Обобщение материала урока. Подведение итогов.
- В каких местах можно переходить улицу?
- Когда можно начинать переходить нерегулируемый перекресток?
- Почему нужно, перед тем, как выйти на проезжую часть необходимо посмотреть сначала налево?
- Что значит «помеха справа»?
- Есть ли по пути вашего следования до школы нерегулируемые перекрестки?
Выходя на улицу, помните, что за соблюдение правил дорожного движения ответственность лежит не только на водителе, но и на вас, юных пешеходах, тоже.
Тема: Регулируемые перекрёстки. Светофор.
Цель:закрепить знания о светофоре, о правилах перехода улицы, о пешеходном переходе, а также расширить знания об улице, дороге и перекрестке
Оборудование: карточки с загадками, диск дидактическим материалом, музыкальный диск, изображение светофора, листки бумаги, карандаши, фломастеры.
- Добрый день ребята сегодня у нас интересное занятие. Мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие, где познакомимся с основными правилами безопасного движения, узнаем, как правильно переходить улицу, что означают знаки светофора.
- В путь!
Станция «Пешеходная»
- Все мы с вами являемся участниками дорожного движения, когда едем в машине или в автобусе, когда переходим улицу. И мы всегда должны с вами соблюдать правила дорожного движения, чтобы наши действия не приводили к авариям и травмам. Чаще всего мы с вами являемся пешеходами. А для пешеходов существуют определенные правила дорожного движения. Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы внимательно слушайте и отвечайте:
· Как называется участок дороги для передвижения пешеходов? ( Тротуар)
· По какой стороне тротуара следует идти пешеходу ( По правой)
- Правильно, по правой, чтобы не мешать другим пешеходам. В пешеходном деле самое главное и трудное – переходить улицу. Вот ответь мне, пожалуйста, на вопрос: где пешеходы должны переходить улицу? (дети отвечают).
- Правильно, улицу надо переходить в строго отведенном месте. А как называется это место? (дети отвечают)
- Молодцы ребята! Вот эта полосатая дорога и есть пешеходный переход. Его можно назвать «Зеброй» (показ ребятам слайдов с изображением пешеходного перехода)
- Ребята, посмотрите внимательно на изображения, какие различия вы здесь видите?
- Правильно на одном изображение изображен пешеходный переход без светофора, а на другом пешеходный переход со светофором. Ребята, как нужно правильно переходить улицу в том или другом случае? (дети отвечают).
Станция «Светофория»
- Ребята, а ведь у пешеходов есть помощники при переходе улицы. Днем и ночью я горю, Всем сигналы подаю, Есть три цвета у меня. Как зовут меня друзья? (Светофор)
- Правильно. Ребята, а кто мне скажет, что обозначают сигналы светофора?
Красный – стой, Желтый – жди, А зеленый – проходи! (дети отвечают хором) (показ слайдов с изображением светофора)
- Сейчас ребята расскажут стихотворение О. Бедарева «Азбука безопасности». Послушайте внимательно и приготовьтесь ответить на вопрос: «О каких правилах движения в нём говорится?»
Ученик 1. Асфальтом улицы мостятся,
Автомобили быстро мчатся,
Бурлит в движенье мостовая –
Бегут авто, спешат трамваи.
Все будьте правилу верны –
Держитесь правой стороны.
Должен помнить пешеход:
Перекрёсток – переход.
Ученик 2. Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт!
Лёша и Люба ходят парой.
Где идут? По тротуару.
Ученик 3. Есть сигналы светофора,
Подчиняйся им без спора.
Желтый свет – предупрежденье!
Жди сигнала для движения.
Ученик 4. Зелёный свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут.
Иди вперёд! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.
Ответы детей: При движении надо держаться правой стороны, пешеходы ходят по тротуару, перекрёсток переходить по сигналу светофора на зелёный идти, на жёлтый сигнал приготовиться, на красный сигнал стоять.
