Анализ рынка автосервисных услуг.
Анализ рынка автосервисных услуг направлен на выявление перспектив развития. Он позволяет административно-управленческому персоналу АТП осмыслить место предприятия на рынке услуг, проанализировать перспективы развития автотранспорта, продукции, работ и услуг, правильно оценить деятельность АТП, его проблемы и пути их решения, определить финансовое положение, конкурентоспособность транспортной продукции и АТП в целом на рынке ТЭУ, и разработать стратегию противодействия конкурирующим АТП
Задачи анализа: описание существующего положения на рынке автосервисных услуг (анализ количественных и качественных параметров рынка); сегментирование существующих участников рынка по формату автосервисов, специализации и занимаемым нишам; описание основных параметров текущей деятельности автосервисов в зависимости от формата (сетевой, дилерский и одиночный); определение существующего спроса на автосервисные услуги; выявить факторы, которые влияют на данный рынок автосервисных услуг; определение перспектив развития и направлений роста рынка.
Изучение и анализ автосервисного рынка проводится для прогнозирования спроса на услуги, выявления новых клиентов, изучения поведения конкурентов АТП, определения возможных покупателей продукции АТП и места АТП на рынке транспортных услуг. Перечисляются потенциальные потребители, проявивших интерес к продукции АТП, причины проявления этого интереса, а также потенциальные потребители, не заинтересовавшиеся продукцией АТП, указывают причины этого.
Производится анализ продукции предприятия, возможные преимущества и недостатки его услуг, а также оценка возможного платежеспособного спроса на них. Главное внимание уделяется не техническому описанию, а надежности, качеству и безопасности транспортного обслуживания. Анализируются тарифы, цены на работы и услуги, конкурентоспособность работ и услуг, возможную сферу их применения, заинтересованность потребителей в этих услугах, долю работ и услуг в общем объеме доходов и прибыли.
Важным моментом является проведение оценки действующих предприятий с точки зрения их количества, структуры, состояния, ассортимента услуг, пропускной способности (количество постов обслуживания), технической оснащенности, общей конкурентоспособности, а также ближайших перспектив развития. При прогнозировании предложения услуг автосервиса необходимо учитывать, что может иметь место частичное недоиспользование мощности прогнозируемых объектов в связи с сезонностью спроса на услуги.
По результатам прогноза спроса на услуги выбираются различные варианты развития сети предприятий автосервиса, например расширение сети отдельных специализированных станций по каждой марке автомобилей, станций по обслуживанию отдельно автомобилей малого класса и среднего класса, создание универсальной станции по обслуживанию всех марок автомобилей и др. Однако для обоснованного выбора соответствующего варианта необходимо проведение дополнительных маркетинговых исследований.
Для определения потенциальных потребителей проводится сегментирование рынка, т. е. разбивка клиентуры на однородные группы потребителей по принятым АТП параметрам-признакам. Каждая группа клиентов оценивается с позиций перспектив их обслуживания, платежеспособности, доходности для АТП и др.
Цель сегментирования — повышение эффективности процесса продаж услуг путем разработки и реализации рыночной политики АТП, учитывающей специфические особенности выделенной группы потребителей, т. е. сегмента рынка. При исследовании рынков потребительских товаров рекомендуется учитывать следующие признаки: географический или территориальный (город, район, регион и т. д.); демографический (пол, возраст, род занятий, уровень доходов и т. д.); социологический (принадлежность к общественному классу, образ жизни, тип личности); поведенческий (поводы для покупок, искомые выгоды, интенсивность потребления, статус пользователя). Далее определяются основные потребители услуг в каждом сегменте рынка (выбор целевых сегментов транспортного рынка), т. е. клиенты или группы клиентов, которым АТП должно уделять большее внимание при проработке вопросов комплекса маркетинга. Фактически определяется приоритетность обслуживания клиентуры.
Анализ конкурентов помогаетопределить и уточнить положение предприятия и его услуг в конкурентной борьбе, наметить и осуществить потенциальные меры по улучшению его конкурентоспособности.
На основе анализа разрабатывается конкретная программа мероприятий, направленная на привлечение заказчиков. Состоять программа должна из практических организационно-технических мероприятий (расширение предоставляемых услуг и улучшение их качества, более полный учет требований и пожеланий заказчиков, повышение квалификации специалистов, разработка более гибких, дифференцированных по условиям работы и заложенному уровню рентабельности тарифов, укреплению репутации и т.д.), которые позволят завоевать потенциальных заказчиков и сделать их клиентами предприятия.