Список номативно-правовых актов

1.Постановление Правительства РФ от 23.10.93 г. № 1067 «Об установлении таможенного режима вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом» // Со­брание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 44,ст. 4204.

2.Постановление Правительства РФ от 25.11.94 г. № 1290«Об установлении таможенного режима вывоза отдельных то­варов в государства - бывшие республики СССР» // Собраниезаконодательства РФ, 1994, № 32, ст. 3354.

3.Постановление Правительства РФ от 16.03.96 г. № 278 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Рос­сийской Федерации наркотических средств, сильнодействую­щих и ядовитых веществ» // Собрание законодательства РФ,1996, № 13, ст. 1350.

4.Постановление Правительства РФ от 8.05.96 г. № 574 «Об утверждении Положения о порядке экспорта и импорта ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий» // Собрание зако­нодательства РФ, 1996, № 20, ст. 2358.

5.Постановление Правительства РФ от 17.07.96 г. № 873 «Об утверждении Положения о таможенном брокере» // Со­брание законодательства РФ, 1996, № 31, ст. 3737.

6.Приказ ГТК РФ от 7.10.93 г. № 388 «Об утверждении положения о временном хранении (складах временного хране­ния)» // Российские вести, 1993, № 217.

7.Приказ ГТК РФ от 30.12.93 г. № 559 «Об утверждении положения о таможенном режиме отказа в пользу государства» // Российские вести, 1994, № 50.

8.Положение о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации. Утверждено Приказом ГТК РФ от 5.01.94 г. № 1 (в ред. от 3.03.97 г.) // Таможенный вестник, 1997, № 7.

9.Положение о таможенном перевозчике. Утверждено Приказом ГТК РФ от 18.01.94 г. № 20 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ, 1994, № 3.

10.Приказ ГТК РФ от 19.04.94 г. № 145 «Об информационном обеспе-чении анализа и контроля за предоставлением льгот по уплате таможенных платежей».

11.Приказ ГТК РФ от 18.05.94 г. № 203 «Об утверждении положения о таможенном режиме уничтожения» // Российские вести, 1994, № 133.

12.Приказ ГТК РФ от 23.05.94 г. № 217 «О порядке ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации» // Российские вести, 1994, № 118.

13.Приказ ГТК РФ от 27.12.94 г. № 698 «О таможенном сопровож-дении товаров» // Российские вести, 1995, № 58.

14.Приказ ГТК РФ от 14.11.95 г. № 684 (вред, от 7.12.99г.) «Об осуществлении валютного контроля при ввозе това­ров на таможенную территорию Российской Федерации» и Инструкция, утвержденная ЦБ РФ от 26.07.95 г. № 30 и ГТК РФ № 01-20/10538 «О порядке осуществления валютно­го контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» // Таможенный вестник,2000, № 1.

Тема 3.

Таможенные режимы

Понятие и виды таможенных режимов. Выбор и изменение таможенного режима. Пользователь (бенефициар) таможенного режима, его права и обязанности. Общая правовая характеристика таможенного режима

Понятие и виды таможенных режимов и особенности их правового регулирования. Выбор и изменение таможенного режима. Пользователь (бенефициар) таможенного режима, его права и обязанности.

Таможенный режим является одним из основных и наи­более важных институтов таможенного права России. Это обусловлено тем, что в соответствии с Таможенным ко­дексом РФ все товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в строгом соответствии с заявленным таможен­ным режимом.

Таможенный режим является разновидностью право­вого режима, под которым в юридической литературе по­нимается особый порядок регулирования, который выра­жен в комплексе правовых средств, характеризующих сочетание взаимодействующих между собой дозволений и запретов, а также позитивных обязываний и создаю­щих особую направленность регулирования (в данном слу­чае — направленность на перемещение товаров и транс­портных средств через таможенную границу).

