Интермодальные перевозки грузов

Логистический подход к осуществлению грузовых перевозок в прямом смешанном сообщении предусматривает их организацию одним генеральным экспедитором по единому транспортному документу с привлечением представителей нескольких видов транспорта. В разных литературных источниках подобные перевозки называются мультимодальными, интермодальными, трансмодальными, А-модальными и прочими. В виду отсутствия общепринятой терминологии по данному вопросу остановимся на термине интермодальные перевозки.

Под интермодальным сообщением будем понимать транспортно-технологическую систему организации перевозок с участием нескольких видов транспорта на основе общего технологического процесса, по единому транспортному документу на весь перевозочный процесс с полной ответственностью одного оператора за всю логистическую цепочку от грузоотправителя до грузополучателя, с использованием при перевозке грузов укрупненных унифицированных грузовых мест.

Интермодальные перевозки невозможны без унификации и укрупнения грузовых мест.

Таким образом, интермодальная перевозка – это последовательная перевозка грузов двумя или более видами транспорта по единому транспортному документу в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве без перегрузки самого груза при смене вида транспорта в рамках комплексной транспортной цепи («от двери до двери»).

Отличительной чертой интермодальных перевозок является то, что они оперируют не грузом вообще, а определенной его массой, собранной в определенном весовом, объемном, штучном количестве и размещенной в одном грузовом модуле (грузовом месте). Таким образом, в технологическом процессе участвует интермодальная грузовая единица, которая перемещается от начального пункта до конечного пункта «под пломбой», исключающая доступ к грузу без нарушения пломбы. В результате при транспортировании самого груза стали использоваться контейнеры, контрейлеры, роллтрейлеры, роудрейлеры, лихтеры, поддоны и другие средства, а также наметилась тенденция к созданию единых транспортно-технологических схем прямых смешанных перевозок грузов.

Основными принципами функционирования систем интермодальных перевозок являются:

- единообразие коммерческо-правового режима;

- комплексный подход к решению финансово-экономических вопросов организации перевозок;

- максимальное использование телекоммуникационных сетей и систем электронного документооборота;

- единый организационно-технологический процесс управления перевозками и координация действий всех логистических посредников, участвующих в транспортировке;

- кооперация логистических посредников;

- комплексное развитие инфраструктуры перевозок различными видами транспорта.

Развитию интермодальных перевозок способствует ряд факторов, которые можно объединить в пять групп:

1. Экономические: преимущества массовых перевозок; экономия времени и средств на отдельных этапах процесса доставки грузов; достижение системного синергетического эффекта;

2. Социальные: соблюдение режима труда и отдыха водителей и других групп рабочих; развитие чувства взаимоответственности и взаимопомощи; заинтересованность в конечных результатах труда;

3. Организационные: единая система стандартов на тару, упаковку и транспортные средства; общая система обеспечения и мониторинга транспортного процесса; наличие одного оператора и одного транспортного документа; сочетание централизованной ответственности и местной инициативы;

4. Географические: перевозки выполняются в нескольких регионах (странах, континентах); различные виды транспорта связаны одной логистической цепочкой; учет всех природно-климатических условий в течение доставки грузов;

5. Экологические: соблюдение экологического законодательства на всех этапах перевозки; заинтересованность в сохранении экологического равновесия транспортной системы и окружающей среды; развитие экологической инфраструктуры.

Развитие интермодальных перевозок способствует повышению качества транспортно-экспедиционного обслуживания национальной экономики.

Наши рекомендации