II. Функции тахографа и требования к его конструкции
ТРЕБОВАНИЯ к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства
I. Общие положения
1. Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, (далее - Требования), разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.
2. В состав тахографа входит бортовое устройство и следующие внешние компоненты:
1) карты тахографа (далее - карты);
2) датчик движения;
3) антенна для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS (далее - ГНСС);
4) антенна для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);
5) комплект монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на транспортном средстве.
3. Бортовое устройство имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него:
1) устройство обработки данных;
2) программное обеспечение для устройства обработки данных, записанное на электронные носители информации;
3) программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее - блок СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации и обеспечивающее:
аутентификацию;
регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти (далее - защищенный архив блока СКЗИ тахографа);
хранение информации ограниченного доступа, используемой для создания электронной подписи и проверки электронной подписи (далее - ключевой информации), и аутентифицирующей информации;
преобразование сигналов ГНСС в данные о текущем времени и о координатах местоположения транспортного средства в некорректируемом виде;
4) блок памяти бортового устройства для хранения данных, не требующих регистрации в некорректируемом виде;
5) связной модуль (необходимость включения связного модуля в состав бортового устройства определяется организацией-изготовителем тахографов);
6) датчики ускорения (необходимость установки определяется организацией-изготовителем тахографа);
7) два устройства ввода карт (считывающие устройства);
8) средство отображения информации (дисплей);
9) печатающее устройство;
10) кнопку аварийной ситуации (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);
11) средства визуального и звукового предупреждения;
12) разъем для выполнения сервисных функций, загрузки (выгрузки) данных;
13) разъемы для подключения бортового устройства к транспортному средству;
14) разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема сигналов ГНСС;
15) разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);
16) слот для SIM-карты (необходимость слота для SIM-карты в составе бортового устройства определяется организацией-изготовителем тахографов);
17) средства ввода информации в тахограф (клавиатура).
4. Типы карт тахографа:
1) карта водителя - обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя;
2) карта контролера - обеспечивает идентификацию и аутентификацию контрольного органа и соответствующего сотрудника контрольного органа (владельца карты) с использованием шифровальных (криптографических) средств;
3) карта мастерской - обеспечивает идентификацию и аутентификацию держателя карты с использованием шифровальных (криптографических) средств;
4) карта предприятия - обеспечивает идентификацию и аутентификацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (далее – транспортные предприятия), с использованием шифровальных (криптографических) средств, установку блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа и данным карт водителей.
5. Тахограф обеспечивает целостность и достоверность информации, регистрируемой в памяти тахографа в некорректируемом виде, на основе применения квалифицированной электронной подписи, а также возможность гарантированного выявления ее корректировки или фальсификации по результатам проверки информации, зарегистрированной в памяти тахографа.
6. Тахограф обеспечивает внесение в блок СКЗИ тахографа с использованием карты мастерской установочных данных, включая идентификационные данные транспортного средства и квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат) блока СКЗИ тахографа (далее – активизация тахографа).
7. Тахограф, прошедший процедуру активизации, функционирует в следующих режимах:
1) рабочий режим - режим вождения транспортного средства (регистрация режимов движения, труда и отдыха водителей, а также регистрация событий, сбоев, неисправностей), активируется картой водителя;
2) режим контроля - режим проверки деятельности водителя (при остановке транспортного средства в пунктах контроля на дорогах), активируется картой контролера;
3) режим корректировки установочных данных - режим внесения изменений в идентификационные данные тахографа, активируется картой мастерской;
4) режим предприятия - режим проверки деятельности водителя, а также проверки параметров (характеристик) транспортного средства, его пробега и скоростного режима, активируется картой предприятия.
II. Функции тахографа и требования к его конструкции
8. Тахограф при работе с картами обеспечивает:
1) регистрацию фактов ввода и извлечения карт;
2) определение типа карты и контроль срока ее действия;
3) разграничение доступа к управлению функциями и данным тахографа в зависимости от типа вставленной в него карты;
4) взаимную аутентификацию карты и блока СКЗИ тахографа с использованием шифровальных (криптографических) средств;
5) запись в память карты информации в некорректируемом виде;
6) механическую блокировку карты после её ввода в слот тахографа;
7) извлечение карты водителя только при остановке транспортного средства и после записи данных о деятельности водителя из тахографа в память карты.