Выбор того или иного таможенного режима является прерогативой лица, перемещающего товары, и оказывает влияние как на возможность либо невозможность переме­щения отдельных категорий товаров через таможенную границу Российской Федерации, так и на порядок произ­водства их таможенного оформления и таможенного кон­троля, на размер и порядок уплаты таможенных плате­жей, а также определяет круг действий как вышеупомя­нутых лиц либо их представителей, так и круг действий таможенных органов и их должностных лиц в отношении таких товаров. С его помощью определяются:

• порядок перемещения товаров через таможенную гра­ницу в зависимости от их назначения и целей такого пе­ремещения;

• условия нахождения товаров на, либо вне, таможенной территории Российской Федерации;

• права и обязанности бенефициара (заявителя) таможенного режима;

• дополнительные требования, предъявляемые в от­дельных случаях к статусу товаров либо лицу, их переме­щающему.

Таможенный режим имеет сложную правовую природу и сочетает в себе, «элементы административно-правового и фи­нансово-правового регулирования[15]». Отказ от государственной монополии на внешнюю торговлю и либерализация внешне­экономических связей обусловили активизацию таможенно-тарифных (экономических) методов. На законодательном уров­не закреплен принцип приоритета экономических мер госу­дарственного регулирования внешнеторговой деятельности (ст. 4 Федерального закона "О государственном регулирова­нии внешнеторговой деятельности").

Законодательство Российской Федерации по вопросам таможенных режимов имеет следующие особенности:

— нестабильность и недостаточно высокий уровень сис­тематизации (соответствующие правовые нормы часто меняются и рассредоточены по многочисленным правовым ак­там);

— значительный удельный вес подзаконных актов, изда­нных ГТК России;

— должностные лица таможенных органов наделены значительными дискреционными полномочиями, реализуемыми ими по собственному усмотрению.

Поэтому особую актуальность приобретает проблема ин­формирования и консультирования участников внешнеэконо­мической деятельности по вопросам применения таможенных режимов. Обеспечение их информацией о причинах принято­го таможенным органом решения, его действий или бездей­ствия и консультирование по вопросам таможенного законо­дательства представляют собой важную юридическую гаран­тию защиты прав юридических и физических лиц, выступа­ющих субъектами таможенных правоотношений, от возмож­ных проявлений административного произвола со стороны должностных лиц таможенных органов.

Субъектом ответственности за нарушения таможенных правил, посягающим на порядок применения таможенных режимов, будет являться пользователь таможенного режи­ма — лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, облада­ющее в отношении них правомочиями владения, пользова­ния или распоряжения, поместившее их в установленном порядке под таможенный режим и в силу этого имеющее право использовать в полном объеме все выгоды, льготы и преимущества, предоставляемые данным режимом.

В самом общем виде таможенный режим — совокуп­ность положений, определяющих статус товаров и транспор­тных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации для таможенных целей. Однако это определение схематично. Институт таможен­ных режимов включает совокупность обязательств и процедур, применяемых таможенными органами к данному товару. Понятие "таможенный режим" устанавливает также пределы прав физических и юридических лиц по распоряжению находящимися в их владении товарами, ввезенными на тер­риторию Российской Федерации или вывозимыми за ее пределы.

В соответствии со ст. 156 ТК РФ лицо вправе выбрать любой из указанных таможенных режимов или изменить его на другой, независимо от характера, количества, стра­ны происхождения или назначения товаров и транспорт­ных средств, если иное не предусмотрено каким-либо ак­том законодательства РФ по таможенному делу, включая и сам Таможенный кодекс РФ. А поскольку выбранный таможенный режим юридически фиксируется при офор­млении таможенной декларации, то фактически право вы­бора таможенного режима принадлежит декларанту, ко­торым является лицо, пере­мещающее товары, и таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие то­вары, и транспортные средства от собственного имени.

