Тема. Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.
Цель.Упражнять детей в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к родной земле
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5. На материале упр. 30 учащиеся сравнивают окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, вопросов к ним и делают соответствующий вывод: имена прилагательные мужского рода в именительном падеже отвечают на вопрос какой?и имеют окончания: -ой, -ый, -ий: имена прилагательные среднего рода в именительном падеже отвечают на вопрос какое?и имеют окончания: -ое, -ее.
6. После выполнения упр. 31, в котором учащиеся подчеркивают главные члены предложения, определяют падеж имен прилагательных и делают вывод о том, какой член предложения поясняют имена прилагательные в именительном падеже, а какой — в винительном, дети читают правило на с. 23.
Физкультминутка
7. Выборочный диктант. Задание: записать в один столбик словосочетания с именами прилагательными мужского рода, во второй — с именами прилагательными среднего рода. На месте орфограмм, которые дети не могут проверить сами, предлагается делать пропуск. Он потом будет заполнен в ходе коллективной проверки.
Легкий ветер, осеннее солнце, парусный флот, парусное судно, синее небо, высокий берег, дальнее поле, ближний лес, огромное пространство, раннее утро, свежий воздух, железное кольцо, сельский стадион, сладкий компот, вкусное варенье, горячий бульон.
8. Читая описание Пеппи Длинныйчулок (упр. 32), дети отмечают отличительные особенности девочки: цвет волос, прическу, форму носа и рта, как выглядели ноги, какими были чулки и туфли. Из выделенных словосочетаний выписываются те, в которые входят имена прилагательные
мужского рода, объясняется написание их падежных окончаний.
9. Домашнее задание.Выписать из книги, которую читает ученик, по два предложения с именами прилагательными мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах, объяснить написание окончаний. В классе с высоким уровнем подготовки учащиеся выполняют упр. 33.
10. Подведение итогов урока.
11.Рефлексия
Урок 55
Тема. Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.
Цель.Формировать навык правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Работать над формированием навыков речевого этикета
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к родной земле
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
Словарное слово - государство
5. Ученики читают стихотворение О. Дриза (упр. 34) и объясняют, почему поступки окрашены в разные цвета. Дополнительно к заданиям учебника учитель предлагает ребятам поставить ударение в вопросах и именах прилагательных. Учащиеся устно вместо имени существительного цвет
подставляют имя существительное вещество и отмечают, что форма имени прилагательного при этом не изменяется, окончания одинаковые.
Физкультминутка
6. В упр. 35 учащиеся проверяют окончания имен прилагательных падежным вопросом и проверочным словом простой, ставят ударение в вопросе и проверочном слове.
Делается вывод: последний звук окончаний имен прилагательных в родительном падеже не бывает в ударной позиции, он всегда безударный, следовательно, проверить его невозможно; согласный в окончании находится перед гласным, но произносится не так, как пишется.
Обе эти орфограммы необходимо запомнить. Читается вывод на с. 25.
7. В упр. 36 учащиеся к данным именам существительным подбирают из слов для справок подходящие по смыслу словосочетания «имя существительное + имя прилагательное»,
ставя их в форме родительного падежа, объясняют написание
падежных окончаний прилагательных.
8. Домашнее задание.Упр. 37.
9. Подведение итогов урока.
10.Рефлексия
Урок 56
Тема. Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.
Цель.Формировать навык правописания окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже, формировать умение использовать способы их проверки.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к родной земле
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5. Дети читают отрывки из стихов (упр. 38), находят выделенные словосочетания, определяют падеж имен прилагательных, затем выписывают словосочетания, ставя вопросы к именам прилагательным: по небу (какому?) голубому.
В именах прилагательных и вопросах к ним выделяются окончания. Делается вывод о том, на какие вопросы отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в да
тельном падеже, какие окончания имеют. Читается правило на с. 27.
6. На материале упр. 39 учащиеся тренируются в проверке окончаний имен прилагательных в дательном падеже.
Физкультминутка
7. Упр. 40 выполняется в соответствии с заданиями к нему.
8. При пересказе текста упр. 41 можно предложить детям план в форме вопросов:
1. Когда появились воздушные змеи? Где?
2. Какую форму придавали воздушному змею?
3. Для чего использовали воздушных змеев?
Домашнее задание. Упр. 42.
10. Подведение итогов урока.
11.Рефлексия
Урок 57
Тема. Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.
Цель.Знакомить учащихся с правописанием безударныхокончанийприлагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.; формировать умение использовать способы их проверки.
