Время оборота с обратной порожней ездкой составит 1 страница
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
И.И. Хлевной
ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
И ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ
для студентов специальности 190701 – Организация перевозок
и управление на транспорте (автомобильный транспорт)
заочной формы обучения
Санкт-Петербург
ББК 39.38
Хлевной И.И.
Грузовые перевозки: Методические указания по решению задач и выполнению контрольного задания СПб.: СПб ИВЭСЭП, 2009. --- с.
Утвержден на заседании кафедры
Организации перевозок и управления на автомобильном транспорте,
протокол № ___ от __.__.2009 г.
Утвержден и рекомендован к печати Научно-методическим Советом,
Протокол № __ от __. __. 2009 г.
Рецензенты
канд. техн. наук, доц. О.В. Попова (СПб ГАСУ),
канд. воен. наук Б. Г. Ашуркин (СПб ИВЭСЭП)
И. И. Хлевной, 2009
СПб ИВЭСЭП, 2009
Содержание
Введение Практическое занятие 1. Расчет элементов транспортного процесса………………………………………………………………… Практическое занятие 2. Технико-эксплуатационные показатели работы автотранспорта ……………………………..…………………. Практическое занятие 3. Грузовместимость автотранспортных средств …………………………………………………………………. Практическое занятие 4. Выбор подвижного состава для перевозок грузов ……………………………..……………..……….. Практическое занятие 5. Организация движения подвижного состава …………………………………………………………………… Практическое занятие 6. Организация погрузочно-разгрузочных работ …………………………………………………………………….. Практическое занятие 7. Планирование и управление перевозками …………………………..……………………………..… Практическое занятие 8. Маршрутизация перевозок ……..….…. Практическое занятие 9. Анализ зависимости себестоимости перевозок от основных технико-эксплуатационных показателей … |
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания предназначены для студентов специальности 190701 – организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт), изучающих дисциплину «Грузовые перевозки» самостоятельно, обучающихся по заочной или очно-заочной форме обучения. В данном пособии приведены наиболее часто встречающиеся в практике работы специалистов – организаторов автотранспортного производства задачи, примеры их решения и сформулированы вопросы, ответы на которые позволяют более глубоко понять технологию работы подвижного состава автомобильного транспорта и научиться оценивать эффективность принимаемых решений по его использованию.
Перечень заданий, подлежащих выполнению студентами, определяет преподаватель. Отчет о выполненных заданиях оформляется как контрольная работа. Методические указания по оформлению контрольной работы приведены в конце данного раздела.
Практическое занятие 1
РАСЧЕТ ЭЛЕМЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА
Задание 1
Определить показатели использования подвижного состава по времени: время наряда Тн, время работы на маршруте Тм, время в движении Тдв, среднее время одной ездки , одного оборота и расчетные скорости: техническую V т и эксплуатационную V э, используя:
схему перевозок (рис. 1);
данные о работе водителя и автомобиля (фрагменты путевого листа – табл. 1 и 2).
Решение
Время наряда определяется записями в путевом листе «время фактическое, число, месяц, ч. мин» за вычетом времени, выделенного для отдыха и питания (12.10 – 13.10):
Т н = 17.25 – 08.20 – 1 = 8.05 (8 ч 05 мин).
Время работы на маршруте – от начала первой погрузки (08.32) до окончания последней выгрузки (16.50) рассчитывается также с учетом времени перерыва:
Т м = 16.50 – 08.32 – 1 = 7.18 (7 ч 18 мин).
Время в движении может быть определено как разность между временем в наряде и временем простоя в пунктах погрузки и выгрузки Т п–р. Время простоя под погрузкой и выгрузкой складывается из времени простоя за каждую ездку в каждом пункте:
Значение t (п–р)i, в свою очередь, рассчитывается по записям водителя в путевом листе как разность между временем убытия и прибытия на каждый пункт погрузки или разгрузки (см. табл. 2, графы 28–32). Так, время простоя в пункте А в первой ездке составляет tп-р(1) = 9.00 – 8.32 = 0.28 (28 мин)
T п–p = 284 мин = 4 ч 44 мин.
