Классификация автомобильных дорог
1. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
2. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и:
К скоростным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.
К обычным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, не указанные в частях 14 - 16 настоящей статьи. Обычные автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей.
Классы автомобильных дорог
3.1 Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:
- автомагистраль,
- скоростная дорога,
- дорога обычного типа (нескоростная дорога).
3.1.1 К классу "автомагистраль" относят автомобильные дороги:
- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще чем через 5 км друг от друга.
3.1.2 К классу "скоростная дорога" относят автомобильные дороги:
- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.
3.1.3 К классу "дороги обычного типа" относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам "автомагистраль" и "скоростная дорога":
- имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;
- доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне.
4 Категории автомобильных дорог
4.1 Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:
- количества и ширины полос движения;
- наличия центральной разделительной полосы;
- типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.
5 Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог
Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования
Класс автомобильной дороги | Катего- рия автомо- бильной дороги | Общее количество полос движения | Ширина полосы движе- ния, м | Центральная раздели- тельная полоса | Пересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками | Пересечения с железными дорогами и трамвайными путями | Доступ на дорогу с примыкания в одном уровне |
Автомагистраль | IA | 4 и более | 3,75 | Обязательна | В разных уровнях | Не допускается | |
Скоростная дорога | IБ | 4 и более | 3,75 | Допускается без пересечения прямого направления | |||
Дорога обычного типа (нескоростная дорога) | IB | 4 и более | 3,75 | Обязательна | Допускаются пересечения в одном уровне со светофорным регулированием | В разных уровнях | |
II | 3,5 | Допускается отсутствие | Допускается | ||||
2 или 3 | 3,75 | Не требуется | Допускаются пересечения в одном уровне | ||||
III | 3,5 | ||||||
IV | 3,0 | Допускаются пересечения в одном уровне | |||||
V | 4,5 и более |
Категория автомобильной дороги | Расчетная интенсивность движения, приведенных ед/сут | |
IA (автомагистраль) | Свыше 14000 | |
IБ (скоростная дорога) | То же | |
Обычные дороги | IB | от 14000 |
II | от 6000 до 14000 | |
III | от 2000 до 6000 | |
IV | От 200 до 2000 | |
V | до 200 | |
Примечания 1 При применении одинаковых требований для дорог IA, IБ, IB категорий в настоящем своде правил они отнесены к категории 1. 2 Категорию дороги следует устанавливать в зависимости от ее значения в сети автомобильных дорог, а также требований заказчика. |
Дорожная одежда – слоистая система, предназначенная для восприятия и перераспределения транспортной нагрузки до уровня допустимой из условия прочности грунта земляного полотна. Дорожная одежда – основной конструктивный элемент дороги и ее стоимость может составлять до 70% всей стоимости строительства.
Дорожная одежда состоит из верхнего слоя – дорожного покрытия, нижнего – дорожного основания и дополнительных слоев.
Трассу автомобильной дороги при изображении ее на карте местности для лучшей ориентировки, как при разработке проекта, так и при строительстве и эксплуатации дороги, делят на километровые и стометровые участки, называемые пикетами. Пикеты и километры последовательно нумеруют.
Для наглядности, положение оси дороги на местности (трассу) в проектах автомобильных дорог, изображают в горизонтальной и вертикальной проекциях. На графическом изображении проекции трассы на горизонтальную плоскость — плане трассы (рис. 2.2) показывают расположение дороги по отношению к рельефу местности, населенным пунктам, ситуациям на местности и т. д., прямые и кривые участки.
Графическое изображение проекции трассы на горизонтальную плоскость — план трассы.
Трассу автомобильной дороги при изображении ее на карте местности делят на километровые и стометровые участки, называемые пикетами.
Около прямых выписывают их длины и направления по отношению к сторонам света. Данные о криволинейных участках (радиусы, углы поворота и длины) обычно сводят в таблицы. Для ориентировки углы поворота нумеруют.
Продольный профиль дороги представляет собой чертеж с условным изображением вертикального разреза поверхности земли по трассе дороги, а также полотна дороги вдоль ее оси. Продольный профиль — один из основных документов для строительства дороги, определяющий положение бровки земляного полотна (линии пересечения плоскости откоса насыпи с плоскостью обочины), продольные уклоны отдельных участков и другие необходимые данные.
Во многих случаях при строительстве дорог на их отдельных участках приходится искусственно придавать им более пологие уклоны, срезая при этом грунт или подсыпая его в пониженных местах. Участки дорог на срезанном грунте называют выемками, а участки на насыпном грунте — насыпями.
Разницу между отметкой поверхности земли и отметкой бровки земляного полотна, определяющей высоту насыпи или глубину выемки, называют рабочей отметкой (рис. А) Б).
На продольном профиле (рис. 2.6) изображают линию поверхности земли и оси дороги до постройки (черная линия); линию бровки земляного полотна (проектная или красная линия); указываются значения уклонов и их протяженность, высотные отметки поверхности земли до постройки дороги (отметки черной линии) и высотные отметки бровки земляного полотна (красной линии); проставляются километры и пикеты.
При нанесении проектной линии необходимо обеспечить:
---плавность пути и допускаемую величину продольных уклонов, позволяющие автомобилям развивать высокие скорости;
---отвод воды от земляного полотна и осушение полосы отвода;
---прохождение дороги через контрольные точки, имеющие заданные высотные отметки — примыкания к существующим дорогам в начале и конце трассы, пересечения с дорогами более высоких категорий и с железными дорогами, отметки проезжей части мостов, отметки полотна над уровнем высоких вод в затопляемых местностях и др.;
---удобство механизированного выполнения земляных работ.
Различают два метода проложения проектной линии — обертывающая и секущая проектировки (рис. XI.1).
При обертывающей проектировке проектную линию наносят по возможности параллельно поверхности земли, допуская отступления от этого правила лишь на пересечениях пониженных мест рельефа и при близком расположении переломов продольного профиля. В условиях равнинного и слабохолмистого рельефа обертывающая проектировка в сочетании с трассированием в плане и вписыванием в элементы рельефа позволяет получить хорошо осушаемое земляное полотно. Этот метод применяют при проектировании дорог низших категорий.