Обогащать синтаксический строй речи детей словосочетаниями с подчинительной связью - согласованием
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к родной земле
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5.. Прочитав текст упр. 43, учащиеся находят имена прилагательные мужского и среднего рода, определяют их падеж, после чего выписывают словосочетания в соответствии с заданиями учебника (сначала — словосочетания с именами прилагательными в творительном падеже, затем — в предложном). В именах прилагательных и вопросах к ним обозначаются окончания, ставится ударение. Выполнение упражнения сопровождается записью на доске, что помогает провести сравнительный анализ особенностей написания окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. Дети указывают, какие окончания характерны для имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже, какие — в предложном. Обращается внимание на согласные, после которых идут окончания (твердые они или мягкие), и выбор в зависимости от этого гласных в окончаниях: ы, о или и, е.
6.Наблюдения учащихся обобщаются с помощью чтения вывода на с. 29 и ответов на вопросы: какие окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже? Какие окончания они имеют в предложном падеже? Какие гласные идут в окончаниях данных имен
прилагательных после твердых согласных? После мягких согласных?
Физкультминутка
7.Упр. 44 выполняется с комментированием, что способствует отработке умения действовать по алгоритму проверки падежных окончаний имен прилагательных (с помощью
вопроса и проверочного слова простой). При составлении рассказа о новогоднем празднике можно предложить вопросы: куда отправились ребята? Когда? С кем? Что они увидели? Какие герои и в какой обстановке действовали? Какие впечатления у детей о празднике? В классе с высоким уровнем подготовки учащихся составленный рассказ записывается в тетрадях.
8. Прочитав текст упр. 45, ребята называют художественное произведение, из которого взят этот отрывок, отвечают на вопросы по его содержанию. Выписывая словосочетания, дети используют алгоритм проверки окончаний имен прилагательных (с. 14).
Домашнее задание. Упр. 46.
10. Подведение итогов урока.
11.Рефлексия
Урок 58
Тема. Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода.
Цель.Познакомить со склонением имен прилагательных женского рода и способом проверки написания безударных падежных окончаний данных прилагательных..
Развивать творческие способности учащихся.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к родной земле
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5.Выполнение упр. 47 сопровождается записью на доске. Выписав словосочетания молодая верба в разных падежах с вопросом к имени прилагательному и дополнив запись словосочетанием дальняя дорога, учащиеся выделяют окончания в вопросах и именах прилагательных, ставят ударение и делают вывод о вопросах, на которые отвечают имена прилагательные женского рода, и окончаниях вопросов и имен прилагательных.
6.Дети читают вывод на с. 31, повторяют его по вопросам: на какие вопросы отвечают и какие окончания имеют имена прилагательные женского рода в именительном падеже? В винительном падеже? В остальных падежах?
Физкультминутка
7.Школьники читают рассказ Ю. Дмитриева «Мухомор» (упр. 48), объясняют происхождение названия гриба мухомор. Затем текст читается повторно, выделяются и выписываются словосочетания с именами прилагательными женского рода. Определяется падеж прилагательных, обозначаются окончания и объясняется их написание.
8.Сравнительное описание мухомора и рыжика (упр. 49) сначала составляется устно. Кроме плана сравнения, целесообразно предложить определенные начала предложений,
которые потребуют употребления имен прилагательных женского рода в разных падежах. Например: шляпка имеет... (круглую форму); шляпка является... (выпуклой, вогнутой) и т. д. Учащиеся записывают составленное описание.
9. Домашнее задание.Из книги, которую ученики читают дома, выписать по пять словосочетаний с именами прилагательными женского рода, определить их падеж, обозначить окончания и приготовиться к объяснению их написания.
10. Подведение итогов урока.
11.Рефлексия
Урок 59
Тема. Безударные падежные окончания имен прилагательных женского рода.
Цель.Учить проверять безударные падежные окончания имен прилагательных женского рода.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к родной земле
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5. Упр. 50 выполняется с комментированием и сопровождается записью на доске. В именах прилагательных учащиеся ставят ударение, определяют, что окончание безударное, проверяют его написание вопросом и подстановкой имени прилагательного простая (целесообразно
обращение к алгоритму проверки безударных падежных окончаний имен прилагательных на с. 14), выделяют окончание.
Физкультминутка
6.Умение действовать в соответствии с этим алгоритмом закрепляется при выполнении упр. 51. Списывание двух первых абзацев текста сопровождается подробным комментированием процесса выбора безударных гласных в корнях слов и в окончаниях имен прилагательных. В классе с высоким уровнем подготовки упражнение выполняется самостоятельно, а выбор пропущенных букв объясняется в ходе фронтальной проверки. Под руководством учителя дети делают вывод
о том, что написание пропущенных букв подчиняется основному закону русского письма (за исключением слова тарелка, написание которого нужно запомнить) — безударный
гласный (гласный в безударной позиции) проверяй, поставив его под ударение (в ударную позицию). Только способы проверки для безударных гласных корня и безударных окончаний
разные.
7.Прочитав повторно текст упражнения, дети устно придумывают продолжение сказки. В классе с высоким уровнем подготовки учащихся продолжение сказки записывается.