Станция «Веселый перекресток»
- Ребята, сейчас я вам предлагаю немножко поиграть. Для это вам необходимо разделиться на две команды. Каждой команде я предлагаю разыграть сценку правильного и неправильного поведения при переходе дороги. Каждая команда тянет жребий (кто какую сценку будет разыгрывать)
Участники: пешеход, водитель автобуса, ребенок, имитирующий светофор. На полу обозначается место пешеходного перехода.
Неправильно:
А) пешеход переходит дорогу, когда автобуса поблизости нет, но «Светофор» не дал еще зеленого сигнала;
Б) «светофор» дал зеленый сигнал, но пешеход переходит улицу не по переходному переходу;
В) «светофор» не дал зеленого сигнала, автобус близко, но пешеход перебегает дорогу по пешеходному переходу;
Г) условия предыдущего пункта(в), но пешеход перебегает дорогу не по пешеходному переходу.
Правильно:
Дождавшись зеленого сигнала светофора, пешеход спокойно переходит дорогу по пешеходному переходу.
- Молодцы. Вы очень хорошо справились с заданием. Ребята вы уже, наверное не раз переходили через улицу: одни или с родителями, а кто мне скажет, как нужно правильно переходить через улицу.( ответы детей)
- Давайте вместе повторим это правило:
· Прежде чем переходить улицу, посмотри налево. Убедись, что проезжая часть свободна.
· Дойдя до середины улицы, остановись. Если движение транспорта началось, остановись на «островке безопасности»
· Теперь посмотри на право. Если проезжая часть свободна, закончи переход.
Станция «Волшебная»
- Ребята в заключение нашего занятия предлагаю вам стать художниками – волшебниками. Я предлагаю вам придумать новые знаки дорожного движения, по которым любой, даже не знающий русского языка мог бы легко найти магазин, аптеку, почту. (Ребятам раздаются листки бумаги, карандаши, фломастеры). Дети выполняют рисунки и озвучивают их.
- Молодцы ребята. Вы все хорошо справились с работой. На прощание я вам хочу пожелать:
Движением полон город: бегут машины в ряд.
Цветные светофоры и день, и ночь горят.
Шагая осторожно, за улицей следи –
И только там, где можно, её переходи!!!
Будьте всегда внимательны и осторожны на дороге!
Тема: Регулировщик и его сигналы.
Цель: закрепить знания о сигналах регулировщика, воспитание культуры поведения на улицах города.
Оборудование: презентация, таблицы
Иногда, в особых ситуациях (ремонт на дороге, заторы), не работает светофор, а движением на перекрестке руководит человек в форме. Это - инспектор ГАИ. Водители машин послушно следуют его командам, и на проезжей части устанавливается четкий порядок. Но знать сигналы регулировщика необходимо не только водителям, но и пешеходам, чтобы избежать неприятностей на дороге.
В зависимости от положения корпуса регулировщика и жестов руками переход для нас закрыт или открыт. Для лучшей видимости часто применяется жезл или диск с красным сигналом или световозвращателем.
Сигнал свистком служит, чтобы привлечь внимание участников движения: водителей транспортных средств и пешеходов.
Рука регулировщика поднята вверх - запрещается движение пешеходов и всех транспортных средств во всех направлениях. Перекресток должен быть свободным. Это делается перед изменением разрешенного направления движения или чтобы пропустить транспортные средства оперативных служб, имеющих специальную окраску, следующих с включенными проблесковыми маячками синего цвета и подающих специальный звуковой сигнал (пожарных, милиции, “Скорой помощи”, аварийной газовой и др.). Если вы не успели перейти улицу к моменту подачи этого сигнала, то оставайтесь на островке безопасности или, при его отсутствии, на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Надо всегда четко помнить о том, что водителям, не успевшим остановиться на этот сигнал в предусмотренном месте, разрешается не прибегать к экстренному торможению и продолжать движение.
