Допустимые уровни звука в помещениях зданий и на территории застройки
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра Проектирования зданий и градостроительства
Расчетно-практическая работа
По дисциплине «Экология городской среды»
«Оценка влияния автотранспортных потоков на шумовой режим жилой среды»
Выполнил:
Студент ИСА 3-22
Варавка М.В.
Проверил:
Профессор, к.н.
Маршалкович А.С.
Москва 2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………… 3
- Определение шумовой характеристики транспортного потока…. 6
- Допустимые уровни звука в помещениях и на территории застройки....................………………………………….…… 8
- Методы расчета ожидаемых уровней звука в расчетных точках…. 9
3.1. Общие формулы определения уровня звука в расчетных точках…….......................................................................................... 9
3.2. Особенности определения величин ∆LAрас и ∆LАзел ..............…...11
3.3. Расчет величин ∆LAэкр …………………………………………….14
4. Результаты определения шумовой характеристики транспортного потока ……………....………………………………………………..18
Вывод …………………………………………………………………..19
Используемая литература ……………………………………………….. 21
Введение
Задание: в расчетно-практической работе требуется дать оценку шумового режима территории микрорайона Московской области города Лыткарино.
Анализ территории: данная территория является селитебной и включает в себя следующие виды зданий:
· жилые здания (различной этажности),
· административные здания,
· торговые центры,
· места для парковки автотранспортных средств,
· детские школьные и дошкольные учреждения,
· места для отдыха и занятия спортом (спорткомплекс и стадион)
Данный район ограничен с северной и северо-восточной сторон улицей Советская, с западной стороны улицей Ленина, с юга улицей Октябрьская, с юго-востока улицей Первомайская.
На данный момент рассматривается шум от автотранспорта, движущегося по улице Советская.
Цель расчетно-практической работы – дать оценку акустическому режиму территории, в условиях того, что источником шума является автотранспорт, а рассматриваемым участком движения является улица Советская.
Задачи:
· определить шумовую характеристику автотранспортного потока;
· произвести расчет уровней шума в различных точках микрорайона;
· построить картограмма шумового режима обследуемой территории;
· выявить зона акустического (шумового) дискомфорта (т.е. территория, где уровни звука превышают нормативные значения 55 дБа (СНиП 23-03-2003 «Защита от шума»)).
Жизнедеятельность человека в условиях города сопровождается действием на него различных звуков. Слыша звук человек может испытывать самые различные эмоции: радость, страх, беспокойство. Звук как основа речи является средством общения между людьми; музыка, как сложный комплекс звуков, вызывает самые разнообразные ощущения и т.д. Но существует и такая специфическая форма звука, как шум, который в последние десятилетия стал бедствием для человечества.
Под шумом понимается комплекс звуков, неблагоприятно воздействующих на организм человека. Он не только мешает работе и отдыху, но и является причиной многих заболеваний, а также снижения физической и умственной работоспособности человека.
Звук как физическое явление представляет собой волнообразное движение в упругой среде, вызываемое колебательными движениями звучащего тела, и воспринимаемое органами слуха человека. Звук характеризуется уровнем звукового давления (интенсивностью), измеряемым в децибелах (дБ) и частотой колебаний, выраженной в герцах (1 Гц – 1 колебание в секунду). Для определения уровня звукового давления применяются специальные приборы – шумомеры. Шумомер имеет 3 коррекции частотной характеристики, в том числе и шкалу коррекции А, учитывающую понижение слуха человека при низких частотах. Следовательно, шкала А скорректирована таким образом, что шумомером измеряется звуковое давление (в дБА) в частотном диапазоне, воспринимаемом ухом человека.
Отрицательное влияние на здоровье людей оказывают длительные или чрезмерные по интенсивности действия звука (шума). В современных городах его основным источниками являются автотранспортные потоки на улицах и дорогах.
Учитывая свойство автотранспортного потока как источника шума – непрерывность излучения звука из-за расположения в ряд большого числа точечных источников, этот поток рассматривается как линейный источник, излучающий цилиндрические звуковые волны. Вместе с тем характерной особенностью шума, создаваемого транспортным потоком, являются резкие колебания его уровня, обусловленные неоднородностью потока транспортных средств и изменением режима их движения.
