Выбор и обоснование схемы самолета
И его основных параметров.
Выбираем схему низкоплана с Т-образным оперением. Расположение крыла по схеме низкоплана дает следующие преимущества:
а) простота технического обслуживания агрегатов крыла;
б) безопасность при аварийной посадке на воду (топливные баки и фюзеляж обеспечивают плавучесть самолёта);
в) взлетно-посадочные характеристики выше, чем у высоко- и среднепланов.
К недостаткам относят :
а) повышенная вероятность касания крылом при посадке;
б) снижение поперечной устойчивости самолёта;
в) для пассажиров крыло заслоняет обзор земли с высоты.
Аэродинамическая схема с Т-образным оперением обладает следующими преимуществами:
а) повышенная эффективность горизонтального оперения, так как оно выходит из возмущенных потоков.
б) плавное обтекание крыла;
в) ГО не затеняет крыло;
г) носовая часть короткая, что приводит к лучшей путевой устойчивости.
К недостаткам Т-образного оперения относят:
а) на всех режимах полета горизонтальное оперение создает отрицательную подъемную силу;
б) усложнение конструкции узлов крепления стабилизатора;
в) увеличение массы хвостовой части фюзеляжа.
Наиболее выгодной схемой шасси является шасси с носовой опорой, преимуществами которой являются:
а) высокая устойчивость при посадке;
б) не возможность капотирования;
в) лучший обзор спереди для движения по аэродрому;
г) возможность управления самолетом на разбеге и пробеге.
На самолете установлены 2 двигателя, что увеличивает живучесть и надежность силовой установки. Тип двигателей ТРДД. У них меньший удельный вес по сравнению с остальными ГТД, но они менее экономичны.
Двигатели расположены на фюзеляже самолета, что обеспечивает самолету минимальное дополнительное сопротивление от двигательной установки и небольшое влияние на устойчивость и управляемость самолета. При этом практически отсутствует влияние струи выхлопных газов на хвостовое оперение. Вес конструкции узлов крепления двигателя получается небольшим.
Схема проектируемого самолета показана на рис.6
Рис.11 общий вид самолета
По статистическим данным были определены основные параметры крыла λ, χ°, η, , относительная хорда закрылка , углы отклонения закрылков , относительная площадь элерона , параметры фюзеляжа, ГО, ВО, и занесены в табл. 3.
Таблица 3. Основные параметры
λ | χ° | η | ° | λф | Dф, м | Lф, м | |||
9,2 | 3.8 | 0,15 | 0,15 | 0,06 | 7.75 | 3.5 | |||
λго | λ во | χ°го | χ°во | го | во | ηго | ηво | ||
0,235 | 0,16 | 1,15 | 0,06 | 0,09 | 2,5 | 1,2 |