Тексты информации пассажиров, передаваемые локомотивной бригадой (машинистом) по поездному радиовещанию

ГУП

МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН

УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР

Конспект

По управлению

электропоездами серии 81-740/741

Для помощников машинистов

Преподаватель В. А. Коблов

В ТЕКСТЕ ПРИНЯТЫ СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:

АБСД - аварийный блокиратор сигнализатора давления.

АТЗ - аварийно-тренировочные занятия.

АК - аварийный клапан.

БИТ - блок информационного табло.

БНТ - блок наддверного табло.

БСН - блок стабилизации напряжений.

БУСТ - блок управления стояночным тормозом.

ВБ - выключатель батареи.

ВО - вагонное оборудование.

ВПУ - вспомогательный пульт управления.

ГДЗК - газо-дымо защитный комплект.

ГГС - громкоговорящая связь.

ДДЭ - дежурный по электродепо.

ДЦХ - поездной диспетчер.

ДСЦП - дежурный станционного централизованного поста.

ДСП - дежурный станционного поста.

КМ - контроллер машиниста.

КП - колёсная пара.

КРО - контроллер реверса основной.

КРР - контроллер реверса резервный.

КТП - контейнер тягового привода.

КИП - контрольно-инструкторская поездка.

МСИ - модуль силового инвертора.

МВ - монитор видеообзора.

ММ - монитор машиниста.

НМ - напорная магистраль.

ОВЭ - огнетушитель воздушно-эмульсионный.

ОУ - огнетушитель углекислотный.

ППЗ - панель поездной защиты.

ПВЗ - панель вагонной защиты.

ПВУ - повагонное управление.

ПТО - пункт технического обслуживания.

СТ - стояночный тормоз.

СПС - служба подвижного состава.

ТКПР - токоприёмник.

ТП - тяговый привод.

ТЧМ - машинист-инструктор.

ТЭ - тормоз экстренный.

ФКМ - функциональная клавиатура машиниста.

ТЕМА №1: ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ.

Общие положения.

1.1. Помощником машиниста назначается лицо не моложе 18 лет, с образованием не ниже среднего (полного) общего, прошедшее медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор, стажировку и имеющее свидетельство об окончании курсов подготовки по профессии "помощник машиниста электропоезда" и вторую группу по электробезопасности.

1.2. Помощник машиниста обязан:

- знать ПТЭ метрополитенов РФ, Инструкцию по сигнализации на метрополитенах РФ, Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах РФ, Должностную инструкцию, Инструкцию по устранению неисправностей, возникающих на подвижном составе, Местные инструкции, Правила и Инструкции по охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации электроподвижного состава, Правила внутреннего трудового распорядка, другие руководящие документы, определяющие обязанности помощника машиниста;

- при отсутствии действий со стороны машиниста к снижению скорости или остановке состава перед предупредительным сигнальным знаком "Остановка первого вагона", запрещающим сигналом светофора, пассажиром, упавшим на путь и в других случаях, требующих остановки, - принять меры к экстренной остановке поезда (открыть стоп-кран, перевести выключатель «ТЭ» в тормозное положение и т. п.);

- при внезапной утрате машинистом способности управлять поездом, остановить состав, доложить о случившемся поездному диспетчеру, вызвать через него, резервного машиниста или машиниста-инструктора, действовать по указанию ДЦХ;

- приходить на работу к месту заступления ко времени, определённому графиком работы или нарядом, не допуская опозданий;

- при возвращении на работу после отпуска, болезни, командировки и т. п., явиться к нарядчику, сдать ему документы, освобождавшие от работы, получить у него назначение на смену, а в отсутствие нарядчика (выходной день) – у дежурного машиниста-инструктора или оператора линейного пункта;

- о невозможности явки на работу по болезни или каким-либо другим причинам сообщить, не позднее, чем за 3 часа до начала работы, нарядчику локомотивных бригад или дежурному по электродепо (оператору участка ДДЭ) или дежурному машинисту-инструктору (оператору линейного пункта);

- при выполнении должностных обязанностей быть в форменной одежде, опрятно одетым. В праздничные дни и дни, определённые руководством метрополитена, находиться на работе в белой форменной рубашке. Перед сменой иметь полноценный отдых;

- сообщить в отдел кадров электродепо адрес регистрации и фактического места жительства, контактный телефон и немедленно известить в случаях изменений вышеуказанных данных;