Т дв = Т н – Т п–р = 8.05 – 4.44 = 3.21 (3 ч 21 мин) = 3,35 ч.
Среднее значение времени, затрачиваемого на одну ездку, определяется как частное от деления времени, затрачиваемого на все ездки, на их количество. Так как первая подача подвижного состава под погрузку начинается с момента выхода его из парка, а последняя заканчивается разгрузкой его у последнего грузополучателя, а количество ездок за три оборота по условию задания n е = 6, то
= (16.50 – 08.20 – 1.00) / 6 = 1 ч 15 мин.
За смену автомобиль выполняет три оборота. Оборот заканчивается по прибытии автомобиля в пункт первой загрузки, но на последнем обороте он возвращается не в пункт загрузки, а непосредственно в АТП, следовательно, среднее время одного оборота
= (17.25 – 08.32 – 1.00) / 3 = 2 ч 38 мин.
Пробег автомобиля за смену L определяется разностью показаний одометра при выезде и возвращении в парк (45900 – 45834 = 66 км)
Скорости движения:
техническая
= 66 / 3,35 = 19,7 км/ч,
где Vт – скорость техническая, км/ч;
L– пробег автомобиля за смену, км;
Tдв– время в движении за смену, ч;
эксплуатационная
= 66 / 8,08 = 8,2 км/ч,
где Vэ – скорость эксплуатационная,
Tн – время наряда, ч.
Контрольные вопросы
1. Написать формулы для определения технической скорости, эксплуатационной скорости.
2. Пояснить порядок расчета времени наряда, времени работы на маршруте, среднего значения времени ездки и оборота на основании данных путевого листа.
3. Пояснить порядок расчета общего пробега автомобиля, пробега с грузом, холостого, нулевого, времени движения и времени простоя при загрузке и разгрузке по результатам работы автомобиля за рабочий день (смену).
Литература
1. 1. Вельможин А.В. и др. Технология, организация и управление грузовыми автомобильными перевозками: Учеб. для вузов. Волгоград, 2000. С. 80–92.
2. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: изд. центр «Академия», 2004. С. 28–30.
3. Хлевной И.И. Грузовые автомобильные перевозки: Учебное пособие. СПб ГАСУ. – СПб., 2003. С. 24–32.
Практическое занятие 2
ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТА
Задание 2
Определить плановые технико-эксплуатационные показатели состава и состояния парка, если на конец текущего года на балансе предприятия числится 100 автомобилей, в первом квартале планируется приобрести 10 автомобилей и списать с баланса 5, во втором, соответственно, – 7 и 9, в третьем – 5 и 4, в четвертом – 4 и 8.
В техническом обслуживании и ремонте по опыту текущего года ежедневно находилось 14 автомобилей, простаивало в связи с отсутствием водителей и по другим причинам 5 автомобилей.
Решение
На этапе планирования на будущий год принимается, что подвижной состав поступает и списывается в середине квартала. Для прибывающего подвижного состава в этой задаче выделяется 7 дней на ввод его в эксплуатацию (получение, регистрация, обкатка).
С учетом таких предпосылок число автомобиле-дней списочных
АД сп = 100 · 365 + 10 · (45 + 91 + 92 + 92 – 7) – 5 · (45 + 91 + 92 + 92) + +7 · (45 + 92 + 92 – 7) – 9 · (45 + 92 + 92) + 5 · (46 + 92 – 7) – 4 · (46 + 92) + + 4 · (46 – 7) – 8 · 46 = 36 500 + 3130 – 1600 + 1554 – 2061 + 655 – 522 + 156 – 368 = 37 444.
Среднесписочный парк
= 37 444 / 365 = 102.
Автомобиле-дни в ремонте
АД р = 14 · 365 = 5110.
Автомобиле-дни технически исправные
АДт = 37444 – 5110 = 32334.
Автомобиле-дни в простое
АД п = 5 · 365 = 1825.
