Классификация автомобильных дорог

1. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

2. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и:

К скоростным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

К обычным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, не указанные в частях 14 - 16 настоящей статьи. Обычные автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей.

Классы автомобильных дорог

3.1 Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:

- автомагистраль,

- скоростная дорога,

- дорога обычного типа (нескоростная дорога).

3.1.1 К классу "автомагистраль" относят автомобильные дороги:

- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;

- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

- доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще чем через 5 км друг от друга.

3.1.2 К классу "скоростная дорога" относят автомобильные дороги:

- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;

- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

- доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.

3.1.3 К классу "дороги обычного типа" относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам "автомагистраль" и "скоростная дорога":

- имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;

- доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне.

4 Категории автомобильных дорог

4.1 Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:

- количества и ширины полос движения;

- наличия центральной разделительной полосы;

- типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

- условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.

5 Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог


Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в таблице 1.


Таблица 1 - Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования

               
Класс автомобильной дороги Катего- рия автомо- бильной дороги Общее количество полос движения Ширина полосы движе- ния, м Центральная раздели- тельная полоса Пересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками Пересечения с железными дорогами и трамвайными путями Доступ на дорогу с примыкания в одном уровне
Автомагистраль IA 4 и более 3,75 Обязательна В разных уровнях Не допускается
Скоростная дорога 4 и более 3,75     Допускается без пересечения прямого направления
Дорога обычного типа (нескоростная дорога) IB 4 и более классификация автомобильных дорог - student2.ru 3,75 Обязательна Допускаются пересечения в одном уровне со светофорным регулированием В разных уровнях  
  II 3,5 Допускается отсутствие классификация автомобильных дорог - student2.ru     Допускается
    2 или 3 классификация автомобильных дорог - student2.ru 3,75 Не требуется Допускаются пересечения в одном уровне классификация автомобильных дорог - student2.ru    
  III 3,5        
  IV 3,0     Допускаются пересечения в одном уровне  
  V 4,5 и более        
Категория автомобильной дороги Расчетная интенсивность движения, приведенных ед/сут
IA (автомагистраль) Свыше 14000
IБ (скоростная дорога) То же
Обычные дороги IB от 14000
  II от 6000 до 14000
  III от 2000 до 6000
  IV От 200 до 2000
  V до 200
Примечания 1 При применении одинаковых требований для дорог IA, IБ, IB категорий в настоящем своде правил они отнесены к категории 1. 2 Категорию дороги следует устанавливать в зависимости от ее значения в сети автомобильных дорог, а также требований заказчика.

Дорожная одежда – слоистая система, предназначенная для восприятия и перераспределения транспортной нагрузки до уровня допустимой из условия прочности грунта земляного полотна. Дорожная одежда – основной конструктивный элемент дороги и ее стоимость может составлять до 70% всей стоимости строительства.

Дорожная одежда состоит из верхнего слоя – дорожного покрытия, нижнего – дорожного основания и дополнительных слоев.

классификация автомобильных дорог - student2.ru

Трассу автомобильной дороги при изображении ее на карте местности для лучшей ориентировки, как при разработке проекта, так и при строительстве и эксплуатации дороги, делят на километ­ровые и стометровые участки, называемые пикетами. Пикеты и километры последовательно нумеруют.

Для наглядности, положение оси дороги на местности (трассу) в проектах автомобильных дорог, изображают в горизонтальной и вертикальной проекциях. На графическом изображении проекции трассы на горизонтальную плоскость — плане трассы (рис. 2.2) показывают расположение дороги по отношению к рельефу мест­ности, населенным пунктам, ситуациям на местности и т. д., пря­мые и кривые участки.

Графическое изображение проекции трассы на горизонтальную плоскость — план трассы.

Трассу автомобильной дороги при изображении ее на карте местности делят на километ­ровые и стометровые участки, называемые пикетами.

Около прямых выписывают их длины и направления по от­ношению к сторонам света. Данные о криволинейных участках (радиусы, углы поворота и длины) обычно сводят в таблицы. Для ориентировки углы поворота нумеруют.

Продольный профиль дороги представляет собой чертеж с условным изображением вертикального разреза поверхности земли по трассе дороги, а также полотна дороги вдоль ее оси. Продольный профиль — один из основных документов для строи­тельства дороги, определяющий положение бровки земляного полотна (линии пересечения плоскости откоса насыпи с плоско­стью обочины), продольные уклоны отдельных участков и другие необходимые данные.

Во многих случаях при строительстве дорог на их отдельных участках приходится искусственно придавать им более пологие уклоны, срезая при этом грунт или подсыпая его в пониженных местах. Участки дорог на срезанном грунте называют выемками, а участки на насыпном грунте — насыпями.

Разницу между отметкой поверхности земли и отметкой бровки земляного полотна, определяющей высоту насыпи или глубину выемки, называют рабочей отметкой (рис. А) Б).

На продольном профиле (рис. 2.6) изображают линию поверх­ности земли и оси дороги до постройки (черная линия); линию бровки земляного полотна (проектная или красная линия); указы­ваются значения уклонов и их протяженность, высотные отметки поверхности земли до постройки дороги (отметки черной линии) и высотные отметки бровки земляного полотна (красной линии); проставляются километры и пикеты.

При нанесении проектной линии необходимо обеспечить:

---плавность пути и допускаемую величину продольных уклонов, позволяющие автомобилям развивать высокие скорости;

---отвод воды от земляного полотна и осушение полосы отвода;

---прохождение дороги через контрольные точки, имеющие заданные высотные отметки — примыкания к существующим дорогам в начале и конце трассы, пересечения с дорогами более высоких категорий и с железными дорогами, отметки проезжей части мостов, отметки полотна над уровнем высоких вод в затопляемых местностях и др.;

---удобство механизированного выполнения земляных работ.

Различают два метода проложения проектной линии — обертывающая и секущая проектировки (рис. XI.1).

При обертывающей проектировке проектную линию наносят по возможности параллельно поверхности земли, допуская отступления от этого правила лишь на пересечениях пониженных мест рельефа и при близком расположении переломов продольного профиля. В условиях равнинного и слабохолмистого рельефа обертывающая проектировка в сочетании с трассированием в плане и вписыванием в элементы рельефа позволяет получить хорошо осушаемое земляное полотно. Этот метод применяют при проектировании дорог низших категорий.

Наши рекомендации