Передвижные лаборатории для диагностики состояния дорог, их разновидности и основное оснащение
Прибор КП-208 предназначен для измерения в движении и записи на диаграммную ленту углов поворота, продольных и поперечных уклонов, длины прямых и кривых. Обработка записей позволяет определять радиусы кривых в плане и параметры переходных кривых, радиусы выпуклых и вогнутых вертикальных кривых и высотные отметки. Скорость измерения составляет 10-20 км/ч, а производительность-до 60 км в смену. Измерения проводят челночным способом в прямом и (для контроля) в обратном направлениях участками по 10-20 км.
В последнее время все большее распространение получает метод киносъемки, позволяющий получить информацию о состоянии покрытия, обустройстве дороги, выявить места с необеспеченной видимостью. Кинокамеру устанавливают в передвижной лаборатории под определенным углом к покрытию. Геометрические параметры дефектов и разрушений покрытия определяют с помощью специальной масштабной сетки.
Установка динамического нагружения УДН-НК принята за основу в передвижной лаборатории для определения прочности нежестких дорожных одежд. Из приборов импульсного действия широкое распространение получил прибор толчкомер ТКХ-2 -состоит из муфты, соединенной с задним мостом автомобиля гибким тросом. Второй конец троса соединен с натяжной пружиной, прикрепленной к станине прибора. При колебаниях кузова автомобиля и сжатия рессор натянутый трос проворачивает барабан и муфту, этот поворот меняет показания счетного механизма. Показания счетного механизма печатаются на бумажной ленте электромагнитным механизмом. Измерения производят при скорости 50 или 60 км/ч с определенной загрузкой автомобиля. Отсчеты снимают через 1 км. После первого проезда совершают второй, следуя по возможности по прежней траектории движения. Если разница между первым и вторым проездами превышает 25 см/км, выполняют третий проезд по участкам, на которых сходимость показателей оказалась неудовлетворительной.
71. Оценка состояния земляного полотна, системы водоотвода и обустройства дорог.
При оценке земляного полотна и системы водоотвода выполняют визуальный осмотр и инструментальное обследование характеристик грунта.
Визуальная оценка состояния обочин включает: проверку наличия колей и ям, мест застоя воды, промоин, оползней грунта на прибровочной полосе, переноса грунта с обочин на проезжую часть, просадок или вспученных мест; разрушений укрепления, сохранность поперечных уклонов. Вид деформаций, протяженность участков заносят в ведомость дефектов.
Визуальная оценка водоотводных сооружений включает оценку целостности устройств, сохранности заданных геометрических форм, конструкций укрепления. При этом выявляют места застоя воды, заиливания, засорения или зарастания боковых канав.
При осмотре дренажных устройств отмечают места засорения устьев, выбоины и трещины в дренах, засорения полости дрен, засорения отстойников. При инструментальной оценке определяют характеристики грунта (модуль упругости, угол внутреннего трения, сцепление, коэффициент фильтрации, влажность, плотность). По результатам инструментальных обследований устанавливают причины разрушений или деформаций.
Оценку состояния элементов обустройства проводят систематически и посезонно. При систематических осмотрах элементов обустройства, знаков, ограждений проверяют наличие этих элементов, соответствие их расстановки схеме дислокации, выявляют повреждения, дефекты, которые могут быть устранены на месте без применения машин и сложного оборудования, а также необходимость их очистки от пыли, грязи и т.д. При оценке разметки проверяют наличие и степень ее износа, соответствие схемы реальным условиям движения.