Договор перевозки пассажира
Договор перевозки пассажира - это такой договор, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Провоз багажа без пассажира по общему правилу запрещается. Однако выдача багажа может быть произведена как самому пассажиру, так и управомоченному им лицу в следствии чего в литературе появились мнения что нужно различать два самостоятельных договора, договор перевозки пассажира и договор перевозки багажа, это поддерживает Г.П. Савичев. но я с этой точкой зрения не согласен потому что считаю что в результате такого разделения договор перевозки багажа превращается в обычный договор перевозки груза.[7] Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, форма которых (билета и багажной квитанции) устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом: перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; перевозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу (ст. 786 ГК РФ). Таким образом, как видно из договора перевозки пассажира, этот договор является двусторонним, возмездным, взаимным. Двусторонний характер обязательства, вытекающего из договора перевозки пассажира, выражается в том, что и на стороне перевозчика, и на стороне пассажира имеются как права требования, так и обязанности. Возмездность договора перевозки пассажира состоит в том, что обязанности транспортной организации по доставке пассажира и его багажа в пункт назначения противостоит встречное предоставление в виде обязанности уплатить провозную плату. Данный договор носит консенсуальный характер: обязанность перевозчика подать подвижной состав в соответствии с определенным расписанием движения транспортных средств и предоставить пассажиру место в соответствующем транспортном средстве возникает с момента приобретения пассажиром проездного билета. Исключение из этого может составлять, когда проездной билет приобретается пассажиром непосредственно в автобусе или в маршрутном такси, то такой договор перевозки можно назвать реальным. Рассмотрим пример судебной практики: Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда, рассмотрев кассационную жалобу Еремина В.А. к муниципальному государственному пассажирскому автопредприятию, установила, что 7.11.2011 г. истец зашел в автобус маршрута №40 на остановке по г.Оренбургу. Используя права, предоставленные ему ФЗ «О ветеранах», он предъявил кондуктору удостоверение «Ветеран труда», выданное ему Администрацией г. Оренбурга. Однако кондуктор автобуса заявила, что его удостоверение недействительно, попыталась его забрать, затем предложила выкинуть удостоверение, заявив, что он едет «зайцем» и должен приобрести проездной билет. Он оплатил проезд до остановки «Музыкальная школа» в г. Оренбурге в сумме 10 руб. 00 коп. Из-за негативного поведения кондуктора он испытал чувство вины и моральные неудобства перед другими пассажирами. Поэтому он вышел из автобуса, пересел в другой автобус. В результате указанных действий кондуктора истцу был причинен моральный вред. Суд первой инстанции имущественные требования истца удовлетворил полностью, а в компенсации морального вреда отказал. Областной суд, проанализировав законодательство о защите прав потребителей и нормативные постановления Верховного Суда РФ по данному вопросу, пришел к выводу, что данные правоотношения, как возникшие из договора перевозки пассажиров в общественном транспорте, бесспорно подпадают под действие Закона РФ «О защите прав потребителей». Кроме того, согласно ст. 426 ГК РФ о публичном договоре законом и иными правовыми актами допускается представление льгот для отдельных категорий потребителей. В данном случае бесспорно установлено и никем из участников процесса не оспаривается, что истец предъявил кондуктору удостоверение ветерана труда, подтверждающего наличие у него льготы. Изложенные обстоятельства однозначно свидетельствуют о том, что в данном случае имело место нарушение права потребителя на бесплатный проезд в общественном транспорте. Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Исходя из изложенного, суд признал требования истца о взыскании в его пользу компенсации морального вреда законными. Таким образом потребитель имеет право по своему выбору предъявить претензию перевозчику либо сразу обратиться в суд о возмещении убытков и взыскании неустойки, а также и компенсации морального вреда. Как известно, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права; утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб); а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Можно привести следующий пример, но опять же из российской судебной практики.