Статья 105. Обеспечение авиационной безопасности
1. Эксплуатанты аэродромов (вертодромов), эксплуатанты воздушных судов обязаны принимать меры по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность в соответствии с Правилами авиационной безопасности.
1-1. Эксплуатанты аэропортов и авиакомпаний имеют право на приобретение, хранение и использование служебного оружия и боеприпасов к нему в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Защита гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность обеспечивается:
1) предотвращением доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта;
2) охраной воздушных судов на стоянках, исключающей возможность проникновения в воздушные суда посторонних лиц;
3) исключением возможности незаконного провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозкам на воздушных судах;
4) введением особых мер предосторожности при перевозке оружия и боеприпасов, обеспечивающих их перевозку в багаже в разряженном состоянии, в изолированных от пассажиров отсеках воздушных судов;
5) специальными досмотрами воздушных судов в особых случаях;
6) оснащением воздушных судов техническими устройствами, обеспечивающими безопасную работу экипажей в полете, а также исключающими противоправное использование воздушного судна;
7) специально разработанными уполномоченным органом в сфере гражданской авиации и государственными органами в пределах их компетенции в обеспечении авиационной безопасности мерами противодействия незаконному вмешательству в деятельность авиации, а также другими мерами, обеспечивающими авиационную безопасность.
2-1. Если воздушное судно подверглось акту незаконного вмешательства, командир воздушного судна осуществляет попытку в кратчайший срок выполнить посадку на приемлемом аэродроме, определенном уполномоченным органом в сфере гражданской авиации в соответствии с Правилами авиационной безопасности, если обстановка на борту воздушного судна не требует иного.
3. Эксплуатанты воздушных судов обеспечивают наличие на борту воздушного судна Инструкции экипажам гражданских воздушных судов по действиям в чрезвычайных ситуациях, утвержденной уполномоченным органом в сфере гражданской авиации.
4. Контроль и надзор за соблюдением законов, правил и процедур, обеспечивающих защиту гражданской авиации Республики Казахстан от актов незаконного вмешательства, осуществляется уполномоченным органом в сфере гражданской авиации совместно с другими государственными органами в соответствии с их компетенцией.
5. Проведение контроля и надзора качества мер авиационной безопасности, указанных в пункте 2 настоящей статьи, осуществляется посредством:
1) плановых проверок с периодичностью не чаще одного раза в год и внеплановых проверок эксплуатантов аэродромов (вертодромов) и эксплуатантов гражданских воздушных судов Республики Казахстан и эксплуатантов гражданских воздушных судов иностранных государств, выполняющих регулярные рейсы в аэропорты Республики Казахстан;
2) служебных экспериментов, проводимых органами национальной безопасности;
3) внутренних проверок по авиационной безопасности эксплуатантами аэродромов (вертодромов) и гражданских воздушных судов;
4) сертификации организации досмотра службой авиационной безопасности аэропорта;
5) проведения отбора специалистов, осуществляющих контроль и надзор качества мер авиационной безопасности;
6) проведения анализа за состоянием авиационной безопасности, включающего выявление недостатков и принятия мер по их устранению.
6. Проверки эксплуатантов аэродромов (вертодромов) и гражданских воздушных судов проводятся для определения их способности обеспечивать защиту людей, воздушных судов, объектов гражданской авиации, радионавигационных средств, оборудования, расположенных в контролируемой зоне аэропорта, от актов незаконного вмешательства.
7. Плановые проверки проводятся с учетом оценки угроз и объема перевозок через аэропорт или эксплуатантами гражданских воздушных судов, а также ранее выявленных нарушений в сфере авиационной безопасности.
8. Требования по проведению служебного эксперимента:
1) служебный эксперимент должен имитировать акт незаконного вмешательства, способный нарушить бесперебойную деятельность организаций гражданской авиации и проверять качество обеспечения авиационной безопасности эксплуатантов аэродромов (вертодромов) и гражданских воздушных судов;
2) проведение служебного эксперимента не должно угрожать жизни людей и безопасности воздушных судов, авиационной техники и других объектов, находящихся в контролируемой зоне аэропорта;
3) служебный эксперимент не должен наносить материального ущерба эксплуатантам аэродромов (вертодромов) и гражданских воздушных судов, иным физическим и юридическим лицам и не должен влиять на бесперебойную деятельность организаций гражданской авиации;
4) служебный эксперимент должен осуществляться под постоянным контролем представителей органов национальной безопасности, руководителя эксперимента и руководителя службы авиационной безопасности эксплуатантов аэродромов (вертодромов) и гражданских воздушных судов;
5) исключать применение участниками эксперимента силы и иных способов уклонения от задержания и выполнения требований представителей службы авиационной безопасности либо государственных органов, участвующих в служебном эксперименте.
9. Внутренняя проверка эксплуатантами аэродромов (вертодромов) и гражданских воздушных судов проводится руководителем службы авиационной безопасности на основании программы внутренней проверки по авиационной безопасности, установленной на основе типовой программы инспекционной проверки авиационной безопасности, утвержденной уполномоченным органом в сфере гражданской авиации.
Сноска. Статья 105 с изменениями, внесенными законами РК от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).