9. Тахограф в рабочем режиме:
1) при наличии данных, получаемых от ГНСС, во всем диапазоне допустимых скоростей транспортного средства определяет скорость движения транспортного средства с погрешностью не более 0,5 километра в час при геометрическом факторе ухудшения точности по вектору положения <3;
2) осуществляет регистрацию в некорректируемом виде значения скорости движущегося транспортного средства не реже одного раза в секунду;
3) при отсутствии данных, получаемых от ГНСС, определяет значение скорости транспортного средства на основе импульсов, получаемых от датчика движения;
4) при скорости движения транспортного средства более 1,8 километра в час или при получении от датчика движения не менее одного импульса в секунду в течение не менее пяти секунд осуществляет регистрацию факта движения транспортного средства;
5) при наличии данных, получаемых от ГНСС, осуществляет на их основе автоматическое уточнение коэффициентов соответствия между скоростью транспортного средства, пройденным им путем и количеством (частотой) импульсов, подаваемых датчиком движения;
6) осуществляет регистрацию фактов автоматических уточнений коэффициентов соответствия между скоростью транспортного средства, пройденным им путем и количеством (частотой) импульсов, подаваемых датчиком движения, в случае если указанный коэффициент соответствия изменен более чем на 10%;
7) при наличии данных, получаемых от ГНСС, определяет координаты местоположения транспортного средства с погрешностью не более трёх метров (круговое вероятностное отклонение) при геометрическом факторе ухудшения точности по вектору положения <3;
8) осуществляет не реже одного раза в секунду регистрацию в некорректируемом виде значения координат местоположения движущегося транспортного средства;
9) при движении транспортного средства определяет расстояние, пройденное в течение суток транспортным средством, с погрешностью не более 0,1 км и осуществляет не реже одного раза в секунду его регистрацию;
10) при движении транспортного средства осуществляет не реже одного раза в секунду регистрацию данных, соответствующих полному расстоянию, пройденному транспортным средством (пробегу).
10. Тахограф обеспечивает:
1) при наличии данных, получаемых от ГНСС, прием информации о точном значении времени, календарной дате и координатах местонахождения транспортного средства;
2) вывод на дисплей в цифровом виде календарной даты и значения времени UTC с погрешностью не более одной секунды;
3) возможность изменения выводимого на дисплей значения времени для установки местного времени с учетом часовых поясов;
4) при наличии данных, получаемых от ГНСС, автоматическое уточнение показаний часов реального времени в случае отклонения их показаний больше чем ± 2 секунды в сутки;
5) работу часов реального времени при отсутствии электропитания от внешнего источника в течение не менее 12 месяцев;
6) регистрацию времени UTC, скорости и координат местонахождения транспортного средства, при наличии данных, получаемых от ГНСС, в некорректируемом виде не реже одного раза в секунду, за исключением периодов времени, в течение которых:
не подается питание на бортовое устройство;
транспортное средство не движется и не происходят какие-либо события, регистрируемые тахографом в соответствии с настоящими Требованиями.
11. Тахограф в рабочем режиме обеспечивает:
1) регистрацию следующих видов деятельности водителей: «управление», «работа», «готовность» или «перерыв/отдых»;
2) расчет и регистрацию непрерывного времени управления и совокупного времени перерывов в работе водителя;
3) выбор первым или вторым водителем вручную функций: «работа», «готовность» или «перерыв/отдых»;
4) автоматическую регистрацию функции «управление» для водителя, управляющего движущимся транспортным средством, и «готовность» для второго водителя;
5) автоматическую регистрацию функции «работа» при остановке транспортного средства в случае его управления одним водителем;
6) регистрацию изменения вида деятельности водителя транспортного средства через 120 секунд после автоматического переключения на функцию «работа» в связи с остановкой транспортного средства;
7) регистрацию в некорректируемом виде данных об изменении вида деятельности водителя.
12. Тахограф при вводе двух действительных карт водителя регистрирует статус управления «экипаж» и во всех других случаях регистрирует статус управления «один».
13. Тахограф при вводе данных обеспечивает:
1) автоматическое определение и регистрацию координат мест, в которых начинаются и заканчиваются ежедневные периоды работы;
2) после ввода карты водителя автоматическое предложение водителю осуществить ручной ввод информации, в том числе:
вывести на дисплей информацию о дате и времени последнего извлечения этой карты и вывести запрос, означает ли данный ввод карты продолжение текущего ежедневного периода работы;
вывести на дисплей запрос о вводе данных, о виде деятельности («работа», «готовность» или «перерыв/отдых») с указанием даты и времени начала и завершения;
3) ожидание ввода информации в течение одной минуты с выводом индикации на дисплей о том, что включен режим ожидания ввода, и подачи звукового сигнала по истечении 30 секунд;
4) регистрацию факта, что водителем не выполнен ручной ввод данных, если в течение одной минуты он не начал ввод запрашиваемой тахографом информации;
5) ручной ввод данных о видах деятельности: «работа», «готовность» или «перерыв/отдых» в соответствии со следующими алгоритмами:
если держатель карты водителя вводит утвердительный ответ на предложение указать «название места, в котором начинается ежедневный период работы», то на дисплей выводится надпись с предложением ввести вручную данные о деятельности в хронологическом порядке за период времени, в течение которого карта не была вставлена в тахограф;
если время завершения деятельности, введенное вручную, соответствует времени ввода карты, то процесс ручного ввода данных завершается;
если держатель карты водителя вводит отрицательный ответ на предложение указать «название места, в котором начинается ежедневный период работы», то на дисплей выводится запрос о вводе в ручном режиме данных о деятельности в хронологическом порядке за период времени после извлечения карты до момента завершения работы;
если держатель карты водителя не указывает, когда завершился предыдущий период работы, и вводит вручную данные о деятельности, время завершения которой соответствует времени ввода карты, тахограф регистрирует информацию о том, что ежедневный период работы завершился в начале первого периода «отдыха» (или периода, за который «нет данных») в момент извлечения карты;
если время начала периода работы соответствует времени ввода карты, то на дисплей выводится запрос о вводе времени начала текущего ежедневного периода работы;
если время начала текущего периода работы отличается от времени ввода карты, то на дисплей выводится запрос о вводе данных о деятельности в хронологическом порядке за период времени с начала текущего периода работы до момента ввода карты.
