Рабочий цикл карбюраторного двигателя
Рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя состоит из следующих тактов:
впуск горючей смеси,
сжатие рабочей смеси,
рабочий ход,
выпуск отработавших газов.
Первый такт– впуск горючей смеси (рис. а).
Горючей смесью называется смесь мелко распыленного бензина с воздухом в определенной пропорции. Приготовлением смеси в двигателе занимается карбюратор, о чем мы с вами поговорим чуть позже. А пока следует знать, что соотношение бензина к воздуху 1:15 считается оптимальным для обеспечения нормального процесса горения.
При такте впуска поршень от верхней мертвой точки перемещается к нижней мертвой точке. Объем над поршнем увеличивается. Цилиндр заполняется горючей смесью через открытый впускной клапан. Иными словами, поршень всасывает горючую смесь.
Второй такт - сжатие рабочей смеси (рис. б).
При такте сжатия поршень от нижней мертвой точки перемещается к верхней мертвой точке.
Оба клапана плотно закрыты и поэтому рабочая смесь сжимается. Из школьной физики всем известно, что при сжатии газов их температура повышается. Так и здесь. Давление в цилиндре над поршнем в конце такта сжатия достигает 9 - 10 кг/см2, а температура 300 - 400оС..
У карбюраторных двигателей в конце такта сжатия, объем над поршнем уменьшается в 8 - 10 раз.
В процессе такта сжатия коленчатый вал двигателя поворачивается на очередные пол-оборота. А в сумме, от начала первого такта и до окончания второго, он повернется уже на один оборот.
Третий такт - рабочий ход (рис. в).
Во время третьего такта происходит преобразование выделяемой при сгорании рабочей смеси энергии в механическую работу. Давление от расширяющихся газов передается на поршень и затем, через шатун и кривошип, на коленчатый вал. Вот откуда берется та сила, которая заставляет вращаться коленчатый вал двигателя и, в конечном итоге, ведущие колеса автомобиля.
В самом конце такта сжатия, рабочая смесь воспламеняется от электрической искры, проскакивающей между электродами свечи зажигания. В начале такта рабочего хода, сгорающая смесь начинает активно расширяться. А так как впускной и выпускной клапаны все еще закрыты, то расширяющимся газам остается только один единственный выход - давить на подвижный поршень. Поршень под действием этого давления, достигающего 40 кг/см2, начинает перемещаться к нижней мертвой точке. При этом на всю площадь поршня давит сила 2000 кг и более, которая через шатун передается на кривошип коленчатого вала, создавая крутящий момент. При такте рабочего хода, температура в цилиндре достигает 2000 градусов и выше.
Четвертый такт - выпуск отработавших газов (рис. г)
При движении поршня от нижней мертвой точки к верхней мертвой точке, открывается выпускной клапан (впускной все еще закрыт) и отработавшие газы с огромной скоростью выбрасываются из цилиндра двигателя. Вот почему слышен тот сильный грохот, когда по дороге едет автомобиль без глушителя выхлопных газов, но об этом позже. А пока обратим внимание на коленчатый вал двигателя - при такте выпуска он делает еще пол-оборота. И всего, за четыре такта рабочего цикла, он сделал два полных оборота.
После такта выпуска начинается новый рабочий цикл, и все повторяется: впуск – сжатие – рабочий ход – выпуск... и так далее.
4. Общее устройство двигателя А-401.
ДВС – является машиной преобразующей скрытую термохимическую энергию топлива в мех работу.
Общее устройство двигателей внутреннего сгорания включает в себя:
Кривошипно-шатунный механизм.
Механизм газораспределения.(ГРМ)
Механизм передач.
Навесные узлы и агрегаты.
5.Основные технические характеристики двигателя А-401.
А-401: Дизельный, Мощность 415 л.с. , Макс. обороты коленчатого вала (в мин) 1850, Мин. обороты коленчатого вала 500, Диаметр цилиндра (мм) 150, Рабочий объем (кубических дм.) 39, Вес двигателя 895 кг, Количество цилиндров 12, Расположение цилиндров V-образное.
6.Назначение, общее устройство системы смазки двигателя а-401.
Назначение – хранение, очистка, охлаждение и бесперебойная подача масла к трущимся деталям двигателя в целях уменьшения трения и износа, а также для отвода от них тепла и продуктов износа.
Состоит:
масляный бак
масляный насос
маслозакачивающий насос
масляный фильтр
маслоочиститель центробежный
манометр и термометр с датчиками
редукционный клапан
трубопроводы
масляный радиатор;
крышку центрального подвода масла;
Работа системы смазки:
Перед пуском двигателя с помощью маслозакачивающего насоса масло подаётся в дввигатель.
По достижении давления до 3 кГ/см2 двигатель разрешается запускать.
При работающем двигателе масло из масленого бака поступает к нагнетательной секции масленого насоса, которое под давлением через масленый фильтр поступает к крышке центрального подвода масла, оттуда оно поступает к трущимся деталям двигателя.
7.Основные характеристики системы смазки двигателя А-401.
Характеристика системы смазки А-401 включает следующие параметры:
- применяемое масло МТ-16П;
- нормальная температура - 75 - 85°С;
- допустимая температура - 100°С;
- давление масла на эксплуатационном режиме должно быть 6-г9,5 кг/см2
- давление на минимально устойчивых оборотах должно быть не менее 2 кг / см.2;
- общая вместимость системы смазки -135 л;
- система смазки по принципу действия является циркуляционной, комбинированной, с сухим картером
8.Назначение, общее устройство системы питания топливом двигателя А-401.
Предназначены для хранения, очистки и бесперебойной подачи топлива в камеры сгорания на любых режимах работы.
Система закрытая, ёмкостью 1320 литров.
Система питания топливом состоит:
Топливные баки;
Топливораспределительный кран;
Топливомер;
Ручной топливоподкачивающий насос;
Фильтр грубой очистки;
Топливоподкачивающий насос;
Фильтр тонкой очистки;
ТНВД;
Всережимный регулятор;
Привод управления ТНВД;
Топливопроводы;
Воздушный фильтр;
Клапан выпуска воздуха;
Форсунки.
9.Основные характеристики системы питания топливом двигателя А-401.
В раме тягача размещены 3 группы баков:
задние баки – 2 (550 л);
передние баки – 2 (550 л);
бортовой бак – 1 (220 л).
Редукционный клапан служит для поддержания постоянного давления топлива, подаваемого к топливному фильтру тонкой очистки, в пределах 0,5-0,8 кгс/см2.
Перепускной клапан предназначен для перепуска топлива, подаваемого РНМ-1 перед запуском двигателя, и отрегулирован на давление 0,2-0,3 кгс/см2.