Влияние эксплуатационных факторов
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И АВТОПАРКА
Показатели работы автотранспортных средств
И автопарка
Все процессы производства, в том числе и транспортный, планируются, измеряются и оцениваются с помощью определенной системы показателей и измерителей. Характер работы автотранспортных предприятий (АТП), специфические особенности транспортного процесса, условия, в которых выполняются перевозки, потребовали создания системы показателей, отражающих как отдельные элементы, так и весь транспортный процесс в целом. Эти показатели устанавливают связь между элементами транспортного процесса и количественным изменением транспортной продукции. Система технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава (ТЭП) положена в основу организации и планирования деятельности АТП.
В дальнейшем будем применять следующие обозначения:
А сп – списочный парк, ед.;
АД сп – списочный парк, автомобиле-дни (а-д);
А т – численность технически исправного подвижного состава, ед.;
АД т – численность технически исправного подвижного состава, а-д;
А х, АД х – ходовой парк, то же, что А т, АД т;
А р – численность подвижного состава, находящегося в ремонте и на техническом обслуживании, ед.;
АД р – численность подвижного состава, находящегося в ремонте и на техническом обслуживании, а-д;
А п – численность подвижного состава, находящегося на простое, ед.;
АД п – численность подвижного состава, находящегося на простое, а-д;
А э – численность подвижного состава, находящегося в эксплуатации, ед.;
АД э – численность подвижного состава, находящегося в эксплуатации, а-д;
АД р. д – численность списочного парка за рабочие дни расчетного периода, а-д;
a т – коэффициент технической готовности;
a в – коэффициент выпуска;
a и – коэффициент использования подвижного состава;
q н – номинальная грузоподъемность автомобиля (прицепа, автопоезда), т;
q ф – масса фактически перевозимого груза, т;
g – статический коэффициент использования грузоподъемности;
g д – динамический коэффициент использования грузоподъемности;
L, L г, L x, L н – пробег автомобиля общий, с грузом, холостой, нулевой соответственно, км;
L м, l ег, l x, l н – длина маршрута, пробег с грузом за ездку, холостой за ездку, нулевой, км;
n e, n o – число ездок, оборотов;
b, b е, β м, b рд – коэффициент использования пробега, коэффициент использования пробега за ездку, на маршруте, за рабочий день;
Тн, Тм, Тдв – время работы водителя в наряде, на маршруте, в движении, ч;
t e, t o, t н, t д, t п-р – время выполнения ездки, оборота, нулевого пробега, в движении, на выполнение погрузочно-разгрузочных работ и простои по другим причинам, ч;
Тс – время, затрачиваемое на перевозку груза (сообщения, доставки), ч;
Vт, Vэ, Vc – скорость техническая, эксплуатационная, доставки груза (сообщения) соответственно, км / ч;
U e, U ч, U р.д – производительность транспортного средства за ездку, часовая, за рабочий день соответственно, т за ездку, т / ч, т / р.д;
We, Wч, Wр.д – производительность транспортного средства за ездку, часовая, за рабочий день, учитываемая в ткм за ездку, ткм / ч, ткм / р.д;
Q – объем перевозок, т;
Р – грузооборот, ткм;
– выработка на одну среднесписочную автомобиле-тонну, т;
– то же, ткм.
Условно ТЭП можно классифицировать по следующим группам (рис. 3.1):
показатели состояния парка;
показатели использования подвижного состава;
показатели производительности.
1. Парком подвижного состава или списочным парком А спназывают общее количество автомобилей, тягачей, прицепов, полуприцепов, находящихся в распоряжении предприятия и числящихся на его балансе.
Списочный парк подвижного состава состоит из ходового парка А х , то есть технически исправных единиц подвижного состава, готовых к выполнению перевозок, и единиц подвижного состава, находящихся в ремонте, техническом обслуживании и ожидании ремонта А р:
. (3.1)
Ходовой парк подвижного состава может полностью находиться в эксплуатации (А э), либо часть его может простаивать по разным причинам (А п): из-за отсутствия водителей, работы, при ограничениях движения и по другим обстоятельствам:
. (3.2)
В связи с этим списочный парк рассматривают как сумму автомобилей, находящихся в эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте и простаивающих по разным причинам:
. (3.3)
Списочный парк подвижного состава автотранспортного предприятия не остается постоянным по количеству и составу в течение планируемого либо учетного периода (месяца, квартала, года) вследствие списания, пополнения, выхода в ремонт и по другим причинам. В связи с этим рассчитывают среднесписочный парк подвижного состава на основании данных об изменении парка за период (увеличение, сокращение с учетом сроков выбытия или поступления в АТП). Для этого определяют количество автомобиле-дней (прицепо-дней) нахождения на предприятии списочного парка с учетом прибывающего и выбывающего подвижного состава.
Автомобиле-дни АД определяются произведением количества автомобилей на количество дней нахождения их на АТП.