Для унификации методов измерений и оценки шума в городской среде разработан международный стандарт ISO 1996/I «Акустика. Описание и измерение шума окружающей среды. Часть I. Основные величины и методики». Этим стандартом установлено, что в качестве исходной величины для описания шумовых режимов в окружающей среде следует использовать эквивалентный уровень звука, выражаемый в дБА. В качестве же шумовой характеристики транспортных потоков в большинстве стран установлен эквивалентный уровень звука на определенном базисном расстоянии от транспортного потока. Так, в нашей стране это расстояние в соответствии с ГОСТ 20444-85 принято равным 7,5 м от оси ближайшей полосы движения транспортных средств до расчетной точки.
Следует подчеркнуть, что в современном урбанизированном обществе шум стал одним из весьма серьезных отрицательных факторов окружающей среды еще и потому, что его вредное влияние усиливается в сочетании с другими неблагоприятными факторами – запыленностью и загазованностью атмосферного и внутреннего воздуха, столь характерными для современной городской среды обитания.
Основным нормативным документом, регламентирующим уровни звука в помещениях зданий и на территориях застройки, методы определения уровней звука в расчетных точках, требования к средствам шумозащиты и др., является СНиП 23-03-2003 «Защита от шума» (далее по тексту СНиП).
Нормы строительного проектирования базируются на обобщении многочисленных натурных и экспериментальных исследований шумовых характеристик транспортных потоков, закономерностей распространения шума в застройке, а также санитарно-гигиенических исследований.
Вместе с тем быстро изменяющиеся условия жизнедеятельности современных городов, соответствующие им изменения материальной структуры и планировки в процессе реконструкции и др. факторы, требуют уточнения трактовки и использования приведенных общих положений применительно к современным условиям
- Определение шумовой характеристики автотранспортного потока.
Исходным моментом для анализа шумового режима участка застройки (группы зданий) является определение шумовой характеристики транспортного потока на прилегающей к территории участка дороге (или дорогах). В данном случае рассматриваются дороги с регулируемым движением автотранспорта, имеющие районное или местное (жилые улицы, внутриквартальные проезды) значение и – соответственно 4-6 и 2-4 полосное движения в обоих направлениях.
На основании обобщения большого массива натурных исследований установлено, что значение шумовой характеристики зависит главным образом от следующих показателей:
- количества проходящих в обоих направлениях автотранспортных средств N, ед/ч;
- средней скорости движения потока V, км/ч;
- доли грузового и общественного транспорта в потоке р, %.
Для рассматриваемых дорог, имеющих продольный уклон не более 20% и асфальтобетонное покрытие, шумовая характеристика LАэкв (дБА) транспортного потока определяется по эмпирической формуле:
LAэкв= 10∙lgN+13,3∙lgV+4∙lg(1+p)+15 (1)
Сложившаяся сегодня транспортная ситуация в крупных городах страны во многом сходна с существующей ситуацией в развитых странах. В связи с этим для определения шумовых характеристик транспортных потоков (в рассматриваемых случаях) представляется целесообразным использовать применяемые за рубежом следующие основные методы определения пропускной способности дорог в зависимости от скоростных режимов и факторов движения.
При беспрепятственном движении автомобилей в первом ряду дороги со средней скоростью V, км/ч пропускная способность этого ряда n1, ед/ч характеризуется следующей зависимостью (табл. 1).
Таблица 1
Зависимость пропускной способности автомобилей первого ряда от средней скорости движения
Средняя скорость движения, км/ч | Пропускная способность n1, ед/ч | Средняя скорость движения, км/ч | Пропускная способность n1, ед/ч |
При этом пропускная способность второго ряда движения принимается в размере 75%, а третьего – 50% от указанных в таблице 1 значений.
Примечание
1. Наличие частых перекрестков приводит к существенному снижению пропускной способности дороги, вплоть до nI= 550 ед/ч, что соответствует средней скорости потока V≈6 км/ч.
2. Если на улице местного значения разрешена стоянка автомобилей, то пропускная способность 2-х полосной дороги составляет 300 ед/ч, а V≈6 км/ч.
