Помещения и зоны обслуживания
5.2 При проектировании помещений и зон, предназначенных для обслуживания посетителей, в том числе маломобильных, следует учитывать специфику их функциональной организации и эргономические параметры инвалидов и пожилых людей (часть 3, рисунки 3.1-3.9 данного Свода правил).
5.3 Помещения индивидуального обслуживания предусматривают организацию пространства, включающего одно место индивидуального обслуживания и коммуникационную зону (зону движения/перемещения). Частным случаем являются кабины для индивидуального обслуживания (самообслуживания).
Место индивидуального обслуживания - это пространство, которое предназначается (в зависимости от вида учреждения) для: маломобильного посетителя с возможным сопровождением; обслуживающего персонала (при его наличии); функционального оборудования и мебели для осуществления обслуживания (самообслуживания); дополнительной зоны (с резервной площадью для временного хранения кресла-коляски, дополнительного оборудования и мебели, элементов декора, рекламы и т.п.).
По заданию на проектирование место обслуживания маломобильного посетителя может быть оборудовано как универсальное для всех групп посетителей «А» или как специализированное для людей, имеющих определенные нарушения здоровья «Б».
5.4 В помещениях (кабинах) индивидуального обслуживания, предназначенных для маломобильных посетителей (телефонных переговорных пунктов, лингафонных залов, экспресс-фото и т.п.), рекомендуется обеспечивать достаточное пространство для пользователя и сопровождающего его лица, но не менее, м: ширина - 1,6, глубина - 1,8.
В кабинах, предназначенных в том числе для обслуживания лиц на креслах-колясках, все реабилитационные приспособления для других категорий маломобильных посетителей (откидные места для сидения, опоры для костылей и тростей, зонтов, поручни для стояния и вставания, крюки и полочки для ручной клади, телефонных справочников и т.д.) не должны снижать доступности и безопасности данного места обслуживания, а также не должны затруднять или снижать комфортность процесса обслуживания для других категорий посетителей.
5.5 Помещения коллективного обслуживания, как правило, состоят из специализированных зон с одним/несколькими местами обслуживания маломобильных посетителей (по варианту «А» или «Б») и адаптированных коммуникаций (проходов, подходов, выходов). В ряде учреждений помещения коллективного обслуживания могут не иметь специализированных зон, в таком случае часть мест обслуживания проектируется универсальными для всех категорий населения.
Таблица 5.1 - Требования к основным функциональным помещениям
Объект | Требования по критериям | |||
доступности | безопасности | информативности | комфортности | |
1 Входы | 3.1 Обозначение зоны «возможной опасности» с учетом проекции движения дверного полотна | 4.1 Наличие предупреждающей информации о размещении входа в искомое помещение на подходе к нему. 4.2 Выделение дверного проема за счет пластических, графических и световых средств информации. 4.3 Предупредительная световая и (или) звуковая информация о возможности войти в помещение (при индивидуальном обслуживании по очереди) | 5.1 Устройство автоматического открывания и блокировки дверей | |
2 Зоны движения в функциональных помещениях | 4.4 Выявление информационными средствами, в том числе архитектурными, ориентиров движения к месту обслуживания в зальных помещениях | 5.2 Автоматическое включение, отключение и регулирование осветительных приборов, гарантирующих достаточный уровень освещенности | ||
3 Зоны и места обслуживания | 2.1 Размеры зоны круговой досягаемости диаметром не более 2 м при использовании стационарных вращающихся стульев (кресел) | 3.2 Размещение опорных поручней в кабинах с учетом удобства пользования (самими поручнями и другими устройствами и приспособлениями), при наличии стационарных элементов - их совмещение с поручнями (встраивание). 3.3 Предупреждающая контрастная маркировка консольно выступающих ручек, рычагов, крючков, горизонтальных панелей и т.п., размещение, исключающее их случайное задевание. 3.4 Устойчивость к сдвигу и опрокидыванию стационарного оборудования и мебели. 3.5 Отсутствие травмоопасных элементов (фурнитуры, выступов и фактуры контактных поверхностей) мебели и стационарного оборудования | 4.5 Наличие функциональной маркировки зон и мест обслуживания. 4.6 Контрастная маркировка контактных деталей функционального оборудования. 4.7 Информация о наличии и размещении адаптационных устройств и приспособлениях. 4.8 Размещение тактильной информации в зоне оптимальной досягаемости от рабочих поверхностей мест обслуживания | 5.3 Наличие переговорных устройств, таксофонов с возможным усилением звука и синхронной визуальной информацией (табло) в адаптированных функциональных кабинах. 5.4 Использование посетителями у рабочих столов персонала выдвижных консолей или переносных приспособлений для письма, устойчивых к сдвигу и опрокидыванию. 5.5 «Б» - использование столов для индивидуальной работы со специальными приспособлениями (в том числе для захвата и удержания предметов). 5.6 Размещение мест для лиц, сопровождающих инвалидов на креслах-колясках в непосредственной близости от них |
