Продление срока действия билета.
А все ли знают права пассажиров поезда?
Конечно, в первую очередь следует помнить, что, приобретая билет на поезд, пассажир заключает договор с компанией, которая обеспечивает железнодорожные перевозки. По этому договору железная дорога обязуется предоставить пассажиру определенную услугу: перевезти его самого и багаж в пункт назначения, предоставив место в поезде, согласно купленному билету, и обеспечить за отдельную плату дополнительные услуги ( подать чай или кофе, предоставить постельное белье).
Пассажир же обязуется оплатить проезд и перевозку багажа, если багаж, конечно, превышает допустимые стандарты. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным документом (билетом), сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией.
Итак, разберем, какие есть права у пассажиров поезда?
Права пассажиров поезда при перевозке багажа.
· Вы имеете право бесплатно провозить с собой до 36 кг ручной клади (багажа), размер которой по сумме трех измерений не превышает 180 см. Для вагонов с 2-местными купе СВ этот лимит составляет 50 кг на один билет (п. 37 Правил перевозки).
· Если вдруг вес вашей ручной клади превышает установленный лимит, вам необходимо оплатить провоз излишка согласно тарифам на перевозку грузов.
· Ручная кладь, которую вы везете с собой, не должна мешать другим пассажирам, она должна быть расположена в специально отведенных для неё местах . За ее сохранность отвечаете вы сами. Но если везете багаж, который сдаете работникам железной дороги и отдельно оплачиваете его провоз, ответственность за сохранность вещей несет перевозчик.
· Каждый пассажир имеет право за плату перевозить в поездах мелких домашних животных и птиц в специальных контейнерах. Порядок перевозки животных и птиц определяется правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа. На перевозку в качестве багажа всей этой живности выдается багажная квитанция, в которой делаются отметки, к примеру, «Собака в клетке».
· Кормление мелких домашних животных, собак и птиц, перевозимых в багажном вагоне, не является обязанностью железной дороги.
Права пассажиров поезда при перевозке детей.
· В поездах дальнего следования вы можете провозить бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии со специальным тарифом (п.13а Правил перевозки).
· При провозе больше 1 ребенка до 5 лет пассажир должен дополнительно купить детский билет на каждое место, которое занимается детьми, но не больше двух детей на одно место.
· Пассажир, который перевозит ребенка до 10 лет, должен иметь документ, который подтверждает возраст ребенка.
· Для детей старше 10 лет приобретаются проездные документы (билеты), как для взрослых. Возраст ребенка определяется на день начала поездки.
Категория вагона.
Согласно п. 13г Правил перевозки вы можете занимать во время поездки свободное место более высокой категории, но на условиях и в порядке, которые определены правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузобагажа, грузов и багажа ж/д транспортом. Сделать это можно прямо в пути, доплатив разницу начальнику поезда.
На практике это означает, что вы имеете право перейти в купейный вагон из плацкартного или в СВ из купе, доплатив разницу в цене при наличии свободных мест в нужном вам вагоне. И никто вам не может отказать в этом!
Продление срока действия билета.
· Вы совершенно законно можете сойти с поезда и остаться в понравившемся вам месте на срок до 10 дней (п. 13д Правил перевозки), то есть продлить срок действия проездного билет на срок до 10 суток, а по истечению этого срока вы сможете продолжить свою поездку по маршруту следования без дополнительной платы. Для оформления такой остановки в пути следования и продления срока действия билета, пассажир должен предъявить билет начальнику железнодорожной станции, начальнику вокзала или дежурному по вокзалу, а для возобновления поездки должен закомпостировать билет на той железнодорожной станции, где была сделана остановка. Если такой компостер отсутствует, то пассажир считается безбилетным, но имеет право закомпостировать билет в кассе ближайшей станции, если срок годности его еще не истек.
· В случае, если вы заболели, вы можете продлить срок действия вашего билета на период болезни (п. 13ж Правил перевозки), никаких ограничивающих сроков нет. Но при этом свою болезнь нужно подтвердить документально справкой из лечебного учреждения.
Досрочный выезд.
Если вам нужно выехать раньше того времени, которое указано в вашем билете, то вы можете это сделать на основании п. 13з Правил перевозки. Согласно этому пункту вы можете отправиться поездом, который уезжает раньше того, на который были приобретены билеты – при этом делается отметка в ж/д кассе по правилам услуг по перевозке пассажиров, а также грузобагажа, грузов и багажа ж/д транспортом. Естественно, при наличии свободных мест в уходящем ранее поезде.
Опоздание на посадку.
Если вы опоздали на посадку в поезд на станции отправления не более чем на 12 часов, то вы имеете право возобновить действие своего билета на другой поезд с доплатой стоимости плацкарты или получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты (п. 13м Правил перевозки). В случае опоздания по болезни или в результате несчастного случая срок опоздания может составлять до 5 дней.
Опоздание на пересадку.
Если вы путешествуете несколькими поездами с пересадкой, и вы опоздали на посадку в очередной состав в пункте пересадки по причине опоздания поезда, на котором вы ехали ранее, то вы имеете полное право на возврат полной стоимости билета на ушедший без вас поезд или оформление нового билета на следующий поезд без дополнительной оплаты (п. 13к Правил перевозки).