Оценка видов транспорта по основным требованиям
Вид транспорта | Суммарное значение индекса | |||||
Железнодорожный | ||||||
Водный | ||||||
Автомобильный | ||||||
Воздушый |
* Значения экспертной оценки:
1 - скорость или время, затрачиваемое на дорогу;
2 - интенсивность или частота движения;
3 - надежность работы данного вида транспорта;
4 - доступность или количество пунктов, которые обслуживаются и возможность
добраться в любую точку;
5 - стоимость.
Наиболее благоприятный показатель - 1.
В пассажирских перевозках на дальние расстояния доминирует воздушный транспорт. За последние 15 лет доля туристов в международных воздушных пассажироперевозках выросла более чем вдвое (с 30 до 70%). В перевозках на короткие расстояния наибольшей популярностью пользуется автомобильный транспорт, что объясняется как растущей автомобилизацией населения, так и технологическими изменениями в автомобилестроении в сторону увеличения скорости и комфортности и уменьшения энергоёмкости. Так, объем автобусных пассажироперевозок за последние 20 лет увеличился почти вдвое. Во внутриконтинентальных перевозках пассажиров автомобильный транспорт превзошёл железнодорожный.
Этап 6. Программное обеспечение тура является его качественным признаком. Программа является ежедневным распорядком, предназначенным для реализации цели путешествия.
По целям программы делятся на программы, обеспечивающие отдых, лечение, ознакомление с историей, культурой, природой края, удовлетворения профессионально или конфессионально ориентированных интересов и т.д.
В программах отражается сезон путешествий (понятно, что даже составленные по одному и тому же маршруту, летние, зимние и межсезонные программы в местах круглогодичного использования будут отличны в деталях).
Программы маршрутно-стационарных туров, по целям менее насыщенные, содержат больше свободного времени и меньше возможностей его разнообразия за счет выбора экскурсионных и досуговых мероприятий. Программы маршрутно-транспортных туров более насыщенны и регламентированы.
Общий лимит времени программного обеспечения составляет, в зависимости от контингента туристов, 12-14 часов (младшие и старшие возрастные группы должны иметь больше времени на отдых ночью, и возможность отдохнуть днем).
При составлении программ необходимо руководствоваться нормативными затратами времени на поселение (включая трансфер), питание (завтрак - 30 мин, обед - 60 мин, ужин - 45 мин), экскурсионное обслуживание (протяженность экскурсии колеблется в зависимости от характера экскурсии, ее тематики и используемых способов перемещения.
Затраты времени на транспортировку между основными пунктами маршрута определяются в соответствии с условиями выбранной схемы.
Программой должен обеспечиваться отдых: минимум 8 часов ночью и после питания.
Программа должна быть вариативной: включать экскурсионные программы свободного выбора и другие формы свободной организации досуга.
Если клиент просит организовать ему путешествие в Париж, то первое, что предлагает туроператор, - туристский пакет (дата, время вылета и номер рейса из «Шереметьево-2»; дата и время прилета в аэропорт «Шарль-де-Голь»; название фирмы или имя встречающего лица; проезд от аэропорта до отеля «Риц»; размещение в двухкомнатном номере отеля по категории «ВВ»; дата и время выезда из отеля в аэропорт; дата, время вылета и номер рейса из аэропорта «Шарль-де-Голь»). Затем туроператор интересуется, есть ли еще какие-то обязательные услуги, которые клиент хотел бы иметь в Париже во время его посещения. Клиент просит включить в обязательную программу: обзорную экскурсию по Парижу «Пари-визвон»; поездку в Версаль с обедом; посещение ночного шоу «Лидо» или «Мулен Руж» с ужином; экскурсию на Эйфелеву башню с обедом; посещение Лувра и ужин в одном из ресторанов Сити; прогулку на теплоходе по Сене с обедом на теплоходе. Это те условия, которые туроператор должен выполнить обязательно. Эти обязательные условия в туризме принято называть комплексом услуг на маршруте.
Структура тура "Москва - Париж - Москва"
Услуги | День | |||||||
Турпакет | Отлет ("Шереметьево-2") Прилет ("Шарль-де-Голь") Трансфер "Отель Риц" | Завтрак Отель | Завтрак Отель | Завтрак Отель | Завтрак Отель | Завтрак Отель | Завтрак Отель | Трансфер Отлет ("Шарль-де-Голь") Прилет ("Шереметьево-2") |
Комплекс услуг на маршруте | Обзорная экскурсия | Эйфелева башня Обед | Версаль Обед | Прогулка на теплоходе Обед | "Лидо" Ужин | Лувр Ужин | ||
Самостоятельная программа | Ужин | Обед Вечер Ужин | Вечер Ужин | Ужин | Вечер Ужин | День Обед | День Обед | Трансфер |
Из таблицы видно, что тур не покрывает всего времени путешествия и оставляет туристу много свободного времени для выбора собственной программы. Эта «своя» программа может быть реализована с помощью многих альтернатив. Если на второй день пребывания в Париже у вас свободный вечер, обед или ужин, то принимающий туроператор предложит вам массу альтернатив: шопинг, культурную программу, посещение джаз-клуба, прогулку по вечернему Монмартру с гидом и т. д.
Обязательную программу - турпакет и комплекс услуг на маршруте, т.е. тур, туроператор оформит в виде туристской путевки или ваучера - документа, в котором гарантированы все обязательные для фирмы и клиента услуги.
Пример программы тура