- являться по требованию начальника электродепо и (или) заместителя начальника электродепо по эксплуатации на собеседование по вопросам безопасности движения поездов (не реже одного раза в год), на тестирование или собеседование к психологу;

- во взаимоотношениях с работниками метрополитена и пассажирами быть вежливыми, предупредительными и требовать от них выполнения Правил пользования метрополитеном;

- в случае угрозы наезда на людей, препятствие, при обнаружении признаков, угрожающих безопасности движения, принять меры к немедленной остановке поезда и подать машинисту команду: "Стой";

- проявлять бдительность, обеспечивать безопасность движения поезда и перевозимых пассажиров. К ведению поезда относиться как к ответственному производственному процессу, быть в постоянной готовности к нестандартным ситуациям в пути следования, всегда быть готовыми к принятию экстренных мер по обеспечению безопасности движения;

- в случаях, требующих особой бдительности - сигнал светофора или другие сигналы, требующие остановки состава или уменьшения скорости, въезд на станцию, отправление со станции, следование первым поездом, при снижении видимости, затоплении пути, включённом рабочем и аварийном освещении или только рабочем освещении тоннеля, следование по стрелочному переводу, соединительной ветви, наличие письменного или устного предупреждения, и др. - встать с правой стороны от кресла машиниста, взяться за рукоятку стоп-крана и быть готовым применить экстренное торможение;

- в случае вынужденной остановки поезда на перегоне и угрозе безопасности пассажиров, при невозможности продолжить движение, совместно с машинистом организовать высадку и вывод пассажиров на станцию;

- не оставлять рабочее место, если не произведена смена по окончании работы в установленное время. Проинформировать об этом поездного диспетчера, вызвать через него резервного помощника машиниста;

- при возникновении неисправности на составе - принять меры к её устранению. При покидании машинистом кабины управления для устранения неисправности - поддерживать связь с поездным диспетчером и вести информацию пассажирам по линии ГГС, согласно утверждённому перечню;

- при угрозе наезда на подвижной состав или препятствие не покидать рабочее место пока не будут приняты меры к экстренной остановке;

- при передаче сообщения пассажирам по линии ГГС обеспечить чёткость передачи информации, используя при этом установленный набор фраз и речевых сообщений;

- передавать смену лицу, имеющему признаки алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также при других признаках невозможности выполнять им должностные обязанности;

- при работе на линии выполнять требования машиниста – наставника в части выполнения графика движения поездов с соблюдением безопасности движения;

- при выявлении нарушений или недостатков, негативно влияющих на безопасность движения, выполнение графика движения поездов, сообщить об этом машинисту (машинисту-инструктору);

- при работе в ночную смену соблюдать установленный режим отдыха.

1.3. При выполнении должностных обязанностей помощник машиниста должен иметь при себе:

- служебное удостоверение со штампами на право прохода на объекты метрополитена;

- талон предупреждения;

- маршрутный лист;

- удостоверение о проверке знаний нормативных документов по электробезопасности и проверке знаний документов по промышленной безопасности и других специальных правил;

- трёхгранный ключ.

1.4. В административном отношении помощник машиниста подчиняется начальнику электродепо и заместителю начальника электродепо по эксплуатации, а в оперативном отношении машинисту-инструктору, оператору линейного пункта, поездному диспетчеру, дежурному по станции, дежурному по электродепо, оператору участка ДДЭ и обязан выполнять их распоряжения.

1.5. При выполнении должностных обязанностей помощнику машиниста запрещается:

- пользоваться мобильным телефоном и иными радиотехническими и электронными средствами, не относящимися к поездному оборудованию;

- производить размен и подмены, не предусмотренные нарядом и расшифровкой смены без разрешения нарядчика локомотивных бригад или дежурного машиниста-инструктора.

1.6. Помощник машиниста имеет право обратиться к машинисту-инструктору за разъяснениями отдельных положений и требований Правил, Инструкций или других руководящих документов, если не может понять их смысла.