14. Тахограф обеспечивает:
1) ручной ввод и регистрацию в некорректируемом виде информации о следующих ситуациях:
«неприменимо» - при движении транспортного средства без вставленной карты водителя или при движении со вставленной в тахограф картойконтролера или картой предприятия;
«переезд на пароме/поезде»;
2) невозможность ввода информации о ситуации «переезд на пароме/поезде» если введена ситуация «неприменимо»;
3) автоматическое прекращение регистрации информации о ситуации «неприменимо» при вводе карты водителя.
15. Тахограф исключает возможность доступа к данным тахографа и данным карт водителей неаутентифицированными субъектами доступа при установке блокировки в режиме работы «предприятие» и обеспечивает:
1) установку блокировки в положение «вкл» («включено») или «выкл» («выключено») при вводе карты и идентификации транспортного предприятия, которому принадлежит транспортное средство;
2) регистрацию даты и времени установки блокировки и даты и времени ее снятия;
3) вывод информации на дисплей при осуществлении блокировки транспортным предприятием, что предыдущая установленная им блокировка не снята и находится в положении «включено».
16. Тахограф обеспечивает вывод на дисплей:
1) предупреждающей информации:
о превышении установленной для транспортного средства скорости движения;
о нарушениях порядка передачи данных о скорости движения или несоответствии значений данных, полученных от датчика движения, и регистрируемой скорости транспортного средства, определенной на основании данных, получаемых от ГНСС;
о вводе недействительной карты;
об управлении без карты;
о неисправности карты, возникшей в процессе работы;
о нестыковке во времени;
о виде неисправности;
об окончании срока службы блока СКЗИ тахографа;
о сбоях, неисправностях (отказах) тахографа;
о случаях прекращения питания бортового устройства в течение более 10 секунд, за исключением случаев отключения питания в режиме «корректировка установочных данных»:
2) данных из памяти тахографа:
о деятельности водителей,
о превышении скорости,
о расстоянии, пройденном транспортным средством,
о событиях и неисправностях;
3) иной информации:
о загрузке данных на внешние устройства из защищенного архива и из карты;
данные из блока СКЗИ тахографа: заводской номер блока СКЗИ тахографа, время, координаты местонахождения транспортного средства;
о несовместимости карт в случае комбинации из любых действительных карт, отмеченных знаком «Х» в таблице 1 (приложение № 1 к настоящим Требованиям).
17. Тахограф при регистрации событий и неисправностей:
1) обеспечивает регистрацию в некорректируемом виде информации о вводе недействительной карты или карты, срок действия которой истек;
2) регистрирует информацию о событии «нестыковка во времени» в том случае, когда считанная с карты водителя текущая дата и время ее ввода в тахограф предшествуют дате и времени последнего ее извлечения;
3) регистрирует информацию об управлении без соответствующей карты в случае любой комбинации карт, отмеченной знаком «X» в таблице 2 (приложение № 1 к настоящим Требованиям).