(м-4, V= 60 км/ч, р= 15%)
По таблице 1 при заданной средней скорости движения потока пропускная способность первого ряда движения nI = 2120 ед/ч. При 2-х рядном движении в одном направлении общий поток автомобилей составит:
N = 2120 (1+0,75) = 3710 ед/ч, а в обоих направлениях:
N = 2∙3710 = 7420 ед/ч. Подставив известные величины в формулу (1), получим:
LAэкв= 10∙lg7420+13,3∙lg60+4∙lg(1+15)+15= 82,17 дБА
Допустимые уровни звука в помещениях зданий и на территории застройки
Анализ шумового режима застройки предполагает выделение на картограмме зон акустического дискомфорта в помещениях зданий и на участках территории, т.е. зон, где, определяемые расчетом ожидаемые эквивалентные уровни звука, превышают допустимые по санитарно – гигиеническим требованиям. Так как элементами селитебных территорий городских поселений являются группы зданий жилой и смешанной жилой застройки, то соответствующие требования СНиП учитывают функциональное назначение зданий и прилегающих к ним территорий (табл. 2). Приводимые данные относятся к средней величине времени вероятной максимальной акустической нагрузки в дневное время с 7 до 23 часов.
Таблица 2
Допустимые эквивалентные уровни звука в помещениях зданий и на территории застройки LAэкв доп, дБА (с 7 до 23ч)
№ п/п | Помещения и территории | LAэкв доп, дБА |
Жилые комнаты квартир, спальные помещения в детских дошкольных учреждениях и школах – пансионатах, жилые помещения домов- интернатов для престарелых | ||
Жилые комнаты общежитий и номера гостиниц | ||
Рабочие помещения управлений, конструкторских и проектных организаций | ||
Залы кафе, ресторанов и т.п. | ||
Торговые залы магазинов, спортзалы | ||
Уличные территории, непосредственно прилегающие к жилым домам, обращенным в сторону источников транспортного шума | ||
Площадки для отдыха в группе жилой застройки, территории детских дошкольных учреждений и школ | ||
Спортивные площадки в группе жилой или смешанной застройки |
Для обеспечения указанных требований используется комплекс различных мероприятий: архитектурно-планировочных, конструктивно-защитных, технических, организационных и др. Это позволит ориентироваться в основных направлениях оптимизации акустического режима застройки.
- Методы расчета ожидаемых уровней звука в расчетных точках
3.1. Общие формулы для определения уровня звука в расчетных точках:
- С учетом расположения источника шума и расчетных точек расчет ожидаемых уровней звука на территории (в дБА) производится по формуле:
LAтер= LAэкв – ∆LАрас – ∆LАзел –∆LАэкр (2),
где
LAэкв – шумовая характеристика транспортного потока, дБА;
∆LАрас –снижение уровня звука над поверхностью земли за счет расстояния от источника шума да расчетной точки, дБА;
∆LАзел – снижение уровня звука полосами зеленых насаждений, дБА;
∆LАэкр – снижение уровня звука экранирующими шум сооружениями, дБА.
2. Если источник шума расположен на прилегающей к защищаемому зданию территории, а шум проникает через ограждающие конструкции в изолируемое помещение, где расположены расчетные точки, то ожидаемые уровни звука в этом помещении определяются по формуле:
LAпом = LAтер2 – RАок – ∆LАобс , (3)
где
LAтер2 – уровень звука на территории на расстоянии 2 м от центра ограждающей конструкции окна защищаемого от шума здания, дБА, определенный по формуле (2), но без учета снижения уровня звука полосами зеленых насаждений;
RАок – снижение уровня звука конструкцией окна защищаемого от шума объекта, дБА (см. раздел 3.4);
∆LАобс – снижение уровня звука в помещении за счет его поглощения обстановкой, дБА. Это явление имеет реальную физическую основу, но его величина зависит от функционального назначения помещения и многих прочих факторов. Для жилых помещений зданий массовой застройки эту величину принято считать равной 3 дБА.
Распространение шума на территории застройки – сложный процесс характеризующийся такими явлениями, как дивергенция, интерференция, дифракция, рефракция, рассеяние, поглощение звука элементами внешней среды и др. Все эти явления оказывают определенное влияние на звуковое поле застройки и должны учитываться при его расчете. Особого рассмотрения требуют закономерности распространения звуковых волн таких типичных комплексных источников шума на территории жилой застройки, как транспортные потоки.