Следует различать понятия «выбор» и «изменение» таможенного режи­ма. Выбор таможенного режима имеет место в случае, когда таможенный режим еще не заявлен. Право выбора таможенного режима реализуется ли­цом, например, при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ или при их вывозе с этой территории. Изменение же одного таможенного режима на другой возможно только в период действия режима. Как правило, изменение таможенного режима обусловливается изменением намерений лица относительно товара, перемещенного через таможенную границу, либо истечением срока действия избранного таможенного режима. Так, товары, помещенные под таможенный режим таможенного склада, мо­гут быть выпущены в свободное обращение при заключении договора купли-продажи или вывезены обратно в соответствии с таможенным режи­мом реэкспорта, если лицо больше не заинтересовано в их представлении на российском рынке. Согласно ст. 214 ТК РФ не позднее дня истечения срока временного ввоза товаров, установленного таможенным органом, товары должны быть вывезены с таможенной территории РФ либо заявлены к ино­му таможенному режиму.

Право на свободу выбора и изменения таможенного режима не является абсолютным и может быть ограничено иными положениями Кодекса.

Во-первых, Кодекс предполагает помещение некоторых вещей под оп­ределенные таможенные режимы. Одним из примеров служат транспортные средства, используемые для международных перевозок, которые перемещаются через таможенную границу только в соответствии с таможен­ным режимом временного ввоза или временного вывоза (ст. 270 ТК РФ). Временно ввезенные товары при их обратном вывозе с таможенной терри­тории РФ помещаются под таможенный режим реэкспорта (ст. 210, 240 ТК РФ). Таможенный режим переработки для внутреннего потребления завершается выпуском продуктов переработки для внутреннего потребле­ния (ст. 195 ТК РФ).

Во-вторых, некоторые товары не могут быть помешены под определен­ные таможенные режимы. Перечень «запрещенных товаров» предусмотрен правовой регламентацией ряда таможенных режимов. Так, не допускается использование таможенного режима уничтожения в отношении культурных ценностей, животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, изъятых товаров и товаров, на которых наложен арест (ст. 244 ТК РФ). Под режим таможенного склада не могут помещаться товары, срок годности ко­торых на день заявления их к таможенному режиму менее определенного срока (ст. 217 ТК РФ).

Кодекс также предусматривает случаи, когда изменение таможенного режима является обязательным. Речь идет о временном вывозе товаров, ко­торый по запросу лица может быть изменен на таможенный режим экспор­та, за исключением случаев, когда товары подлежат возвращению на тамо­женную территорию РФ. Однако в случае передачи права собственности на временно ввезенные товары иностранному лицу изменение таможенного режима временного вывоза на таможенный режим экспорта является обяза­тельным (ст. 256 ТК РФ).

Раскрывая принцип свободы выбора и изменения таможенного режима, важно подчеркнуть, что это право автоматически не порождает обязанность таможенного органа предоставить лицу выбранный таможенный режим. Та­кая обязанность возникает у таможенного органа только при соблюдении лицом всех условий, необходимых для помещения товара под определенный таможенный режим (ст. 157 ТК РФ). Таким образом, принятие окончатель­ного решения о предоставлении лицу таможенного режима является исклю­чительной прерогативой таможенного органа. Такое решение принимается на этапе выпуска товаров.

Одним из условий, определяющих возможность поме­щения тех или иных товаров под определенный таможен­ный режим является статус таких товаров. Так, напри­мер, товары, запрещенные к ввозу в Российскую Федера­цию, не могут быть помещены под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, таможенного склада, беспошлинной торговли и отказа в пользу госу­дарства. Обязательными условиями помещения товаров под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления являются уплата таможенных платежей, а также со­блюдение в отношении таких товаров мер экономической политики и иных предусмотренных законодательством ог­раничений.

Правовая регламентация порядка и условий примене­ния каждого таможенного режима строится на основе со­ответствующих норм подраздела II ТК РФ, Закона РФ «О та­моженном тарифе», ряда иных федеральных законов («О государственном регулировании внешнеторговой деятель­ности» и др.), международных конвенциях и межправи­тельственных соглашениях (Стамбульская конвенция 1990 г. о временном ввозе товаров и др.), различного рода под­законных нормативно-правовых актах (указах Президента РФ, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных актах ГТК России и ряда иных ведомств).

