Классификация трансмиссионных масел
Основное назначение трансмиссионных масел – смазка высоконагруженных зубчатых механизмов силовой передачи подшипников и других деталей и узлов автомобилей. В автомобильных трансмиссиях используются спирально-конические, червячные и гипоидные передача. Масла для гидродинамических и гидрообъемных передач также относят к трансмиссионным, хотя условия работы в них несколько специфичны. Так, в гидродинамических передачах масло является прежде всего средством передачи мощности и средой, которая заполняет регулирующие системы.
Пусковые свойства масел и его работоспособность должны обеспечиваться в диапазоне температур от -60 до +150 °С.
В зависимости от климатических условий в перечисленные группы могут входить летние, зимние, всесезонные, северные и арктические масла, различающиеся вязкостно-температурными свойствами.
Отечественная классификация трансмиссионных масел отражена в ГОСТ 17479.2-85. этот ГОСТ распространяется на минеральные масла, применяемые для смазывания агрегатов трансмиссией автомобилей, тракторов, тепловозов, сельскохозяйственных, дорожных, строительных машин и судовой техники. В зависимости от кинематической вязкости при температуре 100 °С, трансмиссионные классы разделяют на четыре класса.
В соответствии с классом вязкости ограничены допустимые пределы кинематической вязкости при 100 °С и отрицательная температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па · с. Эта вязкость считается предельной, так как при ней еще обеспечивается надежная работа агрегатов трансмиссий.
В зависимости от эксплуатационных свойств и возможных областей применения масла для трансмиссий автомобилей, отнесены к пяти группам: ТМ-1, ТМ-2, ТМ-3, ТМ-4, ТМ-5.
Группу трансмиссионных масел устанавливают по результатам оценки их свойств по ГОСТ 9490-75 при разработке новых масел и постановке их на производство, а также периодических испытаниях товарных масел 1 раз в 2 года.
В соответствии с ГОСТ 17479.2-85 трансмиссионные масла обозначаются следующим образом, так, например, марка ТМ-5-93, где ТМ – трансмиссионное масло; 5 – масло с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия; 9 – класс вязкости; 3 – масло содержит загущающую (вязкостную) присадку.
До введения ГОСТ 17479.2-85 на классификацию и систему обозначений трансмиссионных масел маркировка масел в нормативно-технической документации была другой.
В настоящее время в маркировке масел широко применяется зарубежная классификация трансмиссионных масел по вязкости SAE (разработанная обществом американских автомобильных инженеров), которая делит масла на 7 классов: 4 – с индексом W (Winter) – зимних и три – летних. Если масло всесезонное, у него двойная маркировка, например, SAE 80W-90, SAE 75W-90 и т.д.
Классификация по эксплуатационным свойствам API (разработанная американским нефтяным институтом) предусматривает деление масел на 6 групп в зависимости от области применения, которая определяется типом зубчатой передачи удельными контактными нагрузками в зонах зацепления и рабочей температурой.
От температуры окружающего воздуха в Кировской области для эксплуатации силового агрегата (ЯМЗ-236 НЕ) автобуса МАРЗ-52661 рекомендуется трансмиссионное масло SAE 75W-90, например «Татнефть ТМ-5-18 SAE 75W-90GL-5» или «ЛУКОЙЛ ТМ-5-18 SAE 75W-90GL-5».
Расшифруем трансмиссионное масло «ЛУКОЙЛ ТМ-5-18 SAE 75W-90GL-5»:
· ТМ-5-18, где ТМ - трансмиссионное масло, 5 (группа) - масло с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, 1 – класс вязкости, 8 - масло содержит загущающую (вязкостную) присадку;
· SAE 75W-90, где масло всесезонное можно использовать в температурном интервале от минус 40°С до плюс 30°С;
· GL-5, где говорит о том, что гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и ударных нагрузках на зубья шестерен.
Технические жидкости
Надежность работы двигателей во многом зависит от состояния системы охлаждения и качества охлаждающей жидкости, которая должна удовлетворять следующим требованиям:обладать высокой температурой кипения и теплотой испарения, возможно большей удельной теплоемкостью и теплопроводностью;низкой температурой застывания (не выше – 60 °С);иметь небольшую вязкость (1 мм²/с);не вызывать коррозии металлов и сплавов, с которыми соприкасается;не разрушать резиновые изделия, используемые в системе охлаждения;не образовывать отложений;не вспениваться во время работы двигателя;жидкость должна быть недефицитной, дешевой, безопасной в пожарном отношении и безвредной для здоровья.
Рекомендуемые охлаждающие жидкости дляавтобуса МАРЗ-52661 с силовым агрегатом (ЯМЗ-236 НЕ): Тосол-А40М, Тосол-А65М.Они состоят из следующих веществ: Полиалкиленгликоль - 0,1 - 20,0%; Бензоат щелочного металла - 1,6 - 3,5%; Тетраборат натрия - 0,3 - 1,0%; Нитрит натрия - 0,06 - 0,2%; Натриевая соль 2-меркаптобензтиазола - 0,005 - 0,02%; Силикат щелочного металла - 0,005 - 0,06%; Пеногаситель - 0,002 - 0,02%; Краситель - 0,001 - 0,005%; Вода - 3,0 - 45,0%; Моноэтиленгликоль– Остальное.