3.2 Особенности определения величин ∆LAрас и ∆LAзел
В реальных условиях застройки целесообразно использовать эмпирическую зависимость, полученную на основе статистической обработки большого количества результатов натурных исследований по распространению шума на примагистральных территориях с типичными покрытиями. Она учитывает зависимость снижения эквивалентного уровня звука при свободном распространении звуковой энергии, влияние поверхности примагистральной территории и поглощение звука в воздухе. Снижение эквивалентного уровня звука транспортного потока на расстояниях 7,5 – 500 м под влиянием этих факторов определяется по следующей формуле (которая в этом диапазоне учитывается в действующем СНиП):
∆LAрас =14 lg (S/7,5), (4)
где
S, м – расстояние от источника шума до расчетной точки, расположенной на примагистральной территории или перед фасадами зданий, представляющими так называемый первый эшелон застройки, подверженный наиболее значительному акустическому воздействию.
На рисунке 1 показано построение треугольников видимости для трех расчетных точек (1,2,3). Треугольники являются равнобедренными, их высота - X, м, а основание - l, м. При построении треугольника косого видения дороги (расчетные точки 2,3) соблюдалось равенство отрезков aa' и bb' (точка 2), а также сс' и dd' (точка 3).
Величина снижения эквивалентного уровня звука (в дБА) для i-той расчетной точки территории в данном случае определяется с учетом величин xi и li:
∆LAрас i =ξ14 lg (xi/7,5) (5)
где ξ = 1 + 0,185(xi/li – 0,3) при 3≥ xi/li ≥0,3 (6)
ξ = 1,5 + 0,04 (xi/li – 3) при 8≥ xi/li ≥3 (7)
Расчет величин ∆LAрас I изображен на рис.1 и отражен в таблице 3.
Таблица 3
Снижение эквивалентного уровня звука
Расчетная точка | xi | li | xi/li | Коэф. ξ | 14∙ lg (xi/7,5) | ∆LAрасi, дБА |
РТ1 | 46,61 | 24,51 | 1,90 | 1,30 | 11,11 | 14,43 |
РТ2 | 40,43 | 17,98 | 2,25 | 1,47 | 10,24 | 15,05 |
РТ3 | 40,43 | 17,98 | 2,25 | 1,47 | 10,24 | 15,05 |
Ξ (1) = 1 + 0,185(1,90– 0,3) = 1,30;
ξ(2) = 1,5 + 0,04 (2,25 – 3) = 1,47;
ξ(3) = 1,5 + 0,04 (2,25 – 3) = 1,47;
∆LAрас 1 = ξ14 lg (xi/7,5) = 1,30*11,11 =14,43;
∆LAрас 2 = ξ14 lg (xi/7,5) = 1,47*10,24 =15,05;
∆LAрас 3 = ξ14 lg (xi/7,5) = 1,47 *10,24 = 15,05.
На распространение звуковых волн в приземном пространстве определенное влияние оказывают зеленые насаждения. Роль растительности типа травы в затухании звука заключается лишь в изменении структуры верхнего слоя почвы, повышения степени ее пористости. Зеленые насаждения в виде деревьев и кустарников наряду с изменением структуры почвы (ведущем к изменению ее импеданса) служат своеобразными рассеивателями и поглотителями звуковой энергии.
Целесообразно принять ориентировочные значения снижения уровня звука полосами зеленых насаждений в городах ∆LАзел, приведенные в таблице 4 (там же в скобках показано снижение уровня звука с учетом его затухания в воздушном пространстве по ширине зеленой полосы, что приведено в СНиП)
Таблица 4
Снижение шума специальными полосами зеленых насаждений
Полоса зеленых насаждений | Ширина полосы, м | Снижение уровня звука ∆LАзел , дБА |
Однорядная при шахматной посадке деревьев внутри полосы | 10-15 | 0-1 (4-5) |
3.3 Расчет величин ∆LAэкр
Снижение уровня звука за экранирующими шум сооружениями ∆LAэкр, расположенными на пути распространения шума от линейного источника определяется следующим образом:
а) вычерчивают в произвольном масштабе принципиальную схему (в разрезе) расположения источника шума, экранирующего шум сооружения (в данном случае – здания) и расчетной точки (рис. 2а). Источник шума следует изображать точкой ИШ, взятой на оси, наиболее удаленной от расчетной точки полосы движения транспорта, на высоте 1,2 м от поверхности проезжей части;
б) графическим (или расчетным по геометрическим формулам) определяют следующие расстоянии в метрах: а – между источником шума и вершиной экрана, b - между расчетной точкой и вершиной экрана и с – между источником шума и расчетной точкой;
в) разность длин путей прохождения звукового луча δ в метрах рассчитывается по формуле δ= (а+b) – c
δ= (а+b) – c= (28 + 48,7)-57,5 =19,2 м
г) в зависимости от разности длин путей звукового луча по таблице 5 определяют максимальное снижение уровня звука ∆LAэкр max , обеспечиваемое экраном, полностью изолирующим расчетную точку от проникания шума с боковых сторон экрана (что практически достигается при условии α1=α2 = 85º);
Таблица 5
Максимальное снижение шума экраном
δ, м | 0,005 | 0,01 | 0,02 | 0,04 | 0,06 | 0,1 | 0,14 | 0,2 | 0,28 | 0,36 | ||||||||
∆LAэкрmax, дБА | ||||||||||||||||||
δ, м | 0,48 | 0,63 | 0,83 | 1,0 | 1,4 | 1,8 | 2,4 | 3,3 | ≥6 | |||||||||
∆LAэкрmax, дБА | ||||||||||||||||||
∆LAэкр max = 24 дБА.