1.7.Помощник машиниста несёт ответственность:

- за обеспечение безопасности движения поездов, соблюдение графика движения поездов и культуры обслуживания пассажиров;

- за незнание и несоблюдение требований ПТЭ метрополитенов РФ, Инструкции по сигнализации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе, Должностной инструкции, инструкций по охране труда, Правил пожарной безопасности, других документов, определяющих работу помощника машиниста;

- за незнание содержания документа, который был доведён под роспись, при наличии личной подписи за его усвоение;

- за непрохождение предрейсового или послерейсового медицинского осмотра;

- за обеспечение сохранности и правильного содержания электроподвижного состава, поездного снаряжения, инструмента, инвентаря и секционной книги ремонта;

- за обеспечение взаимного контроля по выполнению должностных обязанностей при работе на линии, маневровых передвижениях;

- за неудовлетворительные теоретические знания и практические навыки по выходу из случаев неисправностей электроподвижного состава;

- за курение на территории метрополитена, за исключением специально отведённых для этого мест;

- за пользование мобильным телефоном или другими электронными устройствами при выполнении должностных обязанностей;

- за безопасность маневровых передвижений.

ТЕМА №2: "ТАЛОНЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ".

2.1. Талоны предупреждения №1 с зелёной полосой по диагонали, №2 с жёлтой полосой и №3 с красной являются частью документации помощника машиниста. При исполнении должностных обязанностей талон предупреждения должен быть на руках.

2.2. Лишение помощника машиниста талона №1 или №2 является формой профилактической работы, направленной на повышение уровня безопасности движения поездов, и не является дисциплинарным взысканием.

2.3. Талон №1 выдаётся помощнику машиниста при назначении на должность, а также по окончании срока действия талона №2 или №3; талон №2 - после лишения талона №1; талон №3 - после лишения талона №2. Талон предупреждения должен быть выдан не позднее, чем через трое суток после его изъятия.

2.4. Проверка наличия талона предупреждения производится выборочно при заступлении на работу и в течение рабочей смены машинистом-инструктором. При отсутствии талона предупреждения помощник машиниста может быть допущен к работе не более, чем на три смены.

2.5. Талон предупреждения изымается за нарушение:

- ПТЭ метрополитенов РФ;

- Инструкции по движению поездов и маневровой работе;

- Инструкции по сигнализации;

- Должностной инструкции машиниста и помощника;

- Инструкции машинисту электропоездов о порядке приёмки, осмотра, сдачи электроподвижного состава, порядке работы на линии и производстве маневровых работ;

- Инструкции о порядке действий машиниста при возникновении неисправностей на электроподвижном составе;

- Инструкции по содержанию и применению электрических и автоматических пневматических тормозов;

- Инструкции о проходе (проезде) в тоннели, на наземные участки, парковые и деповские пути;

- Инструкций по охране труда и Правил пожарной безопасности, и других руководящих документов.

2.6. Информировать начальника электродепо или его заместителя по эксплуатации о выявленных нарушениях и рекомендовать изъятие талона предупреждения у помощника машиниста имеют право:

- заместители начальника СПС по эксплуатации;

- ревизоры Управления метрополитена;

- начальник отдела эксплуатации СПС и егозаместители;

- заместители начальника электродепо по эксплуатации и безопасности движения;

- машинисты-инструкторы эксплуатируемой линии.

Указанное выше лицо сообщает помощнику машиниста о выявленных нарушениях и в суточный срок информирует начальника электродепо или его заместителя по эксплуатации о необходимости изъятия талона предупреждения.

2.7. После получения информации о нарушении, допущенном помощником машиниста, начальник электродепо или его заместитель по эксплуатации проводит разбор. По окончании разбора он может изъять талон предупреждения. В этом случае помощнику машиниста выдаётся талон предупреждения №2 или №3.

2.8. За одно нарушение может быть изъят один талон предупреждения.

2.9. При допущенном нарушении, помощник машиниста, работающий с талоном предупреждения №3, после разбора приказом по электродепо может быть привлечён к дисциплинарной ответственности в соответствии с ТК РФ.

2.10. При несогласии с решением начальника электродепо помощник машиниста имеет право обратиться с письменным заявлением к заместителю начальника СПС по эксплуатации, который принимает окончательное решение.

2.11. Талон №1 возвращается помощнику машиниста по истечении года с момента его изъятия при условии, что в течение этого времени работник не имел дисциплинарных взысканий. Если в указанный период помощник машиниста имел нарушения, за которые привлекался к дисциплинарной ответственности, то талон №1 возвращается не ранее окончания действия взыскания. Если до возврата талона №1 изымается талон №2, то талон №1 возвращается по истечении года с момента изъятия талона № 2.

