Список номативно-правовых актов
1.Постановление Правительства РФ от 23.10.93 г. № 1067 «Об установлении таможенного режима вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 44,ст. 4204.
2.Постановление Правительства РФ от 25.11.94 г. № 1290«Об установлении таможенного режима вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР» // Собраниезаконодательства РФ, 1994, № 32, ст. 3354.
3.Постановление Правительства РФ от 16.03.96 г. № 278 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ» // Собрание законодательства РФ,1996, № 13, ст. 1350.
4.Постановление Правительства РФ от 8.05.96 г. № 574 «Об утверждении Положения о порядке экспорта и импорта ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий» // Собрание законодательства РФ, 1996, № 20, ст. 2358.
5.Постановление Правительства РФ от 17.07.96 г. № 873 «Об утверждении Положения о таможенном брокере» // Собрание законодательства РФ, 1996, № 31, ст. 3737.
6.Приказ ГТК РФ от 7.10.93 г. № 388 «Об утверждении положения о временном хранении (складах временного хранения)» // Российские вести, 1993, № 217.
7.Приказ ГТК РФ от 30.12.93 г. № 559 «Об утверждении положения о таможенном режиме отказа в пользу государства» // Российские вести, 1994, № 50.
8.Положение о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации. Утверждено Приказом ГТК РФ от 5.01.94 г. № 1 (в ред. от 3.03.97 г.) // Таможенный вестник, 1997, № 7.
9.Положение о таможенном перевозчике. Утверждено Приказом ГТК РФ от 18.01.94 г. № 20 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ, 1994, № 3.
10.Приказ ГТК РФ от 19.04.94 г. № 145 «Об информационном обеспе-чении анализа и контроля за предоставлением льгот по уплате таможенных платежей».
11.Приказ ГТК РФ от 18.05.94 г. № 203 «Об утверждении положения о таможенном режиме уничтожения» // Российские вести, 1994, № 133.
12.Приказ ГТК РФ от 23.05.94 г. № 217 «О порядке ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации» // Российские вести, 1994, № 118.
13.Приказ ГТК РФ от 27.12.94 г. № 698 «О таможенном сопровож-дении товаров» // Российские вести, 1995, № 58.
14.Приказ ГТК РФ от 14.11.95 г. № 684 (вред, от 7.12.99г.) «Об осуществлении валютного контроля при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации» и Инструкция, утвержденная ЦБ РФ от 26.07.95 г. № 30 и ГТК РФ № 01-20/10538 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» // Таможенный вестник,2000, № 1.
Тема 3.
Таможенные режимы
Понятие и виды таможенных режимов. Выбор и изменение таможенного режима. Пользователь (бенефициар) таможенного режима, его права и обязанности. Общая правовая характеристика таможенного режима
Понятие и виды таможенных режимов и особенности их правового регулирования. Выбор и изменение таможенного режима. Пользователь (бенефициар) таможенного режима, его права и обязанности.
Таможенный режим является одним из основных и наиболее важных институтов таможенного права России. Это обусловлено тем, что в соответствии с Таможенным кодексом РФ все товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в строгом соответствии с заявленным таможенным режимом.
Таможенный режим является разновидностью правового режима, под которым в юридической литературе понимается особый порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих сочетание взаимодействующих между собой дозволений и запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования (в данном случае — направленность на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу).
Выбор того или иного таможенного режима является прерогативой лица, перемещающего товары, и оказывает влияние как на возможность либо невозможность перемещения отдельных категорий товаров через таможенную границу Российской Федерации, так и на порядок производства их таможенного оформления и таможенного контроля, на размер и порядок уплаты таможенных платежей, а также определяет круг действий как вышеупомянутых лиц либо их представителей, так и круг действий таможенных органов и их должностных лиц в отношении таких товаров. С его помощью определяются:
• порядок перемещения товаров через таможенную границу в зависимости от их назначения и целей такого перемещения;
• условия нахождения товаров на, либо вне, таможенной территории Российской Федерации;
• права и обязанности бенефициара (заявителя) таможенного режима;
• дополнительные требования, предъявляемые в отдельных случаях к статусу товаров либо лицу, их перемещающему.
Таможенный режим имеет сложную правовую природу и сочетает в себе, «элементы административно-правового и финансово-правового регулирования[15]». Отказ от государственной монополии на внешнюю торговлю и либерализация внешнеэкономических связей обусловили активизацию таможенно-тарифных (экономических) методов. На законодательном уровне закреплен принцип приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ст. 4 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").
