Улица полна неожиданностей. Марзабаева Людмила Ивановна
Марзабаева Людмила Ивановна
учитель начальных классов.
Содержание.
1. Пояснительная записка………………………………………………….. 4-6
2. Календарное планирование, 1 класс……………………………………. 7-11
3.Улица полна неожиданностей……………………………………………12-17
4.Практическое занятие…………………………………………………….18-21
5.Остановочный путь и скорость движения……………………………….22-24
6.Пешеходные переходы……………………………………………………25-28
7.Нерегулируемые перекрестки…………………………………………….29-30
8.Регулируемые перекрестки. Светофор…………………………………..31-35
9.Где еще можно переходить дорогу………………………………………36-37
10.Поездка на автобусе и троллейбусе…………………………………….38-40
11.Поездка на трамвае и других видах транспорта……………………….41-43
12.Дорожные знаки и дорожная разметка…………………………………44-48
13.Где можно и где нельзя играть?...............................................................49-51
14.Виды травм при ДТП…………………………………………………….52
15.Как помочь себе и товарищу при получении травмы?..........................53-54
16.Ты – велосипедист……………………………………………………….55
17.Поездка за город…………………………………………………………56-58
18.Дорога глазами водителей……………………………………………….59-60
19.Итоговое занятие…………………………………………………………61-62
20.Календарное планирование, 2 класс……………………………………63-67
21.Основные правила поведения учащихся на улицах и дорогах……….68-69
22.Практическое занятие……………………………………………………70-72
23.Остановочный путь и скорость движения……………………………..73-76
24.Пешеходные переходы………………………………………………….77-78
25.Нерегулируемые перекрестки…………………………………………..79-80
26.Регулируемые перекрестки. Светофор…………………………………81
27.Регулировщик и его сигналы……………………………………………82
28.Поездка на автобусе и троллейбусе…………………………………….83
29.Поездка на трамвае и других видах транспорта……………………….84-85
30.Дорожные знаки и дорожная разметка…………………………………86-89
31.Дорога в школу. (Твой ежедневный маршрут.)………………………..90-91
32.Где можно и где нельзя играть?...............................................................92
33.Виды травм при ДТП……………………………………………………93-94
34.Как помочь себе и товарищу при получении травмы?..........................95-96
35.Ты – велосипедист……………………………………………………….97-99
36.Поездка за город…………………………………………………………100-101
37.Дорога глазами водителей………………………………………………102-103
38.Итоговое занятие………………………………………………………..104-105
39.Календарное планирование, 3 класс…………………………………...106-110
40.Правила поведения учащихся на улице и дороге……………………..111-115
41.Остановочный путь и скорость движения……………………………..116-118
42.Пешеходные переходы………………………………………………….119-121
43.Нерегулируемые перекрестки………………………………………….122-123
44.Регулируемые перекрестки. Светофор…………………………………124-126
45.Регулировщик и его сигналы……………………………………………127-128
46.Где еще можно переходить дорогу……………………………………129-130
47.Поездка на автобусе и троллейбусе…………………………………..131-134
48.Поездка на трамвае и других видах транспорта……………………..135-138
49.Дорожные знаки и дорожная разметка……………………………….139-142
50.Где можно и где нельзя играть?............................................................143-145
51.Первая медицинская помощь при травмах…………………………..146-147
52.Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи
при травмах, ссадинах…………………………………………………….148-150
53.Ты – велосипедист……………………………………………………..151-154
54.Поездка за город……………………………………………………….155-156
55.Улица глазами водителей……………………………………………...157-159
56.Итоговое занятие……………………………………………………….160-163
57.Календарное планирование, 4 класс…………………………………..164-168
58.Безопасность пешеходов……………………………………………….169-174
59.Знаем ли мы правила дорожного движения…………………………..175-177
60.Проверка знаний правил дорожного движения……………………...178-179
61.Основные понятия и термины ПДД…………………………………...180-187
62.Предупредительные сигналы…………………………………………..188-192
63.Движение учащихся группами и в колонне………………………..…193-195
64.Перевозка людей………………………………………………………..196
65.Перевозка учащихся на грузовых автомобилях………………………197-198
66.Нерегулируемые перекрестки………………………………………….199-201
67.Оборудование автомобилей специальными приборами……………..202-206
68.Труд водителя…………………………………………………………..207-209
69.Разбор дорожных ситуаций на макете. Практическое занятие на
специальной автоплощадке……………………………………………….210-214
70.Дорожные знаки………………………………………………………...215-222
70.Железнодорожные переезды…………………………………………..223-225
71.Основные виды и причины травм у детей, пострадавших в ДТП…..226-227
72.Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи
при кровотечениях…………………………………………………………228-229
73.Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи
при травмах, ссадинах…….........................................................................230-232
74.Итоговое занятие……………………………………………………….233-238
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В пособии даны рекомендации по проведению уроков по Правилам дорожного движения. Особое внимание уделено формированию навыков наиболее безопасного поведения детей в различных дорожных ситуациях, истории развития автомототранспорта и правил дорожного движения, поведению детей в дорожно-транспортных происшествиях; основам оказания доврачебной помощи; ответственности за нарушение правил дорожного движения.