2.12. Талон предупреждения №1 может быть возвращён досрочно по ходатайству перед начальником электродепо его заместителя по эксплуатации и машиниста-инструктора, к которому прикреплён помощник машиниста, но не ранее, чем через три месяца со времени его изъятия.

2.13. Информация о случае изъятия у помощника машиниста талона предупреждения доводится до сведения всех локомотивных бригад электродепо.

ТЕМА №3: "ПОЕЗДНАЯ РАДИОСВЯЗЬ. РЕГЛАМЕНТ ПЕРЕГОВОРОВ С ПОЕЗДНЫМ ДИСПЕТЧЕРОМ. ТЕКСТЫ ИНФОРМАЦИИ ПАССАЖИРОВ".

3.1. Поездная радиосвязь предназначена для служебных переговоров по организации движения поездов и обеспечению безопасности движения. На вагонах серии 81-740/741 и их модификаций эксплуатируются радиостанции типа РКМ, РВС и РЛС. Выезд на линию с неисправной поездной радиосвязью запрещён. Пользоваться поездной радиосвязью разрешается машинистам, помощникам машинистов, машинистам-инструкторам, лицам, имеющим право находиться в кабине управления поездом.

3.2. Машинисты и их помощники несут персональную ответственность за содержание передаваемой ими информации.

3.3. Поездные радиостанции во время работы на линии и при выполнении маневровых передвижений должны быть включены и иметь индикацию, отражающую включённое рабочее состояние.

3.4. Для передачи сообщения поездному диспетчеру необходимо снять трубку со станции, нажать тангенту, через одну секунду вызвать поездного диспетчера и передать ему необходимую информацию. После произнесения последней фразы необходимо отпустить тангенту. При этом станция переводится в режим "Приём информации". Не рекомендуется держать нажатой тангенту более одной минуты, так как это приведёт к автоматическому отключению передатчика.

3.5. На метрополитене используются два частотных канала поездной радиосвязи. Первый канал используется при работе на Кольцевой, Таганско-Краснопресненской, Калининской, Серпуховской, Филёвской линиях. Второй канал используется при работе на Сокольнической, Замоскворецкой, Калужско-Рижской, Люблинской и Арбатско-Покровской линиях.

3.6. Локомотивная бригада во время работы на линии должна контролировать исправную работу поездной радиосвязи. При обнаружении её неисправности необходимо снять состав с линии, сделать запись в секционную "Книгу ремонта" и написать донесение.

3.7. При обнаружении неисправности в поезде, устройствах сигнализации и связи, повреждения пути, контактного рельса и других сооружений и устройств, неисправности в поезде, следующем по смежному пути, локомотивная бригада сообщает об этом поездному диспетчеру по поездной радиосвязи, а при её неисправности - дежурному ближайшей станции. Если обстановка требует немедленного доклада – доклад поездному диспетчеру производится по телефону тоннельной связи или по поездной диспетчерской связи.

3.8. Все доклады поездному диспетчеру делаются при следовании поезда в режиме "выбег", на прямом участке пути, при разрешающем показании впереди расположенного светофора (АЛС). При отправлении со станции, следовании в режиме "ход" или "тормоз", с особой бдительностью и в других случаях, когда локомотивная бригада не может отвлекаться от ведения поезда – доклад поездному диспетчеру не производится.

3.9. Если во время следования по перегону локомотивная бригада слышит вызов поездного диспетчера, но по условиям соблюдения безопасности движения не может ответить ему, то после двух кратного вызова машинист останавливает состав для ответа. В случае отсутствия ответа машиниста после двух кратного вызова, поездной диспетчер направляет дежурного ближайшей станции для выяснения причины. Локомотивная бригада, получив сообщение от дежурного по станции, связывается с поездным диспетчером по поездной радиосвязи. При невозможности установить связь - дежурный по станции сообщает об этом ДЦХ, и состав снимается с линии в электродепо.

3.10. Для организации помощи локомотивной бригаде при выходе из случая неисправности, машинист (помощник машиниста) вызывает на состав ТЧМ. При этом если нет необходимости немедленного присутствия на составе машиниста-инструктора, необходимо сделать следующий доклад: "Диспетчер! Машинист 127 поезда, 13 маршрута. Прошу машиниста-инструктора встретить состав". В этом случае ТЧМ встречает поезд на станции, на которой находится линейный пункт. При необходимости немедленного присутствия на составе машиниста-инструктора, доклад должен быть таким: "Диспетчер! Машинист 127 поезда, 13 маршрута. Прошу машиниста-инструктора срочно встретить состав". В этом случае ТЧМ выезжает навстречу неисправному поезду.