Автомобиле-дни в эксплуатации
АД э = 37 444 – 5110 – 1825 – 102 · (52 · 2 + 10) = 18 881,
где (52 · 2 + 10) = 114 – число выходных и праздничных дней в году.
Показатели состояния и использования парка подвижного состава:
a т = 32334 / 37 444 = 0,86;
aэ = 18 881 / 37 444 = 0,50;
a и = 18 881 / [102 · (365 – 114)] = 0,74.
Контрольные вопросы
1. Пояснить порядок расчета списочного парка подвижного состава, среднесписочного парка, плановых показателей коэффициентов технической готовности и выпуска автомобилей на линию.
2. Написать формулы для расчета коэффициентов технической готовности, выпуска на линию, использования парка.
3. Назвать показатели, характеризующие:
- состав парка;
- состояние парка.
Задание 3
Автомобиль за смену совершает три оборота по перевозке грузов от грузоотправителей А и С получателям В и D (рис. 2). Расстояния показаны на схеме. Определить показатели использования подвижного состава по пробегу, выполнить анализ соотношения значений βо при движении подвижного состава на маршруте и β – за рабочий день.
Решение
К показателям использования подвижного состава по пробегу для данного примера можно отнести:
пробег общий L;
пробег за оборот l об;
пробег с грузом, соответственно, за рабочий день L г и за оборот l г;
коэффициент использования пробега за рабочий день b и за оборот b о.
Показатели пробега на маршруте:
l об = l AB + l BC + l CD + l DA = 19 км;
l г = l AB + l CD= 11 км;
b о= l г / l об= 11 / 19 = 0,58.
Показатели пробега за смену (рабочий день) – пробег за смену включает: нулевые пробеги к пункту первой загрузки l АТП-А и от пункта последней выгрузки к АТП l D-АТП и три оборота на маршруте без последнего холостого пробега l DA:
L = l АТП-А + 3 · l об – l DA + l D-АТП = 66 км;
L г = 3 · (l AB + l CD) = 33 км;
b = L г / L = 33 / 66 = 0,5.
Коэффициент bо = 0,58 больше , чем b = 0,5 за счет того, что во втором случае общий пробег дополнительно включает нулевой пробег (l АТП-А + lD-АТП = 5 + 9 = 14 км), но не включает холостой пробег последней ездки (l DA = 5 км).
Контрольные вопросы
1. Написать формулы для расчета коэффициента использования пробега за одну ездку, за оборот, за рабочий день (смену).
2. Пояснить порядок расчета пробега автомобиля за оборот, за смену, коэффициента использования пробега за оборот, за смену.
3. Пояснить, за счет чего различаются показатели коэффициента использования пробега на маршруте (за оборот) и за смену (рабочий день).
Задание 4
Определить производительность, возможный объем перевозок и грузооборот при перевозке тарно-штучных грузов автомобилем КамАЗ-5320, если масса загружаемого в автомобиль груза составляет 5,46 т; величину технической скорости V т принять по результатам решения задания 3.
Норму времени на погрузочно-разгрузочные работы тарно-штучных грузов вручную для бортовых автомобилей грузоподъемностью до 1 т включительно принимают равной 12 мин, свыше 1 т – за каждую полную или неполную тонну груза добавляют 2 мин дополнительно. Норма времени на пересчет грузовых мест – 4 мин на единицу подвижного состава, время на оформление путевой и товарно-транспортной документации принимаем 5 мин. Коэффициент неравномерности подачи подвижного состава под погрузку и выгрузку в данном расчете устанавливаем К н = 1,1.
Схема перевозок приведена на рис. 3.
Решение
Время на загрузку (разгрузку) автомобиля
t п–р(i) = (12 + 5 · 2) · 1,1 + 4 + 5 = 33 мин = 0,55 ч.
В данном случае 4 мин отведено на пересчет грузовых мест и 5 мин на оформление товарно-транспортной накладной и путевого листа.
Время одной ездки включает время движения с грузом и холостого пробега и время простоя при погрузке и выгрузке груза:
te= = 12 / (0,5 · 19,7) + 2 · 0,55 = 2,32 ч.
