Российский рынок воздушных регулярных перевозок
Он имеет свои особенности, проявившиеся за годы реформ.
В настоящий момент в России ещё продолжается процесс формирования устойчивых рыночных отношений в отрасли в сочетании с государственным регулированием важнейших направлений деятельности воздушного транспорта.
В последнее время количество авиакомпаний в России сокращается. Идёт процесс консолидации. Это сегодня естественный и нормальный процесс. Так как только крупные компании смогут обновить свой парк воздушных судов и эффективно их эксплуатировать, обеспечивая им ежесуточный оплаченный налет до 9…11 часов, а также выстоять в конкурентной борьбе.
На графике приведена динамика пассажиропотока через аэропорт «Курумоч»
С 2001 г. пассажирский поток устойчиво растёт.
Доминирующей стратегией на воздушном транспорте РФ в настоящий момент стали стратегия укрупнения для ведущих А/К и выживания для остальных.
Государство пытается найти собственную модель регулирования деятельности воздушного Транспорта.
Виды воздушных перевозок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Низкий и высокий сезоны в перевозках.
Сезонные особенности пассажиропотока необходимо учитывать при планировании рейсов,
в маркетинговой работе с рейсами через частоты, ёмкости, дни недели, времена вылета и
тарифы. Так как пассажир в высокий сезон не тот , что в низкий сезон. В высокий, отпускной сезон пассажиропоток увеличивается в два раза по сравнению с январским, низким сезоном.
Возможные схемы выполнения перевозок.
Радиальная.
Эта схема дает приемлемые экономические результаты для небольшой региональной авиакомпании в сочетании со стратегией «снятия сливок» (малая частота рейсов по направлениям ) при малом парке ВС, но сдерживает применение более прогрессивных схем . Трансферный поток случаен и минимален .
Допускает использование большее количество ночных рейсов и, соответственно,
обеспечивает больший налет на одно ВС и равномерность загрузки технических
служб в течении суток . Возможно применение высоких тарифов .
2. Транзитная –единый номер рейса на обоих участках маршрута.
Эта схема используется при отсутствии прямых рейсов с Севера на Юг и характеризуется большей загрузкой ВС, так как на каждом участке в ВС сидят пассажиры из двух городов. В этом случае северный пассажир при удобном расписании и тарифе может выбрать маршрут через Самару из возможных других предложений через : Москву, Екатеринбург, Уфу и т.д.. При разработке такого расписания необходимо более внимательно просматривать альтернативные расписания конкурентов, добиваясь предпочтительности своего .
Для рейсов с промежуточной посадкой примечателен следующий момент: воздушное судно летит по двум участкам, а пассажиры летят по трем участкам: СЕВЕР-САМАРА, САМАРА- Юг и транзитные пассажиры на участке Север – Юг. Эта схема привлекает менее продвинутых пассажиров тем, что в расписании сразу видно, что пассажир на этом рейсе попадёт в нужное ему место.
3. ВЕЕРНАЯ -это когда максимально возможное количество ВС имеют близкие времена прилета и вылета в аэропорту промежуточной посадки. Т.е.вместе прилетели и вместе вылетели.При этом, чем больше ВС одного или разных перевозчиков участвуют в веере тем лучше для всех участников веера, т.к. увеличивается количество стыковок
и, следовательно, увеличивается количество трансферных пассажиров.
Трансферный пассажир- это, как правило « дешевый» пассажир. Поэтому
необходимо следить, чтобы трансферные пассажиры не заменяли собой прямых «дорогих» пассажиров, иначе возможна ситуация, когда пассажиров стало больше, а доходы меньше.
Важный показатель в этой схеме это общее количество стыковок
Зависимость количества стыковок от количества ВС участвующих в веере:
1 ВС-------------------------------1 стыковка
2 ВС -----------------------------4 стыковки
3 ВС -----------------------------9 стыковок
4 ВС ----------------------------16 стыковок
……………………………………………
10 ВС ---------------------------100 стыковок и т.д.
У этой схемы также есть свои + и --.
Плюсы: - наибольшие выйгрыши реализуются в крупных аэропортах;
- рост пассажиропотока у перевозчиков и в аэропорту;
- увеличение количества стыковок – это путь к объединениям ,альянсам и т.д.;
- в салоне каждого ВС находятся пассажиры в/из нескольких направлений;
- почти уникальная способность переводить антагонистические конкурентные
отношения между различными перевозчиками в аэропорту веера в
партнерские при взаимообмене пассажирами .
Минусы : - согласование времени прилета-вылета между несколькими а/к ограничивает
свободу выбора каждой а/к , что требует большего количества ВС для
единой воздушной сети;
- большая неравномерность в течении суток в загрузке аэропорта и технических
служб базовой А/К при обслуживании ВС и увеличение обслуживающего
персонала;
- повышенные требования по качеству обслуживания пассажиров и их багажа
в аэропорту при пересадке и при приемлемых временах пребывания
пассажиров в транзитном зале ожидания;
- не все стыковки работают одинаково хорошо.
-требует более убедительной рекламы для непродвинутых отпускников-
пассажиров по сравнению с транзитной схемой.
ХАБ – «втулка + спицы» или «hub and spoke» - это прилет в аэропорт в одно время региональных и магистральных рейсов с взаимообменом пассажирами.