3.11. При обнаружении задымления (загорания), при падении пассажира на путь, и в других случаях, угрожающих безопасности движения поездов или жизни людей, необходимо вызвать поездного диспетчера словами: "Диспетчер! Срочно!".

ТЕКСТЫ ИНФОРМАЦИИ ПАССАЖИРОВ, ПЕРЕДАВАЕМЫЕ ЛОКОМОТИВНОЙ БРИГАДОЙ (МАШИНИСТОМ) ПО ПОЕЗДНОМУ РАДИОВЕЩАНИЮ.

Ситуация Тексты  
1. После вынужденной остановки поезда на перегоне по истечении 1 минуты. «Уважаемые пассажиры! Соблюдайте в вагонах спокойствие и порядок, поезд скоро отправится». Текст передаётся независимо от причины остановки.  
2. При вынужденной остановке поезда на перегоне более 3-х минут из-за неисправности подвижного состава. «Уважаемые пассажиры! По техническим причинам отправление поезда задерживается, соблюдайте в вагонах спокойствие и порядок».  
3. При длительной стоянке поезда на перегоне после получения информации от поездного диспетчера. «Уважаемые пассажиры! Соблюдайте в вагонах порядок и спокойствие. Поезд будет отправлен через ... минут (указать ориентировочное время отправления поезда)». Периодичность передачи – с интервалом 5 минут.  
4. Перед отправлением поезда после длительной стоянки на перегоне. «Уважаемые пассажиры! Будьте осторожны, поезд отправляется».  
5. После открытия дверей поезда на станциях, определенных инструктажём или по информации ДЦХ о временном закрытии станции для выхода пассажиров в город, но имеющей переход на другие линии. «Уважаемые пассажиры! Станция ... работает только на пересадку. Выхода в город нет».  
6. Для ускорения посадки и высадки пассажиров при сбое графика или опоздании поезда. «Уважаемые пассажиры! Побыстрей выходите из вагонов (побыстрей проходите в вагоны)».  
7. При проследовании станции без остановки после получения информации от поездного диспетчера. «Уважаемые пассажиры! Станцию ... поезд проследует без остановки. Следующая станция ...».  
8. При закрытии перехода на одной из станций линии после получения информации об этом или в соответствии с инструктажём. «Уважаемые пассажиры! По техническим причинам переход на станцию ... линии закрыт. Пользуйтесь переходом на станции ...».  
9. При закрытии движения на участке линии после получения информации об этом или в соответствии с инструктажём. Уважаемые пассажиры! Движение на участке ... прекращено. Пользуйтесь другими пересадочными станциями.
10. При высадке пассажиров из поезда в тоннеле или на открытом участке перегона. «Уважаемые пассажиры! Поезд дальше не пойдет. Будет производиться высадка в тоннель через кабину управления головного (хвостового) вагона. При выходе из вагонов не забывайте свои вещи. Выход из тоннеля будет производиться по ходу поезда (в противоположную сторону) в сторону станции ...».
11. При получении сообщения по УЭСПМ. «Уважаемые пассажиры! Соблюдайте в вагонах спокойствие и порядок. Поезд через ... минут прибудет на станцию…».
12. На участке линии, закрытом для двустороннего движения.  
12.1. После остановки поезда на станции прибытия. «Станция ... Просьба освободить вагоны. При выходе из вагонов не забывайте свои вещи. Поезд будет следовать в обратном направлении до станции ...».
12.2. Перед прибытием и при стоянке поезда на промежуточной станции. «Уважаемые пассажиры! Поезд следует до станции ...».
12.3. Перед отправлением поезда со станции, ограничивающей зарытый участок, на станцию временного оборота составов. «Уважаемые пассажиры! Поезд будет следовать до станции…».

ТЕМА №4: "СОДЕРЖАНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ ПОЕЗДНОГО СНАРЯЖЕНИЯ".