Число ездок за смену может быть определено с учетом указанных далее обстоятельств.
Рабочее время водителя составляет 8 ч 00 мин, в том числе водителям устанавливается подготовительно-заключительное время 18 мин в смену и до 5 мин на проведение предрейсового медицинского осмотра, следовательно
Т н = 8 ч 00 мин – 23 мин = 7 ч 37 мин = 7,62 ч,
= [7,62 – (7 + 14) / 19,7] / 2,32 = 2,82.
Число ездок не может быть дробным числом, причем округление, как правило, производится в меньшую сторону. Однако в данном случае следует обратить внимание, что в последней ездке холостой пробег к месту очередной загрузки не выполняется, так как после последней выгрузки автомобиль следует не к месту загрузки, а в парк, в связи с чем, фактически затрачиваемое на перевозку время следует уточнить:
Т нф = [7 + (3 · 12 + 2 · 12) + 14] / 19,7 + 6 · 0,55 = 7,4 ч.
Следовательно, учитывая, что Тнф < 7,62 ч, можно принимать n e = 3.
Тогда
Q е = 5,46 т;
Производительность машины:
U ч = 5,46 / 2,32 = 2,35 т/ч;
Возможный сменный объем перевозок:
U см = 5,46 · 3 = 16,38 т/смену;
Грузооборот за одну ездку:
Р e = 5,46 · 12 = 65,52 ткм;
Литература
1. Вельможин А.В. и др. Технология, организация и управление грузовыми автомобильными перевозками: Учеб. для вузов. Волгоград, 2000. С. 31– 58.
2. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: изд. центр «Академия», 2004. С. 31–37.
3. Хлевной И.И. Грузовые автомобильные перевозки: Учебное пособие. СПб ГАСУ. – СПб., 2003. С. 24–32.
Практическое занятие 3
ГРУЗОВМЕСТИМОСТЬ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Задание 5
Определить количество каменного угля и щебня, которое может быть перевезено автосамосвалом КамАЗ-55111.
Решение
Грузовместимость автомобиля (автопоезда) при перевозке навалочных грузов определяют соотношениями:
;
При перевозке каменного угля
Vгр = [6,6 + (2,32 / 2) 3 · 0,58] = 7,5 м3; G вм = 7,5 м3 · 0,8 = 6,0 т.
При перевозке щебня
Vгр = [6,6 + (2,32 / 2) 3 · 0,7] = 7,69 м3; G вм = 7,69 · 1,9 = 14,61 т,
что больше, чем номинальная грузоподъемность данного автомобиля. Перегруз автомобиля составит
DG = Gвм – q н = 14,61 – 13,0 = 1,61 т,
что не допускается. В связи с этим максимальный объем щебня, перевозимого данным автомобилем, ограничивается его грузоподъемностью и определяется по формуле:
Vгр = q н / r = 13,0 / 1,9 = 6,84 м3.
Контрольные вопросы
1. Порядок определения грузовместимости автомобиля при перевозке навалочных грузов. Пояснить формулой.
2. Чем ограничивается загрузка автомобиля при перевозке груза (щебня в данном случае) с объемной массой, превышающей удельную объемную грузоподъемность автомобиля.
3. Чем ограничивается загрузка автомобиля при перевозке груза (каменного угля в приведенном примере), объемная масса которого меньше удельной объемной грузоподъемности данного автомобиля.
Задание 6
Определить возможный объем перевозки тарно-штучного груза на автомобиле КамАЗ-5320. Габаритные размеры грузового места (длина × ширина × высота) составляют 600 ´ 400 ´ 228 мм, масса – 30 кг. Нарисовать схему укладки груза.
