Тема: Кодирование информации с использованием классификаторов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

МДК 01.02 Информационное обеспечение перевозочного процесса на транспорте (по видам транспорта) индекс и наименование учебной дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля

для специальности : 190701 Организация перевозок и управление на

транспорте (по видам)

индекс и наименование специальности

Составитель Санкин А.Н.

Цикловая комиссия Железнодорожных дисциплин

Год утверждения учебного плана: 2013г.

Новокузнецк, 2013

Методические указания по выполнению лабораторных работ и проведению практических занятий составлены в соответствии с ФедеральнымГосударственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

(код и наименование специальности)

утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ

от« 23» 06 2010г. № 682

Рецензенты:

1. Четверина Н.Ф., НГТК, преподаватель спецдисциплин высшей категории

2. Ан С.И., ОАО «Кузнецкпогрузтранс», начальник района примыкания к станции «Обнорская».

Методические указания по выполнению лабораторных работ и проведению практических занятий рассмотрены и одобрены на заседании цикловой методической комиссии Железнодорожных дисциплин

Протокол № от « » 2013г

Председатель цикловой комиссии _________________________________

Методические указания по выполнению лабораторных работ и проведению практических занятий рассмотрены и одобрены на заседании Методического совета колледжа

Председатель Методического совета ГОУ СПО НГТК______С.В. Рыленко

Протокол № от « » 2013г.

Пояснительная записка

Методические указания по выполнению лабораторных работ и проведению практических занятий разработаны на основе рабочей программы профессионального модуля ПМ .01. МДК 01.02 Информационное обеспечение перевозочного процесса на транспорте (по видам транспорта), предназначены для закрепления теоретических знаний студентов и приобретения ими необходимых практических умений и навыков в процессе подготовки студентов по специальности 190701 Организация перевозок и управ­ление на транспорте (по видам).

После проведения лабораторных и практических занятий студент должен

знать:

- состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

уметь:

- использовать программное обеспечение для решения транспортных задач;

- применять компьютерные средства;

Рабочая программа профессионального модуля ПМ .01. МДК 01.02 Информационное обеспечение перевозочного процесса на транспорте (по видам транспорта) предусматривает 40 часов на проведение лабораторных работ и практических занятий для профессионального образования.

Лабораторные работы и практические занятия должны проводиться после изучения соответствующего теоретического материала рабочей программы. К каждым лабораторным работам и практическим занятиям студенты предварительно должны готовиться по данным методическим указаниям, лекционному материалу и указанной литературе.

Особое значение имеет приобретённое в процессе выполнения лабораторных работ умение использовать программное обеспечение для решения транспортных задач, в том числе и в нестандартных ситуациях.

Практическое занятие № 1.

Тема: Кодирование информации с использованием классификаторов.

Цель Практического занятия № 1:

1. Научиться правильно строить информационные сообщения.

2. Научиться кодировать информацию железнодорожного транспорта с помощью классификаторов.

3. Изучить методы контроля и защиты информации железнодорожного транспорта при вводе в ЭВМ.

4. Рассчитать контрольные номера вагонов. Выявить ошибку при считывании номера вагона .

5. Рассчитать контрольный знак станции назначения для вагона. Выявить ошибки при считывании контрольных знаков кодов станций назначения для вагонов.

Ход выполнения Практического занятия № 1:

1. Проанализировать данные натурного листа поезда (Таблица №1).

2. Рассчитать и вставить контрольные знаки у номеров вагонов (вагон №10 и вагон №20). Выявить ошибку при считывании номера вагона №11 .

3. Рассчитать контрольный знак станции назначения для вагона №10. Выявить ошибки при считывании контрольных знаков кодов станций назначения для вагонов №11 и №20.

Указания к выполнению заданий: 1-40 (Таблица №1).

В таблице №1 представлена «шапка» натурного листа поезда для автоматизированного рабочего места (АРМ) оператора СТЦ, которая содержит следующие обозначения:

ВАГОН - номер вагона;

Р - сведения о наличии роликовых подшипников

0 - скольжения;

1 - роликовый;

2 - скольжения без защиты номера вагона;

3 - роликовый без защиты номера вагона; ВЕС - масса груза в вагоне, т.; СТ.