д) вычерчивают в произвольном масштабе принципиальную схему расположения в плане расчетной точки и экрана (рис. 2б);
е) опускают перпендикуляр из расчетной точки на экран и соединяют прямыми линиями расчетную точку с концами экрана;
ж) определяют в градусах углы α1 и α2 между перпендикулярами и линиями, соединяющими расчетную точку с краями экрана;
(а)
(б)
Рис.2Расчетная схема для определения снижения уровня звука экраном – зданием.
з) действительное снижение уровня звука экраном в расчетной точке следует определять по формуле:
∆LAэкр =∆LAэкр α + Λ (8)
где ∆LAэкр α - меньшая из величин ∆LAэкр α1 и ∆LAэкр α2, дБА, определяемых по таблице 6; Λ – поправка, дБА, определяемая по таблице 7 в зависимости от разных величин ∆LAэкр α1 и ∆LAэкр α2.
Таблица 6
Снижение шума за экраном в зависимости от углов α1 и α2
∆LAэкр max , дБА | Снижение уровня звука экраном ∆LAэкр α1, дБА при α1=α2 , град | |||||||||
50 | 55 | 60 | 70 | 75 | 85 | |||||
1,2 | 1,7 | 2,3 | 3,0 | 3,8 | 4,5 | 5,1 | 5,7 | 6,1 | ||
1,7 | 2,3 | 3,0 | 4,0 | 4,8 | 5,6 | 6,5 | 7,4 | 8,0 | ||
2,2 | 2,9 | 3,8 | 4,8 | 5,8 | 6,8 | 7,8 | 9,0 | 10,1 | ||
2,4 | 3,1 | 4,0 | 5,1 | 6,2 | 7,6 | 8,8 | 10,2 | 11,7 | ||
2,6 | 3,4 | 4,3 | 5,4 | 6,7 | 8,1 | 9,7 | 11,3 | 13,5 | ||
2,8 | 3,6 | 4,5 | 5,7 | 7,0 | 8,6 | 10,4 | 12,4 | 15,0 | ||
2,9 | 3,7 | 4,7 | 5,9 | 7,3 | 9,0 | 10,8 | 13,0 | 16,8 | ||
3,1 | 3,9 | 4,9 | 6,1 | 7,6 | 9,4 | 11,3 | 13,7 | 18,7 | ||
3,3 | 4,1 | 5,1 | 6,3 | 7,9 | 9,8 | 11,9 | 14,5 | 20,7 | ||
3,5 | 4,3 | 5,3 | 6,5 | 8,2 | 10,2 | 12,6 | 15,4 | 22,6 | ||
Согласно таблице 6: ∆LAэкр1=3,5 дБА (32), а ∆LAэкр2=8,2 дБА(61).
Таблица 7
Снижение шума в зависимости от величин ∆LAэкр α1 и ∆LAэкр α2
Разн. между ∆LAэкр α 1 и ∆LAэкр α 2 | ||||||||||||
Поправка Λ, дБА | 0,8 | 1,5 | 2,4 | 2,6 | 2,8 | 2,9 | 2,9 |
Согласно таблице 7: ∆LAэкр α1 - ∆LAэкр α2 =8,2 – 3,5 = 4,7;
Λ= 2 дБА.
В соответствии с формулой (8) и данными таблице 7 , получим:
∆LAэкр=3,5+2=5,5 дБА.