4) регистрирует информацию о вводе карты во время управления в том случае, когда карта вставляется в любое считывающее устройство при виде деятельности водителя «управление»;
5) при вводе карты водителя (мастерской), которая ранее была принудительно извлечена до завершения записи на нее данных, регистрирует данное событие и записывает на карту информацию о неправильном завершении последнего сеанса ее использования;
6) регистрирует данные о каждом случае превышения установленной для транспортного средства скорости движения;
7) регистрирует данные о случаях прекращения питания бортового устройства в течение более 10 секунд, за исключением случаев отключения питания в режиме «корректировка установочных данных»;
8) регистрирует информацию о нарушениях потока данных о скорости движения или несоответствии значений данных, полученных от датчика движения, и регистрируемой скорости транспортного средства, определенной по данным, полученным от ГНСС;
9) регистрирует транспортирование транспортного средства в качестве груза;
10) регистрирует информацию о попытках и случаях нарушения системы защиты:
данные о сбоях и неисправностях карт, возникших в процессе их работы;
сбой в работе (отказ) бортового устройства;
неисправность дисплея;
сбой системы загрузки данных;
сбой в работе датчика движения;
сбой в работе блока СКЗИ тахографа;
сбой в работе устройства обработки данных тахографа;
сбой в работе программного обеспечения устройства обработки данных тахографа;
сбой в работе связного модуля (при его наличии в составе тахографа);
сбой в работе датчиков экстренного торможения и критического наклона транспортного средства;
сбой в работе устройств ввода карт;
сбой в работе печатающего устройства;
11) регистрирует аварийные события:
отключение питания тахографа;
нажатие кнопки «авария» (при наличии в составе бортового устройства такой функции и связного модуля);
экстренное торможение (удар) и недопустимый наклон (переворот) транспортного средства (при наличии в составе бортового устройства датчика ускорения);
12) обеспечивает хранение в некорректируемом виде в течение 60 дней данных о пяти последних зарегистрированных аварийных событиях, включая данные о координатах движения транспортного средства в течение 24 часов, предшествовавших аварийному событию, по каждому событию.
18. Тахограф при проверке работоспособности обеспечивает:
1) обнаружение неисправности при подаче питания с помощью встроенной системы самопроверки параметров в соответствии с таблицей 3 (приложение № 1 к настоящим Требованиям);
2) регистрацию результатов проверки и вывод данных о результатах проверки на дисплей.
19. Тахограф при вводе карты контролера или предприятия обеспечивает выгрузку на внешние носители данных, содержащихся в памяти бортового устройства, защищенного архива блока СКЗИ тахографа и карты водителя.
При выгрузке на внешние носители данных, содержащихся в памяти бортового устройства, в состав этих данных блоком СКЗИ тахографа автоматически включается текущее время, дата, координаты местонахождения транспортного средства и заводской номер блока СКЗИ тахографа, подписанные квалифицированной электронной подписью.
Данные о формировании квалифицированной электронной подписи и значение хэш-функции регистрируются в памяти защищенного архива блока СКЗИ тахографа.
Доступ к памяти защищенного архива блока СКЗИ тахографа осуществляется только после проведения взаимной аутентификации карты (контролера, мастерской, предприятия) и блока СКЗИ тахографа.
Данные о проведенной аутентификации карты регистрируются в памяти защищенного архива блока СКЗИ тахографа.
Квалифицированный сертификат карты (контролера, мастерской, предприятия) определяет полномочия по доступу к защищенному архиву блока СКЗИ тахографа.
В данные, выгружаемые на внешние носители из памяти защищенного архива блока СКЗИ тахографа, автоматически включается дата, время, счетчик событий и квалифицированная электронная подпись.
20. Тахограф обеспечивает хранение в течение не менее 365 суток, в том числе и при отсутствии внешнего электропитания данных о:
2 190 циклах ввода и извлечения карт водителя;
93 440 случаях изменения деятельности водителей[1].
21. Блок СКЗИ тахографа обеспечивает регистрацию в некорректируемом виде и хранение в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа следующих идентификационных данных и фактов их изменения:
наименование организации-изготовителя тахографа;
адрес организации-изготовителя тахографа;
номер платы бортового устройства;
серийный номер тахографа;
номер версии программного обеспечения для устройства обработки данных тахографа;
дата установки версии программного обеспечения для устройства обработки данных тахографа;
дата (месяц, год) изготовления тахографа;
дата (месяц, год) ввода тахографа в эксплуатацию;
наименование организации-изготовителя блока СКЗИ тахографа;
заводской номер блока СКЗИ тахографа;
дата (месяц, год) изготовления блока СКЗИ тахографа;
дата (месяц, год) активизации блока СКЗИ тахографа;
дата (месяц, год) вывода блока СКЗИ тахографа из эксплуатации;
22. Тахограф обеспечивает хранение следующих данных о вводе и извлечении карты водителя и карты мастерской:
фамилия и имя держателя карты;
номер карты, наименование организации, выдавшей карту, дата окончания срока действия карты (информация одновременно регистрируется блоком СКЗИ тахографа и сохраняется в его защищенном архиве);
дата и время ввода карты (информация одновременно регистрируется блоком СКЗИ тахографа и сохраняется в его защищенном архиве);
показание счетчика пробега транспортного средства в момент ввода карты;
дата и время извлечения карты (информация одновременно регистрируется блоком СКЗИ тахографа и сохраняется в его защищенном архиве);
показания счетчика пробега транспортного средства в момент извлечения карты;
регистрационный номер предыдущего транспортного средства (VRN), для управления которым водитель использовал карту;
информация о вводе держателем карты данных о своей деятельности вручную.