НАЗН. - станция назначения - код единой сетевой разметки;

ГРУЗ - код груза в вагоне по тарифному руководству;

КЛНТ. - код грузополучателя;

МАРШ. -указывает принадлежность вагона к маршрутной группе

(О - не принадлежит, 1 - принадлежит);

ТАРА - масса тары вагона, т.

Таблица №1. Исходные данные натурного листа поезда для выполнения Заданий №1, №2 и №3 по индивидуальным вариантам (№ по журналу).

Номер Варианта ВАГОН Р ВЕС ГРУЗ СТ.НАЗН. КЛНТ МАРШ. ТАРА
№1     вагон №10 2331801? 2627?
вагон №11
вагон №20 6453520?
№2     вагон №10 2444052? 2702?
вагон №11
вагон №20 7156966?
№3     вагон №10 7327307? 7105?
вагон №11
вагон №20 6760984?
№4     вагон №10 7319607? 6405?
вагон №11
вагон №20 2425113?
№5     вагон №10 6858780? 1988?
вагон №11
вагон №20 2377927?
№6     вагон №10 6176616? 3167?
вагон №11
вагон №20 7730360?
№7     вагон №10 4440107? 2648?
вагон №11
вагон №20 2303944?
№8     вагон №10 7404758? 2376?
вагон №11
вагон №20 2414188?
№9     вагон №10 7398323? 2826?
вагон №11
вагон №20 4458951?
№10     вагон №10 2318332? 6402?
вагон №11
вагон №20 7413301?
№11 вагон №10 2331801? 2627?
вагон №11
вагон №20 6453520?
№12 вагон №10 2444052? 2702?
вагон №11
вагон №20 7156966?
№13 вагон №10 7327307? 7105?
вагон №11
вагон №20 6760984?
№14   вагон №10 7319607? 6405?
вагон №11
вагон №20 2425113?
№15 вагон №10 6858780? 1988?
вагон №11
вагон №20 2377927?
№16 вагон №10 6176616? 3167?
вагон №11
вагон №20 7730360?
№17     вагон №10 4440107? 2648?
вагон №11
вагон №20 2303944?
№18 вагон №10 7404758? 2376?
вагон №11
вагон №20 2414188?
№19 вагон №10 7398323? 2826?
вагон №11
вагон №20 4458951?
№20 вагон №10 2318332? 6402?
вагон №11
вагон №20 7413301?
№21 вагон №10 2331801? 2627?
вагон №11
вагон №20 6453520?
№22 вагон №10 2444052? 2702?
вагон №11
вагон №20 7156966?
№23 вагон №10 7327307? 7105?
вагон №11
вагон №20 6760984?
№24 вагон №10 7319607? 6405?
вагон №11
вагон №20 2425113?
№25 вагон №10 6858780? 1988?
вагон №11
вагон №20 2377927?
№26 вагон №10 6176616? 3167?
вагон №11
вагон №20 7730360? 05Ь
№27 вагон №10 4440107? 2648?
вагон №11
вагон №20 2303944?
№28 вагон №10 7404758? 2376?
вагон №11
вагон №20 2414188?
№29 вагон №10 7398323? 2826?
вагон №11
вагон №20 4458951?
№30 вагон №10 2318332? 6402?
вагон №11 2
вагон №20 7413301? О56
№31 вагон №10 2331801? 2627?
вагон №11
вагон №20 6453520? О6О
№32 вагон №10 2444052? 2702?
вагон №11
вагон №20 7156966?
№33 вагон №10 7327307? 7105?
вагон №11
вагон №20 6760984?
№34 вагон №10 7319607? 6405?
вагон №11
вагон №20 2425113?
№35 вагон №10 6858780? 1988?
вагон №11
вагон №20 2377927?
№36 вагон №10 6176616? 3167?
вагон №11
вагон №20 7730360?
№37 вагон №10 4440107? 2648?
вагон №11
вагон №20 2303944?
№38 вагон №10 7404758? 2376?
вагон №11
вагон №20 2414188?
№39 вагон №10 7398323? 2826?
вагон №11
вагон №20 4458951?
№40 вагон №10 2318332? 6402?
вагон №11
вагон №20 7413301?
Пример вагон №10 7435468? 0275?
вагон №11
вагон №20 2318322?