4.1. Каждый электропоезд должен быть укомплектован следующим поездным снаряжением:

- диэлектрические перчатки – 2 пары;

- заземляющее устройство (закоротка) – 2шт;

- штанга для отжатия башмаков токоприёмников – 1шт;

- асбестовое полотно (кошма) – 2шт;

- ГДЗК – 1шт. при работе на линии в одно лицо, 2шт. в два лица;

- защитные очки – 1шт;

- тормозной башмак – 2шт;

- рельсовый закрепитель с уплотнительным клином – 2 комплекта;

- сигнальный фонарь – 2шт;

- смотровой фонарь – 1шт;

- смотровой молоток – 1шт;

- слесарный молоток - 2шт;

- щётка-веник для уборки кабины - 2шт.

4.2. В одной из кабин управления должен находиться опломбированный инструментальный ящик, укомплектованный следующим снаряжением:

- гаечные ключи – 11шт;

- пассатижи 1шт;

- зубило – 1шт;

- молоток 0.8кг. – 1шт;

- газовый ключ №2 – 1шт;

- изолента черная – 1шт;

- отвертка крестовая – 1шт;

- отвертка шлицевая – 1шт;

- ножовка по металлу с запасным полотном – 1шт;

- ломик слесарный 50см. – 1шт;

- лента смоляная – 1шт;

- перчатки хлопчатобумажные пятипалые – 1 пара;

- проволока мягкая вязальная 3метра, диаметром 1мм;

- курбель для отпуска стояночного тормоза – 1шт.

4.3. Запрещается использовать поездное снаряжение не по назначению.

4.4. Ответственность за наличие и исправность поездного снаряжения на составе после его приёмки и во время работы на линии несёт локомотивная бригада.

4.5. При обнаружении неисправности или недокомплекта поездного снаряжения локомотивная бригада сообщает об этом дежурному по электродепо или дежурному машинисту-инструктору, а по окончании смены пишет донесение установленной формы.

4.6. Дежурный по электродепо (машинист-инструктор) принимает меры к замене неисправного снаряжения или его пополнению.

4.7. Каждый электропоезд укомплектовывается следующим противопожарным снаряжением:

- головные вагоны огнетушителями ОУ-5 или ОУ-3 – 2шт. и ОВЭ-6 – 1шт;

- промежуточные вагоны огнетушителями ОУ-5 или ОУ-3 – 2шт.

ТЕМА №5: "ПРИЁМКА СОСТАВА В ЭЛЕКТРОДЕПО".

5.1. Началом работы является время, указанное в наряде, или сообщённое при вызове администрацией электродепо. К этому времени необходимо явиться в здравпункт для прохождения предрейсового медицинского осмотра и получения маршрутного листа.

При отсутствии фельдшера – доложите дежурному по электродепо (оператору участка ДДЭ, машинисту-инструктору).

5.2. После прохождения медицинского осмотра, на участке ДДЭ ознакомьтесь с текущими Инструктажами, Инструкциями, Приказами, Указаниями, Протоколами, Молниями, Распоряжениями, за их усвоение распишитесь в "Книге ежедневного инструктажа", а за постоянно действующие документы - в "Книге ознакомления локомотивных бригад за руководящие документы под роспись", находящейся на линейном пункте.

Прошу внимания:

Данная книга есть и в помещении ДДЭ, но для локомотивных бригад участка ДДЭ.

После ознакомления с документацией пройдите инструктаж у дежурного по электродепо или машиниста-инструктора с отметкой об усвоении в маршрутном листе.

5.3. После росписи в "Книге ежедневного инструктажа", а также в других книгах и журналах помощник машиниста несёт персональную ответственность за не знание и не исполнение руководящих документов.

5.4. У дежурного по электродепо или оператора участка ДДЭ выясните, на каком деповском пути находится принимаемый состав, из каких вагонов он сформирован, была ли в составе перецепка вагонов.

В Книге готовности на подвижной состав проверьте наличие готовности для работы состава на линии. Готовность дают:

- мастер или бригадир комплексной бригады (после ТО-2, ТО-3); мастер или бригадир ПТО (после ТО-1);

- осмотрщик или слесарь с правом осмотра;

- электромеханик участка АРС.

При отсутствии готовности – к приёмке состава не приступайте, доложите об этом дежурному по электродепо.

5.5. В инструментально-раздаточном участке получите поездной инструмент в соответствии с требованиями Местной инструкцией и проверьте его исправность. Вместе с машинистом следуйте на состав.

Запрещается помощнику машиниста приступать к приёмке состава при отсутствии машиниста.