Решение
Внутренние габариты кузова автомобиля КамАЗ-5320 (длина × ширина × высота) – 5200 ´ 2320 ´ 500 мм. Возможны разные варианты укладки груза, наилучшим будет такой, при котором максимально используется площадь пола кузова и меньше возможности перемещения груза в кузове во время движения. При движении автомобиля наиболее опасны перемещения груза поперек кузова под действием центробежных сил. Поэтому необходимо выбирать такие варианты укладки груза, при которых остается минимум свободного пространства по ширине кузова. В этом случае также достигается максимальная загрузка автомобиля. Выбор варианта в таком случае целесообразно выполнять в следующем порядке:
определить последовательно ширину укладки груза в кузове при укладке одного грузового места длиной, остальных шириной по ширине кузова, затем два длиной, остальных шириной и так далее. Число вариантов будет соответствовать частному от деления ширины кузова на длину грузового места.
В нашем случае первый вариант расчета: одно грузовое место укладывают длиной по ширине (поперек) кузова, остальное место занимают грузовыми местами, укладываемыми длиной вдоль кузова. Число грузовых мест, укладываемых длиной вдоль кузова (шириной по ширине кузова) составит:
nш = (2320 – 600) / 400 = 4.
Свободное пространство, не занимаемое грузом по ширине:
l1 = 2320 – (1× 600 + 4 × 400) = 120 мм.
Второй вариант расчета:
nш = (2320 – 2 × 600) / 400 = 2;
l2 = 2320 – (2× 600 + 2 × 400) = 320 мм.
Всего число вариантов расчета 2320 / 600 = 3.
В нашем примере максимальную загрузку можно получить, укладывая груз по схемам:
1) три ящика длинной стороной по ширине кузова и один ящик длинной стороной вдоль кузова. Тогда габарит груза по ширине кузова
В г = 3 · 600 + 1 · 400 = 2200 мм.
По длине кузова можно уложить 5200 / 400 = 13 рядов длиной грузового места по ширине кузова и 5200 / 600 = 8 длиной грузового места вдоль кузова. В высоту можно укладывать два яруса (z я = 500 / 228 = 2). В этом случае количество ящиков, загружаемых в автомобиль,
N я1 = (13 · 3 + 8 · 1) · 2 = 94;
2) один ящик длинной стороной поперек кузова и четыре ящика длинной стороной вдоль кузова, последний ряд у заднего борта – два ящика поперек кузова
В г = 1 · 600 + 4 · 400 = 2200 мм.
Количество ящиков
N я2 = (1 · 13 + 4 · 8 + 2) · 2 = 94.
Масса перевозимого груза
G вм = N я · m я = 94 · 30 = 2820 кг.
Удельная грузовместимость
q увм = 2,820 / (5,2 · 2,32 · 0,5) = 0,47 т/м3.
Для обеспечения загрузки автомобиля по его номинальной грузоподъемности целесообразно использовать автомобиль с удельной объемной грузоподъемностью 0,45–0,5 т/м3 или увеличить грузовместимость данного автомобиля.
При установке надставных бортов высота кузова автомобиля КамАЗ-5320 может быть увеличена до 855 мм, груз при этом можно укладывать в 4 яруса, превышение над верхним краем борта кузова
h 1 = 228 · 4 – 855 = 57 мм,
что составит 0,25 высоты ящика. Очевидно, укладка с таким превышением обеспечит устойчивое положение груза во время перевозки и в то же время позволит увеличить грузовместимость автомобиля.
Масса перевозимого груза с учетом того, что вдоль заднего борта ящики можно укладывать только в 2 яруса, составит:
G вм = (47 · 2 + 45 · 2) · 30 = 5520 кг.
Контрольные вопросы
1. Порядок расчета грузовместимости автомобиля при перевозке тарно-штучных грузов.
2. Пояснить схему укладки груза, полученную в результате решения задачи.
3. Доказать, что вариант укладки наилучший по грузовместимости.
Литература
1. Вельможин А В. и др. Технология, организация и управление грузовыми автомобильными перевозками: Учеб. для вузов. Волгоград, 2000. С. 5–27.
2. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: изд. центр «Академия», 2004. С. 15–28.
3. Хлевной И.И. Грузовые автомобильные перевозки: Учебное пособие. СПб ГАСУ. – СПб., 2003. С. 51–54.