4 Вестибюли и атриумы | 2.2 Размещение в уровне входа. 2.3 Разделение зон движения и ожидания у регистратур, столов справок, киосков; выделение достаточной площади для максимального расчетного числа пользователей | 3.6 При организации кольцевой развязки движения разметку и информационные ориентиры размещать по периметру против часовой стрелки. 3.7 «Б» - выделение части помещения, адаптированного для инвалидов и маломобильных лиц. 3.8 Закрепление турникетов, барьеров, мест сидения, подвижных опор, исключающее их опрокидывание или сдвиг | 4.9 Установка информации о планировке путей движения по зданию, сооружению или комплексу и о размещении мест обслуживания и отдыха. 4.10 Размещение подвесных и настенных указателей, табло, знаков с учетом оптимального угла зрения. 4.11 Выделение полос движения инвалидов на креслах-колясках. | 5.7 Оборудование зон отдыха (ожидания) телемониторами, сатураторами, торговыми автоматами. 5.8 При открывании дверей наружу - заглубление дверных проемов вглубь окружающих помещений |
5 Помещения приема, справочные, бюро пропусков, КПП | 2.4 При организации входа в разных уровнях допускается размещение бюро пропусков на нижнем уровне | 3.9 Аналогично требованиям к вестибюлям | 4.12 Аналогично требованиям к вестибюлям. 4.13 Устройство специальной линии пропуска в здание инвалидов и маломобильных лиц с необходимым обустройством маркировкой, информационными устройствами | 5.9 Организация мест ожидания с местами для инвалидов или маломобильных лиц. 5.10 Устройство обменных пунктов кресел-колясок для посещения объекта обслуживания по пропуску через КПП |
6 Гардеробы | 2.5 Расстояние между вешалками или стеной и вешалкой должно быть не менее 1,5 м, высота крючков - не более 1,6 м. 2.6 Выделение у прилавка гардероба зоны, оборудованной поручнями для лиц с нарушениями здоровья | 3.10 Округление выступающих деталей и углов прилавка с радиусом не менее 0,05 м | 4.14 Дополнительная подсветка указателей и вешалок гардероба, доступного для инвалидов | 5.11 В зданиях с регламентированным посещением предусмотреть возможность смены обуви и кресел-колясок с организацией мест их хранения (в музеях, медицинских и детских учреждениях). 5.12 Устройство скамей шириной не менее 0,6 м для одевания инвалидов, проходы между скамьями - не менее 1,2 м. 5.13 Для самостоятельного пользования лицами на креслах-колясках гардеробных рекомендуются вешалки с ленточной автоматизированной системой передвижения крючков |
7 Уборные, умывальные и гигиенические кабины | 2.7 Нижний край зеркала, электрополотенца и держателя туалетной бумаги на высоте не выше 0,8 м от пола, а крючка или вешалки - не выше 1,3 м от пола. 2.8 Оборудование поручнями (подвесными трапециями) уборных и умывальных, используемых инвалидами | 3.11 Двери туалетных кабин должны открываться наружу. 3.12 Применение нескользких при намокании материалов полов. 3.13 Размещение трапов и сливов - вне зоны движения | 4.15 Установка сигнальных устройств у кабины (занято/свободно). 4.16 Применение контрастного цветового решения в интерьере кабины и умывальной зоны для лиц с нарушениями зрения | 5.14 Визуальное обособление зон, предназначенных для лиц с ярко выраженными физическими дефектами (ширмы, занавеси и шторы). 5.15 Применение торговых автоматов для продажи индивидуальных гигиенических изделий. 5.16 Устройство вешалки и места для временного размещения кресел-колясок, костылей, протезов и т.п. |
8 Душевые и ванные | 2.9 Габариты кабины не менее чем 2,1´1,8 м при оборудовании биде и унитазом. 2.10 Площадь душевых (включая преддушевую) для инвалидов - не менее 5 м2. 2.11 Оборудование поручнями и подвесными трапециями душевых, ванных и раздевальных, используемых инвалидами | 3.14 То же, что и для уборных. 3.15 Каменка должна быть защищена съемной защитной решеткой | 4.17 То же, что и для уборных | 5.17 Оснащение душевой кабины горизонтальными (на высоте 0,6 и 0,9 м) и вертикальными опорными поручнями (низ на высоте 0,75 м), а также скамьей размером 0,5´0,5 м на высоте 0,5 м от пола. Желательно устройство откидной скамьи |
9 Сауны и бани | 2.12 Между входной дверью и полками в помывочной бани необходимо свободное пространство площадью не менее круга диаметром 1,5 м. 2.13 Полки в парильной оборудуются опорными поручнями. 2.14 Краны в душевых должны располагаться на высоте не более 1,3 м | 5.18 Устройство в раздевальных и на обходных дорожках в моечных помещениях специальных мест для хранения кресел-колясок и других индивидуальных средств вспоможения при передвижении. 5.19 Устройство на двери парильной наклонной ручки из дерева, расположенной по диагонали двери | ||
10 Комнаты (кабины) матери и ребенка | 2.15 Оборудование кабин, используемых маломобильными женщинами, поручнями и подвесными трапециями | 3.16 То же, что и для уборных. 3.17 Применение пеленальных столиков и подвесных кресел с фиксирующими устройствами для ребенка | 4.18 То же, что и для уборных | 5.20 То же, что и для уборных |
Коммуникационные зоны помещений обслуживания должны соответствовать требованиям раздела 4 данного Свода правил.
