Влияние эксплуатационных факторов

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И АВТОПАРКА

Показатели работы автотранспортных средств

И автопарка

Все процессы производства, в том числе и транспортный, планируются, измеряются и оцениваются с помощью определенной системы показателей и измерителей. Характер работы автотранспортных предприятий (АТП), специфические особенности транспортного процесса, условия, в которых выполняются перевозки, потребовали создания системы показателей, отражающих как отдельные элементы, так и весь транспортный процесс в целом. Эти показатели устанавливают связь между элементами транспортного процесса и количественным изменением транспортной продукции. Система технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава (ТЭП) положена в основу организации и планирования деятельности АТП.

В дальнейшем будем применять следующие обозначения:

А сп – списочный парк, ед.;

АД сп – списочный парк, автомобиле-дни (а-д);

А т – численность технически исправного подвижного состава, ед.;

АД т – численность технически исправного подвижного состава, а-д;

А х, АД х – ходовой парк, то же, что А т, АД т;

А р – численность подвижного состава, находящегося в ремонте и на техническом обслуживании, ед.;

АД р – численность подвижного состава, находящегося в ремонте и на техническом обслуживании, а-д;

А п – численность подвижного состава, находящегося на простое, ед.;

АД п – численность подвижного состава, находящегося на простое, а-д;

А э – численность подвижного состава, находящегося в эксплуатации, ед.;

АД э – численность подвижного состава, находящегося в эксплуатации, а-д;

АД р. д – численность списочного парка за рабочие дни расчетного периода, а-д;

a т – коэффициент технической готовности;

a в – коэффициент выпуска;

a и – коэффициент использования подвижного состава;

q н – номинальная грузоподъемность автомобиля (прицепа, автопоезда), т;

q ф – масса фактически перевозимого груза, т;

g – статический коэффициент использования грузоподъемности;

g д – динамический коэффициент использования грузоподъемности;

L, L г, L x, L н – пробег автомобиля общий, с грузом, холостой, нулевой соответственно, км;

L м, l ег, l x, l н – длина маршрута, пробег с грузом за ездку, холостой за ездку, нулевой, км;

n e, n o – число ездок, оборотов;

b, b е, β м, b рд – коэффициент использования пробега, коэффициент использования пробега за ездку, на маршруте, за рабочий день;

Тн, Тм, Тдв – время работы водителя в наряде, на маршруте, в движении, ч;

t e, t o, t н, t д, t п-р – время выполнения ездки, оборота, нулевого пробега, в движении, на выполнение погрузочно-разгрузочных работ и простои по другим причинам, ч;

Тс – время, затрачиваемое на перевозку груза (сообщения, доставки), ч;

Vт, Vэ, Vc – скорость техническая, эксплуатационная, доставки груза (сообщения) соответственно, км / ч;

U e, U ч, U р.д – производительность транспортного средства за ездку, часовая, за рабочий день соответственно, т за ездку, т / ч, т / р.д;

We, Wч, Wр.д – производительность транспортного средства за ездку, часовая, за рабочий день, учитываемая в ткм за ездку, ткм / ч, ткм / р.д;

Q – объем перевозок, т;

Р – грузооборот, ткм;

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru – выработка на одну среднесписочную автомобиле-тонну, т;

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru – то же, ткм.

Условно ТЭП можно классифицировать по следующим группам (рис. 3.1):

показатели состояния парка;

показатели использования подвижного состава;

показатели производительности.

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru

1. Парком подвижного состава или списочным парком А спназывают общее количество автомобилей, тягачей, прицепов, полуприцепов, находящихся в распоряжении предприятия и числящихся на его балансе.

Списочный парк подвижного состава состоит из ходового парка А х , то есть технически исправных единиц подвижного состава, готовых к выполнению перевозок, и единиц подвижного состава, находящихся в ремонте, техническом обслуживании и ожидании ремонта А р:

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru. (3.1)

Ходовой парк подвижного состава может полностью находиться в эксплуатации (А э), либо часть его может простаивать по разным причинам (А п): из-за отсутствия водителей, работы, при ограничениях движения и по другим обстоятельствам:

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru . (3.2)

В связи с этим списочный парк рассматривают как сумму автомобилей, находящихся в эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте и простаивающих по разным причинам:

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru . (3.3)

Списочный парк подвижного состава автотранспортного предприятия не остается постоянным по количеству и составу в течение планируемого либо учетного периода (месяца, квартала, года) вследствие списания, пополнения, выхода в ремонт и по другим причинам. В связи с этим рассчитывают среднесписочный парк подвижного состава на основании данных об изменении парка за период (увеличение, сокращение с учетом сроков выбытия или поступления в АТП). Для этого определяют количество автомобиле-дней (прицепо-дней) нахождения на предприятии списочного парка с учетом прибывающего и выбывающего подвижного состава.

Автомобиле-дни АД определяются произведением количества автомобилей на количество дней нахождения их на АТП.

Среднесписочное число автомобилей определяют соотношением

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru , (3.4)

где А с – количество автомобилей (тягачей, полуприцепов, при-

цепов и др), числящихся на балансе предприятия на

начало периода;

Д к – календарное число дней в рассчитываемом периоде;

.А п, А в – количество поступивших, выбывших за учетный пе-

риод единиц подвижного состава;

Д п – количество дней пребывания на предприятии вновь

поступившего подвижного состава;

Д в – количество дней пребывания на предприятии выбы-

вающего (списанного, переданного) подвижного соста-

ва.