23. Тахограф обеспечивает хранение следующих данных о деятельности водителя:
изменения деятельности водителя и второго водителя;
ввод или извлечение карты водителя;
статус управления: «экипаж», «один»;
состояние считывающего устройства: «водитель», «второй водитель»;
положение карты в соответствующем считывающем устройстве: «вставлена», «не вставлена»;
вид деятельности: «управление», «готовность», «работа», «перерыв/отдых»;
дата и время изменения деятельности водителя (второго водителя).
24. Тахограф обеспечивает хранение следующих данных о маршруте и координатах местоположения транспортного средства:
дата, время и координаты маршрута транспортного средства (информация регистрируется блоком СКЗИ тахографа и сохраняется в его защищенном архиве);
дата, время и координаты местоположения транспортного средства, в которых начинаются и заканчиваются ежедневные периоды работы;
дата, время, расстояние, пройденное транспортным средством, названия региона и населенного пункта, название места, в котором начинался и заканчивался ежедневный период работы (при вводе их водителем), номер карты водителя (второго водителя), осуществившего ввод в ручном режиме указанных данных.
25. Тахограф ежесуточно (в 00 часов 00 минут) регистрирует данные о расстоянии, пройденном транспортным средством за прошедшие сутки, и хранит их в течение не менее 365 суток.
26. Тахограф обеспечивает хранение информации о скорости транспортного средства, регистрируемой один раз в секунду за последние 24 часа, в течение которых транспортное средство находилось в процессе движения.
27. Тахограф обеспечивает хранение (в том числе в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа) информации о событиях в соответствии с таблицей 4 (приложение № 1 к настоящим Требованиям).
28. Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение данных об обнаруженных сбоях и неисправностях в соответствии с таблицей 5 (приложение № 1 к настоящим Требованиям).
29. Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных о последних пяти корректировках установочных данных:
цель корректировки установочных данных (первая установка, активизация, установка после ремонта (обслуживания), периодическая инспекция);
наименование и адрес сервисного центра (далее – мастерской), выполнившего корректировку установочных данных;
номер карты мастерской и срок ее действия;
идентификационные данные транспортного средства (прежние и новые);
осуществление регулировки устройства ограничения скорости;
осуществление регулировки счетчика пробега (прежние и новые показания);
осуществление корректировки даты и времени (прежние и новые значения).
30. Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных о корректировке даты и времени (данные об автоматической корректировке времени в памяти тахографа не регистрируются):
последняя корректировка даты и времени, включая их прежние и новые значения;
пять корректировок даты и времени после последнего технического обслуживания, не относящегося к плановому техническому обслуживанию, включая их прежние и новые значения.
31. Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных
о последних 20 проведенных контрольных операциях:
дата и время контроля;
номер карты контролера;
осуществленный вывод данных (на дисплей, на печать, загрузка с бортового устройства, загрузка с карты водителя).
32. Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных о последних 20 блокировках, установленных транспортным предприятием;
дата и время блокировки;
дата и время разблокировки;
номер карты предприятия;
название и адрес транспортного предприятия.
33. Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных о последней загрузке информации на внешний носитель в режиме «предприятие» или «корректировка установочных данных»:
дата и время загрузки;
номер карты предприятия или мастерской;
название транспортного предприятия или мастерской.
34. Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных о ситуациях «неприменимо» и «переезд на пароме/поезде»:
дата и время ввода информации о ситуации;
тип ситуации и время ее действия.
35. Тахограф обеспечивает загрузку следующей хранящейся на карте водителя информации:
1) идентификационные данные карты, идентификационные данные водителя, данные о ранее использованном им транспортном средстве;
2) дата и время последнего извлечения карты и вида деятельности, выбранного водителем в момент извлечения;
3) данные о проверке правильности завершения последнего сеанса использования карты;
4) данные о времени непрерывного управления транспортным средством, совокупного времени перерывов и совокупного времени управления за предыдущую и текущую неделю;
5) данные о выводе на печать информации, записанной на карте водителя;
6) данные о загрузке информации с карты водителя на внешний носитель.
36. Тахограф выводит на дисплей и регистрирует информацию о том, что карта неисправна или недействительна, если после трех попыток выполнить команду «загрузить данные» информация не загрузилась.
37. Тахограф обеспечивает:
1) выгрузку на карту водителя или мастерской (сразу же после ее ввода) данных о сеансе использования карты, включающих дату и время начала ввода карты, показания счетчика пробега транспортного средства;
2) выгрузку на карту водителя или мастерской (сразу же после ее ввода) зарегистрированных данных, относящихся к периоду времени, в течение которого соответствующая карта была вставлена в тахограф;
3) удаление из памяти карты при заполнении объема ее памяти записей самых ранних данных для записи на это место последних зарегистрированных данных.