Цель данного пособия – вооружить младших школьников знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города.
Предназначено преподавателям начальной школы.
Введение.
В условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, по которым дети гибнут и получают травмы, являются:
- внезапный выход на проезжую часть;
- переход перед близко идущим транспортом;
- игра на проезжей части или рядом с ней;
- переход в неустановленном месте;
- переход на запрещающий сигнал светофора.
В связи с этим большое значение приобретает изучение в школах элементарной дорожной грамоты.
В этом пособии даны рекомендации учителям к проведению занятий по ПДД. Эти уроки помогут учащимся в изучении правил дорожного движения и усвоении навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, научат правильному поведению при дорожно-транспортном происшествии, будут способствовать приобретению знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных дорожных ситуаций.
Занятия организуются два раза в месяц. Продолжительность их 45 минут. Но короткие беседы необходимо проводить чаще, например, в начале учебного года или перед уходом детей на каникулы. В 1-4 классах ведет занятия классный руководитель в соответствии с планом внеклассной работы, утвержденным директором школы.
Для подготовки к занятиям и проведения отдельных бесед, экскурсий, мероприятий учитель может привлекать работников милиции, общественных инспекторов безопасности дорожного движения, внештатных сотрудников милиции, водителей транспорта.
Занятия в 1-4 классах проводят в тех же классных комнатах, где учатся дети, используя наглядные пособия и игры из уголка (кабинета) по правилам движения.
Изучение правил дорожного движения в 1-4 классах проводится в форме рассказа, объяснения учителя с использованием рабочей тетради по ПДД.
На каждом занятии после рассмотрения нового материала, необходимо с помощью контрольных вопросов, заданий и дорожных задач проводить проверку усвоения учащимися Правил. Желательно на каждом уроке проводить разбор ДТП, совершенных в городе (районе) за месяц, пользуясь сводками, материалами газет, радио и телевидения.
В данном пособии используются следующие сокращения:
ПДД – правила дорожного движения,
ДТП – дорожно-транспортное происшествие,
ДДТТ – детский дорожно-транспортный травматизм,
ЮИД – юные инспекторы движения.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
1. Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение поребрика (бардюра) и пешеходных ограждений.
2. Что такое остановочный путь, его составляющие.
3. Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.
4. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.
5. Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.
6. Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.
7. Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
8. Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.
9. Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе, организованной колонне.
10. Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.
11. Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути.
12. Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.
13. Безопасный путь в школу, кружок, магазин и т. п.
14. Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.
15. Возможности и особенности своего зрения и слуха.
Учащиеся должны уметь:
1. Определять места безопасного перехода через проезжую часть.
2. Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.
3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги.
4. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.
5. Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.
6. Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде.
7. Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
8. Определять величину своего шага и скорость своего движения.
9. Определять признаки движения автомобиля.
10. Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.
Календарное планирование
№ пп | месяц | Темы занятий | Кол-во часов |
1. | сентябрь | Улица полна неожиданностей. | |
2. | сентябрь | Улица полна неожиданностей. | |
3. | октябрь | Практическое занятие | |
4. | октябрь | Остановочный путь и скорость движения. | |
5. | ноябрь | Пешеходные переходы. | |
6. | декабрь | Нерегулируемые перекрестки. | |
7. | декабрь | Регулируемые перекрестки. Светофор. | |
8. | январь | Где еще можно переходить дорогу. | |
9. | январь | Поездка на автобусе и троллейбусе. | |
10. | февраль | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | |
11. | февраль | Дорожные знаки и дорожная разметка. | |
12. | февраль | Где можно и где нельзя играть? | |
13. | март | Виды травм при ДТП. | |
14. | апрель | Как помочь себе и товарищу при получении травмы? | |
15. | апрель | Ты – велосипедист. | |
16. | май | Поездка за город. | |
17. | май | Дорога глазами водителей. | |
18. | май | Итоговое занятие. | |
Всего: |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Знать: основные термины и понятия, общие положения Правил дорожного движения, правила перехода проезжей части на площадях, перекрёстках, правила посадки и высадки из общественного транспорта, правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях, в салонах легкового автомобиля.
Уметь: правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги; пользоваться общественным транспортом; самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности.
Улица полна неожиданностей.
Город, поселок, в котором мы живем. Основные улицы в микрорайоне школы.
Почему на улице опасно. Для чего надо знать и выполнять Правила дорожного движения.
Элементы улицы: проезжая часть, тротуар. Пешеходные ограждения.
Безопасность на улице. Как правильно ходить по тротуару, переходить проезжую часть.
Наиболее безопасный путь в школу и домой. Разбор конкретного маршрута.
Один помогает другому (не можешь сам перейти улицу – попроси взрослого помочь).
Дисциплина на улице – залог безопасного движения. Будь внимательным и осторожным!
3. Практическое занятие.
Экскурсия по городу (поселку) – практическое закрепление занятий № 1-2.
Настольные игры по ПДД и подвижные игры и соревнования на специальной автоплощадке.