Тормозные жидкости, находящиеся в гидроприводе тормозной системы автомобилей, передают энергию исполнительным механизмам.
Надежная работа тормозной системы – необходимое условие безопасной эксплуатации автомобиля. Тормозная жидкость, являясь ее функциональным элементом, должна отвечать определенным техническим требованиям.
Качество тормозных жидкостей оценивается, по результатам лабораторных, стендовых и эксплуатационных испытаний.
Рекомендуемая тормозная жидкость дляавтобуса МАРЗ-52661: DOT 4Данная тормозная жидкость способна образовывать меньшее количество влаги и гораздо дольше поддерживает необходимый уровень температуры кипения, что намного увеличивает срок ее службы.
Пластичные смазки
Пластичные смазки применяют в тех узлах трения автомобилей, в которых не удерживается масло или невозможно обеспечить непрерывное пополнение его запаса. Поэтому для ряда узлов и механизмов автомобиля используют густые мазеобразные продукты – пластичные смазки.
Рекомендуемые пластичные смазки дляавтобуса МАРЗ-52661 с силовым агрегатом (ЯМЗ-236 НЕ) указаны в табл. 1:
Таблица 1. Рекомендуемые пластичные смазки дляавтобусаМАРЗ-52661 с силовым агрегатом (ЯМЗ-236 НЕ)
Узел | Марка | ТУ | Преприятие-изготовитель | |
Двигатель | Шлицевая часть вала якоря привода стартера | Лита | ТУ 38.1011308-90 | Ростовский ОНМЗ |
ЦИАТИМ-201 | ГОСТ 6267-74 | |||
Подшипники водяного насоса Подшипники шкива натяжного устройства | Литол-24 | ГОСТ 21150-87 | Бердянский ОНМЗ ПО «Омскнефте- оргсинтез» Ростовский ОНМЗ ОАО «Слав- нефть-Ярос- лавнефтеорг- синтез» | |
ЦИАТИМ-201 | ГОСТ 6267-74 | Ростовский ОНМЗ | ||
Коробка передач и сцепление | Муфта выключения сцепления Подшипник вала вилки выключения сцепления | ШРУС-4 | ТУ 0254-001-05766076-98 | Ростовский ОНМЗ |
ШРУС-4М | ТУ 38401-58-128-95 | |||
Подшипник первичного вала коробки передач (в коленчатом вале двигател | Лита | ТУ 38.1011308-90 | Ростовский ОНМЗ | |
Воздухораспределитель | №158 | ТУ 38.1011308-90 | Ростовский ОНМЗ | |
Литол-24 | ГОСТ 21150-87 | Бердянский ОНМЗ ПО «Омскнефте- оргсинтез» Ростовский ОНМЗ ОАО «Слав- нефть-Ярос- лавнефтеорг- синтез» | ||
ЦИАТИМ-201 | ГОСТ 6267-74 | Ростовский ОНМЗ |
У пластичных смазок также есть показатели качества. В качестве примера рассмотрим показатели качества (табл.2) смазки «Литол-24», у которой состав определяет:нефтяное масло вязкостью 60-75мм 2 /С при 50°С, загущенное литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты; содержит антиокислительную и вязкостную присадки.Основные эксплуатационные характеристики: высокая коллоидная, химическая и механическая стабильности, водостойка даже в кипящей воде, при нагревании не упрочняется. Работоспособна при температуре от -40°С до +120°С, (кратковременно до 130°С).
Таблица 2. Показатели качества смазки «Литол-24».
Наименование показателя | Норма по ГОСТ 21150-87 |
Внешний вид | Однородная мазь от светло- желтого до коричневого цвета |
Температура каплепадения, °С, не ниже | |
Пенетрация при 25 С с перемешиванием (60 двойных тактов), мм·10-1 | 220-250 |
Вязкость Па·с: | |
при минус 20 С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более | |
при 0 С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более | |
при 50 С и среднем градиенте скорости деформации 100 с-1, не менее | |
Коллоидная стабильность (массовая доля выделенного масла), %, не более | |
Предел прочности, Па: | |
при 20°С | 500-1000 |
при 80°С, не менее | |
Испаряемость при 120°С, %, не более | |
Массовая доля свободной щелочи в перерасчете на NаОН, %, не более | 0,1 |
Содержание свободных органических кислот | Отсутствие |
Содержание воды | Отсутствие |
Массовая доля механических примесей, %, не более | 0,05 |
Смазывающие свойства на четырехшариковой машине при (20±5)°С, не менее: | |
нагрузка сваривания (Рс), Н | |
критическая нагрузка (Рк), Н | |
индекс задира (Из) | |
Набухание резины марки 26-44, %: | |
изменение объема | ±8 |
изменение твердости | ±8 |
Коррозийное воздействие на металлы | Выдерживает |