Другие виды специального транспорта
Канатные подвесные дороги состоят из погрузочной и разгрузочной станции (бункеры, питатели, дозатор, рельсовые круговые обгонные пути, приводные механизмы иди кольцевые шкивы тягового каната, механизмы присоединения и отсоединения вагонеток к тяговому канату), линейных опор для несущего и тягового канатов (двухканатные дороги) или несущее-тягового каната (одноканатные дороги) подвижного состава (вагонетки) приводных и натяжных устройств, промежуточных станций (рис. 29.10). Обычно применяются двухканатные подвесные дороги с кольцевым движением вагонеток.
Линейные металлические или бетонные опоры консольного типа с направляющими шкивами в верхней части имеют высоту 15 – 50 м (иногда 75 м). Расстояние между опорами 100 – 300 м, при резко пересеченном рельефе иногда достигает 500 – 1000 м. Уклон канатной подвесной дороги составляет 50 – 60%. Диаметр тяговых канатов 25 – 40 мм, а несущих 30 – 80 мм. Длина канатной дороги изменяется в пределах 0.5 – 20 км.
Рисунок 29.10 Схема канатной подвесной дороги:
1 – приемный бункер; 2 – концевой шкив; 3 и 4 – соответственно тяговый и несущий канаты; 5 – приводной шкив; 6 – рельсовые обгонные пути; 7 – разгрузочный бункер; 8 – натяжная станция; 9 – опоры; 10 – вагонетки; 11 – якорное устройство несущих канатов
Производительность подвесной канатной дороги (т/ч)
Qк.д = 3600 q /a, (29. 10) где q – грузоподъемность вагонетки, т (q = 1 – 2 т); - скорость движения вагонетки, м/с ( = 2 – 3 м/с); а – расстояние между вагонетками, м (а = 40 – 200 м).
Помимо условия (29. 10), производительность канатных дорог может ограничиваться временем загрузки вагонеток. Действующие канатные дороги имеют Qк.д до 200 – 250 (400 – 500) т/ч. Для обеспечения требуемого грузопотока может сооружаться несколько параллельных линий. Целесообразно увеличение производительности одинарных канатных дорог до 500 – 1000 т/ч.
Достоинства канатных дорог при грузопотоке до 5 мил. т/год: небольшая энерго- и металлоемкость (примерно в 2 раза меньше, чем при конвейерном, железнодорожном и автомобильном транспорте); высокий допустимый угол наклона (до 45°) и кратчайшая протяженность трассы в сложных топографических условиях; минимальные объемы горных работ при сооружении; практически одинаковые с другими видами транспорта капитальные затраты и 2 – 3 раза меньше эксплуатационные расходы. Недостатки: ограниченная производительность; недостаточная надежность ремонтных работ; необходимость предварительного дробления взорванных пород; относительно низкая производительность труда ( в 1.5 – 2 раза меньше чем при конвейерном транспорте). Основная область распространения – нагорные карьеры, где канатные дороги применяют в качестве соединительного звена транспорта между карьером и поверхностным комплексом при большом перепаде высоты между ними. Канатные подвесные дороги могут также применяться при перевозке людей в специальных пассажирских вагонах, состоящих из кузова, демпфера для гашения продольных колебаний и колесной тележки; угол наклона дороги обычно не превышает 30 - 35°.
Ценное полезное ископаемое может перевозится в специальных контейнерах вертолетами. Контейнеры загружают экскаватором при однопутном прицепном устройстве, а разгружают в приемный бункер. Основной показатель вертолетов – их полезная грузоподьемность не превышающая 35 – 40 % взлетной массы. Для карьеров необходимы вертолеты с полезной грузоподъемностью не менее 5 – 7 т. Вертолеты могут применяться на труднодоступных нагорных карьерах малой мощности, а также иногда в карьерах глубинного типа (200 м и более) при выемке отдельных рудных тел, кода нецелесообразен разнос бортов для прокладки наземных коммуникаций. Вертолеты могут использоваться на вспомогательных работах ( монтаж и демонтаж ЛЭП, перенос звеньев железнодорожных путей, ремонт оборудования и др.).
Для труднодоступных районов с суровыми климатическими условиями экономичнее вертолетов специализированные дирижабли, например, безбалластный термодирижабль. Посадочная система такого дирижабля грузоподъемностью 15 т не требует устройства причальных мачт или специальных якорей.
Перемещение породы реактивной струей воздуха осуществляется с помощью реактивной установки, на раме которой установлен загрузочный бункер с направляющей трубой в нижней части. Напротив трубы расположен турбореактивный двигатель. Порода загружается в бункер и мощной газовой струей выбрасывается из трубы на расстояние до 200 м. Производительность установки до 4000 м3/ч, масса 20 т, наибольший размер куска 200 мм. Возможная область применения реактивных метателей – отвалообразование мягких пород в местностях пустынного типа.
Рисунок 29.11 Схема монорельсовой дороги:
1 – тележка; 2 – самоходный вагон; 3 – монорельс; 4 – тягач; 5 – опора; 6 – кабина; 7 – кузов автосамосвала
При монорельсовом транспорте подвижной состав перемещается по одному рельсу специальной конструкции (рис. 29. 11). Горную массу вывозят из забоев карьера автосамосвалами до монорельсовой дороги, по которой поднимают на поверхность снятые с шасси машины кузова. Далее производится разгрузка в приемные устройства или (после установки на шасси) дальнейшее движение машин. Комбинированный автомобильно-монорельсовый транспорт может быть эффективен на карьерах с годовой производственной мощностью до 5 -6 млн. т при общем расстоянии перевозок до 3 км.