Регулировщик стоит к нам грудью или спиной (руки опущены или вытянуты в стороны) - путь пешеходам закрыт. Регулировщик стоит к нам боком - путь пешеходам открыт слева и
справа от него по пешеходным дорожкам через проезжую часть. Но этот же сигнал регулировщика разрешает движение для безрельсового транспорта прямо и направо. Поэтому надо всегда, прежде чем переходить дорогу, посмотреть налево, чтобы избежать наезда поворачивающих направо машин. Легко запомнить: берегите левый бок, где сердце!
Правая рука регулировщика вытянута вперед - нам разрешен проход только за его спиной, а спереди путь закрыт. Регулировщик может подавать и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам, которые мы обязаны выполнять, даже если они отличаются от указаний светофора, предписывающих знаков и разметки дороги.
Тема: Где еще можно переходить дорогу.
Цель: формирование навыков грамотного поведения на улицах и дорогах.
Оборудование: презентация
Движеньем полон город,
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи!
И только там, где можно,
Ее переходи.
И там, где днем трамваи
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить зевая,
Нельзя считать ворон!
-О чем же мы с вами сегодня будем говорить? (о ПДД)
-Прочитайте памятку.
Памятка.
Не играйте на проезжей части дороги.
Будьте внимательны на улицах города.
Переходите улицу только на зеленый свет или там, где есть знак «Пешеходный переход».
Ходите только по тротуару, придерживаясь правой стороны.
Стоящий на остановке автобус обходите только сзади.
-Вспомним правила для пешеходов.
Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам.
При движении по краю проезжей части или обочине пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
При отсутствии в зоне видимости перехода или проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.
На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине.
При приближении транспортного средства с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.
-А кем мы являемся в общественном транспорте?(пассажирами)
-Вспомним правила для пассажиров.
В общественном транспорте мы должны:
Не стоять около дверей.
Держаться за поручень.
Сидеть, если есть место.
Уступать место старшим.
Не разговаривать громко.
Не отвлекать водителя.
Не высовываться из окна.
Заранее готовиться к выходу.
Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда.
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам,
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
По городу, по улице
Не ходят просто так.
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Игра «Да» - «Нет».
Я уступаю дорогу машине, которая мчится на пожар.
Я перехожу дорогу там, где мне удобно.
Я выхожу из автобуса через переднюю дверь.
Я перехожу дорогу по «пешеходной» зебре.
Я перевел малыша через дорогу.
Я перелез через дорожные ограждения.
Я пошел в школу и перешел дорогу на красный свет.
Тема: Поездка на автобусе и троллейбусе.
Цель: знакомство со знаком « Место остановки автобуса, троллейбуса»,
повторение правил поведения на остановке, обязанности пассажиров;
повторение правил перехода улиц после выхода из транспорта;
воспитывать культуру поведения в транспорте.
Оборудование: картинки, плакаты ПДД, тетради, карандаши
Город, в котором
С тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Не искать, чтоб виноватых,
Не открыть ворот беде,
Учат правила ребята
На уроках ПДД
- Ребята, давайте вспомним, что мы изучаем на занятиях ПДД.
-А тему нашего урока вы узнаете, отгадав загадки.
Что за чудо синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином. (Автобус)
Что за рогатое чудо
В городе видим мы всюду?
Людей перевозит, бензина не просит.
(Троллейбус )
-Какой транспорт мы называем городским?
-Как можно назвать автобус, троллейбус одним словом?
-Правильно. Общественный или городской транспорт.
-А почему он так называется? (Потому что в нем едет много людей.)
-Ребята, а зачем нам нужен общественный транспорт?
У каждого из вас есть родные-тети, дяди, бабушки и дедушки, которые хотя и живут в одном городе, но не всегда достаточно близко, чтобы пойти к ним в гости пешком. Город велик, и, чтобы повидаться с ними, надо пользоваться городским транспортом.
Транспорт, который перевозит пассажиров, называется общественным или городским транспортом.
В разных городах это трамваи, автобусы, троллейбусы.
-Какого вида общественного транспорта у нас нет?
