Задачи, решаемые экспертами
В рамках рассматриваемых в данном до- кументе судебных автотехнических экс-
пертиз, а также исследований, могут ре- шаться следующие задачи:
– идентификация объекта эксперти- зы (установление фактических данных о марке, модели, модификации, комплек- тации, даты выпуска или периода произ- водства представленного на исследова- ние АМТС);
– установление фактических данных о техническом состоянии АМТС в целом или его конкретного узла, детали, агрега- та;
– определение технологии и стоимо- сти восстановительного ремонта АМТС в связи с дорожно-транспортным проис- шествием, или в результате иных повреж- дений;
– установление наличия, характера и объема технических повреждений и их идентификация на предмет образования (возникновения) от конкретного события;
– определение износа АМТС, его со- ставляющих;
– определение рыночной стоимости АМТС и его отдельных элементов;
– установление стоимости годных остатков АМТС;
– определение величины утраты то- варной стоимости АМТС.
Все задачи решаются в соответствии с компетенцией эксперта, определенной соответствующей программой подготовки.
ТЕРМИНОЛОГИЯ
Таблица 2.1.Термины, применяющиеся при производстве автотехнических экспер- тиз и исследований по определению стоимости восстановительного ремонта и оценке АМТС
2.1. Технические термины | |
Аналог | Объект того же назначения, близкий по совокупности существенных признаков (имеющий сходные характеристики). При установлении сходства АМТС можно выделить три уровня: – функциональное сходство (по области применения, назначению); – конструктивное сходство (по конструктивной схеме, составу и компо новке элементов, дизайну и эргономике); – параметрическое сходство (по значению параметров). При полном достижении функционального, конструктивного и параметрического сходств принято говорить об идентичности объек тов, а при приблизительном и частичном сходствах – об аналогичности |
Агрегат | Сборочная единица, обладающая полной взаимозаменяемостью, воз можностью сборки отдельно от других составных частей изделия или из делия в целом и способностью выполнять определенную функцию в из делии или самостоятельно |
Вздутие | Изменение геометрической формы поверхности лакокрасочного покры тия или пластичных конструктивных материалов в виде выпуклости |
Вмятина | Изменение геометрической формы конструктивного элемента АМТС, характеризующееся вдавленностью следовоспринимающей поверхности, появляющейся вследствие остаточной деформации материала элемента |
Выпучина | Изменение геометрической формы конструктивного элемента АМТС, ха рактеризующееся выдавленностью следовоспринимающей поверхности, появляющейся вследствие остаточной деформации материала элемента |
Восстановительный ремонт | Комплекс мероприятий (работ), необходимых для восстановления экс плуатационных свойств и потребительских качеств, предусмотренных нормативнотехнической документацией заводаизготовителя, которые АМТС имело непоседственно до повреждения (появления неисправно сти) |
Вспомогательный материал | Материал, который необходим для процесса производства, но который не входит в вещественной форме в конечный продукт (при ремонте АМТС: растворитель, смывка и т.д.) |
Грузоподъёмность | Масса груза, на перевозку которого рассчитано данное транспортное средство; основная эксплуатационная характеристика транспортного средства |
Демонтаж | Снятие элемента (агрегата, узла, детали) или его составной части с места установки на АМТС |
Деталь | Изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке мате риала без применения сборочных операций |
Дефект | Несоответствие продукции (изделия) установленным требованиям нор мативнотехнической документации заводаизготовителя вследствие ошибок конструирования, нарушения технологического процесса произ водства либо ремонта или правил эксплуатации |
Дефект значительный | Дефект, который существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на её долговечность, но не является критическим |
Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости9
восстановительного ремонта и оценки
Дефект критический | Дефект, при наличии которого использование продукции по назначению, практически невозможно или недопустимо |
Дефект малозначительный | Дефект, который существенно не влияет на использование продукции по назначению и её долговечность |
Деформация | Изменение формы или размеров тела или его части под действием внеш них сил или внутренних напряжений |
Диагностирование общее | Диагностирование систем АМТС (агрегата) по параметрам, характеризу ющим их общее техническое состояние без выявления конкретной неис правности (работоспособные или неработоспособные) |
Дополнительное оборудование | Оборудование, которое может быть установлено заводомизготовителем на всех АМТС данной серии по индивидуальному заказу, а также обо рудование, установленное на АМТС в процессе его эксплуатации помимо серийного оборудования |