5.6. Перед приёмкой состава убедитесь в отсутствии напряжения 825В на деповском пути:

- разъединитель отключён и заперт на замок, на рукоятке разъединителя отсутствует плакат "Не включать! Работают люди" и вывешен плакат "Заземлено";

- сигнальные красные лампы над составом и в смотровой канаве не горят (не мигают);

- передвижные кабели ("удочки") с контактных вилок токоприёмников всех вагонов сняты, а первая "удочка", на переднем веере у ворот электродепо, установлена на заземление;

- башмаки токоприёмников не огорожены защитными щитками;

- не работают вентилятор МСИ, МК, не горит рабочее освещение салона.

Так же убедитесь в соединении шланга деповской воздушной магистрали с пневматическим клапаном НМ головки автосцепки головного вагона.

5.7. В кабине управления головного вагона проверьте наличие поездного снаряжения и его размещение в соответствии с требованиями Местной инструкцией, наличие огнетушителей и их опломбирование. Установите номер маршрута. Проверьте опломбированное положение выключателя блокировки блоков БАРС, переключателя дешифратора, кнопки "АЛС", выключателей "АБСД" и "РТЭ", рукоятки разобщительного крана К-35, ПНМ АСНП, двух видеокамер.

Включите выключатель батареи, проверьте признаки включения АКБ по характерному звуковому сигналу, включению дежурного (аварийного) освещения салона, блоков БИТ и БНТ. В аппаратном отсеке проверьте включение сигнальной лампы "Готов" на блоке БСН, на ПВЗ включённое положение всех автоматических выключателей, опломбирование выключателя "Блокировка ОАК" (только на вагонах серии 81-740.4). В кабине по вольтметру бортовой сети проверьте напряжение на аккумуляторной батарее, которое должно составлять не менее 62В, отключите выключатель батареи.

5.8. Следуя по составу в хвостовую кабину управления, в каждом вагоне проверьте:

- состояние внутривагонного оборудования;

- закрытое положение сидений диванов;

- качество уборки салона;

- наличие огнетушителей, их крепление, опломбирование;

- закрытие крышек отсеков стоп-крана, пневмоцилиндра блокировки торцевых дверей, напольных отсеков (при их наличии);

- открытое и опломбированное положение кранов АК;

- закрытое положение пневматических блоков управления дверями;

- закрытое положение правого шкафа поста управления.

В левом шкафу поста управления включите выключатель батареи, проверьте признаки включения АКБ, на ПВЗ проверьте включённое положение всех выключателей, кроме SF-21 "Пульт маневровый" ("Скоростемер"). По вольтметру проверьте величину напряжения на батарее, отключите выключатель.

5.10. Между вагонами проверьте рабочее положение предохранительных устройств от падения пассажиров на путь, открытое положение концевых кранов НМ и ТМ, включение межвагонных соединений системы видеонаблюдения и закрытое положение крышек разъёмов, механическое соединение автосцепок (тяга и рычаг сцепного механизма образуют острый угол), включённое положение кранов К-32/К-33 управления пневмоприводами ЭКК.

5.11. В кабине управления хвостового вагона произведите действия, в соответствии с требованиями п.5.7 данной темы. После проверки напряжения на АКБ выключатель батареи не отключайте. Закройте дверь кабины управления в салон на замок, закройте аппаратный отсек.

Следуя в кабину управления головного вагона, на всех вагонах включите выключатели батарей, закройте левые шкафы постов управления, проверьте работу каждого блока БНТ и БИТ, закройте торцевые двери на замки.

Закройте аппаратный отсек на головном вагоне, сделайте запись о проверке диванов в специальном журнале, ожидайте машиниста.

При обнаружении неисправностей, выявленных в процессе приёмки состава, доложите об этом машинисту.

5.12. После окончания приёмки состава машинистом контролируйте по манометру величину давления сжатого воздуха в НМ. При величине давления менее 6атм. – сообщите об этом машинисту. В этом случае машинист предупреждает своего помощника о подаче на состав напряжения 825В, даёт письменную и устную заявки дежурному по электродепо на подачу напряжения.

При установленной величине давления воздуха, заявка на подачу напряжения даётся не ранее, чем за 10 минут до выезда из электродепо.

5.13. Во время подачи напряжения локомотивная бригада находится в кабине управления головного вагона.

ТЕМА №6: "ВЫЕЗД ИЗ ЭЛЕКТРОДЕПО, СЛЕДОВАНИЕ ПО ПАРКОВЫМ ПУТЯМ И СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ВЕТВИ".