Среднесписочное число автомобилей определяют соотношением
, (3.4)
где А с – количество автомобилей (тягачей, полуприцепов, при-
цепов и др), числящихся на балансе предприятия на
начало периода;
Д к – календарное число дней в рассчитываемом периоде;
.А п, А в – количество поступивших, выбывших за учетный пе-
риод единиц подвижного состава;
Д п – количество дней пребывания на предприятии вновь
поступившего подвижного состава;
Д в – количество дней пребывания на предприятии выбы-
вающего (списанного, переданного) подвижного соста-
ва.
Пример. Определить среднесписочное число автомобилей парка за календарный год, если на начало года на балансе АТП числилось 350 автомобилей, из них 10 списано 20 мая, 25 мая приобретено 15 новых автомобилей, 1 сентября продано 40 автомобилей.
В связи с тем, что структура парка неоднородна и состоит из автомобилей, прицепов и полуприцепов разной грузоподъемности, для оценки провозной способности парка пользуются показателями общей грузоподъемности парка и средней грузоподъемности единицы подвижного состава:
, (3.5)
. (3.6)
Техническая готовность парка подвижного состава к работе оценивается коэффициентом технической готовности, показывающим, какая часть подвижного состава из списочного количества находится в технически исправном состоянии и может быть использована в работе:
; или . (3.7)
Коэффициент технической готовности парка во многом зависит от организации работы технической службы АТП, условий эксплуатации, технического состояния подвижного состава и мастерства водителей. Большое значение в повышении качества технического состояния парка имеют регулярно и качественно проводимые техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, что позволяет увеличить межремонтные пробеги и сократить время нахождения подвижного состава в ремонте.
При определении коэффициента технической готовности простои подвижного состава по организационно-техническим причинам (отсутствие заказов на перевозки, недостаток водителей, отсутствие эксплуатационных материалов, климатические и дорожные условия и т. д.) не учитываются, так как в соответствии с формулой (3.2) ходовой парк включает подвижной состав, находящийся в эксплуатации, и подвижной состав, технически исправный, но простаивающий по организационно-техническим причинам.
Исправный подвижной состав назначается на работу (в этом случае говорят, что автомобили находятся в наряде, в эксплуатации) либо может простаивать по каким-либо причинам. Выпуск подвижного состава на линию оценивается коэффициентом выпуска αв или коэффициентом использования подвижного состава αи:
или ; (3.8)
. (3.9)
2. Показатели использования грузоподъемности – соответственно коэффициенты использования грузоподъемности статический γ и динамический γд:
; (3.10)
(3.11)
3. За время наряда автомобиль совершает пробег к месту первой погрузки, выполняет несколько ездок (оборотов) по перевозке от грузоотправителей грузополучателям и возвращается в парк. Пробег автомобиля за время наряда (смену) L определяется из соотношения:
(3.12)
где Lм – пробег автомобиля за время работы на маршруте, км;
lн – нулевой пробег, км;
lг, lх – пробег с грузом, пробег холостой за оборот, км.
4. Коэффициент использования пробега
, , (3.13)
где β – коэффициент использования пробега за смену;
βм– то же при работе на маршруте.
5. При совершении ездки автомобиль загружают, выполняют перевозку груза, выгружают груз и подают к месту очередной загрузки. Кроме того, автомобиль может простаивать в ожидании погрузки или выгрузки, при оформлении передачи груза и по другим причинам. Время ездки tе определяют соотношением
(3.14)
где t дв, t п, t р, t пр – время соответственно движения, простоя под погрузкой, разгрузкой, при оформлении передачи груза и по другим причинам, ч.
Воспользовавшись коэффициентом использования пробега (3.13) и обозначив t п+t р+t пр, через t п-р получим время одной ездки автомобиля
, (3.15)
где Vт – техническая скорость движения при выполнении пере-возок, км / ч.
6. Время простоя подвижного состава при его загрузке или разгрузке может быть определено по формуле
, (3.16)
где t п(р) – время, затрачиваемое непосредственно на загрузку
(разгрузку) транспортного средства (время грузовой
операции), ч;
К н – коэффициент неравномерности подачи подвижного со-
става под погрузку (разгрузку);
7. Число ездок (оборотов) за рабочий день
; . (3.17)
8. Расчетные скорости движения:
техническая
, (3.18)
эксплуатационная
, (3.19)
сообщения
, (3.20)
где Тс – время, затрачиваемое на доставку груза, ч.
Время сообщения определяется с учетом времени погрузки, непосредственно движения транспортного средства с грузом и разгрузки:
. (3.21)
Скорость сообщения (доставки) определяется при необходимости сравнения этого показателя с аналогичным на других видах транспорта.
9. Объем транспортной работы:
объем перевозок
(3.22)
грузооборот
(3.23)
10. Производительность подвижного состава грузового автотранспорта чаще всего определяют в тоннах либо в тонна-километрах за одну ездку, за час работы или за смену. Формулы для расчета производительности подвижного состава приведены в табл. 3.1.
11. Выработка на одну среднесписочную тонну грузоподъемности:
за рабочий день ,
; ; (3.27)
за период ,
; . (3.28)
где .– средние значения соответственно
l ег, q н, А сп.
Влияние эксплуатационных факторов