Дорожнотранс портное происшествие | Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного сред ства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, поврежде ны транспортные средства, груз, сооружения, либо причинён иной мате риальный ущерб |
Задиры | Следы скольжения с повреждением поверхностного слоя следовоспри нимающей поверхности в виде отделения (частичного или полного) или отрыва и последующего сдвига мелких частиц и фрагментов её материала |
Идентификацион ный номер (VIN) | Уникальный 17значный номер, присвоенный АМТС заводомизготови телем |
Идентификация АМТС | Комплексное исследование, включающее в себя: 1) установление конструктивных, функциональных и эксплуатационных характеристик транспортного средства, определяющих его марку, мо дель, модификацию; 2) исследование маркировочных обозначений на агрегатах АМТС в целях расшифровки информации об АМТС; 3) установление соответствия маркировочных обозначений на АМТС за писям в сопроводительных (регистрационных /правоустанавливающих) документах |
Идентификация установленного на АМТС оборудо вания | Исследование, состоящее из этапов: 1) определение перечня оборудования, установленного на АМТС по функциональному признаку; 2) определение модели и изготовителя оборудования |
Идентичное АМТС | См. Аналог |
Исправное состоя ние (исправность) | Состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативнотехнической документацией изготовителя |
Качество выпол ненного ремонта | Соответствие (несоответствие) технических характеристик, внешнего вида и интерьера АМТС после ремонта требованиям нормативной доку ментации |
Мелкие детали (крепёж) | Метизы, нормали и др. крепежносвязующие детали и материалы одно разового использования, применение которых необходимо (предусмо трено технологией) при выполнении ремонта АМТС Для оптимизации процесса расчета калькуляции их стоимость принима ется как 2% стоимости заменяемых основных деталей АМТС Стоимость мелких деталей может определяться как 2% стоимости узлов, подлежащих разборке в целях ремонта, при отсутствии в программных комплексах сведений о стоимости ремонтных комплектов к ним |
10Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки
Модельный год | Условный год выпуска АМТС, указываемый (в большинстве случаев) в VIN. Как правило, VIN содержит информацию не о фактической дате выпуска, а о так называемом модельном годе. Модельный год в автомоби лестроении не совпадает с годом календарным и у большинства автопро изводителей начинается с июля. Например: если автомобиль фактически выпущен в октябре 1998 г., то в VIN, как правило, будет указан 1999 мо дельный год |
Монтаж | Установка элемента (агрегата, узла, детали) или его составных частей на предусмотренное для них место на АМТС |
Наружная окраска | Окраска наружных поверхностей АМТС (при необходимости – с окра ской торцов и проемов дверей, сточных желобков капота и крышки ба гажника в соответствии с требованиями изготовителя) |
Наслоение | Связанное с процессом следообразования перенесение материала одного объекта на следовоспринимающую поверхность другого. При дорожно транспортных происшествиях наблюдаются наслоения краски, резины или других конструктивных материалов, с одного транспортного сред ства на другом, следы наслоения на дорожном покрытии от колес транс портного средства |
Недопробег АМТС | Отрицательное значение разности фактического и среднестатистическо го пробега АМТС |
Неисправное со стояние (неисправ ность) | Состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований, установленных нормативнотехнической документацией изготовителя |
Неработоспособное состояние (нерабо тоспособность) | Состояние объекта, при котором значение хотя бы одного заданного па раметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям, установленным нормативнотехнической документацией изготовителя |
Одометр | Прибор для определения пройденного расстояния АМТС |
Основной материал | Материал, масса которого входит в массу основного изделия (краска, ан тикоррозионное, противошумное покрытие и т.д.) |
Перепробег АМТС | Положительное значение разности фактического и среднестатистическо го пробега АМТС |
Повреждение | Нарушение исправности физического объекта вследствие влияния на него внешних воздействий, превышающих уровни, установленные в нормативнотехнической документации |
Полная окраска | Окраска наружных и внутренних поверхностей АМТС |
Проверка | Исследование АМТС или его элемента (агрегата, узла, детали, системы) с контролем рабочих параметров (характеристик). В ряде случаев может выполняться только после частичной или полной разборки АМТС (агре гата) и/или применением измерительных средств |
Работоспособное состояние (работо способность) | Состояние объекта, при котором он способен выполнять заданные функ ции, сохраняя значения основных выходных параметров в пределах, установленных нормативнотехнической документацией |
Разборка | Разделение изделия на детали и (или) сборочные единицы |
