Виды транспортных экспедиторов

Лабораторная работа №2

Транспортно-экспедиционное обслуживание связывается с предоставлением целого комплекса услуг, перечень которых является весьма разнообразным по характеру, сложности, диапазону, месту, способам и времени осуществления, открытым и многоотраслевым.

Международная практика, многочисленные теоретические разработки не создали единого подхода в систематизации, типизации и разграничении разновидностей транспортно-экспедиционной деятельности и организаций, их осуществляющих.

В зависимости от роли, выполняемой в ходе транспортно-посреднической деятельности, можно выделить следующие виды экспедиторов.

· Экспедитор, являющийся простым посредником между грузоотправителем и перевозчиком транспорта общего пользования.

Руководствуясь поручением заказчика, им заключается договор перевозки на публичных условиях в соответствии с действующими нормами используемого вида транспорта. Экспедитор не принимает участия и не ответствен за исполнение этого договора, отвечая только за надлежащее выполнение услуг, определенных договором транспортной экспедиции.

· Экспедитор, являющийся посредником между грузоотправителем и перевозчиком транспорта необщего пользования.

Его деятельность связывается с выполнением функций сводничества (брокерства) по содействию на возмездной основе в заключении соглашения на использование транспортного средства этого перевозчика под перевозку грузов конкретной номенклатуры на согласованных сторонами условиях (непубличных условиях). Подписанное соглашение является договором фрахтования, приобретает силу договора перевозки на нерегулярной основе.

· Экспедитор, являющийся посредником между грузоотправителем и непубличным перевозчиком, действующим на регулярной основе.

Выполняет функции фрахтового агента, цель которого – выгодная продажа или покупка перевозок в интересах его принципала.

· Экспедитор, посредническая деятельность которого связывается с продажей как экспедиторских, так и перевозочных услуг.

Действует в роли договорного перевозчика, заключая с клиентом договор перевозки от своего имени, не выполняя перевозку, но принимая на себя ответственность за действия и возможные ошибки фактического перевозчика в соответствии с отраслевыми нормами используемого вида транспорта.

По классификации ЮНКТАД в странах функционируют следующие основные типы экспедиторских компаний[2], различающиеся в основном по степени участия в международном транспортно-экспедиционном обслуживании. Прежде всего, это предприятия крупных иностранных экспедиторских групп, более половины капитала которых принадлежит национальным предпринимателям страны регистрации в соответствии с ее законами. Такие предприятия имеют развитую организационную структуру, сеть представительств и филиалов в грузообразующих и грузопогашающих регионах международного пространства, современную технологию управления, тесные и широкие связи с владельцами транспортной инфраструктуры, международными перевозчиками, терминалами. Они не ограничиваются только посредническими операциями и организацией доставки грузов, внедряются в перевозочный процесс, приобретают и эксплуатируют транспортные средства определенных видов (трейлеры, автотягачи, железнодорожные универсальные и специализированные вагоны, речные и морские суда и др.), предлагая своим клиентам саму перевозку в качестве основной услуги в «пакете» с набором других обычных экспедиторских услуг.

Другой тип экспедиторских компаний, по классификации ЮНКТАД, – предприятия, обеспеченные исключительно национальным капиталом (как правило, региональным). Они не располагают тесными международными связями, являются эпизодическими участниками международного процесса перевозки, оказывая определенную поддержку национальным внешнеторговым организациям. В этой связи имеют ограниченные возможности в соответствии с требованиями современной торговли и транспортировки, испытывают трудности в сохранении своего присутствия на международном рынке транспортных услуг. Такие компании заинтересованы в процессах либерализации и являются участниками создания с международными экспедиторами совместных предприятий.

