Распределение объемов международных перевозок РФ по видам транспорта
Международные перевозки включают:
- Экспортные перевозки
- Импортные перевозки
- Транзит
В 2007 году суммарный объем составил примерно 1 млрд тонн. Доля экспорта 76%, импорт 23%, а транзита всего 1%.
Транзитный потенциал используется плохо. Три центра мировой торговли: США и Канада, Западная Европа, Юго-восточная Азия. Федеральная целевая подпрограмма, где транзит был выделен в качестве основного направления развития всего экспорта транспортных услуг. Объем финансирования составляет 900 млрд рублей, на сегодняшний день из всего международного грузопотока из стран юго-восточной Азии в Европу и обратно проходит всего 0,1% от мирового грузопотока. В свое время, при Николае II, эта цифра составляла 0,9%.
Распределение суммарного объема по видам транспорта:
1) Железнодорожный – 55% (Доходы ОАО РЖД составили 55% от всей прибыли РЖД в 2007 г)
2) Морской – 34,6% (для других стран это большая цифра)
3) Речной (внутренний водный) – 6%
4) Автомобильный – 4,3% (В Европе 40%, но снижается, т.к. дорожает топливо + экологические вопросы, идет переключение на железнодорожный и внутренний водный)
5) Воздушный – 0,1%
Если считать не в тоннах, в а финансовых показателях, то:
1) Железнодорожный
2) Воздушный
По данным ЮНКТАД в 2006 году в объемных показателях в мировом масштабе воздушный транспорт перевозит всего 1%, а в денежном выражении – 23%.
Морской транспорт
В объемах мировой торговли традиционно 2/3 объемов международной торговли проходит через морской транспорт (при участии морского транспорта). Основные преимущества морского транспорта:
1) Количество объемов, перевозимых за раз. Например для нефтетанкеров, нормальное судно перевозит 200 тыс тонн.
2) Один из самых низких по себестоимости видов транспорта. В рублях/тоннокилометр.
3) Экологичность нормальна
4) Практическая круглогодичность за исключением высоких широт
Обычная скорость морских судом колеблется от 20 до 25 узлов (миль/час, миля = 1854 метра), эконом ход от 12 до 18 узлов.
Недостатки:
1) Длительные стивидорные операции (операции по отгрузке).
2) Необходимы огромные вложения в портовую инфраструктуру. Суда большого дедвейта не могут подойти под разгрузку к причалу, поэтому требуется специализированная морская инфраструктура, т.е. порты с гарантированными глубинами (осадка более 15 метров). У нас таких портов почти нет: Новороссийск, Порт Восточный, один район в Питере. Проход в Финский залив – всего один форватор, т.е. двум судам пройти почти невозможно.
3) Длительное время доставки. Так, из Сингапура в Роттердам груз будет идти примерно 40-45 суток как минимум.
РФ занимает 30 место в мире по тоннажу флота, если судить по тоннажу судов под российским флагом. Есть также понятие флот, контролируемый страной, здесь мы занимаем 13 место в мире. Это означает, что на деньги российских судовладельцев строятся суда и регистрируются под другими флагами. Сейчас контролируется 1300 судов с общим тоннажом порядка 8,5 миллионов тонн
Обработка в морских портах.
В портах РФ переваривается порядка 82% всех российских внешнеторговых грузов, остальные 18 приходятся на порты Украины и порты стран Балтии.
Морским транспортом идут:
- Нефтяные углеводороды,
- Металлы,
- Лесные грузы,
- Минеральные удобрения
Железнодорожный транспорт
Это естественная монополия, т.е. предприятия железнодорожного транспорта в соответствии с законом отнесены к рынку естественной монополии (оправдано существование единственного предприятия, т.к. затраты одного ниже, чем затраты в случае с несколькими компаниями). ОАО РЖД названо единым хозяйствующим субъектом.
У нас на дорогах делят оригинальным образом потоки, которые проходят по сухопутным границам (погранпереходам) (60%) и те, которые идут в порта (40%). Такое деление связано с тарифами. Тарифы на перевозку через погранпереходы на 60% выше, чем перевозка до порта.
