып.6.
13. Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. _М.: Транспорт, 1989. -255с.
14. Коноплянко В.И. Информативность транспортных средств. – М.: Машиностроение, 1984. -96с.
15. Краткий автомобильный справочник /А.Н. Понизовкин и др. –М.:АО «Транскосалтинг», НИИАТ, 1994. -779с.
16. Левитин К.М. Безопасность движения автомобилей в условиях ограниченной видимости. – М.: Транспорт, 1979. -111с.
17. Мирошников Л.В. и др. Диагностирование технического состояния автомобилей на автотранспортных предприятиях. – М.: Транспорт, 1977. -263с.
18. Немчинов М.В. Сцепные качества дорожных покрытий и безопасность движения автомобиля. – М.: Транспорт,1985. -231с.
19. Пенежко Г.И. Безопасность движения на автомобильном транспорте. –М.: Транспорт, 1976. -216с.
20. Правила дорожного движения Российской Федерации (с последними изменениями и дополнениями).
21. Ройтман Б.А. и др. Безопасность автомобиля в эксплуатации. – М.: Транспорт, 1987. -207с.
22. Ройтман Б.А. Обслуживание автомобильных приборов освещения и сигнализации. – М.: Транспорт, 1979. -32с.
23. Рябчинский А.И. Пассивная безопасность автомобиля. – М.: Машиностроение , 1983. -143с.
24. Сергеев А.Г., Ютт В.Е. Диагностирование электрооборудования автомобилей. –М.: Транспорт,1987. -159с.
25. Сильянов В.В. Теория транспортных потоков в проектировании дорог и организации движения. –М.: Транспорт, 1977.-303с.
26. ГОСТ Р 51266-99 Автотранспортные средства. Обзорность. Технические требования и методы испытаний.
27. Журналы «За рулём» и др
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................. 3
1. Задание на проект............................................................... 5
2. Общие положения по обгону............................................ 7
3. Расчёт параметров обгона.................................................. 12
3.1. Дистанция безопасности.......................................... 12
3.2. Обгон с ходу.............................................................. 19
3.3. Обгон после выжидания.......................................... 25
3.4. Незавершенный обгон............................................. 33
3.5. Объезд неподвижного препятствия........................ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................... 42
ЛИТЕРАТУРА........................................................................ 546