Модификации газ-53-12 и их конструктивные особенности

На базе ГАЗ-53-12 были разработаны шасси для специализированных автомобилей, самосвалов и автобусов, армейская вариация ГАЗ-53-12-16 и их экспортные варианты, по комплектации и конструкции идентичные своим аналогам, производившимся на базе ГАЗ-53А. Первоначально заводом выпускались сконструированные в 1982 году обычные шасси ГАЗ-53-12 (заводское обозначение ГАЗ-53-12-1010) и самосвальные шасси ГАЗ-53-14, грузоподъёмность (т. е. масса специального кузова и полезного груза) которых составляла 4000 кг. В первой половине 1983-го на конвейер также были поставлены усиленные шасси ГАЗ-53-12-01 (заводское обозначение ГАЗ-53-12-01-1010) и ГАЗ-53-14-01, рассчитанные на грузоподъёмность 4500 кг. Шасси ГАЗ-53-12 и ГАЗ-53-14 были сняты с производства в конце 1985 года.

С 1983-го по 1992 гг. завод изготовлял ГАЗ-53-12-40 – удлинённое шасси с оперением, предназначенное для поставок в основном Курганскому автобусному заводу для монтажа кузовов модернизированных автобусов КАвЗ-685М, а затем КАвЗ-3270и КАвЗ-3271. В небольших количествах оно поставлялось на Семёновский и Токмакский авторемонтные заводы для производства на его базе моделей САрЗ-3270 и ТАрЗ-002В.

С 1989 года ГАЗ также наладил производство модернизированного шасси ГАЗ-53-12-42, отличавшегося от предыдущего новой рулевой колонкой с карданным валом с шарниром неравных угловых скоростей от автомобиля ГАЗ-3307и новым приборным щитком.

Наряду с обычными, выпускались газобаллонные и экспортные варианты упомянутых моделей, а также шасси для автобусов, предназначенных для эксплуатации в районах Крайнего Севера.

С 1984-го по 1993 гг. выпускались газобаллонные версии ГАЗ-53-12 – ГАЗ-53-19 и ГАЗ-53-27. ГАЗ-53-19 представлял собой модификацию ГАЗ-53-12 для работы на сжиженном нефтяном газе и бензине А-76.

На автомобиль устанавливался двигатель модели ЗМЗ-53-18 (базовый ЗМЗ-53-11, конвертированный для работы на СНГ) со степенью сжатия 6,7, мощностью 105 л.с. (77,2 кВт) при 3200 об/мин и максимальным крутящим моментом 26 кГм при 1750-2250 об/мин.

В состав газового оборудования входили:

– газовый баллон 111.4401011 с полезным объёмом 170 л (полный – 190,4 л), на котором монтировались наполнительный и два расходных вентиля (паровой и жидкой фазы) со скоростными клапанами, контрольный вентиль максимального заполнения баллона при заправке, датчик указателя уровня сжиженного газа и предохранительный клапан;

– испаритель газа жидкостный;

– двухступенчатый газовый редуктор низкого давления РЗАА 111.4404010 с дозирующе-экономайзерным устройством, сетчатым фильтром и датчиком давления ММ358;

– карбюратор-смеситель К-126БГ;

– переключатель вида топлива П20-А2;

– электромагнитный магистральный запорный клапан РС33601 со сменным войлочным фильтром;

– электромагнитный клапан бензинового фильтра тонкой очистки топлива РС33601;

– манометр УК130;

– указатель уровня сжиженного газа в баллоне;

– газовая арматура (трубопроводы и соединительные детали).

Газовый и бензиновый топливные фильтры снабжались одинаковыми электромагнитными клапанами РС33601 для отключения подачи газа или бензина с места водителя при помощи переключателя вида топлива.

Аналогично ГАЗ-53-07 газовый баллон крепился хомутами к трём кронштейнам, расположенным на левом лонжероне рамы, испаритель и газовый редуктор монтировались в моторном отсеке, датчик давления – в первой ступени газового редуктора, манометр, указатель уровня газа и переключатель вида топлива – на панели приборов. Инструментальный ящик крепился к основанию платформы в её левой задней части.

ГАЗ-53-27 – модификация ГАЗ-53-12 для работы на сжатом природном газе и бензине А-76. На автомобиль устанавливался двигатель модели ЗМЗ-53-27 (базовый ЗМЗ-53-11, конвертированный для работы на СПГ) со степенью сжатия 6,7, мощностью 100 л.с. (73,5 кВт) при 3200 об/мин и максимальным крутящим моментом 24 кГм при 1750-2250 об/мин.

В состав газового оборудования входили:

– семь газовых баллонов из легированной или углеродистой стали ёмкостью по 50 л (полный объём заправки газом – 70 м3), на которых монтировались наполнительный вентиль ВВ-73 (на втором баллоне) и расходный вентиль ВК-74 (на первом баллоне);

– подогреватель газа, задействованный от выпускной системы двигателя;

– одноступенчатый редуктор высокого давления БМО-80-1;

– двухступенчатый газовый редуктор низкого давления РЗАА 116.4404010-30 с дозирующе-экономайзерным устройством, сетчатым фильтром и датчиком давления ММ358;

– карбюратор-смеситель К-126БГ;

– переключатель вида топлива П20-А2;

– манометр низкого давления УК130 на 6 кгс/см2 (ставился на панели приборов);

– манометр высокого давления МТ-1-250 на 250 кгс/см2 (ставился на втором баллоне);

– электромагнитный магистральный запорный клапан РС33601 со сменным войлочным фильтром;

– электромагнитный клапан бензинового фильтра тонкой очистки топлива РС33601;

– пусковой электромагнитный клапан;

– газовая арматура (трубопроводы и соединительные детали).

Как и на ГАЗ-53-19 газовый и бензиновый топливные фильтры снабжались одними и теми же электромагнитными клапанами РС33601 для отключения подачи газа или бензина с места водителя при помощи переключателя вида топлива.

Газовые баллоны, размещались под платформой: четыре за кабиной поперёк рамы, три вдоль рамы в задней её части. Держатель запасного колеса переместился под раму в заднюю часть автомобиля.

Газовый редуктор низкого давления, испаритель и запорный клапан монтировались в моторном отсеке, подогреватель и редуктор высокого давления – на левом лонжероне рамы, датчик давления – в первой ступени газового редуктора, переключатель вида топлива – на панели приборов.

На всех газобаллонных модификациях семейства ГАЗ-53-12 в целях повышения безопасности устанавливалась удлинённая выхлопная труба глушителя с изогнутым вниз концом. Инструментальные ящики грузовиков располагались в задней части платформы.

Наши рекомендации