Натурный лист поезда является основным входным документом для АСОУП. Поэтому, чтобы повысить достоверность информации, вводимой в ЭВМ, в программу обработки натурного листа закладывают процедуры логического и форматного контроля каждого пользователя. Если показатель неверен, то программа обнаружит ошибку и ЭВМ выдаст сообщение об ошибке, Ввод данных в ЭВМ можно будет осуществить только после исправления ошибки, которое выполняется путём сверки данных с исходными документами.

Пример решения Задания №1:

В конце таблицы №1 представлен пример фрагмента натурного листа поезда, на котором рассмотрим принцип выявления ошибок в информации.

Проверку информации следует вести в следующей последовательности:

Задание №1. Для выявления Ошибки №1 при считывании номера 11 вагона и для расчёта контрольных номеров вагонов №10 и №20 в графе 2 - «ВАГОН» таблицы №1.

В сформированном составе из 20-и вагонов провести расчёт (проверку) контрольных знаков 10-го и 20-го вагонов и правильность считанного номера 11-го вагона. Разработать блок-схему алгоритма расчёта контрольного знака и правильности считанного номера вагона (по модулю 10)

Разработать блок-схему расчёта (по модулю 11)

Метод расчёта контрольного знака и проверки по (модулю 10)

А) Каждая цифра номера вагона , стоящая на нечётном месте, считая слева, умножается на 2, а на чётном на 1;

Б) Суммируются все цифры (не числа) полученного ряда после умножения

Контрольным знаком будет цифра, дополняющая полученную сумму до ближайшего числа, кратного 10.

Если сумма кратна 10, то контрольный знак будет равен 0.

Проверка правильности считанного номера вагона осуществляется аналогичным порядком с той лишь разницей, что в расчёте участвует восьмая цифра, умноженная на 1 (чётное число, считая слева).

Если сумма кратна 10, номер вагона записан правильно, в противном случае номер вагона содержит ошибку, что требует проверки.

Пример расчёта контрольного номера вагона №10

Номер вагона  
Множитель  
Поразрядное произведение  
Поразрядная сумма 1+4 +4 +6 +5 +8 +6 1+6 =41
Контрольная 8-я цифра              
Контрольный номер вагона

Пример проверки правильности считанного номера вагона №10

Номер вагона
Множитель
Поразрядное произведение б
Поразрядная сумма 1+4 +4 +6 +5 +8 +6 1+6 =50
поразрядная сумма кратна 10, номер вагона передан Правильно

Пример проверки правильности считанного номера вагона №11

Номер вагона
Множитель
Поразрядное произведение
Поразрядная сумма 1+4 +4 1+6 +5 +8 +6 1+6 =51
поразрядная сумма не кратна 10, номер передан Неправильно

Пример расчёта контрольного номера вагона №20

Номер вагона  
Множитель  
Поразрядное произведение  
Поразрядная сумма +4 +3 +2 +8 +6 +2 +4 =29
Контрольная 8-я цифра              
Контрольный номер вагона

Пример решения Задания №2:

В конце таблицы №1 представлен пример фрагмента натурного листа поезда, на котором рассмотрим принцип выявления ошибок в информации.

Проверку информации следует вести в следующей последовательности:

Задание№2. Для выявления ошибки №2 при считывании контрольных знаков кодов станций назначения для вагонов №11 и №20, и для расчёта контрольного знака станции назначения для вагона №10 в графе 6 - «СТ.НАЗН.»по таблице №1.

Провести расчёт (проверку) контрольного знака кода станции назначения 10-го вагона

Метод расчёта контрольного знака станции по модулю 11.

A) Каждая цифра кода станции умножается на номер разряда 1,2,3,4

Б) Суммируются числа (не цифры)полученного ряда после умножения.

B) Полученную сумму делят на модуль 11.

Контрольным Знаком будет остаток от деления суммы на модуль 11 Если остаток равен 10, то производится повторный перерасчёт,при котором Каждая цифра кода умножается на номер разряда 3,4,5,6, числа суммируются, сумму делят на модуль 11.

Пример расчёта контрольного знака станции назначения для вагона №10 по модулю 11

код ЕСР станции ?
множитель  
поразрядное произведение  
сумма чисел 0+4+21+20=45 45/11 ост.1  
остаток от деления на 11=1 к/знак(1)  
контрольный код ЕСР станции 02751

Пример проверки контрольного знака станции назначения для вагона

№11 по модулю 11.

Наши рекомендации