Разрушение | Неконтролируемое разделение конструктивного элемента на части или полная потеря формы и свойств объекта под влиянием внешнего воздей ствия |
Регулировка | Процесс (операция) изменения связей в системе в целях достижения определенных параметров её функционирования |
Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости 11
восстановительного ремонта и оценки
Ремонтные материалы | Основные и вспомогательные материалы, используемые при ремонте |
Серийная комплек тация АМТС (серийное оборудо вание) | Оборудование, которое устанавливается заводомизготовителем на всех АМТС данной модификации (серии) в обязательном порядке |
Сквозная коррозия | Местная коррозия, вызвавшая разрушение металла насквозь |
Скол | Полное отделение фрагмента материала от поверхности конструктивного элемента АМТС |
Скрытый дефект | Дефект, который не может быть выявлен при осмотре транспортного средства, для выявления которого необходима дополнительная проверка детали, узла или агрегата. |
Сопряжение | Относительное положение составных частей изделия при сборке, харак теризующееся соприкосновением их поверхностей и (или) зазором меж ду ними, заданными в конструкторской документации. |
Точечная коррозия | Местная коррозия металла в виде отдельных точечных поражений |
Транспортное средство | Устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Транспортным средством так же является прицеп (полуприцеп и прицепроспуск), не оборудованный двигателем и предназначенный для движения в составе с механическим транспортным средством |
Узел | Сборочная единица, которую можно собрать отдельно от других состав ных частей изделия или от изделия в целом и которая может выполнять определенные функции в изделиях одного назначения только совместно с другими составными частями |
Условия эксплуатации | Совокупность внешних факторов, оказывающих влияние на расходова ние ресурса АМТС (износ АМТС). К ним относятся: режим движения и нагрузка на АМТС, дорожные и климатические условия, качество то плива, смазочных материалов, технического обслуживания и мастерства вождения |
Царапина | Повреждение поверхности конструктивного элемента АМТС без изме нения его геометрии и без разрыва его материала, с образованием не значительного углубления преимущественно линейной формы, длина которого больше его ширины. Различаются царапины ЛКП и основного материала конструктивного элемента АМТС |
2.2. Экономические, оценочные и юридические термины | |
Годные остатки АМТС | Исправные, имеющие остаточную стоимость детали, узлы и агрегаты АМТС, годные к дальнейшей эксплуатации, которые можно демонтиро вать с поврежденного автотранспортного средства и реализовать |
Генеральная совокупность | Совокупность объектов исследования, удовлетворяющих заданным ус ловиям, из которого выбираются объекты для изучения (выборка, репре зентативная выборка) |
Дата исследования (оценки) | Дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта исследо вания или стоимость восстановительного ремонта |
Выборка | Множество объектов, отобранных специальным образом для исследова ния |
Дата выпуска АМТС | Дата завершения производства АМТС заводомизготовителем (дата за вершения всех технологических и административных процессов, связан ных с производством единицы продукции «АМТС»). Дату выпуска следу ет отличать от модельного года |
12Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки
Дата начала эксплуатации АМТС | Дата, с которой разрешена эксплуатация АМТС (АМТС получает допуск к эксплуатации, например: дата выдачи технического паспорта, паспорта транспортного средства или другого регистрационного документа) |
Затратный подход | Совокупность методов определения стоимости (оценки) объекта иссле дования, основанных на определении затрат, необходимых для воспроиз водства либо замещения объекта исследования (оценки), с учетом износа и устареваний |
Конъюнктура рынка | Уровень спроса и предложения на аналогичные исследуемому АМТС объекты |
Метод оценки | Последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта исследо вания (оценки) в рамках одного из подходов |
Оригинальная за пасная часть | Деталь (узел, агрегат) которая проверена и сертифицирована изготови телем АМТС |
Осмотр АМТС | Органолептическое исследование АМТС в целях: идентификации АМТС, определения работоспособности АМТС, выявления повреждений или дефектов, следов ремонта. Порядок осмотра указан в п. 3.2.3 |
Объект исследова ния (оценки) | В данных Рекомендациях под объектами исследования (оценки), если не оговорено иное, понимается АМТС в целом, его детали, узлы, агрегаты |
Перекос | Нарушение сверх допустимых пределов геометрических параметров проемов окон, дверей, капота, крышки багажника, лонжеронов, а также местоположения базовых точек крепления силового агрегата, подвесок (мостов) и узлов трансмиссии на основании кузова АМТС |
Подход к оценке | Совокупность методов определения стоимости (оценки), объединенных общей методологией |