-Кто скажет, в чем отличие троллейбуса от другого транспорта?
-Правильно, так как он работает от электричества. Троллейбус ходит близко к тротуару, на его крыше длинные штанги, они соединяют троллейбус с проводами, через них передается электричество, и троллейбус может двигаться.
- А знаете ли вы, что троллейбус называют экологически чистым видом транспорта. Как вы думаете почему?
(Не загрязняет воздух выхлопными газами.)
- Молодцы. А что мы расскажем про автобус?
Он похож на троллейбус, только его мотор работает на бензине, а не на электричестве. И он может ездить по любому маршруту.
-А для чего на автобусах, троллейбусах указаны разные цифры? Например, автобус номер 22?
Дети. Разные автобусы, троллейбусы едут по разным направлениям, улицам.
- Правильно, все они едут по разным направлениям, которые называются «маршрутами», поэтому все автобусы, троллейбусы можно назвать маршрутным транспортом. У каждого маршрутного транспорта есть свой номер. На своем пути они делают остановки для посадки и высадки пассажиров, обозначенные указателями. На этих остановках оборудуются специальные посадочные площадки, а там, где их нет, пассажиры ожидают транспорт на тротуаре или обочине дороги около указателя остановки.
А сейчас давайте поиграем в игру « Загадки-близнецы». У каждой группы одинаковый комплект карточек. Надо собрать карточки- загадки попарно, по принципу: загадка звучит по-разному, но ответ на них одинаковый.
Что за чудо- этот дом7 Окна светятся кругом. Носит обувь из резины И питается бензином? (Автобус) | Дом по улице идет, На работу всех везет, Не на курьих ножках, А в резиновых сапожках. (Автобус) |
Я мчусь, держась за провода, Не заблужусь я никогда, Что это? (Троллейбус) | Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он Держит их руками! ( Троллейбус) |
-Проверяем по слайду, если вы правильно сложили карточки, то поднимаете зеленый цвет. А если есть ошибка, то красный.
-Ребята, отгадайте загадку.
Если ты собрался с папой
В зоопарк или кино,
Подружится с этим знаком
Вам придется всё равно.
Без него не попадете,
Ни в автобус,
Ни в трамвай,
Значит, вы пешком пойдете,
Знак дорожный угадай! ( Знак «Остановка»)
-Как можно узнать, что это остановка общественного транспорта?
-Правильно, по знакам. Если мы хотим воспользоваться общественным транспортом, мы должны пойти на остановку.
-А есть ли правила поведения на остановке?
На остановке в ожидании автобуса надо стоять на тротуаре подальше от его края. Случается, что при подъезде к остановке автобус заносит, и он может задеть или даже сбить вас.
Помните! Остановка- не место для игр, всяких затей, возни и беготни. Запрещено выходить на проезжую часть, чтобы посмотреть, не идет ли автобус!
Когда автобус подошел, надо вести себя спокойно, без суеты и толкотни. Подходить к двери только при полной остановке автобуса!
Ребята, а если на остановке стоят бабушка, дедушка, мама с ребенком, дядя, ребенок, как вы думаете, кого надо пропустить вперед? (Тех, кто с детьми, престарелых, инвалидов.)
Детям нельзя стоять в первом ряду, так как при посадке могут толкнуть ребенка, и он попадет под колесо.
-Итак, когда мы сели в общественный транспорт, мы стали с вами кем? (Пассажирами).
-Скажите, а нужно ли соблюдать какие-нибудь правила в общественном транспорте?
-Давайте вспомним их.
- В заключении нашего занятия – игра.
« Это я, это я, это все мои друзья!»
Правила игры: если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья!» и шагаете, а если вы так не поступаете, то говорите «Это не я, это не я, и не все мои друзья!» и поворачиваетесь в сторону.
А теперь я вас проверю
И игру для вас затею.
Вот задам сейчас вопросы-
Отвечать на них не просто.
На дороге очень важно вам, ребята, не зевать,
Все правила движения вы твердо должны знать.