Для окна, расположенного в середине здания, α1≈α2 ≈93º. Поэтому
∆LAэкр=8,2 +0=8,2 дБА.
Учитывая величину ∆LAрас =14 lg (57,5 /7,5)≈ 12 дБА, получим, снижение уровня звука от источника шума с учетом факторов расстояния и экранирования здания для первого из рассмотренных окон на 3,5+12=15,5 дБА, а для второго: 8,2+12 =20,2 дБА.
4. Результаты определение шумовой характеристики транспортного потока
Ожидаемый уровень звука в расчетной точке на территории (дБА) вычисляется по формуле:
LAтер= LAэкв – ∆LАрас – ∆LАзел –∆LАэкр (2),
где
LAэкв – шумовая характеристика транспортного потока, дБА;
∆LАрас –снижение уровня звука над поверхностью земли за счет расстояния от источника шума да расчетной точки, дБА;
∆LАзел – снижение уровня звука полосами зеленых насаждений, дБА;
∆LАэкр – снижение уровня звука экранирующими шум сооружениями, дБА.
№ РТ | LAэкв, дБА | ∆LAрасi, дБА | ∆LАзел, дБА | ∆LAэкр, дБА | LAтер, дБА |
82,17 | 14,43 | 67,74 | |||
15,05 | 8,2 | 58,92 | |||
15,05 | 8,2 | 58,92 |
Вывод
На данной территории выполнен расчет уровней шума от транспортного потока.
На основании выполненных расчетов представлена зона шумового дискомфорта.
Измеренные уровни звука:
В двух расчетных точках значения превышают допустимые показатели, приведенные в СН, для дневного временя суток (58,92дБ). Необходимо провести мероприятия по защите от шумового загрязнения.
Для снижения уровней звукового давления воздушного шума используют следующие мероприятия:
а) снижение уровня звуковой мощности источников шума.Этого достигают п р и помощи совершенных с акустической точки зрения вентиляторов и концевых приспособлений, используя рациональный режим их работы;
б) снижение уровня звуковой мощности по пути распространения звука путем оборудования глушителей, рациональной планировки зданий, применения звукоизоляционных конструкций с повышенной звукоизоляцией (стены, пере крытия, окна, двери) и звукопоглощающих конструкций в помещениях с источниками шума;
в) изменение акустических свойств помещения, в котором расположена расчетная точка, путем увеличения звукопоглощения (применение звукопоглощающего покрытия и искусственных звукопоглотителей).
Возможные для рассматриваемой территории варианты:
· устройство древесно-кустарниковой полосы;
· применение шумозащитных экранов, насыпей;
Из-за существующей ныне застройки территории возможны лишь установка экранов или устройство экранов. Однако данные мероприятия не будут способствовать снижению уровня шума до допустимого.
Единственными способами по-прежнему остаются звукоизоляция ограждающих конструкций (по возможности) и установка шумозащитных окон.
Используемая литература
- Защита от шума в градостроительстве/ Г.Л. Осипов, В.Е. Коробков, А.А. Климухин и др./ Под ред. Г.Л. Осипова. – М.: Стройиздат, 1993. – 96с.
- Щербина Е.В., Ковальская А.И., Маршалкович А.С. Оценка влияния автотранспортных потоков на шумовой режим городской среды / Учебн. пособие. – М.:МГСУ, – 2013. – 71 с.
- Маршалкович А.С., Афонина М.И. Экология городской среды [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие; Минобрнауки РФ, Моск. гос. строит. ун-т. – М.:МГСУ, – 2015. –129 с. 1 электр. опт. диск (CD-ROM). Режим доступа: http: // www. iprbookshop
- Хомич В.А. Экология городской среды: Учебное пособие. – М.: Изд-во АСВ, 2006. – 240 с.
- Предтеченский М.В., Шубина Е.В. Акустические экраны-стенки: Учебн.пос./ Моск. Гос. Строит. Ун-т. – М.: МГСУ, 2003. – 60 с.
- СНиП 23-03-2003 «Защита от шума».
- ГОСТ 20444-85 «Шум. Потоки транспорта. Методы определения шумовой характеристики».
- Пособие к МГСН 2.04-97 «Проектирование защиты от транспортного шума и вибрации жилых и общественных зданий». Утверждено указанием №35 Москомархитектуры от 24.08.99.