Как самостоятельный вид экспедиторских компаний ЮНКТАД выделяет многочисленные компании, действующие на основе личных контактов с заказчиком, стремящиеся отвечать его специфическим потребностям, предоставляя услуги по более низкой цене, чем утвердившиеся на национальных рынках экспедиторские фирмы. Это экспедиторы-консигнаторы, арендаторы и владельцы складов, контейнерных парков и др., действующие на условиях договоров поручения и комиссии. В эту группу относят также и торговые компании, которые самостоятельно занимаются экспедированием, предоставляя основные и дополнительные услуги, включая таможенное оформление
грузов.

В зависимости от характера выполняемых транспортно-экспеди­цион­ных операций экспедиторы могут быть типизированы следующим.

По специализации видов транспорта. С определенной степенью условности экспедиторов возможно разделить на группы в зависимости от их специализации по видам транспорта. Примером могут служить экспедиторы, занимающиеся обслуживанием в морских, воздушных, железнодорожных, автомобильных и водных перевозках.

Согласно КТМ РФ услуги по экспедированию грузов в морских перевозках выполняются морским агентом по договору морского агентирования по поручению и за счет судовладельца и только в определенных портах или территориях (ст. 232), а в пользу другой стороны – только с согласия судовладельца (ст. 235). К основным функциям морского экспедитора относятся: организация и координация перевозки из порта в порт; комплектование (консолидация) грузовых отправок; оформление коносаментов; организация хранения грузов, страхования морской перевозки и таможенного оформления; оплата фрахтов. Дополнительные функции связываются с резервированием грузовместимости и отгрузки, предоставлением груза на портовые склады или склад владельца груза, организацией перевалки грузов, слежением за продвижением груза и предоставлением точной информации о его транспортировке, проверкой документации.

Экспедиторы, действующие на воздушном транспорте, могут быть консолидаторами (интеграторами) грузовых отправок или агентами авиаперевозчиков. Комплектуя грузовые отправки до более крупных или разукомплектовывая их в целях скорейшей и более экономичной доставки, авиаэкспедиторы действуют в интересах грузовладельцев, предоставляют собственную авиагрузовую накладную (house air waybill,HAWB), неся ответственность за груз, его транспортировку, включая наземную, и выдачу получателю в соответствии с инструкциями отправителя. Имеют скидки с тарифа, уторгованные ими с авиаперевозчиком за объемы предъявляемых грузов и являющиеся источником покрытия их расходов и формирования доходной части.

Агенты-экспедиторы реализуют грузовместимость (cargo space) конкретных авиаперевозчиков, используя договорные ставки, предоставленные им авиаперевозчиками по агентскому договору.

Оба вида авиаэкспедиторов предлагают также ряд дополнительных услуг, включая подготовку документов на груз, таможенное оформление, хранение, взаиморасчеты с продавцами и покупателями транспортируемых товаров, их наземную доставку и др.

Большинство авиаэкспедиторов и агентов воздушных перевозчиков выполняют функции, которые по своему характеру идентичны, поэтому авиаэкспедиторы являются также и грузовыми агентами, а большинство грузовых агентов – авиаэкспедиторами. Все их действия осуществляются на основе сложившихся производственных отношений с учетом специфики обеспечения безопасности полетов, сохранности воздушных судов и перемещаемых ими грузов.

Экспедиторы на железнодорожном транспорте предоставляют услуги по организации перевозки и заключению договоров с перевозчиками, обеспечению отправления и прибытия грузов на местах общего и необщего пользования, исходя из требований Устава железных дорог и Правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте. С позиций гражданского права экспедирование на местах общего пользования является агентской деятельностью по отношению к железнодорожному перевозчику, владельцу транспортной инфраструктуры, связанной с привлечением грузов для обеспечения объемов перевозок. На местах необщего пользования экспедирование осуществляется на основе полномочий клиента, предоставленных им на условиях комиссии или поручения.

На автотранспорте экспедированием занимаются, как правило, специализированные автопредприятия и фирмы, которые помимо непосредственных перевозок грузов осуществляют экспедирование по поручениям клиентов и агентирование автотранспортных средств. В состав оказываемых транспортно-экспедиционных услуг входят:

– основные, связанные с подготовкой грузов к перевозке, оформлением товарной и транспортной документации, организацией и выполнением доставки и сопровождения грузов до получателей, на пункты передачи другим видам транспорта, организацией ее осуществления;

– дополнительные, связанные с оформлением экспортно-импортных документов на груз, включая таможенное оформление, производство взаиморасчетов за счет клиента, информационные услуги о получении разрешений на международную отправку груза, продвижении груза по маршруту, сохранности груза.

По сфере деятельности:

– международные экспедиторы, принимающие на себя часть функций по исполнению международной сделки купли-продажи товаров при организации их выгодной доставки покупателю, действующие на стороне своего заказчика, т. е. принимающие на себя заботы об интересах экспортера или импортера;

– операторы смешанных перевозок, принимающие под свою ответственность выполнение международной доставки грузов различными видами транспорта конечному получателю в интересах ее заказчика;

– внутренние экспедиторы, предоставляющие транспортные услуги при перевозке грузов фактическими перевозчиками на территории своей страны;

– фактические перевозчики, имеющие в своей структуре подразделения, занимающиеся предоставлением транспортно-экспедиционныхуслуг при перевозках во внутренних и (или) международных сообщениях.

По месту оказания услуг:

– в пунктах отправления, действующие как экспедиторы продавца и агента первого перевозчика с тем, чтобы сдать товар для перевозки. Основной задачей экспедитора продавца является подготовка экспортного товара к перевозке, идентификация его транспортных характеристик, параметров его качества, которые учитывают при согласовании условий заключаемых договоров на перевозку, доставка товара первому перевозчику;

– пунктах перевалки и назначения;

– пунктах назначения, обеспечивающие качественную и количественную оценку состояния прибывшего груза, выполнение с ним обязательных процедур, предусмотренных транспортными уставами и кодексами, правилами перевозок, доставку груза и его выдачу по месту нахождения получателя.

По специализации:

– терминальные, обеспечивающие и организующие хранение, складскую обработку на региональном уровне в транспортных узлах. Действуют как специализированные, в том числе и по видам грузов, располагая соответствующими складскими устройствами и сооружениями, автотранспортными средствами;

– внутрипортовые, которые по договору с портом (его транспортно-экспедиционной конторой – ТЭК) производят полный комплекс услуг по организации и контролю хода операций при формировании судовых партий, оформление грузовых и транспортных документов. Действуют в тесном контакте с портовыми агентами перевозчиков. Они участвуют в планировании перевалки грузов в порту, включая подтверждение заявки грузоотправителя на подачу вагонов и контейнеров, организуют их загрузку на основе консолидации и разукрупнения, производят сортировку, пакетирование грузов, ремонт их тары и упаковки. Если требуется, организуют сюрвейерский осмотр груза. Имеют тесные связи с экспедиторами портов назначения, транзита и перевалки, в том числе и в других странах. Проверяют правильность оформленной грузовой и транспортной документации, устраняют любые несоответствия, связанные с условиями перевозки грузов;

– экспедиторы-арендодатели специализированных транспортных средств, трейлерно-контейнерного парка;

– экспедиционные, предоставляющие услуги по сопровождению груза в процессе его перевозки.

Транс­порт­ная экс­пе­ди­ция под­ра­зу­ме­ва­ет ока­за­ние услуг, свя­зан­ных с пе­ре­воз­кой груза. А это не толь­ко до­став­ка груза, но и дру­гие услу­ги, необ­хо­ди­мые для его до­ставки, в част­но­сти:

· оформ­ле­ние до­ку­мен­тов на груз;

· про­хож­де­ние та­мо­жен­ных про­це­дур;

· упла­та та­мо­жен­ных по­шлин и сбо­ров;

· упа­ков­ка груза;

· по­груз­ка и раз­груз­ка;

· про­вер­ка ко­ли­че­ства и со­сто­я­ния то­ва­ра после по­груз­ки-раз­груз­ки;

· хра­не­ние то­ва­ров;

· по­лу­че­ние груза.

Наши рекомендации