Кто из вас идет вперед
Только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья!)
Чтоб проветрится в троллейбусе немножко,
Кто и голову, и туловище высунул в окошко?
(«Это не я, это не я, и не все мои друзья!» и поворачиваетесь в сторону.)
Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место? Это я, это я, это все мои друзья!)
Чтоб занять успеть в трамвае сиденье,
Кто в толпу полез без промедленья? («Это не я, это не я, и не все мои друзья!»)
Кто тому, чтоб на автобус не опоздать,
Предпочитает не торопится и не рисковать? Это я, это я, это все мои друзья!)
Кто, чтоб не загромождать проход,
В транспорте старается пройти вперед? Это я, это я, это все мои друзья!)
Кто же, правила не зная,
Едет «зайцем» на трамвае? («Это не я, это не я, и не все мои друзья!»)
Тема: Поездка на трамвае и других видах транспорта.
Цель: знакомство со знаком « Место остановки автобуса, троллейбуса»,
повторение правил поведения на остановке, обязанности пассажиров;
повторение правил перехода улиц после выхода из транспорта;
воспитывать культуру поведения в транспорте.
Оборудование: картинки, плакаты ПДД, тетради, карандаши
- Сегодня мы продолжим разговор об общественном транспорте. Назовите виды общественного транспорта.
-Скажите, а нужно ли соблюдать какие-нибудь правила в общественном транспорте?
-Давайте вспомним их. Вы меня внимательно слушаете, а затем говорите о каком правиле идет речь.
У посадочных площадок
Пассажиры транспорт ждут,
Установленный порядок
Нарушать нельзя и тут!
Плохо в первый ряд вставать,
Плохо торопится:
Лучше в школу опоздать,
Чем успеть в больницу.
Стой на тротуаре, не выходи на проезжую часть.
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Войди в салон, купи билет и пройди вперед.
Если вдруг ты сел в троллейбус,
Продвигаешься вперед,
Не спеши сесть у окошка:
Может бабушка войдет.
Уступать место старшим.
Еж с водителем болтал,
От дороги отвлекал,
Так его заговорил,
Что водитель позабыл
Остановки объявлять…
Стали все ежа ругать:
-Ну-ка Ёж, в сторонку встань,
От водителя отстань,
Ты его не отвлекай,
С толку лучше не сбивай.
- Не шуми и не отвлекай водителя разговорами.
Ехали звери, открыли окошко.
Тут же какая-то серая Кошка
Голову высунуть вдруг захотела
Публика ей возражать не посмела.
Ветер большой на дороге поднял,
С Кошки в окошке он шляпку сорвал!
Очень расстроилась серая Кошка.
Дети, не надо соваться в окошко!
- Не высовывайся из окна в целях безопасности.
Две вороны каркать стали -
Всё проблемы обсуждали.
Шум вокруг ворон стоит,
Пассажиров это злит.
Так что в транспорте, детишки,
Не кричите громко слишком.
Понимайте положенье,
Проявляйте уваженье!
- Не разговаривай громко – ты мешаешь другим.
Возмущается народ:
Белка семечки грызёт,
Шелухой засыпан пол.
К Белке Заяц подошёл:
- Белка, так не поступают,
Мусор на пол не кидают.
А сумела набросать -
Так сумей его убрать.
-Не мусори в транспорте.
Битком набит автобус был.
Медведь пробраться вглубь решил,
Всех пассажиров растолкал
И гордо в середине встал.
Ему кондуктор говорит:
Хоть ты имеешь гордый вид,
Запомни: ты тут не один,
Не самый главный господин!
Ты помогай себе словами,
А не тычками и пинками!
- Не толкай других пассажиров.
-Вот мы и вспомнили правила поведения пассажиров.
-Ребята, я прочитала статью, как мальчик, ученик 3-го класса, опрокинул грузовик.
Скажите, пожалуйста, это возможно? (Ответы детей).