Практическое занятие 4
ВЫБОР ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ДЛЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
Задание 7
Выбрать подвижной состав для перевозки груза объемной массой r = 0,7 т/м3. Критерием оценки принять производительность. Условия перевозки: схема и расстояния перевозок приведены на рис. 4; подвижной состав – автомобили ГАЗ-52-03, ГАЗ-53-12, ЗИЛ-431510, КамАЗ-53212, автопоезд КамАЗ-53212–СЗАП-83571; скорость техническая вышеперечисленного подвижного состава, соответственно, 30, 28, 26, 24 и 20 км/ч; производительность погрузочно-разгрузочных постов при погрузке и выгрузке грузов Wп = 10 т/ч.
Решение
Производительность подвижного состава зависит от его грузовместимости и возможного количества ездок за смену nе. Время ездки учитывает пробег с грузом, холостой пробег к месту очередной загрузки и время простоя под погрузочно-разгрузочными операциями.
Порядок их определения описан ранее (практич. зан. 2, задание 4).
Время простоя подвижного состава при выполнении погрузочно-разгрузочных работ с учетом заданной производительности погрузочно-разгрузочного поста может быть определено по формуле:
где К н – коэффициент неравномерности подачи подвижного состава под
загрузку (разгрузку). В данной задаче значение К н принимается
равным 1,1;
t оф – время на оформление сопроводительной документации, взвеши-
вание автомобиля с грузом и другие простои. В данной задаче
t оф = 5 мин.
Для удобства сравнения все получаемые в результате расчетов данные сведены в табл. 7.
По данным анализа табл. 7 можно сделать вывод, что более эффективными по производительности могут быть автомобиль ГАЗ-53-12 и автопоезд КамАЗ-53212 – СЗАП-83571. В данном варианте расчета производительность автомобиля ГАЗ-53-12 оказалась более высокой по сравнению с автомобилями большей грузоподъемности, что объясняется его лучшей грузовместимостью (γс = 0,84), меньшим временем простоя и большей маневренностью (Vт = 30 км/ч); производительность автопоезда наибольшая за счет объема кузова.
Контрольные вопросы
1. Порядок расчета производительности подвижного состава при выполнении перевозок грузов.
2. Пояснить по результатам решения вашего варианта – за счет каких показателей производительность выбранного вами автомобиля оказалась больше, чем производительность других автомобилей.
Задание 8
Определить рациональные границы применения полуприцепа-цементовоза ТЦ-4 грузоподъемностью 7000 кг и автопоезда в составе седельного тягача ЗИЛ-441510 и полуприцепа ОдАЗ-93571 грузоподъемностью 11400 кг.
Решение
Равноценное расстояние определяется по формуле
.
Разница грузоподъемностей
Dq = 11,4 – 7,0 = 4,4 т.
Время на выполнение погрузочно-разгрузочных работ tп(р) для прицепа-цементовоза находим из справочника [21, с. 116]. Простой непосредственно под загрузкой или разгрузкой (время на грузовую операцию) t п(р) = 20 мин;
время простоя за одну ездку с учетом неравномерности прибытия подвижного состава под загрузку и оформления передачи груза
t п–р = 2 · (20 · 1,1 + 5) / 60 = 0,9 ч.
Для универсального автопоезда t п–р определяется с учетом того, что груз перевозится в таре (обычно бумажные многослойные мешки массой 40–50 кг); при погрузке формируется пакет, электро- или автопогрузчиком груз перемещается и укладывается в кузове автомобиля; при разгрузке операции выполняются в обратном порядке.
Норма выработки для электропогрузчика грузоподъемностью 1 т установлена 114,3 т на 7-часовую рабочую смену [24, с. 24]. Следовательно, часовая производительность электропогрузчика составит
Wп = 114,3 / 7 = 16,3 т/ч.
Время погрузки (разгрузки) автопоезда
t п(р) = 11,4 / 16,3 = 0,7 ч.
Другие затраты времени:
на оформление сопроводительной документации t оф = 5 мин;