Домашнее задание. Упр. 52.
9. Подведение итогов урока.
10.Рефлексия
Урок 60
Тема. Безударные падежные окончания имен прилагательных женского и среднего рода.
Цель.Учить писать именаженского и среднего рода с безударными окончаниями. Формировать навык правописания безударных падежных окончаний прилагательных.
Работать над орфоэпической культурой речи
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к родной земле
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5.Дети выполняют задания к упр. 53: сравнивают произношение выделенных имен прилагательных и делают вывод о том, что в речи они звучат одинаково, то есть существует проблема распознавания и правильного написания таких имен прилагательных. Дети определяют род и падеж имен прилагательных, называют окончания. После работы с прилагательными быстрое и быстрая учащиеся устно составляют словосочетания с именем прилагательным синий и именами существительными женского и среднего рода (шаль, пальто).
Делается вывод об окончаниях имен прилагательных женского (-ая, -яя) и среднего рода (-ое, -ее) в именительном падеже.
Физкультминутка
6. Умение распознавать имена прилагательные женского и среднего рода, проверять безударные падежные окончания прилагательных совершенствуется в ходе выполнения упр. 54. После того как учащиеся назовут словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в перенос
ном значении, можно предложить ребятам составить с ними предложения.
7.Упр. 55 выполняется в соответствии с заданиями учебника: словосочетания имен существительных учащиеся заменяют словосочетаниями типа «имя существительное + имя
прилагательное», обозначают окончания имен прилагательных и готовятся объяснить их написание. При проверке выполнения упражнения учащимся предлагается зачитать сначала все словосочетания с именами прилагательными женского рода (указывая их окончания и объясняя их написание), а затем с именами прилагательными среднего рода. Перед работой над упражнением дети знакомятся с материалом рубрики «Говорите правильно!».
8. Домашнее задание.Упр. 56.
9. Подведение итогов урока.
10.Рефлексия
Урок 61
Тема. Безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и женского рода.
Цель.Учить писать имена прилагательные мужского , женского и среднего рода. Сравнить падежные окончания имен прилагательных мужского и женского рода. Формировать навык их правописания. Развивать умение подбирать наиболее точные определения для текста-описания.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к родной земле
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5. В результате работы над упр. 57 дети устанавливают, что имена прилагательные мужского рода и имена прилагательные женского рода могут отвечать на вопрос какой?,имея при этом разные окончания. Перед детьми встает проблема: в каких случаях какие окончания писать. Учитель обращает учеников к таблице правописания падежных окончаний имен прилагательных разного рода (с. 16) и организует наблюдение над вопросами и падежными окончаниями прилагательных мужского и женского рода: в каких падежах они отвечают на одинаковый вопрос? Дети делают вывод о том, что это происходит в именительном и винительном падежах имен прилагательных мужского рода и в родительном, дательном, творительном и предложном падежах женского рода.
Физкультминутка
6. В упр. 58 сначала записываются словосочетания с именами прилагательными мужского рода, затем с именами прилагательными женского рода. Запись осуществляется с комментированием, в процессе записи учащиеся объясняют написание падежных окончаний прилагательных, вставляя
вопросы и проверочное слово простой. Ударные и безударные окончания имен прилагательных мужского и женского рода сравниваются, дети делают самостоятельный вывод о том, какие гласные пишутся в окончаниях. Затем читается вывод в учебнике (с. 38).
7. Прочитав упр. 59, учащиеся определяют, что это текст-рассуждение, выписывают словосочетания с именами прилагательными и, указав род и падеж прилагательных, объясняют написание их окончаний.
8. Домашнее задание.Упр. 60.
9. Подведение итогов урока.
10.Рефлексия
Урок 62
Тема. Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.
Цель.Учить писать имена прилагательные женского и среднего рода с безударными окончаниями. Сравнить окончания имен прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах. Формировать навык правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к родной земле
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5. Перед выполнением упр. 61 дети рассказывают о том, как они относятся к маме, как выражают свою любовь к ней, с какими ласковыми словами обращаются к самому дорогому человеку. Записав предложения, учащиеся определяют падеж имен прилагательных, сравнивают вопросы к ним и окончания. Делается вывод: имена прилагательные женского рода в винительном падеже отвечают на вопрос какую?и имеют окончание -ую, а в творительном падеже отвечают на вопрос какой?и имеют окончание -ой. Обращается внимание на характер согласных перед окончаниями записанных прилагательных и предлагается употребить в названных падежах словосочетание ближняя родня. Устанавливается, что после мягких согласных имена прилагательные в винительном падеже имеют окончание -юю, в творительном — -ей.
Физкультминутка
6. После выполнения заданий к упр. 62 (выписать словосочетания, определить падеж прилагательных, обозначить окончание) детям предлагается вспомнить ситуации, когда мама помогла им узнать что-то новое, и описать эти ситуации с использованием опорных слов:
/. Однажды...
