Показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта

Тема. Статистика эффективности железнодорожного транспорта

ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛЕВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Как мера отраслевой эффективности ресурсоотдача – показатель удельной величины эффекта-результата, приходящейся на единичный объем примененных ресурсов, в практической работе может быть использован при решении, во-первых, проблемы показателей эффекта-результата и, во-вторых, проблемы измерения совокупности разнородных ресурсов.

Показатели эффекта транспортного производства. В решении проблемы показателей результата-эффекта необходимо учитывать, что

оценивается эффективность производственной системы, функционирующей в определенной социально-экономической системе;

функционирование и развитие целостной производственной системы определяется сущностью процессов воспроизводства, характер которых находит свое отражение в соответствующей системе показателей,

Тогда наличие множества показателей эффекта-результата, предопределяет исчисление соответствующего множества имеющих относительно самостоятельное значение показателей ресурсоотдачи. В этих условиях проблемы изучения экономической эффективности железнодорожного транспорта решаются на пути установления отношений между показателями этого множества. И в этом определяющими выступают отношения между показателями результата-эффекта, уровень которых зависит от размеров транспортного производства и характера процессов обмена, распределения и использования его результатов.

Проблемы показателей отраслевой эффективности рассмотрим на примере комплекса, включающего грузовые и пассажирские перевозки. Сформулированные при этом принципы отражения явлений отраслевой эффективности следует использовать в случае комплекса с большим набором видов деятельности.

, объем которых измеряется хорошо известными показателями:

, доходы от перевозок грузов ( показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ) в рублях;

, доходы от перевозок пассажиров ( показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ) в рублях;

приведенная продукция ( показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ) в тонно-километрах приведенных, доходы от перевозок грузов и пассажиров ( показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ) в рублях.

Продукцией транспорта, идущей на удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения, являются выполненные грузовые и пассажирские перевозки. Поэтому общий объем продукции в условно-натуральном выражении характеризует показатель приведенной продукции железнодорожного транспорта. Особенности формирования его величины отражает следующая факторная модель:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ,

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ,

где показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - коэффициенты приведения, ( показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ) - перевезено грузов в тоннах, ( показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ) - тарифный грузооборот в тонно-километрах, ( показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ) - перевезено пассажиров, ( показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ) - пассажирооборот в пассажиро-километрах, показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - средняя дальность перевозки одной тонны груза и одного пассажира.

Как можно видеть, использование приведенной продукции увязывает характеристики производственной системы по внешнему и внутреннему критериям оценки деятельности.

Вместе с тем возникает ряд проблем, так как по уровню и фондоемкости, и трудоемкости, и других технико-экономических параметров грузовые и пассажирские перевозки в целом, перевозки конкретных родов грузов, конкретные виды пассажирских перевозок значительно различаются. И это разнообразие возможно учесть, переходя к исчислению стоимостных показателей продукции транспорта.

Подход к стоимостным показателям деятельности железнодорожного транспорта должен учитывать, что:

стоимостные показатели - это показатели объема перевозок с учетом их разнообразия по производственно-экономическим параметрам (тогда это мера технико-экономического эффекта);

стоимостные показатели - это показатели стоимости транспортной продукции - перевозок, принимающей форму дохода-выручки от ее реализации в определенных экономических условиях, который в дальнейшем подлежит распределению и накоплению-сбережению с целью дальнейшего использования в расширенном воспроизводстве (тогда это мера собственно экономического эффекта). В наибольшей степени эти функции выполняют показатели продукции транспорта - перевозки, исчисленные на основе тарифов – цен, которые соответствуют понятию основной цены (отличая ее от цены производителя) при обязательном учете субсидий на отдельные виды перевозок, поступающих в виде трансфертов из бюджетов различных уровней.