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу во всех случаях связано с соблюдением субъектами ВЭД опре­деленных условий и требований, установленных законодательством. Статья 12 ТК закрепляет основополагающий принцип, в соответствии с которым все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу. При этом таможен­ные органы обеспечивают соблюдение законодательства в части, свя­занной с перемещением грузов через таможенную границу. Что же сле­дует понимать под таким перемещением?

Под перемещением через таможенную границу РФ понимается со­вершение действий по ввозу на таможенную территорию или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, ис­пользование трубопроводного транспорта и линий электропередач. Перемещение через таможенную границу строится на принципах за­конности, защиты национальных интересов России, равноправия, оперативности, взаимодействия с государственными органами и ины­ми субъектами ВЭД.

Таможенно-правовой режим является федеральным, так как рег­ламентируется федеральными органами государственной власти. По­ложения, составляющие содержание таможенного режима, установле­ны Таможенным кодексом РФ, а также подзаконными актами. Поме­щение товаров под определенный таможенный режим допускается с разрешения таможенного органа, которое предоставляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполно­моченным в области таможенного дела. Итак, сущность таможенных режимов состоит в том, что в них отражены условия и формальности, которые должны соблюдаться в отношении товаров, помещенных под соответствующий режим.

Важнейшим условием применения таможенного режима является определение его действия во времени и пространстве. Здесь следует различать характер самого перемещения, т.е. осуществление ввоза или вывоза. Начало действия таможенного режима при ввозе товаров — мо­мент пересечения таможенной границы РФ. Нормы таможенного за­конодательства не могут быть применены во время нахождения пред­метов на территории иностранного государства. Но как только груз по­пал на таможенную территорию России, его статус определяется таможенно-правовыми нормами РФ. А это значит, что вступает в дей­ствие определенный таможенный режим.

При вывозе товаров таможенный режим начинает действовать с начала таможенного оформления, с момента их размещения в зоне та­моженного контроля. Все условия должны быть соблюдены до факти­ческого пересечения товаром границы. В противном случае груз, попав на территорию иностранного государства, исчезает из «поля зрения» таможенных органов. Поэтому заявление лица о намерении вывезти товары из России означает начало действия таможенного режима.

Помещение товаров под таможенный режим осуществляется, со­гласно ст. 157 ТК, с разрешения таможенного органа, которое выдается при соблюдении лицом требований, составляющих содержание конк­ретного таможенного режима. Днем помещения товаров под таможен­ный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.

Прекращение действия таможенных правил, так называемая тамо­женная очистка, устанавливается для каждого таможенного режима самостоятельно. Например, режим экспорта завершается вывозом то­варов за рубеж, режим временного вывоза завершается возвратом това­ров в страну. При ввозе товаров в страну таможенный режим, как пра­вило, прекращает свое действие с момента выпуска для внутреннего потребления.

Действие таможенного режима может быть и приостановлено. Это возможно в случае изъятия товаров, помещенных под таможенный ре­жим, по делу о нарушении таможенных правил (ст. 162 ТК). Если впо­следствии к таким товарам не применяется конфискация как мера ответ­ственности, действие таможенного режима возобновляется. Кроме того, приостановление при выборе отдельных таможенных режимов возможно по просьбе лица, а также при некоторых других обстоятельствах.

Либерализация внешнеэкономической деятельности предоставила ее субъектам свободу перемещения товаров и транспортных средств. Лицо вправе в любое время выбрать лю­бой таможенный режим или изменить его на другой. При этом участник ВЭД исходит из целей и характера совершаемой внешнеторговой опера­ции, сроков ее осуществления, других факторов. Таким образом, тамо­женные органы не вправе обязывать лицо применить тот или иной ре­жим, они могут лишь по мотивированным основаниям отказать в таком выборе, но только в отношении определенной группы режимов. Выбрав тот или иной таможенный режим, субъект ВЭД обязан подчиняться правилам таможенного оформления и таможенного контроля.

Наши рекомендации