Конкурентный выбор (отбор) поставщиков продукции.
Тема 4. ТОРГОВАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКИ
Место торговой функции в снабженческом процессе государственной организации.
Процесс снабжения можно рассматривать как последовательность операций государственного покупателя: торговую, транспортную и складскую функции. В аспекте перехода прав собственности на товар – это стоимостная доставка продукции потребителю, то есть переход прав собственности на продукцию (торговая функция), и материальная доставка продукции (транспортная и складская функции).
Торговая функция снабженческой деятельности определяется процессами организации заключения и документарного исполнения соответствующих государственных договоров на покупку продукции, а практическое (собственно материальное) их исполнение осуществляется в виде процессов транспортировки (физической передачи) закупленной продукции и ее последующего размещения либо на складах государственного распределителя, либо на территории или в помещениях непосредственного ее государственного потребителя (покупателя).
Торговая функция государственного снабжения — это покупка продукции государственной организацией на основе заключения государственного контракта (договора купли-продажи), оплаты этой продукции и оформления документов, свидетельствующих о праве собственности на нее.
Значимость торговой функции двояка:
1) она занимает начальное место в общей цепи государственного снабжения, т.е. является его первым этапом по отношению к процессам транспортировки и хранения закупленного товара;
2) она играет главную роль среди всех этапов государственного снабжения, так как:
• только в этом случае происходит переход прав собственности на закупленную продукцию к государству в лице государственной организации как заказчика;
• только данный процесс может быть организован как конкурентный процесс в ходе государственного снабжения.
Торговая функция, которую осуществляет государственный покупатель в ходе снабженческого процесса, обычно включает следующие основные последовательно совершаемые действия:
• конкурентный выбор поставщика (продавца) продукции;
• заключение государственного контракта, или юридического (гражданско-правового) договора на поставку товаров и услуг для государственных нужд с тем участником рынка, который оказался победителем в государственном конкурсе или аукционе (или же был отобран иными законными способами);
• исполнение государственного контракта: перечисление государственным заказчиком денег в оплату за продукцию и получение необходимых документов на продукцию.
На практике исполнение контракта осуществляется в соответствии с зафиксированными в нем условиями поставки купленного товара, а потому для государственного заказчика важно, чтобы процесс доставки (транспортировки) купленного товара до государственного покупателя был бы сразу оговорен в этом договоре,
Конкурентный выбор (отбор) поставщиков продукции.
Обычно на рынке имеется много поставщиков примерно одинаковых товаров, что позволяет государственному покупателю организовать конкурентный выбор лучшего поставщика с позиций цены товара и иных условий его поставки. Конкурентный выбор поставщиков по государственным контрактам обычно осуществляется путем организации государственного торга в форме конкурса или аукциона. При этом государственный заказчик сам определяет условия конкуренции среди поставщиков, и прежде всего в отношении характеристик закупаемого товара, которые он должен заранее отобразить в условиях торга (в извещении о торгах, в документации к торгам) и которые обязательно включают следующие показатели:
• качество закупаемой продукции должно максимально соответствовать потребностям государственного покупателя. Это качество обычно выражается в стандартах и технических условиях или иных (полезных, потребительских) характеристиках товаров;
• количество продукции (услуги) государственный покупатель обозначает необходимость закупки нужного ему количества товара, которое может быть закуплено у одного поставщика;
• сроки поставки — сроки, в течение которых должна быть поставлена купленная продукция (один срок или разбивка какого-то периода поставки по срокам);
• гарантии исполнения поставщиком своих обязательств перед государственным заказчиком;
• начальная (предельная) цена государственного контракта. В процессе конкурентного отбора продавцов эта начальная цена не может быть превышена, но она может быть понижена в результате конкуренции между потенциальными поставщиками;
• требования по доставке (транспортировке) до покупателя. Государственной организации обычно затруднительно самой профессионально заниматься еще и вопросами транспортировки купленной продукции, поэтому государственный контракт обычно включает покупку товара на условиях его доставки до государственного заказчика (или соответствующего распределительного склада).
Перечисленные группы показателей (факторов) детально конкретизируются в зависимости от вида закупаемой продукции и иных условий, в которых находится государственный покупатель на рынке.
На практике государственные заказчики обычно имеют более- менее устойчивый состав поставщиков, который в целом сохраняется в течение определенного времени, что объясняется либо свойствами самой закупаемой продукции, которую мало кто может произвести на рынке (например, вооружения), либо тем, что сам рынок достаточно монополизирован производителями или торговыми дистрибьюторами.