6.1. Перед выездом из электродепо убедитесь в отсоединении шланга деповской воздушной магистрали от автосцепки головного вагона, в том, что помощник машиниста участка ДДЭ готов к сопровождению состава, на ВПУ проверьте отключённое положение выключателей "ИПП" ("ДИП"), "КОМПРЕССОР ОСНОВНОЙ", "ОСВЕЩЕНИЕ САЛОН".

6.2. После подачи сигнала дежурным по электродепо "Двинуться в направлении подаваемого сигнала", проконтролируйте действия машиниста по приведению им кабины управления в рабочее положение, правой рукой возьмитесь за рукоятку стоп-крана, проверьте и вслух назовите разрешающее показание маневрового светофора, и после повторения машинистом показания светофора подайте команду: "Вперёд".

Контролируйте скорость движения состава не более 5км/час.

6.3. После остановки состава под контактным рельсом убедитесь в снятии помощником машиниста участка ДДЭ передвижного кабеля, а также в том, что помощник отошёл в безопасное место.

6.4. После подачи сигнала дежурным по электродепо "Двинуться, удаляясь от подаваемого сигнала" проверьте включение машинистом выключателей "ИПП" ("ДИП"), "КОМПРЕССОР ОСНОВНОЙ", "ОСВЕЩЕНИЕ САЛОН", "ВЕНТИЛЯЦИЯ АППАРАТНОГО ОТСЕКА", вслух назовите разрешающее показание маневрового светофора, положение стрелочного перевода (при его видимости), и после повторения машинистом показания светофора подайте команду: "Вперёд".

Контролируйте скорость следования состава до освобождения светофора "Д" не более 10км/час.

6.5. При движении состава по парковым путям контролируйте и вслух называйте разрешающее показание каждого светофора и положение каждого стрелочного перевода, входящего в маршрут следования, следите за скоростью следования состава не более 15км/час, а при неблагоприятных погодных условиях не более 10км/час, правой рукой держитесь за рукоятку стоп-крана, с готовностью немедленной остановки состава в случаях угрожающих безопасности движения (запрещающее показание светофора, положение стрелочного перевода не по маршруту следования, превышение машинистом скорости следования, наличие препятствия).

6.6. После проследования составом выходного светофора "Е" проверьте отпуск машинистом педали безопасности и контролируйте скорость следования не более 15 (10) км/час до ухода хвостового вагона с парковых путей.

6.7. При следовании по пути соединительной ветви, правой рукой держитесь за рукоятку стоп-крана, с готовностью немедленно остановить состав в случаях, указанных в п.6.5 даннойтемы, контролируйте и вслух называйте разрешающее показание каждого светофора, положение каждого стрелочного перевода, входящих в маршрут следования, контролируйте скорость движения состава в соответствии с требованиями Местной инструкцией.

ТЕМА №7: "РАБОТА НА ЛИНИИ".

Смена на станции.

7.1.1. Заступающий на смену помощник машиниста к моменту прибытия поезда находится у предупредительного сигнального знака "Остановка первого вагона". После остановки поезда у этого знака и открытия дверей для высадки и посадки пассажиров - убедитесь в открытии дверей, ведите наблюдение за высадкой и посадкой пассажиров до выхода на платформу сдающего смену помощника.

7.1.2. Сдающий смену помощник машиниста после остановки поезда на станции убеждается в открытии машинистом пассажирских дверей, выходит на платформу, сообщает заступающему на смену помощнику время отправления со станции и ведёт наблюдение за высадкой и посадкой пассажиров.

7.1.3. Заступающий на смену помощник машиниста проверяет показание выходного светофора. При его запрещающем показании - в кабину управления не заходит, контролирует показание светофора.

После открытия выходного светофора вслух называет его показание, показание маршрутного указателя, положение стрелочного перевода (при их наличии), заходит в кабину управления, встаёт с правой стороны от кресла машиниста, правой рукой берётся за рукоятку стоп-крана, контролирует высадку и посадку пассажиров, и время отправления.

7.1.4. После закрытия машинистом пассажирских дверей, заступивший на смену помощник машиниста, убеждается в закрытии дверей, вслух называет разрешающее показание выходного светофора (сигнальное показание АЛС) и после повторения машинистом показания светофора (АЛС), убеждается в возможности беспрепятственного отправления поезда со станции, подаёт машинисту команду: "Вперёд".

Наши рекомендации