5.6 В помещениях при совмещении функционального обслуживания с перемещением (например, в музеях, спортзалах, супермаркетах и т.д.) рекомендуется выделять зоны безопасности, буферные и информационные полосы у стен и по периметру стационарного напольного оборудования или экспонатов.
5.7 В полифункциональных помещениях, объединяющих несколько функций, рекомендуется для маломобильных граждан проектировать пути целевого движения и подходы к каждой зоне обслуживания с минимальным количеством пересечений различных потоков в одном уровне.
5.8 В универсальных помещениях с трансформируемым оборудованием доступность зон и мест обслуживания рекомендуется обеспечивать при всех вариантах трансформации.
Рекомендуется обеспечивать средствами информационной поддержки каждый вариант трансформации помещений в соответствии с требованиями раздела 7 данного Свода правил.
5.9 В помещениях с местами обслуживания, имеющими стационарное специализированное оборудование (в том числе медицинские кушетки, парикмахерские и стоматологические кресла и т.п.), рекомендуется предусматривать резервную площадь для временного хранения индивидуальных реабилитационных средств в целом на помещение или непосредственно при месте обслуживания.
5.10 Рекомендуется предусматривать в местах обслуживания инвалидов на креслах-колясках использование приставных (откидных, выдвижных) рабочих поверхностей к столу персонала с высотой рабочей поверхности от пола не менее 0,6 м (без использования пространства под поверхностью) и не более 0,9 м, в том числе с возможностью въехать под поверхность частью кресла-коляски.
5.11 Места обслуживания для маломобильных категорий пользователей рекомендуется предусматривать в минимальной удаленности от специализированного (адаптированного) входа.
5.12 Проектировать оборудование индивидуальных мест обслуживания следует с учетом размеров зоны досягаемости на рабочей поверхности стола для обеих рук в диапазоне от 0,25 м (от контактной кромки) по глубине и 0,7 м по фронту до 0,7 м по глубине и 1,7 м по фронту в зависимости от удаленности и наклона туловища.
5.13 Для маломобильных посетителей, использующих дополнительные опоры при ходьбе (костыли и трости), в месте обслуживания предусматривается увеличение габаритов зоны сидения ориентировочно в продольном направлении (с учетом мебели) не менее: 1,2 м - при островном размещении, в зрительском ряду или боком к столу; 0,8 м - при сидении за столом.
5.14В помещениях с обслуживанием через прилавок (гардероб, портье, операционно-кассовые залы, регистратуры, справочные, отделы и киоски продаж и т.п.) место обслуживания допускается не оборудовать местом для сидения маломобильных посетителей (кроме барной стойки).
5.15 Ширину прилавка при размещении на рабочей поверхности предметов, в том числе при необходимости их осмотра, рекомендуется принимать:
· 0,3-0,45 м - для гардероба, регистратуры (справочной), КПП, операционной и кассовой стойки при высоте от 0,8 до 1,2 м;
· 0,55-0,6 м - для прилавков магазинов, пунктов приема (ремонта и чистки изделий) при высоте от 0,7 до 0,9 м.
5.16 Длину прилавка (совокупного фронта обслуживания) на 1 место персонала (с учетом обслуживания и ожидания) рекомендуется принимать по функциональным производственным нормативам удельной площади рабочего места, но не менее 0,9 м - для прилавков всех видов и 1,2м - для стола приемщика.
5.17В помещении (зоне) обслуживания при наличии перед местом операциониста сплошных разделяющих конструкций следует обеспечивать не только визуальный, но и звуковой контакты посетителя с персоналом, в том числе и для посетителей с дефектами слуха (не менее одного места).