-А я вам скажу, что это возможно, что мальчик этот был не волшебник, а ученик 3-го класса, хотя сделал он это не дотрагиваясь до автомашины руками. Произошло это так:
Мальчик вышел на остановке из автобуса. Ему надо было перейти на другую сторону улицы. Вместо того чтобы идти к пешеходному переходу, он тут же выбежал на дорогу и оказался на пути автомобиля.
Водитель, спасая мальчика, круто повернул машину в сторону и одновременно нажал на тормоз. От резкого маневра машина опрокинулась. Вот так мальчик опрокинул грузовик, правда, потом он встретился со многими неприятностями.
-А что могло произойти с ребенком?
- Как нужно поступить, выйдя из общественного транспорта?
Надо помнить: стоящий троллейбус, автобус ни сзади, ни спереди обходить нельзя. При выходе из транспорта нужно отойти на тротуар или обочину и переходить на другую сторону улицы по пешеходному переходу.
Самостоятельная работа:
Закрась пешеходов, неправильно переходящих проезжую часть дороги, после выхода из общественного транспорта, красным цветом.
Игра « Исчезнувшее не».
-Ребята, исчезло коротенькое слово «не». С пассажирами может случится беда. Верните НЕ на свое место.
1.Если на остановке много народа, становитесь в первый ряд.
Тебя случайно могут толкнуть под колеса.
2. Во время движения транспорта стой на ступеньках и прислоняйся к
дверям.
3. Высовывайся сам и выставляй руки в открытые окна.
4. При выходе из трамвая обходи его спереди, а перейди на тротуар, дойди до ближайшего перехода и там перейди улицу.
5. При выходе из автобуса обходи его сзади, а перейди на тротуар, дойди
до ближайшего перехода и там перейди улицу.
- Молодцы! Спасибо ребята за работу на уроке.
- У вас на партах лежат памятки для пассажиров, чтобы вы не забывали эти правила.
Памятка для пассажиров.
На остановке:
1. Соблюдай порядок: веди себя спокойно, не играй, не толкайся. Не
бегай.
2. Если на остановке много народа, не становись в первый ряд. Тебя
Случайно могут толкнуть под колеса.
3. Стой на тротуаре, не выходи на проезжую часть.
4. Не подходи близко к краю платформы. Нельзя спрыгивать на
рельсы. Даже если ты уронил любимую игрушку или тетрадь с
пятерками.
5. Подходи к двери автобуса или троллейбуса только после полной
его остановки
При посадке:
1. Пропусти входящих пассажиров.
2. Соблюдай осторожность при посадке, чтобы не оказаться зажатым
закрывающимися дверьми.
В салоне автобуса, трамвая, троллейбуса:
1. После посадки проходи вперед, не задерживайся на ступеньках и
на площадке около двери.
2. Во время движения не стой на ступеньках и не прислоняйся к
двери. Ты можешь выпасть и кроме того, ты мешаешь выходу и
входу пассажиров.
3. Нельзя высовываться в окно.
4. Не отвлекайте водителя разговорами.
5. Не разговаривай громко – ты мешаешь другим
6. Не мусори в транспорте.
7. Не толкай других пассажиров.
8.Уступать место пассажирам с детьми, пожилым, инвалидам.
После высадки:
На противоположную сторону улицы переходи только по пешеходному переходу.
Тест.
1.Кого называют пассажиром?
а) человека, который идёт по дороге.
б) человека, которого перевозят на любом транспортном средстве.
в) человека, который едет на велосипеде.
2.Как называется место для ожидания общественного транспорта?
а) театр
б) магазин
в) остановка
3. Что запрещается делать пассажирам во время движения транспорта?
а) высовываться из окна
б) уступить бабушке место
в) заплатить за проезд
4. Как обойти стоящий автобус?
а) снизу
б) сверху
в) подождать, когда он уедет
Взаимопроверка.
Тема: Дорожные знаки и дорожная разметка.
Цель: закрепить и расширить знания учащихся о значением дорожных знаков для пешеходов; учить понимать их схематичное изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
Оборудование: изображение дорожных знаков.
