На предприятиях железнодорожного транспорта

Решающая роль труда в производственном процессе вызывает необходимость его статистического изучения. Статистика труда на предприятиях выполняет следующие задачи:

Основным показателем наличия трудовых ресурсов является списочная численность работников на определенную дату или в среднем за период - среднесписочное (суточное) число работников. Учет ведется по службам, выделенным в соответствии с организационной структурой, и категориям работников.

Среднее списочное число работников определяется по следующим формулам:

На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru ,

где Сп - списочная численность за каждый день отчетного периода;

Дк - число календарных дней в отчетном периоде;

На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru ЧДя - общее количество человеко-дней явок на работу;

На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru ЧДН - общее количество человеко-дней неявок на работу.

На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru ЧДя = На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru ЧДР+ На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru ЧДЦП,

где На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru ЧДр - общее количество человеко-дней работы;

На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru ЧДЦП - общее количество человеко-дней целодневного простоя.

Если предприятие было вновь организовано и начало свою деятельность не с первого дня отчетного периода (или было ликвидировано в отчетном периоде), то при исчислении среднесписочного числа работников сумму списочных чисел также делят на полное календарное число дней отчетного периода.

Если известна среднесписочная численность работников за каждый месяц, то средняя списочная численность за квартал или год на практике исчисляется как простая средняя арифметическая.

Если имеются данные о среднесписочном числе работников за периоды, состоящие из неодинакового числа месяцев, то при нахождении средней списочной численности за весь период эти средние взвешивают по числу месяцев.

Среднесписочное число работников округляют до целого числа.

Для характеристики степени использования работников применяются показатели среднего явочного числа работников, среднего числа фактически работавших лиц и исчисленные на их основе коэффициенты.

Среднее явочное число работников

На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru

где Д р - число рабочих дней в отчетном периоде.

Среднее число фактически работавших лиц -

На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru

Коэффициент использования списочного составаНа предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru

Коэффициент использования явочного состава - На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru

Коэффициент использования списочного числа для работы - На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru

Эти сопоставления можно выполнять, если предприятие функционировало полный период. Когда предприятие вступило в строй в пределах отчетного периода, то среднюю списочную численность работников следует исчислять за период функционирования предприятия.

Избыток или недостаток работников по сравнению с регламентной численностью (планом) определяется по следующим формулам:

для каждой категории, кроме рабочих, -

На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru

где С1 и Со - среднесписочная численность, соответственно фактическая и

плановая;

для рабочих - На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru ,

где К - индекс выполнения плана по объему выполненной работы (услуг);

общий избыток или недостаток по предприятию

На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru

Степень интенсивности изменений в составе работников характеризуется следующими показателями: коэффициентом оборота по приему (Кпр), коэффициентом оборота по увольнению (Ку), коэффициентом текучести (Кт), коэффициентом постоянства кадров (Кп).

Кпр = На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru ,

Ку = На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru ,

Кт = На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru

К неуважительным причинам увольнения относятся: по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины, из-за профессиональной непригодности, по решению судебных органов.

КП = На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru

Исходными показателями для анализа использования рабочего времени служат календарный, табельный и максимально возможный фонды времени. Состав полного календарного фонда времени (ПКФ) представлен в таблице 17.

Таблица 17

Число явок, чел - дней Число неявок, чел - дней
отрабо-танные целоднев ные простои празднич ные и выход ные очеред ные отпуска по болез ни отпуска по учёбе разре шённые законом разрешён ные админи страцией про гулы
                 

ЗАДАЧА 10:

По локомотивному депо имеются следующие данные по труду рабочих за год:

Отработано человеко – дней 67100

Число человеко – дней целодневных простоев 150

Число человек – дней неявок - всего 44200

в том числе

очередные отпуска 7320

отпуска по учёбе 400

болезни 2100

прочие неявки, разрешённые законом 530

отпуска с разрешения администрации 40

прогулы 110

праздничные и выходные 33700

Отработано человеко – часов - всего 535580

в том числе сверхурочно 12200

Число человеко-часов внутрисменного простоя 1450

Средняя нормальная продолжительность рабочего дня, ч 8,0

Число рабочих дней 222

Определите:

1) полный календарный, табельный и максимально возможный фонды времени;

2) среднесписочное число рабочих;

3) показатели использования календарного, табельного и максимально возможного фонда времени;

4) среднюю фактическую продолжительность рабочего периода и среднюю фактическую урочную и полную продолжительность рабочего дня;

5) показатели использования рабочего периода и рабочего дня, интегральный показатель использования рабочего времени.

Решение:

1. Полный календарный фонд времени рассчитывается так:

ПКФ = На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru ЧДя + На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru ЧДН,

где На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru ЧДя – общее количество человеко-дней явок,

На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru ЧДН – общее количество человеко-дней неявок.

ПКФ =

Табельный фонд времени определим по следующей формуле:

ТФ = ПКФ - На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru ЧДВ,

где На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru ЧДВ – общее число человеко-дней праздничных и выходных.

ТФ =

Максимально возможный фонд времени –

МВФ = ТФ - На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru ЧДОТ,

где На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru ЧДОТ – общее число человеко-дней очередных отпусков.

МВФ =

2. Среднесписочное число рабочих определим следующим образом:

На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru ,

где Дк - число календарных дней в периоде.

3. Коэффициент использования календарного фонда рассчитаем по формуле:

КПКФ= На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru

где На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru ЧДр - общее число отработанных человеко-дней.

КПКФ =

Коэффициент использования табельного фонда определим так:

КТФ= На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru ,

КТФ =

Коэффициент использования максимально возможного фонда определим по следующей формуле:

КМВФ = На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru

4. Средняя фактическая продолжительность рабочего периода равна:

На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru

Средняя фактическая продолжительность рабочего дня следующая:

На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru = На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru ,

где На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru ЧДОТР1 - общее число отработанных человеко-часов, за исключением

сверхурочных.

На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru =

Средняя фактическая полная продолжительность рабочего дня рассчитывается так:

На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru

5. Показатель использования рабочего периода определяется следующим образом:

КИРП = На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru

где Т1 и То - среднее число дней работы на одного списочного рабочего

соответственно фактически и по плану.

КИРП =

Показатель использования рабочего дня рассчитаем так:

КИРД = На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru ,

где На предприятиях железнодорожного транспорта - student2.ru - соответственно средняя фактическая урочная и плановая

продолжительность рабочего дня.

КИРД =

Интегральный коэффициент использования рабочего времени определим по формуле:

КИ = КИРПИРД =

Ответ:

Наши рекомендации