38. При выводе данных на дисплей тахограф обеспечивает:
1) поддержку дисплеем набора латинских знаков и кириллицы;
2) вывод на дисплей сообщения, включающего не менее 20 знаков, минимальный размер знаков 5 мм по высоте и 3,5 мм по ширине;
3) отображение после цифр символов «км» в месте показания пройденного транспортным средством пути и «км/ч» в месте показаний скорости;
4) вывод на дисплей пиктограмм;
5) отображение на дисплее следующих данных по умолчанию:
дата и местное время;
данные о пробеге транспортного средства;
скорость транспортного средства;
режим работы;
вид деятельности водителя:
в режиме «управление» - время непрерывного управления и продолжительность времени совокупных перерывов;
в ином режиме - продолжительность вида деятельности водителя с момента выбора этой функции и совокупная продолжительность времени перерывов на данный момент;
при статусе «экипаж» - вид деятельности второго водителя и продолжительность его деятельности (с момента выбора этой функции);
сообщения об изменениях режимов работы;
фамилия держателя карты в момент ее ввода;
информация о ситуации «неприменимо»;
6) отображение на дисплее следующей предупреждающей индикации:
«ввод недействительной карты»;
«превышение скорости»;
«прекращение электропитания»;
другие события, предупреждение о наступлении которых предусмотрено настоящими Требованиями;
7) отображение на дисплее следующей индикации выполнения команд, подаваемых с использованием меню:
«данные об автомобиле»;
«данные первого водителя»;
«данные второго водителя»;
«данные о скорости»;
«данные о событиях и неисправностях»;
«загрузка данных»;
8) отображение на дисплее следующих иных данных, выводимых по соответствующей команде:
дата, время UTC и местное время, заданное водителем в ручном режиме;
время непрерывного вождения и суммарное время перерывов водителя;
время непрерывного вождения и суммарное время перерывов второго водителя;
суммарное время непрерывного вождения водителя за предыдущую и текущую неделю;
суммарное время непрерывного вождения второго водителя за предыдущую и текущую неделю;
суммарное время вождения водителя за текущий дневной период;
суммарное время вождения второго водителя за текущий дневной период.
39. Тахограф при распечатке данных обеспечивает:
1) до выдачи распечатки - запись данных в память карты водителя;
2) выдачу «ежедневной распечатки данных о деятельности водителя, записанных на карте» при вставленной карте водителя;
3) выдачу «распечатки данных о событиях и неисправностях» при вставленной карте мастерской или карте водителя;
4) осуществление по соответствующей команде выбора необходимой распечатки при одновременно вставленных картах водителя и мастерской;
5) возобновление печатания после загрузки бумаги с начала распечатки;
6) вывод на печать информации, содержащейся в его памяти и в памяти карт, в виде следующих шести распечаток:
«ежедневная распечатка данных о деятельности водителя, записанных в карте водителя»;
«ежедневная распечатка данных о деятельности водителя, записанных в тахографе»,
«распечатка данных о событиях и ошибках, хранящихся на карте водителя»;
«распечатка данных о событиях и неисправностях, записанных в тахографе»;
«распечатка технических данных транспортного средства»;
«распечатка данных о превышении скорости».
40. Вывод распечатки завершается печатанием на ней зарегистрированных в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа следующих данных:
1) текущее время, дата;
2) координаты местонахождения транспортного средства;
3) заводской номер блока СКЗИ тахографа.
41. Печатающее устройство тахографа:
1) обеспечивает печать в строке 24 знаков, минимальный размер которых составляет 2,1 мм по высоте и 1,5 мм по ширине;
2) поддерживает наборы латинских знаков и кириллицы.
42. Тахограф обеспечивает:
1) вывод на дисплей визуальных предупреждений в течение не менее
30 секунд, сопровождаемых звуковым сигналом в случае обнаружения любого события или неисправности;
2) прекращение звукового сигнала при нажатии на клавишу тахографа для подтверждения о принятии данного предупреждения к сведению;
3) предупреждение водителя за 15 минут до момента и в момент превышения максимального разрешенного времени непрерывного управления транспортным средством;
4) выводит на дисплей причину предупреждения и сохраняет ее видимой до тех пор, пока пользователь не нажмет на клавишу тахографа для подтверждения о принятии данного предупреждения к сведению.
43. Тахограф в режиме «корректировки установочных данных» обеспечивает возможность:
1) корректировки даты и времени;
2) корректировки показания счетчика расстояния, пройденного транспортным средством;
3) регулировки установленного ограничения скорости.
44. Тахограф переключается в режим в зависимости от типа вставленных карт в соответствии с таблицей 6 (приложение № 1 к настоящим Требованиям).
III. Требования к картам
45. Внешний вид карт приведен в приложении № 2 к настоящим Требованиям.