Пример. Определить среднесписочное число автомобилей парка за календарный год, если на начало года на балансе АТП числилось 350 автомобилей, из них 10 списано 20 мая, 25 мая приобретено 15 новых автомобилей, 1 сентября продано 40 автомобилей.

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru

В связи с тем, что структура парка неоднородна и состоит из автомобилей, прицепов и полуприцепов разной грузоподъемности, для оценки провозной способности парка пользуются показателями общей грузоподъемности парка и средней грузоподъемности единицы подвижного состава:

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru , (3.5)

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru . (3.6)

Техническая готовность парка подвижного состава к работе оценивается коэффициентом технической готовности, показывающим, какая часть подвижного состава из списочного количества находится в технически исправном состоянии и может быть использована в работе:

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru ; или Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru . (3.7)

Коэффициент технической готовности парка во многом зависит от организации работы технической службы АТП, условий эксплуатации, технического состояния подвижного состава и мастерства водителей. Большое значение в повышении качества технического состояния парка имеют регулярно и качественно проводимые техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, что позволяет увеличить межремонтные пробеги и сократить время нахождения подвижного состава в ремонте.

При определении коэффициента технической готовности простои подвижного состава по организационно-техническим причинам (отсутствие заказов на перевозки, недостаток водителей, отсутствие эксплуатационных материалов, климатические и дорожные условия и т. д.) не учитываются, так как в соответствии с формулой (3.2) ходовой парк включает подвижной состав, находящийся в эксплуатации, и подвижной состав, технически исправный, но простаивающий по организационно-техническим причинам.

Исправный подвижной состав назначается на работу (в этом случае говорят, что автомобили находятся в наряде, в эксплуатации) либо может простаивать по каким-либо причинам. Выпуск подвижного состава на линию оценивается коэффициентом выпуска αв или коэффициентом использования подвижного состава αи:

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru или Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru ; (3.8)

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru . (3.9)

2. Показатели использования грузоподъемности – соответственно коэффициенты использования грузоподъемности статический γ и динамический γд:

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru ; (3.10)

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru (3.11)

3. За время наряда автомобиль совершает пробег к месту первой погрузки, выполняет несколько ездок (оборотов) по перевозке от грузоотправителей грузополучателям и возвращается в парк. Пробег автомобиля за время наряда (смену) L определяется из соотношения:

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru (3.12)

где Lм – пробег автомобиля за время работы на маршруте, км;

lн – нулевой пробег, км;

lг, lх – пробег с грузом, пробег холостой за оборот, км.

4. Коэффициент использования пробега

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru , Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru , (3.13)

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru где β – коэффициент использования пробега за смену;

βм– то же при работе на маршруте.

5. При совершении ездки автомобиль загружают, выполняют перевозку груза, выгружают груз и подают к месту очередной загрузки. Кроме того, автомобиль может простаивать в ожидании погрузки или выгрузки, при оформлении передачи груза и по другим причинам. Время ездки tе определяют соотношением

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru (3.14)

где t дв, t п, t р, t пр – время соответственно движения, простоя под погрузкой, разгрузкой, при оформлении передачи груза и по другим причинам, ч.

Воспользовавшись коэффициентом использования пробега (3.13) и обозначив t п+t р+t пр, через t п-р получим время одной ездки автомобиля

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru , (3.15)

где Vт – техническая скорость движения при выполнении пере-возок, км / ч.

6. Время простоя подвижного состава при его загрузке или разгрузке может быть определено по формуле

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru , (3.16)

где t п(р) – время, затрачиваемое непосредственно на загрузку

(разгрузку) транспортного средства (время грузовой

операции), ч;

К н – коэффициент неравномерности подачи подвижного со-

става под погрузку (разгрузку);

7. Число ездок (оборотов) за рабочий день

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru ; Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru . (3.17)

8. Расчетные скорости движения:

техническая

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru , (3.18)

эксплуатационная

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru , (3.19)

сообщения

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru, (3.20)

где Тс – время, затрачиваемое на доставку груза, ч.

Время сообщения определяется с учетом времени погрузки, непосредственно движения транспортного средства с грузом и разгрузки:

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru . Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru (3.21)

Скорость сообщения (доставки) определяется при необходимости сравнения этого показателя с аналогичным на других видах транспорта.

9. Объем транспортной работы:

объем перевозок

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru (3.22)

грузооборот

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru (3.23)

10. Производительность подвижного состава грузового автотранспорта чаще всего определяют в тоннах либо в тонна-километрах за одну ездку, за час работы или за смену. Формулы для расчета производительности подвижного состава приведены в табл. 3.1.

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru

11. Выработка на одну среднесписочную тонну грузоподъемности:

за рабочий день Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru , Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru ; Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru ; (3.27)

за период Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru , Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru

Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru ; Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru . (3.28)

где Влияние эксплуатационных факторов - student2.ru .– средние значения соответственно

l ег, q н, А сп.

Влияние эксплуатационных факторов

Наши рекомендации