B1–B9 записывайте словами или цифрами
Русский язык. 9 класс.
Вариант РУ9401
Часть 2
(1)Я искал камешки на диком пляже. (2)Накануне штормило, волны, шипя,
переползали пляж до белых стен приморского санатория. (3)Сейчас море стихло, ушло в
свои пределы, обнажив широкую, с синим отливом, полосу песка, отделённую от берега
валиком гальки. (4)Этот песок, влажный и такой твёрдый, что на нём не отпечатывался
след, был усеян зелёно-голубыми камнями, гладкими, округлыми стекляшками,
мёртвыми крабами, гнилыми водорослями, которые издавали едкий йодистый запах. (5)Я
знал, что большая волна выносит на берег ценные камешки, и терпеливо, шаг за шагом,
обследовал песчаную отмель и свежий намыв гальки.
(6)Среди тёмных шершавых камней вдруг что-то нежно блеснуло: крошечная чистая
слёзка. (7)Я вынул из-за пазухи папиросную коробку и присоединил слёзку к своей
коллекции.
– (8)Ну-ка, покажи!..
(9)Я поднял глаза. (10)Надо мной стояла девчонка, худая, с тонкими руками и
ногами. (11)Длинные мокрые волосы облепили лицо, вода сверкала на её бледном, почти
не тронутом загаром теле. (12)Девчонка убрала за уши мокрые волосы, открыв
тоненькое, в тёмных крапинках лицо, зелёные кошачьи глаза, вздёрнутый нос и большой,
до ушей рот, и стала рассматривать камешки.
(13)На тонком слое ваты лежали: маленький овальный прозрачно-розовый сердолик;
и другой сердолик – покрупнее, но не обработанный морем и потому бесформенный,
глухой к свету; несколько прозрачных камней в фарфоровой узорчатой рубашке; две
занятных окаменелости: одна в форме морской звезды, другая – с отпечатком крабика;
небольшой «куриный бог» – каменное колечко. (14) И гордость моей коллекции –
дымчатый топаз, клочок тумана, растворённый в тёмном стекле.
– (15)За сегодня собрал?
– (16)Да ты что?.. (17)За всё время!..
– (18)Не богато.
– (19)Попробуй сама!..
– (20)Очень надо! (21)Марки небось тоже собираешь?
– (22)Ну собираю! – ответил я с вызовом. – (23)Ещё у меня коллекция бабочек
была…
(24)Я думал, ей это понравится, и мне почему-то хотелось, чтобы ей понравилось.
– (25)Фу, гадость! – она вздёрнула верхнюю губу, показав два белых острых клычка.
– (26)Терпеть не могу, когда убивают.
– (27)А знаешь, что я ещё собирал? – сказал я, подумав. – (28)Велосипеды разных
марок!
– (29)Ну да?
– (30)Честное слово! (31)Я бегал по улицам и спрашивал всех велосипедистов:
(32)«Дядя, у вас какая фирма?» (33)Он говорил: «Дукс», или, там, «Латвелла», или
«Оппель». (34)Так я собирал все марки, вот только «Эндфильда модели Ройяль» у меня
не было… – (35)Я говорил быстро, боясь, что девчонка прервёт меня какой-нибудь
насмешкой, но она смотрела серьёзно, заинтересованно и даже перестала сеять песок из
кулака. – (36)Я каждый день бегал на Лубянскую площадь, раз чуть под трамвай не
угодил, а все-таки нашёл «Эндфильд Ройяль»! (37)Знаешь, у него марка лиловая с
большим латинским «Р»…
– (38)А ты ничего… – сказала девчонка и засмеялась своим большим ртом. – (39) Я
тебе скажу по секрету, я тоже собираю…
– (40)Что?
– (41)Эхо… (42)У меня уже много собрано. (43)Есть эхо звонкое, как стекло, есть
как медная труба, есть трёхголосое, а есть горохом сыплется, ещё есть…
– (44)Ладно врать-то! – сердито перебил я. (45)Зелёные кошачьи глаза так и впились
в меня.
– (46)Хочешь, покажу?