46. Конструкция и физические характеристики карт:
1) типоразмер - ID-1 (CR-80)[2];
2) материал изготовления - поликарбонат;
3) тип карты - контактная.
47. Карты являются защищенной от подделок полиграфической продукцией и содержат не менее двух защитных элементов, изготовленных с применением полиграфических, голографических, информационных, микропроцессорных и иных способов защиты полиграфической продукции, предотвращающих их подделку.
48. Текст карт печатается на фоне следующего цвета:
1) карта водителя: белый;
2) карта контролера: голубой;
3) карта мастерской: красный;
4) карта предприятия: желтый.
49. Карта соответствует требованиям к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2008 г. № 512 «Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных»[3].
50. Состав команд операционной системы карты, способы организации хранения данных и система разграничения доступа к данным карты соответствуют требованиям по защите информации, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»[4].
51. Структура данных в карте организована в виде иерархической файловой системы.
52. Интерфейс карты поддерживает режимы Т=0 и Т=1.
53. Карта функционирует при напряжении питания:
Vcc = 3 В (± 0,3 В); Vcc = 5 В (± 0,5 В).
54. Карта имеет состоящий из четырех цифр PIN-код, используемый для ее аутентификации.
55. Разработка и производство карты осуществляется с соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. № 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный № 6382).
56. Карта обеспечивает хранение:
1) идентификационных данных встроенного микропроцессора (серийный номер);
2) серийного номера карты;
3) идентификатора организации-изготовителя карты.
57. Карта водителя, кроме данных, указанных в пункте 56 настоящих Требований, обеспечивает хранение следующих идентификационных данных:
1) номер карты;
2) наименование организации, выдавшей карту, дата выдачи;
3) дата начала действия карты, дата окончания срока действия карты;
4) фамилия и имя держателя карты;
5) дата рождения держателя карты;
6) номер водительского удостоверения;
7) наименование органа, выдавшего водительское удостоверение.
58. Карта водителя обеспечивает хранение не менее 84 записей следующих данных за каждый календарный день, в течение которого используется эта карта, включая каждый период использования транспортного средства в течение указанного дня (период использования включает все последовательные циклы ввода/извлечения карты на транспортном средстве):
1) дата и время первого использования транспортного средства (то есть первый ввод карты за этот период использования транспортного средства или 00 часов 00 минут, если в этот момент данный период использования продолжается) и показание счетчика пробега транспортного средства;
2) дата и время последнего использования транспортного средства (то есть последнее извлечение карты в течение этого периода использования транспортного средства или 23 часа 59 минут, если в этот момент использование продолжается) и показания счетчика пробега транспортного средства;
3) государственный регистрационный номер транспортного средства (VRN).
59. Карта водителя обеспечивает хранение за последние 28 дней следующих данных о каждом календарном дне, в течение которого используется данная карта или в течение которого водитель внес вручную данные о своей деятельности:
1) дата;
2) счетчик ежедневного присутствия (показания которого увеличиваются на одну единицу за каждый календарный день);
3) общее расстояние, пройденное водителем на транспортном средстве в течение этого дня;
4) статус водителя на 00 часов 00 минут;
5) время изменения:
статуса управления (экипаж, один);
состояния считывающего устройства (водитель, второй водитель);
положения карты (вставлена, не вставлена);
вида деятельности (управление, готовность, работа, перерыв/отдых).
60. Карта водителя обеспечивает хранение не менее 42 записей данных о местах, в которых начинаются и/или заканчиваются ежедневные периоды работы, введенные водителем:
1) дата и время ввода;
2) показания счетчика пробега транспортного средства.
61. Карта водителя обеспечивает хранение данных о следующих типах событий, зарегистрированных тахографом со вставленной в него картой:
1) нестыковка времени (в тех случаях, когда причиной этого события является данная карта);
2) ввод карты в процессе управления (в тех случаях, когда причиной этого события является данная карта);
3) последний сеанс использования карты, который был завершен неправильно (в тех случаях, когда причиной этого события является данная карта);
4) прекращение электропитания;
5) ошибка данных о движении;
6) попытки нарушения защиты.
62. Карта водителя обеспечивает хранение следующих данных о шести последних событиях каждого типа, указанных в пункте 61 настоящих Требований:
1) код события;
2) дата и время начала события (или ввода карты, если это событие в данный момент продолжается);
3) дата и время конца события (или извлечения карты, если в данный момент это событие продолжается);
4) регистрационный номер транспортного средства;
5) в случае события «Нестыковка времени»:
дата и время начала события (соответствуют дате и времени извлечения карты из предыдущего транспортного средства);
дата и время завершения события (соответствуют дате и времени ввода карты в транспортное средство, используемое в данный момент);
данные о транспортном средстве (соответствуют используемому транспортному средству, к которому относится данное событие);
6) в случае события «последний сеанс использования карты завершен неправильно»:
дата и время начала события (соответствуют дате и времени ввода карты применительно к неправильно завершенному сеансу ее использования);
дата и время завершения события (соответствуют дате и времени ввода карты, относящимся к сеансу ее использования, в ходе которого было обнаружено данное событие);
данные о транспортном средстве (соответствуют транспортному средству, на котором сеанс использования карты был завершен неправильно).