Преимущества:
1) Всесезонность и независимость от климатических условий
2) Универсальность, т.е. существуют различные типы подвижного состава, которые позволяют перевозить любые виды грузов
3) Средний уровень себестоимость
Недостатки:
1) Монополизация отрасли
2) Ограниченность сети
Несмотря на то, что акции ОАО РЖД невозможно продать (прописано законом), ОАО РЖД может создавать дочерние компании, на которые будут выводиться отдельные виды деятельности, акции этих компаний можно продавать, отчуждать и.т.п
Внутренний водный транспорт
Объемы не очень велики.
Преимущества:
1) Самая низкая себестоимость.
2) Речные порты находятся в районе производства и потребления продукции.
Недостатки:
1) Средний возраст речного флота составляет 23 года, а есть и суда большего возраста. Это при том, что пенсионный возраст для речного флота – 20 лет.
2) Сезонность
3) Реки текут не туда. Мы используем только Дон и Волгу. Расположение водных ресурсов не устраивает внешнюю торговлю.
4) Нет гарантированных глубин. Для нормального судоходства должна быть гарантированная глубина 3,5 метра, а нас на 60% нет такой глубины.
На сегодняшний день принимает самое активное участие в перевозке нефти, водоизмещение от 3 до 5 тысяч тон, минеральные удобрения (из Башкортостана и Туркменистана) и лесных изделий
Автомобильный транспорт
Преимущества:
- Автомобильный транспорт обеспечивает перевозку от двери до двери
- Всесезонность
- Автономность, т.е. в меньшей степени, чем другие виды транспорта зависит от наличия инфраструктуры.
- Отсутствие монополии. На сегодняшний день в РФ зарегистрировано более 3000 компаний, которые в той или иной мере осуществляют международные перевозки.
Скорость. Скорость регламентируется специальной конвенцией. Ограничение: 450 км в сутки по обычным дорогам и 600 км в сутки по автобанам. В Европе если водитель едет более 2,5 часов без остановки в 2 часа, то водителя оштрафуют на 800 евро. В РФ штрафовать, если что будут компанию на сумму до 500'000 рублей.
Недостатки:
- Инфраструктура, точнее простой на границах.
- Экология
- Небольшие объемы перевозок грузов (макс 20 тонн)
- Ограничение нагрузки на ось. Австрия, Чехия, Швейцария, горные районы Германии не пускают, если нагрузка более 6 тонн
В 2007 году объем грузопотока составил 40 млн тонн и тенденция – 12% увеличения в год. Российские перевозчики в 2007 году заняли долю в 41% от рынка перевозок, т.е. 59% приходится на долю иностранных перевозчиков на нашем рынке. Это происходит от того, что у нас большинство импортируемых товаров перевозится поставщиками, т.к. нашим просто невыгодно нанимать российских перевозчиков, т.к. необходимо делать отчисления в казну, обращаться к невыгодной системе лизинга и т.д. и т.п. + перевозчики других стран СНГ свободно (без ограничений) работают на нашем рынке. Так, например, у Белорусов нет ограничений на работу в РФ, но при этом для нас есть ограничения в Беларуси.
Воздушный транспорт
Объем перевозок – примерно 1 млн тонн (без почты).
Сейчас ко всем тем видам перевозок, которые были, в большом объеме прибавилась экспресс доставка (доставка в 24, 48 или 72 часа). Те предметы, которые перевозятся таким образом часто относятся к почтовым перевозкам, следовательно статистика сильно колеблется.
Количество перевозчиков 187 компаний в РФ, но только 46 имеют лицензию эксплуатанта для международных перевозок. Причем количество таких перевозчиков с каждым годом сокращается. Т.е. идет процесс монополизации этого сектора услуг.
Только половина аэропортов имеет впп (взлетно-посадочное покрытие) с твердым покрытием. Средняя цена авиационного керосина в 2007 году составила 21000 рублей за тонну.
Преимущества:
1. Скорость
2. Дальность (12000 км без посадки)
Недостатки:
- Высокая стоимость
- Небольшие объемы перевозок
- Высокая аварийность
По увеличению стоимости транспорт располагается:
- Внутренний водный
- Морской
- Автомобильный
- Железнодорожный
- Воздушный