– (47)Ну, хочу…
– (48)Только тебе, больше никому. (49)А тебя пустят? (50)Придётся в горы лезть, на
Большое седло.
– (51)Пустят!
– (52)Так завтра с утра и пойдём. – (53)Девчонка тряхнула уже просохшими
волосами. – (54)Давай купнёмся напоследок!
(55)Она вскочила, вся облепленная песком, и побежала к морю, сверкая розовыми
узкими пятками…
(ПоЮ.М. Нагибину)*
*Юрий Маркович Нагибин (1920–1994) – русский советский писатель. Фрагмент взят
из рассказа «Эхо», в котором говорится о дружбе подростков и их необычном
увлечении. По мотивам рассказа снят фильм «Девочка и эхо».
Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста.
К каждому из заданий A1–A7 даны четыре варианта ответа, из которых только
Один правильный. Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите
Кружком.
A1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для
обоснования ответа на вопрос: «Почему девчонка сообщила герою-
рассказчику о том, что она собирает эхо?»
1) Девчонке было скучно, и так она решила развлечься.
2) Девочка была общительной и часто вступала в разговор со своими
сверстниками.
3) Девчонка хотела, чтобы мальчик обратил на неё внимание.
4) Она поняла, что мальчику тоже было интересно коллекциони-
ровать необычные вещи.
A2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «све-
жий» (предложение 5).
1) прохладный 2) новый
3) недавно приготовленный 4) незапачканный
A3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
метафора.
1) Этот песок, влажный и такой твёрдый, что на нём не отпеча-
тывался след, был усеян зелёно-голубыми камнями, гладкими,
округлыми стекляшками, мёртвыми крабами, гнилыми водорослями,
которые издавали едкий йодистый запах.
2) Надо мной стояла девчонка, худая, с тонкими руками и ногами.
3) И гордость моей коллекции – дымчатый топаз, клочок тумана,
растворённый в тёмном стекле.
4) Она вскочила, вся облепленная песком, и побежала к морю, сверкая
розовыми узкими пятками…
A4 Укажите ошибочное суждение.
1) В слове СЛЁЗКА буква Ё обозначает два звука.
2) На конце слова ТОПАЗ происходит оглушение согласного.
3) В слове ЕЩЁ звуков больше, чем букв.
4) В слове ЗАГАРОМ все согласные звуки звонкие.
A5 Укажите слово с непроизносимой согласной в корне слова.
1) вздёрнула 2) стекляшками
3) блеснуло 4) честное
A6 В каком слове правописание приставки определяется её значением – «про-
странственная близость»?
1) пределы 2) приморского
3) присоединил 4) прервёт
A7 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных
страдательных причастиях прошедшего времени пишется -НН-»?
1) каменный 2) облепленная
3) заинтересованно 4) длинные
Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания
B1–B9 записывайте словами или цифрами.
B1 Замените разговорное слово «угодил» в предложении 36 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:
B2 Замените словосочетание «медная труба», построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:
B3 Выпишите грамматическую основу предложения 21.
Ответ:
B4 Среди предложений 1–4 найдите предложения с обособленным обстоятель-
ством. Напишите номера этих предложений.
Ответ:
B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.
Я бегал по улицам и спрашивал всех велосипедистов: «Дядя,(1) у вас какая
фирма?». Он говорил: «Дукс»,(2) или,(3) там,(4) «Латвелла»,(5) или
«Оппель». Так я собирал все марки,(6) вот только «Эндфильда модели
Ройяль» у меня не было…
Ответ:
B6 Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запи-
шите цифрой.
Ответ:
B7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Фу,(1) гадость! – она вздёрнула верхнюю губу,(2) показав два белых острых
клычка. – Терпеть не могу,(3) когда убивают.
– А знаешь,(4) что я ещё собирал? – сказал я,(5) подумав. – Велосипеды раз-
ных марок!
Ответ:
B8 Среди предложений 3–7 найдите сложноподчинённое предложение с парал-
лельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ:
B9 Среди предложений 34–37 найдите сложное предложение с союзной
подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер
этого предложения.
Ответ:
Часть 3