Город, в котором
С тобой мы живем,
Можем по праву
Сравнить с букварем.
Азбукой улиц,
Проспектов, дорог
Город дает нам
Все время урок.
Вот она, азбука,-
Над головой:
Знаки развешены
Вдоль мостовой.
Азбуку города
Помни всегда,
Чтоб не случилась
С тобою беда.
- Ребята, как вы думаете, о чем идет речь в стихотворении?
( О дорожных знаках)
- Правильно. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о дорожных знаках.
- Ребята, кто знает, что такое дорожный знак?
(Дорожный знак – это такая табличка, на которой есть схематичный рисунок)
- Предупреждающие знаки – треугольные, а периметр треугольника красного цвета. Между собой знаки этой группы различаются рисунками внутри треугольника. Нарисованы бегущие дети – предупреждение водителю - приближается школа, детский сад. Автомобиль с извилистым следом шин в треугольнике предупреждает о том, что впереди скользкая дорога. На рисунке ты увидишь оленя или корову – значит, на дороге могут появиться животные.
- Послушайте эти загадки и попробуйте угадать, как будут называться эти предупреждающие знаки.
Нарисован человек,
Землю роет человек,
Почему проезда нет?
Может быть здесь, ищут клад? (Дорожные работы).
Я хочу спросить про знак.
Нарисован он вот так:
В треугольнике, ребята
Со всех ног бегут куда-то. (Дети).
- У запрещающих знаков изображения и цифры, нарисованные внутри красного круга, точно и категорически говорят, что именно данный знак запрещает. Вы должны знать о знаках, запрещающих пешеходное и велосипедное движение. Белая широкая горизонтальная полоса в сплошном красном круге запрещает въезд.
Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко:
Что здесь свалка кирпича? (Въезд запрещен).
- Что будет нарисовано на знаке, запрещающем звуковые сигналы, например, около больницы?
- Следующая группа – предписывающие знаки. У этих знаков изображения и цифры расположены в круге синего цвета. Белые стрелки предписывают направление движения. Белые цифры на синем фоне предписывают водителю не максимальную, а минимальную скорость, или ехать медленно опасно.
Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали в круг? (Круговое движение).
Я привык к велосипеду
И на нем я смело еду. (Велосипедная дорожка)
- Информационно-указательные знаки. Их основной цвет – синий, а форма – квадратная или прямоугольная. Эти знаки указывают, где пешеходный переход и место стоянки, направление к нужному населенному пункту и расстояние до него.
Этот знак такого рода -
Он на страже пешехода.
Переходим дружно вместе
Мы дорогу в этом месте. (Пешеходный переход).
- Только кажется, что от обилия знаков кругом идет голова. На самом же деле, чем больше знаков, тем больше водитель и пешеход получает нужной, важной информации, обеспечивающей, прежде всего безопасность движения. Куда поворачивать – налево, направо? Помогает знак, подсказывающий направление объезда.
- Есть знаки, которые указывают очередность проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог. Их форма – треугольник, круг, квадрат и восьмигранник. Это знаки приоритета.
- Еще есть знаки сервиса, информирующие о расположении соответствующих объектов. Отгадайте эти знаки.
Если вдруг в пути машина
Закапризничать решила,
Там машину вам исправят,
Мигом на ноги поставят. (Техническое обслуживание автомобилей).
Тут вилка. Тут ложка,
Подзаправишься немножко,
Накормили и собаку,
Говорим «спасибо» знаку. (Пункт питания).
Если и нужно вызвать маму,
Позвонить гиппопотаму,
По пути связаться с другом –
Этот знак к твоим услугам. (Телефон).
- Знаки дополнительной информации (таблички), которые применяются для уточнения или ограничения других знаков. Случайных знаков не существует, все они придуманы для пользы дела. Тридцать лет назад было всего полсотни знаков, а сегодня больше ста. Почему? (Ответы детей).