Деятельность железнодорожного транспорта как относительно обособленной отрасли в рамках экономической системы страны должна оцениваться следующими показателями эффекта-результата:

Транспортный (производственный) эффект – приведенная продукция транспорта;

Коммерческий эффект – доход от перевозок в виде доходных поступлений от грузооправителей (грузополучателей) и населения и субсидий на конкретные виды перевозок. (Факторная модель представляющая механизм ее формирования см. в соответствующих темах – Статистика цен и доходов от перевозок, Статистика финансов предприятия - отрасли в части показателей выручки от перевозок)

Экономический эффект – валовая добавленная стоимость, созданная в процессе транспортного производства. Для нее с формируется факторная модель вида:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru (4.3)

где показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - относительный размер промежуточного потребления в виде материальных затрат и услуг сторонних организаций, имеющих место в производстве транспортной продукции;

Социально-экономический эффект – чистая добавленная стоимость, созданная в транспортном производстве, для которой факторная модель принимает следующий вид:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru (4.4)

где показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - относительный размер потребления основного капитала, принимающего форму износа основных средств и нематериальных активов;

Хозрасчетный (предпринимательский) эффект - прибыль от реализации продукции транспорта в виде законченных перевозок, которую как результата распределения дохода-выручки представляет факторная модель, (рассмотренная в теме Статистика финансов предприятия – отрасли железнодорожного транспорта):

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru

где показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - относительный размер оплаты труда работников, показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - относительный размер налогов на производство,

а как результат деятельности производственной системы – факторная модель:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ,

которая может быть преобразована в факторную модель со структурой:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ,

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ,

где показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - средняя доходная ставка скорректированная, показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - себестоимость железнодорожных перевозок, показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - фактический уровень рентабельности перевозок, показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - отраслевой норматив рентабельности перевозок, показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - относительная величина рентных доходов (убытков) в расчете на единицу величины отраслевой рентабельности перевозок.

В последнем случае учитывается тот факт, что в пользу транспорта отчуждается часть доходов потребителей транспортной продукции в силу определенного положения предприятий транспорта в системе обмена результатами производства ( показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru >0 - рентный доход) или в пользу потребителей продукции транспорта отчуждается часть дохода транспортных предприятий в силу особого положения потребителей в системе обмена ( показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru <0 - рентные убытки).

Показатели эффекта от деятельности железнодорожного транспорта взаимосвязаны между собой и со значительным числом факторов. Это обстоятельсво необходимо учитывать при использовании показателей ресурсоотдачи, исчисленных на основе соответствующих показателей эффекта-результата.

Показатели ресурсов транспортного производства Важнейшая проблема оценки отраслевой эффективности железнодорожного транспорта с использованием показателей ресурсоотдачи - это измерение общего объема примененных в транспортном производстве ресурсов. То обстоятельство, что они разнородны по большому числу свойств-качеств, определяющих их видовое различие, значение в процессе производства, условия формирования и использования и принципы измерения, в конечном итоге затрудняет получение обобщенной оценки их общей величины.

При измерении общего объема примененных ресурсов необходимо обеспечить соизмерение разнородных ресурсов, что позволит показатель общей величины ресурсов исчислять согласно следующей формуле:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ,

где показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - общая величина ресурсов; показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - общий объем основных средств (на результатах исследований не скажется тот факт, что не упоминаются нематериальные активы); показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - общая величина трудовых ресурсов; показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - общая величина запасов оборотных (материальных и денежных) средств; показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - коэффициенты-соизмерители, позволяющие получить величину определенного ресурса в требуемом измерении.

Теоретически наиболее разработанным является метод трудового измерения примененных ресурсов, при котором величина последних измеряется в среднегодовых работниках, то есть:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru , (4.8)

где показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - объем примененных ресурсов в целом и в части основных и оборотных средств, измеренный в трудовых единицах – среднегодовых работниках.

Переход от натуральных и стоимостных показателей основных и оборотных средств базируется на показателях полных затрат труда, представляющих собой величину затрат труда в среднегодовых работниках на производство продукции определенного вида с учетом всех стадий, в том числе и в сопряженных отраслях. Тогда:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ,

где показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - среднегодовые размеры основных и оборотных средств конкретных видов (рассматриваются как продукция отраслей промышленности, строительства, внутренней экономики в целом), показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - коэффициенты полных затрат труда на производство, доставку и установку единицы (по натуральному или стоимостному учету) вида основных и оборотных средств.

Заменяя показатели трудоемкости на прямые показатели производительности труда в производстве продукции определенного вида, имеем:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ,

где показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - производительность труда, затраченного на производство и доставку вида основных и оборотных средств с учетом всех стадий, в том числе и в сопряженных отраслях.

