III. Тарооборот & Пулинг
Комплекс операций, связанных с приемом тары, высвобождением от груза, приведением тары в порядок, организацией правильного хранения и своевременного возвращения называют тарооборот. Основные требования к таре и упаковке, а так же их обращению изложены в Гражданском кодексе Украины (ГКУ). В частности, согласно ч. 1 ст. 685 ГКУ продавец по договору купли-продажи обязан передать покупателю товар в таре и (или) в упаковке, если иное не установлено договором купли-продажи или не следует из сути обязательства. Обязанность передачи товара в таре и (или) в упаковке не распространяется на товары, которые по своему характеру не требуют применения тары и (или) упаковки.
Товар должен быть передан в таре и (или) упакован обычным для него способом в упаковку, а при их отсутствии – способом, который обеспечивает сохранность товара этого рода при обычных условиях хранения и транспортировки, если договором купли-продажи не установлено требований относительно тары и (или) упаковки (ч. 2 ст. 685 ГКУ).
Обязанность проверять количество, ассортимент, качество, комплектность, тару и (или) упаковку товара (испытание, анализ, осмотр и т. п.) может быть возложена на продавца в соответствии с договором купли-продажи, актами гражданского законодательства и нормативно-правовыми актами по вопросам стандартизации. В этом случае продавец должен по требованию покупателя предоставить ему доказательства проведения такой проверки (ч. 3 ст. 687 ГКУ). Требования о наличии упаковки на товаре предусмотрены и в подзаконных нормативных актах, в частности, в Правилах № 104 и в Правилах № 185. Итак, продавец может поставить товар без тары (упаковки) только в том случае, если это прямо предусмотрено договором купли-продажи или следует из сути обязательства (к примеру, ясно, что такой товар, как автомобиль, поставляется клиенту без упаковки).
Важное значение имеет соблюдение установленных правил вскрытия (разгрузки), краткосрочного хранения тары на предприятиях (в торговле или на складах) и завершения процесса ее обращения.
В соответствии с п. 4 Правил использования упаковки № 15 средства упаковки многократного использования подлежат возврату в 30-дневный срок, если другой срок не предусмотрен специальными нормами этих Правил. Причем на этот срок ориентируются и суды при разрешении спорных вопросов, связанных с возвратом тары. Поэтому если стороны желают применить другие сроки для возврата тары, их следует указать в договоре.
Следует также иметь в виду, что Правилами использования упаковки № 15 установлены штрафные санкции за нарушения в предоставлении средств упаковки многократного использования, в частности:
· за просрочку возврата (сдачи) этих средств до 15 дней покупатель (получатель) уплачивает поставщику штраф в размере 150% цены приобретения таких средств, а свыше 15 дней – 300% с учетом ранее уплаченного штрафа. В случаях потери средств упаковки многократного использования, кроме штрафа, уплачивается и их стоимость (п. 95 Правил использования упаковки № 15);
· за отказ от приема средств упаковки многократного использования, возвращенных покупателем (получателем) в соответствии с этими Правилами, поставщик продукции (товаров) уплачивает таросдателю штраф в размере 300% их стоимости (п. 96 Правил использования упаковки № 15);
· за поставку в нарушение требований стандартов, технических условий или договора продукции без тары или упаковки или без применения средств пакетирования, предусмотренных этими Правилами, поставщик платит покупателю штраф в размере 5% от стоимости такой продукции (п. 97 Правил использования упаковки № 15).
При отсутствии в договоре условий относительно обязательного возврата средств упаковки и имущественной ответственности за нарушение такого обязательства у хозяйственного суда нет правовых оснований для удовлетворения требований, связанных с уплатой указанных штрафов.
К тому же согласно ч. 1 ст. 216 ХКУ участники хозяйственных отношений несут хозяйственно-правовую ответственность за правонарушение в сфере хозяйствования путем применения к правонарушителям хозяйственных санкций на основаниях и в порядке, предусмотренных Хозяйственным кодексом Украины, другими законами и договором. И поскольку рассматриваемые санкции установлены подзаконным актом, то их применение не вызывает сомнения только при условии указания в договоре. В то же время в судебной практике встречались случаи, когда суды принимали решение о взыскании указанных штрафов и при отсутствии штрафного условия в договоре. Поэтому условие о размере штрафов, связанных с оборотом тары, или их отсутствии крайне важно указать в договоре.
В договоре желательно предусмотреть и другие условия, в частности, о порядке определения стоимости тары (в том числе залоговой), переходе права собственности на тару (переходит такое право к покупателю или нет). Эти нюансы позволят в будущем избежать возможных проблем с контрагентами.
