Распределитель и гидроцилиндр усилителя автомобиля.
Распределитель и гидроцилиндр усилителя автомобиля ЗИЛ выполнены в одном блоке с рулевым механизмом (рис. 15).
Опорами винта 4 служат роликовый подшипник 17, установленный в крышке 16, и шариковая гайка 5, закрепленная в поршне 3. Винт может незначительно перемещаться в осевом направлении относительно поршня вследствие разности длины золотника 12 и корпуса 13. Это перемещение составляет примерно 1,1 мм в каждую сторону.
Рис. 15. Рулевой механизм с гидроусилителем автомобиля ЗИЛ-130:
а – конструкция; б – схема работы гидроусилителя; 1 – нижняя крышка; 2 – картер рулевого механизма; 3 – поршень-рейка; 4 – винт; 5 – шариковая гайка; 6 – желоб; 7 – шарик;
8 – поршневое кольцо; 9 – промежуточная крышка; 10, 14 – упорные подшипники;
11 – шариковый клапан; 12 – золотник; 13 – корпус распределителя; 15 – гайка; 16 – верхняя крышка; 17 – роликовый подшипник; 18 – боковая крышка; 19 – регулировочный винт;
20 – вал рулевой сошки; 21 – сошка; 22 – центрирующая пружина; 23 – реактивный плунжер; I – при движении автомобиля по прямой; II – при повороте направо; III – при повороте налево
На золотнике имеются три пояска, а в корпусе распределителя – три окна в виде кольцевых канавок. Золотником образуются в корпусе две камеры В и Г. Жидкость от насоса поступает по шлангу в среднее окно, а отводится от распределителя на слив от двух крайних, соединенных между собой окон через другой шланг. В каждой из шести каналов корпуса распределителя между промежуточной и верхней крышками установлено два реактивных плунжера 23. Каждая пара реактивных плунжеров разжимается центрирующей пружиной 22. Предварительное сжатие всех центрирующих пружин осуществляется при завертывании гайки 15. Внутренние полости каналов с реактивными плунжерами соединяются со средним окном корпуса. В корпусе распределителя установлен шариковый клапан 11, сообщающий напорную магистраль со сливной, когда насос усилителя не работает.
Картер 2 рулевого механизма служит гидроцилиндром усилителя. Поршень 3 делит цилиндр на две полости А и Б, каждая из которых соединена с соответствующими камерами распределителя.
При прямолинейном движении автомобиля реактивные плунжеры, находящиеся под действием сжатых пружин и давления масла, заставляют золотник 12 занять в корпусе 13 распределителя среднее положение (рис. 15, б, I). В этом положении между большими кольцами упорных подшипников и торцами корпуса распределителя будут примерно одинаковые зазоры (Т/2). Масло от насоса проходит через камеры В и Г распределителя и поступает в сливную магистраль.
При повороте, например, направо винт 4 (рис. 15, б, II) вывертывается из гайки и перемещается вместе с золотником до упора большого кольца подшипника 10 в торец корпуса. Усилие пружин, действующих на реактивные плунжеры, будут передаваться на рулевое колесо. Зазор между подшипником 14 и торцом корпуса станет максимальным Т. Камера В распределителя будет отсоединена от сливной магистрали, а камера Г – от насоса. Давление жидкости в полости А гидроцилиндра возрастет и начнет вместе с силой, передающейся на поршень, и управляемые колеса повернутся. Вместе с поршнем в осевом направлении будут перемещаться винт и золотник (обратная связь) до тех пор, пока золотник не займет в корпусе распределителя среднее положение. При этом угол поворота управляемых колес будет соответствовать углу поворота рулевого колеса. Аналогично работает усилитель при повороте управляемых колес налево (рис. 15, б, III).
Давление жидкости, действующей на реактивные плунжеры, повышается по мере увеличения сопротивления повороту управляемых колес. Вследствие этого увеличивается сила на рулевом колесе.
Для поворота управляемых колес при неработающем усилителе водитель вынужден прикладывать к рулевому колесу значительно большее усилие, которое затрачивается как на поворот управляемых колес, так и на вытеснение жидкости из одной полости гидроцилиндра в другую, через шариковый клапан 11.
Бачек и насос устроены также как у автомобиля ГАЗ.
Рис. 16. Схема компоновки рулевого управления автомобилей модели ЗИЛ-4314:
1 – рулевой механизм; 2 – насос; 3 – бачок; 4, 5 – шланги; 6 – вал рулевого колеса; 7 – карданный вал; 8 – кардан; 9 – поперечная тяга; 10 – верхний рулевой рычаг; 11 – нижний рулевой рычаг; 12 – продольная тяга; 13 – рулевая сошка