Полная восстано вительная стои мость | Затраты на воспроизводство объекта исследования (оценки), необхо димые для создания точной копии объекта исследования (оценки) с ис пользованием применявшихся при создании объекта оценки материалов и технологий |
Полная стоимость замещения | Затраты на замещение объекта исследования (оценки), необходимые для создания аналогичного объекта с использованием материалов и тех нологий, применяющихся на дату исследования (оценки) |
Полное уничтоже ние АМТС | Под полным уничтожением АМТС в МР понимается такое состояние АМТС, при котором восстановление свойств, которые АМТС имело не посредственно до повреждения, физически невозможно или экономиче ски нецелесообразно (т.е. при условии соблюдения технологии ремонта стоимость восстановления АМТС с учетом эксплуатационного износа за меняемых деталей, узлов, агрегатов составляет 80% и более его стоимости на момент повреждения) |
Потребительские свойства АМТС | Полезность АМТС, способность его удовлетворять какуюлибо потреб ность (техническую, экономическую, социальную, эстетическую) |
Репрезентативная выборка | Выборочная совокупность, в которой основные характеристики совпада ют с характеристиками генеральной совокупности. Только для этого типа выборки результаты исследования части единиц можно распространять на всю генеральную совокупность |
Рынок | Всеобщая форма связи, позволяющая сводить вместе покупателей и про давцов товаров и услуг. Автомобильный рынок (авторынок товаров и ус луг) – один из сегментов рынка |
Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости 13
восстановительного ремонта и оценки
Рыночная стоимость транс портного средства | Наиболее вероятная стоимость, по которой транспортное средство мо жет быть отчуждено на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой ин формацией, а на величине стоимости сделки не отражаются какиелибо чрезвычайные обстоятельства |
Совокупный тамо женный платеж | Взимаемая без деления на источники сумма, состоящая из суммы сбо ров за таможенное оформление, таможенной пошлины, акциза и налога на добавленную стоимость, рассчитанных по утвержденным правилам таможенного оформления |
Сравнительный подход | Совокупность методов определения стоимости объекта исследования (оценки), основанных на сравнении объекта исследования (оценки) с объектами – аналогами объекта исследования (оценки), в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом – аналогом объекта исследования (оценки) для целей определения стоимости признается объект, сходный объекту исследования (оценки) по основным экономи ческим, материальным, техническим и другим характеристикам, опреде ляющим его стоимость |
Среднегодовой пробег | Величина годового пробега автомобиля условно принятая равной сред нестатистической величине пробега автомобилейаналогов |
Стоимость вос становительного ремонта Ср | Наиболее вероятная величина затрат на работы, запчасти и материалы, которые необходимы для восстановления АМТС в соответствии с требо ваниями действующих на дату оценки нормативов |
Стоимость АМТС исходная Цисх | Стоимость АМТС, являющаяся «точкой отсчета» при определении стои мости АМТС на момент его предъявления или на момент происшествия затратным подходом или методом расчета таможенных платежей |
Стоимость АМТС окончательная Цок | Стоимость АМТС с учетом всех влияющих факторов (с учётом эксплуа тационного износа, дополнительного оборудования, дефектов в резуль тате ненадлежащей эксплуатации и хранения, неустранённых поврежде ний и т.д.), т. е. рыночная стоимость |
Судебный эксперт | Эксперт, которому судом (следователем) поручено производство экспер тизы. Государственный судебный эксперт – аттестованный работник госу дарственного судебноэкспертного учреждения, производящий судеб ную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей |
Существенный не достаток | «Существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недо статок или недостаток, который не может быть устранен без несоразмер ных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или про является вновь после его устранения, или другие подобные недостатки» Разъяснения понятия «существенный недостаток» изложены в Поста новлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмо трении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» |
Таможенные плате жи Ст оформл | Таможенная пошлина, налоги, акцизы, таможенные сборы и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами при перемещении АМТС или его частей через таможенную границу |
Таможенная по шлина | Денежный сбор, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе АМТС на таможенную территорию РФ или вывозе с этой территории |
Таможенная стои мость АМТС Стамож | Стоимость АМТС (с учетом расходов по доставке до таможенной грани цы и расходов по страхованию), используемая для целей обложения по шлиной |
Условия реализа ции | Условия, оказывающие влияние на цену АМТС (срочная продажа, сроч ная покупка, подозрение на скрытые дефекты и т.д.) |
14Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки