Концепция расширяющегося взаимодействия

Время, качество и гибкость стали едва ли не самыми главными критическими факторами в системах логистического взаимодействия. Именно они определяют возможности сокращения затрат и конкурентное лидерство. Известные модели электронного бизнеса В-2-В и В-2-С дополняются новыми моделями Х-2-Х, развитием ЕRP и CALS-технологий. Их широкая интеграция открывает новые возможности для повышения эффективности информационного взаимодействия при системном управлении ресурсами и рисками.

Создание логистических информационных систем обычно отождествляется с разработкой и внедрением программно-компьютерной поддержки автоматизированного модульного управления такими функциями, как транспортировка, складирование, формирование запасов, и последующим моделированием логистических цепочек поставок необходимых ресурсов.

Однако указанный подход уже не отвечает требованиям времени, тем глобальным революционным переменам, которые происходят в бизнесе и сфере инфокоммуникаций. Все более интегрированной становится деятельность бизнес-единиц в их партнерских отношениях и взаимодействиях благодаря созданию компьютеризированных распределенных сетей управления и использованию Интернета. Происходит активная структурная перестройка консолидированного менеджмента на корпоративном уровне национальном и международном масштабах. Консолидированный менеджмент объединяет теперь не только различные подразделения одной компании, но также субконтрактов, поставщиков, партнеров, клиентов. Логистические цепочки расширяются, охватывая такие этапы жизненного цикла изделий, как разработка, снабжение, производство, продажа, эксплуатационная поддержка, техническое обслуживание, ремонт и утилизация.

Информационная составляющая таких многозвенных цепочек особенно при поддержке жизненных циклов сложных наукоемких изделий имеет определяющее значение. Роль этой составляющей будет постоянно возрастать.

Единое информационное пространство предполагает наличие общей интегрированной базы данных (ИБД), открытой для всех ее пользователей. Обработав полученную из ИБД информацию, пользователи должны передавать результаты обработки в ИБД.

Новый системно-ресурсный подход, нацеленный на повышение эффективности информационной составляющей в цепочках поставок, и называется концепцией расширяющегося логистического взаимодействия.

Такая концепция предусматривает создание самоорганизующейся системы формирования информационных ресурсов логистического назначения и открытого пользования ими, а также сети взаимодействующих в системе автономных компетенц- центров. Они обеспечивают параметрический контроль и регулирование информационных потоков в заданных рамках и режимах.

Концепция ориентирована на поддержку эффективного и устойчивого функционирования интегрированных цепочек поставок (ИЦП) в изменяющихся условиях рыночной среды путем их адаптации к этим условиям. При разработке концепции рассмотрены критерии устойчивости ИЦП, влияние на уровень устойчивости опасных факторов, допустимые риски снижения этого уровня.

3. WEB – логистика

Объектом изучения WEB–логистики являются сетевые формы сотрудничества между владельцами различных ресурсов (материальных, финансовых, информационных, трудовых и др.) Основное внимание WEB–логистика уделяет формированию качественно новой среды управления бизнесом, формализации и стандартизации алгоритмов деятельности, в частности, созданию проектов посредством Интернета.

К числу характерных особенностей WEB–логистики можно отнести:

· акцент на управление процессом предоставления услуг;

· использование процессно-ориентированных технологий;

· стандартизацию основных процессов и регламентацию действий;

· создание виртуальных коллективов, использующий для оформления собственной деятельности множество юридических лиц;

· применение информационных и коммуникационных технологий, особенно Интернет.

Проект является сложной системой, в рамках которой реализуется законченное множество бизнес-процессов. Каждый из них представляет совокупность различных видов деятельности, в которой «на входе» используются один или более видов ресурсов. В результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя.

Бизнес-процесс представляет собой одну из форм отклика на изменение параметров внешней или внутренней среды. Проект трактуется как многоуровневая сервисная система, а управление проектом – как регулирование параметров бизнес-процесса. Следование проектным и процессно-ориентированным технологиям управления делает бессмысленной должностную иерархию.

Под продуктом понимается результат выполнения бизнес-процесса. Частными случаями продуктов являются товары и услуги, обладающие рядом отличительных свойств. Управление коллективом предполагает четкую формулировку параметров конечных и промежуточных продуктов, получаемых в ходе реализации проекта. Способность к созданию продукта с заданным набором свойств – основание для включения исполнителя в состав виртуальной команды.

Базовые подходы к формализованному описанию продукта были сформулированы еще в начале 60-х годов ХХ века при разработке концепции MRP. Именно тогда стало использоваться понятие «спецификация продукта» или ВОМ (Bill of Material), характеризующие его состав и нормы расхода сырья, материалов и компонентов на единицу готовой продукции. Многоуровневые спецификации содержат сведения обо всех компонентах, входящих в номенклатурную позицию. Помимо обычных ВОМ существуют также плановые ВОМ. Последние предполагают использование так называемых фантомных номенклатурных позиций, т.е. тех, которые вводятся только для планирования производства и физически не существуют. Эта логистическая единица внедряется в описание структуры продукта с целью определения вариантов продуктов на уровне компонентов и материалов. Таким образом, ВОМ можно рассматривать как многоуровневую, древовидную структуру, фиксирующую требования ко всем номенклатурным единицам, входящим в состав продукта.

Спецификация конечного продукта бизнес-процесса будет являться вершиной древовидной структуры спецификаций субпродуктов (сырья, компонентов, комплектующих, сервисов и др.) Полученное таким образом дерево спецификаций, в свою очередь, может использоваться для формирования рабочих заданий исполнителям.

Модель управления проектом должен включать в себя: модель учетно-аналитической системы, параметрическую модель бизнес-процессов проекта; модель организационно-распорядительной системы; целевую функцию управления.

Материальным воплощением соглашения о взаимодействии участников проекта обычно выступает инфраструктура, а именно: внешний WEB-сайт, ориентированный на внешнюю среду; интрасеть, поддерживающая взаимодействие непосредственных исполнителей заданий; экстрасеть, предназначенная для внешних пользователей, имеющих особые права доступа к информационным ресурсам проекта.

Одним из параметров, характерным для WEB-логистики, является пропускная способность каналов связи. Важно иметь в виду, что большинство пользователей Интернета, пока располагают оборудованием, не дающим возможность комфортной работы с массивными объемами информации.

Формирование инфраструктуры проекта предполагает:

- разработку соглашения об уровне услуг;

- стандартизацию интерфейсов взаимодействия (в том числе, на программно-технологическом уровне).

Корректно выстроенная инфраструктура должна обеспечить существенное сокращение издержек и экономию времени. Этого можно добиться за счет снижения расходов на содержание административного и вспомогательного персонала, аренду помещений, техники; формирование непрерывного «конвейера работ» и других мероприятий.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1.

Задача 1.

Постановка задачи.Предприятие «Омега» планирует в будущем году выпуск продукции Р в количестве 100 000 единиц, что соответствует потребностям рынка. На изготовление единицы продукции Р необходим материал первого сорта в количестве 24 кг. Для того, чтобы в полном объеме и с минимальными для предприятия затратами удовлетворить спрос покупателей, отдел логистик установил экономичную партию закупки материала Р, равную 200 т, которой соответствуют минимальные затраты на размещение, выполнение заказа и хранение запасов. Заказы на материал Р должны подаваться поставщику через равные периоды времени, время выполнения заказа – 1 неделя. По расчетам планово–экономического отдела предприятия «Омега», максимальная цена закупки 1 т материала Р может быть не более 2 100 000 руб., в противном случае предприятие не будет иметь минимальной рентабельности производства.

Предприятие «Омега» не может оплачивать материальные ресурсы до их поставки. Оплата закупаемых материалов производится с помощью платежных поручений. Доставка материала осуществляется по принципу «точно в срок», в бумажных или полиэтиленовых пакетах.

1. Определить годовую потребность предприятия «Омега» в материалах Р.

2. Какова должна быть периодичность поставки материала Р на склад «Омега»?

3. Изучите табл. 1, в которой представлен список потенциальных поставщиков материала Р для предприятия «Омега», а также рекомендуемые критерии оценки поставщиков. В числе поставщиков представлены четыре предприятия- изготовителя и три оптово–посреднические фирмы.

4. Выбор нового поставщика для предприятия «Омега» проведите в два этапа. На первом этапе исключите из списка тех потенциальных поставщиков, которые не удовлетворяют предприятие по следующим критериям:

- значительной удаленности поставщиков (свыше 200 км);

- цене;

- сорту;

- по форме оплаты;

- периодичности поставок материала;

- величине партии поставки материала;

- размеру производственной мощности;

- количеству материала, продаваемого предприятиям–конкурентам;

- виду упаковки.

В итоге из первоначального списка отбирается 2–3 наиболее подходящих для предприятия поставщика.

5. Оцените каждый критерий выбора поставщиков соответствующими баллами от 1 до 5 и проставьте баллы в графы таблицы 2. Определите суммарное количества баллов по каждому поставщику. Поставщик, имеющий максимальное количество баллов, является наиболее приемлемым для предприятия «Омега».

6. Сформулируйте обоснованность ваших выводов.

Наши рекомендации