Проблемность метода трудового измерения общей величины примененных ресурсов состоит в том, что его реализация в практической работе требует данных о коэффициентах полных затрат труда, которые могут быть определены по материалам межотраслевых балансов производства и потребления продуктов и услуг, разрабатываемых периодически для всей внутренней экономики.

Необходима такая методика измерения общей величины примененных ресурсов, которую можно реализовать на основе информации наблюдения за деятельностью предприятий отрасли и которая сохраняла все основные принципы метода их трудового измерения.

Альтернативой трудовому измерению общей величины ресурсов выступает стоимостной метод, согласно которому имеем:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ,

где показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru объем примененных ресурсов в целом и в части трудовых ресурсов в стоимостном измерении при том, что объемы основных и оборотных средств традиционно измеряется показателями их общей стоимости.

Взяв за основу трудовой метод измерения ресурсов по видам когда

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ,

для случая стоимостной их оценки будем иметь:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ,

где показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - размер показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru -го вида трудовых ресурсов в среднегодовых работниках, показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - производительность показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru -го вида трудовых ресурсов.

Если показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru и показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru представляют собой показатели среднегодовой стоимости основных и оборотных средств, то показатель, равный показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - . объем созданной в производстве чистой добавленной стоимости. И в конечном итоге для определения общей величины применяемых в транспортном производстве ресурсов следует выполнить расчет по формуле:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ,

где объем чистой добавленной стоимости (чистой продукции), произведенной в рассматриваемом периоде – это стоимостная оценка трудовых ресурсов.

Стоимостной подход к измерению общей величины ресурсов на железнодорожном транспорте опаираетсяна развитую систему учета основных и оборотных средств в стоимостном измерении как для отрасли, так и для железных дорог, отделений и линейных предприятий.

Особенности стоимостной оценки ресурсов позволяют отразить не только объемные, но и качественные характеристики ресурсов по их видам. Так в изменении стоимости основных средств отражаются изменение не только их физического объема, но и их параметров, приведших к изменению единичной стоимости (цены) - производительность, надежность, долговечность в эксплуатации. Изменение размеров запасов и их качества, выраженного в частности в степени подготовленности к использованию, отразится в изменении стоимости среднегодового запаса. Всесторонней характеристикой трудовых ресурсов является показатель чистого внутреннего продукта или чистой добавленной стоимости, поскольку величина любой составляющей части чистого внутреннего продукта или чистой стоимости в той или иной степени зависит и от квалификации и производственных способностей работников и степени их использования в производстве.

Ресурсы производственной системы представляют собой системный объект, в котором размеры и время применения разнородных ресурсов взаимообусловлены. Так в современных условиях производства на железнодорожном транспорте основная часть численности и времени применения трудовых ресурсов обусловлена размерами и временем применения совокупности основных средств. В обобщенном виде эта зависимость выражается в следующем виде:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ,

где показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - среднегодовая численность трудовых ресурсов, связанных с эксплуатацией и содержанием основных средств, показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - среднегодовой объем основных средств, показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - трудоемкость эксплуатации и содержания основных средств, рассчитанная как величина времени применения трудовых ресурсов на единицу времени применения основных средств.

Другая часть трудовых ресурсов связана с ведением запасов материальных и топливных ресурсов, что можно отразить в виде:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ,

где показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - среднегодовая численность трудовых ресурсов, связанных с ведением запасов материальных оборотных средств; показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - среднегодовой объем запасов материальных оборотных средств, показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - трудоемкость ведения запасов материальных оборотных средств.

С эксплуатацией и содержанием основных средств железнодорожного транспорта. связаны оборотные материальные ресурсы и ведение их запасов. Эту зависимость можно представить следующей формулой:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ,

где показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - фондообеспеченность (по оборотным средствам) эксплуатации и содержания основных средств, рассчитываемая как удельная величина ресурсов оборотных материальных средств на единицу времени применения основных средств.

Поэтому общее время применения ресурсов формируется в соответствии с закономерностями, отражаемыми следующими моделями:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru , (4.17)

и в более обобщенном виде –

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru , и даже показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru

где показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - полная трудоемкость эксплуатации и содержания основных фондов, определенная с учетом трудовых ресурсов, которые заняты на ведении запасов материальных оборотных средств, используемых в эксплуатации и содержании основных средств.