Мама объяснила...
Я навсегда запомнил...
В классе с высоким уровнем подготовки учащихся школьники записывают свои рассказы.
7.Упр. 63. Ученики сначала читают фразы и объясняют написание пропущенных падежных окончаний имен прилагательных женского рода. Затем детям предлагается составить рассказ о любящем сыне (любящей дочери), который (которая) заботится о маме и старается помочь ей, порадовать ее.
После анализа 2—3 устных рассказов дети записывают свои сочинения.
8. Домашнее задание.Упр. 64.
9. Подведение итогов урока.
10.Рефлексия
Урок 63
Тема. Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Цель.Познакомить со склонением имен прилагательных во множественном числе, упражнять в определении их падежей.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к родной земле
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5. В ходе словарной работы учитель предлагает записать словосочетания с именем прилагательным счастливый или аккуратный (аккуратный чертеж, аккуратная тетрадь, аккуратное изделие), определив их падеж и вы-делив окончания. Затем ученики записывают данные словосочетания во множественном числе. Организуется наблюдение над изменением имен прилагательных. Учащиеся отмечают, что имена прилагательные во множественном числе, сочетаясь с именами существительными разного рода, не изменяют свои окончания, т. е. не изменяются по родам.
Физкультминутка
6.Наблюдение за окончаниями прилагательного безымянные в выписанных словосочетаниях (упр. 65) приводит учащихся к заключению: имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам.
7.Чтение вывода на с. 43 и пересказ его по вопросам: как изменяются имена прилагательные во множественном числе? Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?
8.Упр. 66 выполняется в соответствии с заданиями учебника.
Можно предложить детям высказать свои предположения о происхождении названий бабочек: ярко-желтые лимонницы, белые капустницы, пестро-коричневые крапивницы, маленькие голубянки. Одно из словосочетаний (по выбору) нужно просклонять с записью вопросов к именам прилагательным и выделением окончаний в вопросах и прилагательных (по образцу упр. 65).
9 Домашнее задание.Упр. 67.
10. Подведение итогов урока.
11.Рефлексия
Урок 64
Тема. Правописание падежных окончаний имен прилагательных множественного числа.
Цель.Познакомить с падежными окончаниями имен прилагательных во множественном числе и способом их проверки. Формировать навык правописания этих падежных окончаний.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к родной земле
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5. . Учащиеся рассматривают таблицу склонения прилагательных во множественном числе (упр. 68), анализируют падежные окончания, определяют, какие падежи имеют одинаковые окончания.
6.Склоняя данные словосочетания (упр. 69), дети проверяют написание падежных окончаний, действуя по алгоритму, предложенному на с. 14.
Физкультминутка
7.Упр. 70 выполняется в соответствии с заданиями учебника. Желательно при этом организовать работу в парах: товарищи по парте по очереди будут объяснять друг другу написание безударных падежных окончаний имен прилагательных. Сначала один из партнеров вполголоса читает предложение, изменяя имена прилагательные, данные в скобках, по смыслу, и, используя алгоритм на с. 14, называет окончания прилагательных. Затем сосед такие же действия осуществляет со следующим предложением и т.д.
8. Домашнее задание.Упр. 71.
9. Подведение итогов урока.
10.Рефлексия
Урок 65
Тема. Итоговый урок по разделу «Имя прилагательное»
Цель. Совершенствовать навык правописания падежных окончаний имен прилагательных. Обобщить знания об имени прилагательном.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к родной земле
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5. Выполнение упр. 72 сопровождается записью на доске. Вызванный ученик выбирает из предложенных вариантов словосочетания с именами прилагательными, записывает
их, указывает род и число, обозначает окончания.
6. Дети устно склоняют словосочетание желтые листья, вспоминают способ проверки падежных окончаний.
7. Упр. 73 выполняется с комментированием. Вызванный ученик читает предложение, находит словосочетание с именем прилагательным, ставит падежный вопрос к нему, по
окончанию вопроса или проверочного слова простой определяет окончание имени прилагательного.
Физкультминутка
8. Дети читают отрывок из рассказа В. Драгунского «Друг детства» (упр. 74), отвечают на вопросы: как Дениска называет мишку? Почему мальчик заплакал? Почему он раздумал быть боксером?
Затем ребята списывают три абзаца и объясняют написание окончаний. В классе с высоким уровнем подготовки можно предложить школьникам написать сочинение о друге детства — любимой игрушке.
9. В заключение учащиеся отвечают на вопросы, данные на с. 48 (упр. 76), что служит подготовкой к рассказу об имени прилагательном.
10. Домашнее задание.Упр.75.
11. Подведение итогов урока.
12.Рефлексия
Урок 67