63. Карта водителя обеспечивает хранение данных о следующих видах неисправностей, обнаруженных тахографом с введенной в него картой:
1) сбой в работе карты (в том случае если причиной события является карта);
2) сбой в работе тахографа.
64. Карта водителя обеспечивает хранение следующих данных о 12 последних зарегистрированных сбоях в работе карт и сбоях в работе тахографа:
1) код неисправности;
2) дата и время возникновения неисправности (или дату и время ввода карты, если в момент ввода карты неисправность присутствовала);
3) дата и время устранения неисправности (или дату и время извлечения карты, если в этот момент времени неисправность сохранялась);
4) регистрационный номер транспортного средства.
65. Карта водителя обеспечивает хранение одной записи следующих данных о проверочных операциях:
1) дата и время проверки;
2) номер карты контрольного органа и название выдавшей ее организации;
3) тип проверки (вывод на дисплей и/или на печать, и/или загрузка данных с бортового устройства, и/или загрузка данных с карты);
4) период, за который загружаются данные (в случае загрузки);
5) регистрационный номер транспортного средства.
66. Карта водителя обеспечивает хранение данных, касающихся транспортного средства, на котором был начат сеанс ее использования:
1) дата и время начала сеанса (ввода карты);
2) регистрационный номер транспортного средства.
67. Карта водителя обеспечивает хранение 56 записей следующих данных о ситуациях «неприменимо» и «переезд на пароме/поезде», введенных при вставленной карте:
1) дата и время начала ввода;
2) тип ситуации.
68. Карта мастерской обеспечивает хранение данных, необходимых для осуществления активизации тахографа и блока СКЗИ тахографа.
69. Карта мастерской обеспечивает хранение следующих идентификационных данных:
1) номер карты;
2) название организации, выдавшей карту, дата выдачи;
3) дата начала действия карты, дата истечения срока действия карты;
4) название мастерской;
5) адрес мастерской;
6) фамилия и имя держателя.
7) четырех записей данных о транспортных средствах;
8) трех пар записей данных о начале и/или завершении ежедневных периодов работы;
9) данных о событиях и неисправностях;
10) данных о трех последних событиях каждого типа, указанных в пункте 60 настоящих Требований и данных о шести последних неисправностях каждого вида, указанных в пункте 63 настоящих Требований;
11) данных о проверочных операциях;
12) двух записей данных о ситуациях «неприменимо» и «переезд на пароме/поезде».
70. Карта мастерской обеспечивает хранение:
1) информации о количестве корректировок установочных данных, произведенных с ее использованием, и количестве корректировок установочных данных, произведенных с момента последней загрузки данных;
2) следующей информации о последних 88 корректировках установочных данных:
вид корректировки установочных данных: активизация, первая установка, установка, периодическая инспекция;
идентификационные данные транспортного средства;
данные о регулировке: устройства ограничения скорости, показаний счетчика пробега (новые и прежние показания), даты и времени (новые и прежние показания);
идентификационные данные тахографа.
71. Карта контролера обеспечивает хранение следующих идентификационных данных:
1) номер карты;
2) название выдавшей карту организации, дата ее выдачи;
3) дата начала действия карты, дата истечения срока действия карты;
4) название контрольного органа;
5) адрес контрольного органа.
72. Карта контролера обеспечивает хранение 230 записей следующих данных о проверочных операциях:
1) дата и время проверки;
2) тип проверки (вывод на дисплей и/или на печать, и/или загрузка данных с бортового устройства, и/или загрузка с карты);
3) период, за который загружаются данные (в соответствующих случаях);
4) регистрационный номер транспортного средства;
5) номер проверенной карты водителя и наименование организации, выдавшей карту.
73. Карта предприятия обеспечивает хранение следующих идентификационных данных:
1) номер карты;
2) название организации, выдавшей карту, дата выдачи;
3) дата начала действия карты, дата истечения срока действия карты;
4) название транспортного предприятия;
5) адрес транспортного предприятия.
74. Карта предприятия обеспечивает хранение 230 записей следующих данных о действиях транспортного предприятия:
1) дата и время осуществленного действия;
2) тип действия (блокировка и/или разблокировка бортового устройства, и/или загрузка данных с бортового устройства, и/или загрузка данных с карты);
3) период, за который загружаются данные (в соответствующем случае);
4) регистрационный номер транспортного средства;
5) номер карты водителя и название организации, выдавшей карту (в случае загрузки данных с карты).