Эта зависимость общей величины времени применения ресурсов железнодорожного транспорта от определяющих ее факторов должна использоваться при описании производственной деятельности, представленной всем контингентом работников, занятых на перевозках, и совокупностью всех основных и оборотных средств, включая не только материальные, но и денежные.

Показатели и модели ресурсоотдачи Ресурсоотдача рассчитывается согласно методике:

Ro= Эффект/ Примененные ресурсы.

Она имеет и обратный показатель - ресурсоемкость, представляющий удельный объем совокупности примененных ресурсов в расчете на единичный объем полученного эффекта,

Re= Примененные ресурсы / Эффект. (4.20)

И ресурсоотдача, и ресурсоемкость являются показателями - относительными величинами интенсивности. Как средние значения относительной величины они могут быть определены к совокупности, но не комплексу, производственных систем определенного уровня, входящих в систему более высокого уровня.

Признавая необходимость оценивать эффект железнодорожного транспорта несколькими показателями, следует признать и необходимость исчисления нескольких показателей ресурсоотдачи.

эффективность транспортного производства - отдача производственного потенциала, исходя из основного содержания транспортного производства - перемещения грузов и пассажиров:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ;

коммерческая эффективность железнодорожного транспорта - стоимостной показатель отдачи производственного потенциала:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ;

социально-экономическая эффективность железнодорожного транспорта:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ; (4.23)

хозрасчетная (предпринимательская) эффективность деятельности железнодорожного транспорта:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru . (4.24)

Отражая взаимосвязь соответствующих показателей эффекта в их множестве, показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта формируют определенную систему:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru , (4.25)

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru , (4.26)

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru , (4.27)

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru . (4.28)

Учитывая, что прибыль от перевозок является мерой деятельности производственной системы, для показателя хозрасчетной) эффективности будем иметь следующие модели:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru (4.29)

или показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru .

Показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта выполняет свою обобщающую роль потому, что охватывают все множество отношений между разнообразными явлениями, в том числе и определяющих общий размер и общее время применения в производстве разнообразных ресурсов.

Отражает это факторная модель высокой степени агрегирования:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ,

где Fo - фондоотдача на железнодорожном транспорте, измеряемая на основе данных об объеме приведенной продукции транспорта,

Ее дезагрегирование основано на представлении общей совокупности ресурсов как функционирующей в системном объекте – комплексе взаимообусловленных видов деятельности с отличными параметрами производства и обеспечивающем получение эффекта в виде выполненного объема перевозок.

И если

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ,

где показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - общая величина ресурсов хозяйства, исчисляемая согласно (4.13) (отметим, что показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru как стоимостная оценка трудовых ресурсов хозяйства должна определяться исходя из величины чистой добавленной стоимости, распределяемой между хозяйствами, пропорционально затратам на оплату труда работников), показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - объем результата деятельности хозяйства, показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - ресурсоотдача в деятельности хозяйства.

для эффективности транспортного производства получим деагрегированную модель, имеющей следующую структуру:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ,

где показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - удельный объем работ хозяйства, в расчете на единичный объем приведенной продукции, показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - фондоотдача, показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru и показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru трудоемкость и обеспеченность фондами эксплуатации и содержания основных средств в хозяйстве.

Обращаясь к другим показателям отраслевой эффективности железнодорожного транспорта будем иметь для них следующие факторные функциональные модели:

производственная эффективность - ресурсоотдача по доходами от перевзок

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ;

хозрасчетная эффективность - ресурсоотдача по прибыли

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ,

или показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ,

используя аналитическую модель себестоимости перевозок, которая с учетом особенностей высоко машинизированного транспортного производства может иметь следующий вид:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru

где показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - средний относительный размер амортизационных отчислений, показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - средний относительный размер затрат по оплате труда ( с учетом отчислений в фонды социального страхования) на эксплуатацию и содержание основных средств, показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru средняя оплата труда работника с отчислениями в фонды социального страхования, показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - материалоемкость (вместе с прочими расходами на оплату услуг сторонних организаций-производств) эксплуатации и содержания основных средств.

Все множество рассмотренных моделей ресурсоотдачи отражает взаимосвязь и самих показателей ресурсоотдачи и определяющих их факторов, представленную на схеме.