Законодательство Российской Федерации по вопросам таможенных режимов имеет следующие особенности:
— нестабильность и недостаточно высокий уровень систематизации (соответствующие правовые нормы часто меняются и рассредоточены по многочисленным правовым актам);
— значительный удельный вес подзаконных актов, изданных ГТК России;
— должностные лица таможенных органов наделены значительными дискреционными полномочиями, реализуемыми ими по собственному усмотрению.
Поэтому особую актуальность приобретает проблема информирования и консультирования участников внешнеэкономической деятельности по вопросам применения таможенных режимов. Обеспечение их информацией о причинах принятого таможенным органом решения, его действий или бездействия и консультирование по вопросам таможенного законодательства представляют собой важную юридическую гарантию защиты прав юридических и физических лиц, выступающих субъектами таможенных правоотношений, от возможных проявлений административного произвола со стороны должностных лиц таможенных органов.
Субъектом ответственности за нарушения таможенных правил, посягающим на порядок применения таможенных режимов, будет являться пользователь таможенного режима — лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, обладающее в отношении них правомочиями владения, пользования или распоряжения, поместившее их в установленном порядке под таможенный режим и в силу этого имеющее право использовать в полном объеме все выгоды, льготы и преимущества, предоставляемые данным режимом.
В самом общем виде таможенный режим — совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации для таможенных целей. Однако это определение схематично. Институт таможенных режимов включает совокупность обязательств и процедур, применяемых таможенными органами к данному товару. Понятие "таможенный режим" устанавливает также пределы прав физических и юридических лиц по распоряжению находящимися в их владении товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации или вывозимыми за ее пределы.
В соответствии со ст. 156 ТК РФ лицо вправе выбрать любой из указанных таможенных режимов или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено каким-либо актом законодательства РФ по таможенному делу, включая и сам Таможенный кодекс РФ. А поскольку выбранный таможенный режим юридически фиксируется при оформлении таможенной декларации, то фактически право выбора таможенного режима принадлежит декларанту, которым является лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары, и транспортные средства от собственного имени.
Следует различать понятия «выбор» и «изменение» таможенного режима. Выбор таможенного режима имеет место в случае, когда таможенный режим еще не заявлен. Право выбора таможенного режима реализуется лицом, например, при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ или при их вывозе с этой территории. Изменение же одного таможенного режима на другой возможно только в период действия режима. Как правило, изменение таможенного режима обусловливается изменением намерений лица относительно товара, перемещенного через таможенную границу, либо истечением срока действия избранного таможенного режима. Так, товары, помещенные под таможенный режим таможенного склада, могут быть выпущены в свободное обращение при заключении договора купли-продажи или вывезены обратно в соответствии с таможенным режимом реэкспорта, если лицо больше не заинтересовано в их представлении на российском рынке. Согласно ст. 214 ТК РФ не позднее дня истечения срока временного ввоза товаров, установленного таможенным органом, товары должны быть вывезены с таможенной территории РФ либо заявлены к иному таможенному режиму.
Право на свободу выбора и изменения таможенного режима не является абсолютным и может быть ограничено иными положениями Кодекса.
Во-первых, Кодекс предполагает помещение некоторых вещей под определенные таможенные режимы. Одним из примеров служат транспортные средства, используемые для международных перевозок, которые перемещаются через таможенную границу только в соответствии с таможенным режимом временного ввоза или временного вывоза (ст. 270 ТК РФ). Временно ввезенные товары при их обратном вывозе с таможенной территории РФ помещаются под таможенный режим реэкспорта (ст. 210, 240 ТК РФ). Таможенный режим переработки для внутреннего потребления завершается выпуском продуктов переработки для внутреннего потребления (ст. 195 ТК РФ).
Во-вторых, некоторые товары не могут быть помешены под определенные таможенные режимы. Перечень «запрещенных товаров» предусмотрен правовой регламентацией ряда таможенных режимов. Так, не допускается использование таможенного режима уничтожения в отношении культурных ценностей, животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, изъятых товаров и товаров, на которых наложен арест (ст. 244 ТК РФ). Под режим таможенного склада не могут помещаться товары, срок годности которых на день заявления их к таможенному режиму менее определенного срока (ст. 217 ТК РФ).
Кодекс также предусматривает случаи, когда изменение таможенного режима является обязательным. Речь идет о временном вывозе товаров, который по запросу лица может быть изменен на таможенный режим экспорта, за исключением случаев, когда товары подлежат возвращению на таможенную территорию РФ. Однако в случае передачи права собственности на временно ввезенные товары иностранному лицу изменение таможенного режима временного вывоза на таможенный режим экспорта является обязательным (ст. 256 ТК РФ).