В частности, относительно новой темой в обороте тары является пулинг.Пулинг - это система оборота многоразовой тары, цель которой оптимизировать логистические издержки на пути продукции от производителя к конечному потребителю. В системе Пула (от слова «пул» - объединение) транспортная тара циркулирует в пределах ограниченного круга компаний, вошедших в пул. Каждый участник владеет (распоряжается) необходимым количеством тары в определенный промежуток времени, после чего передает ее следующему участнику.
Во время второй мировой войны Армия США доставляла огромное количество грузов в Австралию для обеспечения военных действий в Тихоокеанском регионе против Японии. Война закончилась, и американские войска вернулись домой, оставив после себя огромное количество деревянных паллет. Один предприимчивый гражданин предложил выкупить все эти паллеты, после чего он начал предоставлять их в аренду. Так возник первый в мире пулинговый оператор CHEP - на сегодняшний день, один из мировых глобальных лидеров пулинга паллет и контейнеров.
На сегодняшний день схема работы в системе пулинг проста - пулинговая компании предлагают многоразовую тару на условиях аренды. Используя систему пулинг, предприятие не несет инвестиций в оборотную тару, в том числе в обеспечение резервных запасов тары для покрытия недельных и сезонных пиков. При пулинг предприятие платит фиксированную арендную плату за фактически использованную тару и не несет никаких расходов, связанных с пополнением тары, выбывшей из оборота.
Источник: Украинская пулинговая компания Container-rent [40]
Развитие пулинг в Украине является актуальным вопросом, поскольку Украина по-прежнему остается большим сельскохозяйственным производителем. А пулинг развивается параллельно с развитием плодоовощной промышленности. На сегодняшний день активно развивает пулинговую политику украинская компания "Бекристон" (2008 г), поставщик плодоовощной продукции отечественного и импортного производства в национальные торговые сети Украины. В процессе деятельности компания столкнулась с проблемой - отсутствие на рынке недорогой качественной упаковки (для отечественной плодоовощной продукции это сетка, полиэтиленовый мешок, вторичный картонный ящик после бананов, так называемая "бананка" и пластиковый ящик после импортных цитрусовых - "плетенка"). Существовала практика, когда поставщики пользовались собственным парком тары, но при этом не передавали тару покупателям, а требовали перегружать продукцию и возврат тары. Такой подход ведет к порче продукции и общим финансовым потерям. В 2010 году компанией было принято решение выделить услугу проката тары - как отдельный бизнес проект. В начале года основано предприятие "Украинская пулинговая система" (УПС), деятельность которой была направлена на обеспечение украинского поставщика и производителя многоразовой оборотной тарой, для поставок в торговые сети Украины. За 2010 году в оборотной таре УПС было перевезено 300 тыс. тонн продукции, общий парк оборотной тары составил 800 000 ед.
В 2013 году компания открыла Пулинговую систему оборота (ПСО), основная цель которой комплексное обеспечение логистических процессов разно профильной оборотной тарой (ящики, контейнера, паллеты, ролкейджи). Закупка транспортной тары происходит у израильского производителя Polymer Logistics, основными клиентами которого есть компании TESCO, METRO, WalMart, Coca-Cola, Globus, ALDI, Gerber и другие.
За последние 30 лет пулинг стал основой для организации оборота многоразовой тары в развитом мире. В настоящее время пулинговые компании присутствуют на логистическом рынке всех более-менее развитых стран.
Крупнейшие из них оперируют на нескольких континентах с парком многоразовой тары, превышающей сотни миллионов штук.
· «Deutsche Paletten Logistik» - 400 млн. оборотов в год.
http://www.dpl-pooling.com/Ladungstraeger-Logistik.14.0.html
На рынке с 1992 года, 20 представительств в Еропе, прирост 9,5% в год, парк тары 33 млн.под..
· «Polymer Logistics» - 500 млн. ящ. оборотов в год
http://www.polymerlogistics.com/rus
На в рынке с 1994 года, офисы - Австралия, США, Ирландия, Конг-Конг, Испания, Германия, Франция, ежегодный прирост оборота тары - 8 %, парк тары 36,5 млн. ящиков.
· «IFCO Systems» - 2 000 млн. ящ. оборотов в год
http://www.ifco-us.com/america/na/en/index.php
На рынке с 1998 года, 40 представительств по всему миру, парк тары 140 млн. ящ.
· «Brambles» - управляющая компания IFCO и CHEP http://www.brambles.com/about-brambles
На рынке с 1875 года, представительства в 50 странах мира, выручка 9 млрд. $ в 2013 году.
· «Container Centralen» - крупнейший оператор контейнеров и ролл-кейджев, специализируется на разработке складской техники «на тихом ходу» http://www.container-centralen.co.uk
· компания «Мега пул системс» основной оператор пула в России, www.megapoolsystems.com, обслуживает 11 млн. ящ. в год.
http://myhomebusiness.ru/ideas/625-biznes-na-arende-plastikovoj-tary.html