Схема взаимосвязи показателей ресурсоотдачи и ее факторов

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru

 
  показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru

Отношения ресурсоотдачи к традиционным показателям, которыми оценивается эффективности производственной деятельности, в частности производительности труда, фондоотдачи, материалоемкости и себестоимости перевозок, эффективности капитальных вложений

Производительности труда - это показатель эффективности применения трудовых ресурсов в производстве, оцениваемой по полученному с применением всех факторов производства результату. Его величина формируется под не только факторов, определяющих содержание и интенсивность труда, но и факторов, представляющих уровень развития производства, степень развития техники и технологии, организации производства, организации управления. Как следствие, в анализе управленческой ситуации в области производительности труда на железнодорожном транспорте необходимо использовать подлежащую дезагрегированию следующую модель производительности труда::

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru

при расчете по данным о приведенной продукции,

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru

при расчете по данным о приведенном объеме работ, который исчисляется суммированием величин тарифного грузооборота и удвоенного пассажирооборота.

Сравнивая с исходной факторной функциональной моделью ресурсоотдачи транспортного производства, правильнее говорить не о взаимосвязи показателей, а о соотношении двух показателей, отражающих по-своему одно и то же явление - эффективность производства.

Фондоотдача Fo – это по существу показатель отраслевой эффективности железнодорожного транспорта, измеренной по такому виду ресурса как основные средства (доля нематериальных активов в настоящее время крайне мала) согласно формуле: показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru . Согласно приведенным выше факторным моделям ресурсоотдачи фондоотдача является основным фактором ресурсоотдачи на железнодорожном транспорте, непосредственно определяющим ее уровень. Различие в их динамике вызвано тем обстоятельством, что в отличие от фондоотдачи ресурсоотдача определяется еще и множеством тех факторов, которые влияют на размеры и пропорции в размерах всех видов ресурсов .

Материалоемкость перевозок Me - это показатель удельной величины расхода материальных и топливно-энергетических ресурсов на единицу объема приведенной продукции транспорта. Не исключается расчет показателя, схожего с показателем материалоемкости перевозок, представляющего удельную величину расходов всей продукции промежуточного потребления, когда дополнительно учитываются расходы по оплате работ (услуг) сторонних организаций. Но наибольший интерес материалоемкость перевозок представляет в качестве фактора себестоимости перевозок,

Себестоимость перевозок приведенной продукции транспорта как показатель удельной величины затрат всех видов ресурсов, рассчитываемый по формуле: показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru , в первую очередь соотносится с показателем хозрасчетной эффективности железнодорожного транспорта, что отразила соответствующая факторная модель ресурсоотдачи по прибыли – хозрасчетной эффективности.

При измерении эффективности капитальных вложений на железнодорожном транспорте показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru как удельной величины прироста прибыли на единичный объем капитальных вложений определенного периода согласно:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ,

где показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - прирост прибыли, обусловленный осуществленными капитальными вложениями, показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - объем капитальных вложений,

взаимосвязь ее показателя с показателем хозрасчетной эффективности принимает следующую форму:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru .

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru

(или показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru при учете сопутствующих капитальных вложениях, не увеличивающих стоимость основных средств.),

где при расчете рентабельности основных фондов - фондоотдачи по прибыли показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru представляет ресурсы, связанные с ранее введенными в эксплуатацию основными средствами, показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - ресурсы, связанные с применением вновь вводимых в эксплуатацию (реконструируемых, модернизируемых) основных фондов ресурсы,

В экономике объективно как правило имеет место ситуаци, позволяющая использовать факторную модель хозрасчетной эффективности:

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ,

показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru ,

где показатели отраслевой эффективности железнодорожного транспорта - student2.ru - доля основных средств, введенных за счет капитальных вложений.

Функциональная связь показателей эффективности железнодорожного транспорта с важнейшими экономическими показателями деятельности отрасли и его предприятий, обеспечивает получение количественных оценок роли и характера влияния на уровень эффективности производства различный факторов в их множестве, в том числе и таких, которые представляют конкретные направления интенсификация производства и повышения качества работы. Однако сама проблема оценки этих направлений в значительной степени связана с аналитической работой в текущем или перспективном управлении, в которой большое значение имеют не только качество систем показателей, положенных в основе информационного обеспечения управления, но и методология их использования в аналитических расчетах.

Наши рекомендации