Раскрывая принцип свободы выбора и изменения таможенного режима, важно подчеркнуть, что это право автоматически не порождает обязанность таможенного органа предоставить лицу выбранный таможенный режим. Такая обязанность возникает у таможенного органа только при соблюдении лицом всех условий, необходимых для помещения товара под определенный таможенный режим (ст. 157 ТК РФ). Таким образом, принятие окончательного решения о предоставлении лицу таможенного режима является исключительной прерогативой таможенного органа. Такое решение принимается на этапе выпуска товаров.
Одним из условий, определяющих возможность помещения тех или иных товаров под определенный таможенный режим является статус таких товаров. Так, например, товары, запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию, не могут быть помещены под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, таможенного склада, беспошлинной торговли и отказа в пользу государства. Обязательными условиями помещения товаров под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления являются уплата таможенных платежей, а также соблюдение в отношении таких товаров мер экономической политики и иных предусмотренных законодательством ограничений.
Правовая регламентация порядка и условий применения каждого таможенного режима строится на основе соответствующих норм подраздела II ТК РФ, Закона РФ «О таможенном тарифе», ряда иных федеральных законов («О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и др.), международных конвенциях и межправительственных соглашениях (Стамбульская конвенция 1990 г. о временном ввозе товаров и др.), различного рода подзаконных нормативно-правовых актах (указах Президента РФ, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных актах ГТК России и ряда иных ведомств).
Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу во всех случаях связано с соблюдением субъектами ВЭД определенных условий и требований, установленных законодательством. Статья 12 ТК закрепляет основополагающий принцип, в соответствии с которым все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу. При этом таможенные органы обеспечивают соблюдение законодательства в части, связанной с перемещением грузов через таможенную границу. Что же следует понимать под таким перемещением?
Под перемещением через таможенную границу РФ понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. Перемещение через таможенную границу строится на принципах законности, защиты национальных интересов России, равноправия, оперативности, взаимодействия с государственными органами и иными субъектами ВЭД.
Таможенно-правовой режим является федеральным, так как регламентируется федеральными органами государственной власти. Положения, составляющие содержание таможенного режима, установлены Таможенным кодексом РФ, а также подзаконными актами. Помещение товаров под определенный таможенный режим допускается с разрешения таможенного органа, которое предоставляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Итак, сущность таможенных режимов состоит в том, что в них отражены условия и формальности, которые должны соблюдаться в отношении товаров, помещенных под соответствующий режим.
Важнейшим условием применения таможенного режима является определение его действия во времени и пространстве. Здесь следует различать характер самого перемещения, т.е. осуществление ввоза или вывоза. Начало действия таможенного режима при ввозе товаров — момент пересечения таможенной границы РФ. Нормы таможенного законодательства не могут быть применены во время нахождения предметов на территории иностранного государства. Но как только груз попал на таможенную территорию России, его статус определяется таможенно-правовыми нормами РФ. А это значит, что вступает в действие определенный таможенный режим.
При вывозе товаров таможенный режим начинает действовать с начала таможенного оформления, с момента их размещения в зоне таможенного контроля. Все условия должны быть соблюдены до фактического пересечения товаром границы. В противном случае груз, попав на территорию иностранного государства, исчезает из «поля зрения» таможенных органов. Поэтому заявление лица о намерении вывезти товары из России означает начало действия таможенного режима.
Помещение товаров под таможенный режим осуществляется, согласно ст. 157 ТК, с разрешения таможенного органа, которое выдается при соблюдении лицом требований, составляющих содержание конкретного таможенного режима. Днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
Прекращение действия таможенных правил, так называемая таможенная очистка, устанавливается для каждого таможенного режима самостоятельно. Например, режим экспорта завершается вывозом товаров за рубеж, режим временного вывоза завершается возвратом товаров в страну. При ввозе товаров в страну таможенный режим, как правило, прекращает свое действие с момента выпуска для внутреннего потребления.
Действие таможенного режима может быть и приостановлено. Это возможно в случае изъятия товаров, помещенных под таможенный режим, по делу о нарушении таможенных правил (ст. 162 ТК). Если впоследствии к таким товарам не применяется конфискация как мера ответственности, действие таможенного режима возобновляется. Кроме того, приостановление при выборе отдельных таможенных режимов возможно по просьбе лица, а также при некоторых других обстоятельствах.
Либерализация внешнеэкономической деятельности предоставила ее субъектам свободу перемещения товаров и транспортных средств. Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой. При этом участник ВЭД исходит из целей и характера совершаемой внешнеторговой операции, сроков ее осуществления, других факторов. Таким образом, таможенные органы не вправе обязывать лицо применить тот или иной режим, они могут лишь по мотивированным основаниям отказать в таком выборе, но только в отношении определенной группы режимов. Выбрав тот или иной таможенный режим, субъект ВЭД обязан подчиняться правилам таможенного оформления и таможенного контроля.